Анафора - это фигура речи. Анафора, эпифора и другие стилистические фигуры Что таоке анафора
Анафора может располагаться в начале полустиший ("Город
пышный, город
бедный"), строк ("Она не
страшилась возмездия, Она не
боялась утрат"), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов, "Когда волнуется"; Фет, "Это утро, радость эта" и т. д.). Особенно ярко анафоры построения выступают на примере амебейной композиции*
. Анафорой называют также стихотворение, все слова которого начинаются одним и тем же звуком, например:
*
Амебейная композиция
– широко распространенный (особенно в народной поэзии) прием композиционного параллелизма, заключающийся в том, что стихотворение, в котором применена амебейная композиция, имеет двучленный характер: распадается на два, параллельно развивающиеся ряда, причем периоды, входящие в эти ряды, также обычно парны, например:
"А мы просо сеяли, сеяли,
Ой, дид ладо, сеяли, сеяли.
А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой, дид ладо, вытопчем, вытопчем".
Параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена одинаковым началом их (анафора).
Фрагмент из поэмы И.Исаева "Суд памяти":
|
Термин «анафора» переводится с греческого языка буквально как «вынесение вперед», «восхождение».
Анафора
– одна из стилистических фигур речи, характеризующаяся единым началом, повтором определенных слов или звуков в начале строфы, стиха или полустишия.
«Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…
(А. Блок)
Анафора как любой стилистический повтор делает стихотворение более острым и выразительным, служит своеобразным лейтмотивом текста и является своеобразным голосом поэта, помогает понять его душевное, эмоциональное состояние. Также этот троп нужен для смыслового подчеркивания мыслей, которые кажутся наиболее значимыми, для объединения в единое целое конструкций, отличающихся синтаксическим строением.
Это не только стихотворный приём, анафора встречается и в прозе – в повторениях частей сложных предложений, фраз, абзацев. Например:
«Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света». (Л. Толстой)
Примеры анафоры из литературы.
В языке существует несколько видов анафоры:
- Звуковая – повторение одинаковых сочетаний звуков:
«Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища».
(А. Пушкин)
- Морфемная, когда повторяются отдельные морфемы:
«И вспрыснуты они святой водой;
И все священники в собранье:
Чтоб день и ночь душе на упокой
Свершать во храме поминанье».
(В. Жуковский)
- Лексическая – в ней происходит повтор отдельных лексем:
«Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа».
(Ф. Тютчев)
- Синтаксическая представляет собой повтор одинаковых по строению конструкций:
«Быть может, вся Природа – мозаика цветов?
Быть может, вся Природа – различность голосов?»
(К. Бальмонт)
- Строфическая встречается в начале каждой стихотворной строфы:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…»
(А. Пушкин)
В литературе
встречается также строфико-синтактический вид анафоры, совмещающий признаки двух последних.
Подобные примеры можно встретить в творчестве и других поэтов, в фольклорных произведениях.
Что такое анафора
можно узнать из языковедческих и литературных справочников и в Интернете.
(30
голосов
: 4.5
из 5
)
- проф.
- Хуан Матеос и Роберт Тафт
- проф. Н.Д. Успенский
- А.В. Белоусов
Ана́фора
(от греч. ἀναφορά - возношение) - 1) центральная молитва Божественной ; нередко называемая евхаристическим каноном, содержащая благодарения Богу и прошение совершить чудо преложения хлеба и вина в ; 2) (иногда) вся Литургия верных.
Свое название – «Ана
молитва
В греческих и славянских рукописях иногда анафорой обозначается вся литургия верных.
Общее замечание
Смысловым центром каждой евхаристической (полной) Литургии (святых , ап. Иакова и других) является таинство Евхаристии («Благодарения»), а центром текстуальным – , или молитва евхаристической Анафоры
, читаемая архиереем или священником над хлебом
и вином
, приготовленными особым образом на Проскомидии, предваряющей совершение этого основного христианского богослужения. Свое название – «Ана
фора» (в переводе с греческого «возношение»), молитва
получила оттого, что во время ее чтения священнослужители «возносят» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу.
Анафора, иначе именуемая Евхаристическим каноном,
– «самый древний элемент богослужения всех Церквей» (иером. М. Арранц). У христиан византийской богослужебной традиции, к которым принадлежим и мы, слово «Анафора» у
же, чем слово «Литургия». Анафора начинается от обращения (приглашения) священника к молящимся: «Благодарим Господа» – и заканчивается прославлением Божественного Имени и утверждением «Аминь». «Литургия» содержит всё чинопоследование (весь текст) этого богослужения, включая внеанафоральные элементы до и после Евхаристического канона.
В настоящее время, вопреки изначальной традиции, Анафора
в основном читается священником в алтаре «тайно» (звучат лишь немногие, вырванные из контекста, тирады). А это лишает верующий народ активного, как в Древней Церкви, участия в Евхаристии. Человек может всю жизнь ходить в храм, но пребывать в полном неведении о важнейшей
богослужебной молитве; между тем, знание ее текста абсолютно необходимо христианину для осмысленного восприятия Литургии. Непосредственно перед началом анафоры – с возгласом «Станем до
бре!..» – в нашем храме зажигают «большой свет», а по ее окончании – гасят (спасибо и за это указание). Это хороший видимый ориентир при чтении текста анафоры. Жирным шрифтом отмечены громко звучащие возгласы; серым цветом выделены позднейшие вставки и дополнения, которых нет в древнем авторском тексте анафоры св. ; в квадратных и круглых скобках – редакторские научные заголовки и пояснения, отсутствующие, разумеется, в богослужебном тексте Литургии.
(по современному Служебнику)
[Диалог перед анафорой (призыв к совершению Таинства после пения Символа веры):] Диак
.: Станем до
бре,
станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приноси
ти! Лик
:
Милость мира, жертву хваления. Свящ.:
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы
(любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа бу
ди со всеми вами.
Лик:
И со духом твоим. Свящ.:
Горе
име
им сердца
. Лик:
И
мамы ко Господу. Свящ.:
Благодарим Господа.
Лик:
Достойно и праведно! есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.
Свящ.:
Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего; Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый, такожде Сый; Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя
, до
ндеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о Службе (греч. Литургии) сей, ю
же от рук наших прия
ти изволил еси, а
ще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии, (возглашает:)
победную песнь поюща, вопиюща, взывающа и глаголюща!
Лик:
Свят, свят, свят, Господь Саваоф! исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.
Свящ.:
С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси
и пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси
и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси
, я
коже Сына Твоего Единородного да
ти, да всяк ве
руяй в Него не погибнет, но и
мать живот вечный: И
же пришед, и все е
же о нас смотрение исполнив, в нощь, в ню
же предая
шеся, па
че же Сам Себе предаяше за мирски
й живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде
святым Своим учеником и апостолом, рек [возглашает «установительные слова» Господа на Тайной вечере]:
Приими
те, яди
те, сие есть Тело Мое, е
же за вы ломимое во оставление грехов!
Лик:
Аминь. Свящ.:
Подо
бне и чашу по вечери, глаго
ля:Пийте от нея
вси, сия
есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за мно
ги изливаемая во оставление грехов!
Лик:
Аминь.
Свящ.:
Поминающе у
бо ныне спасительную сию заповедь, и вся, я
же о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесну
ю седе
ние, второе и славное паки пришествие (возглашает):
Твоя от Твоих, Тебе принося
ща о всех и за вся!
Лик:
Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.
Свящ.:
Еще
приносим Ти словесную сию и безкровную Службу (Литургию), и просим, и молим, и мили ся деем: низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежа
щыя Дары сия, [свящ. и диак. читают:
Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа… Сердце чисто созижди… Не отвержи мене… – Тропарь III
-го Часа и стихи 50-го псалма; это славянская интерполяция с начала XV
в., чуждая изначальному тексту анафоры; у греков ее нет.] Диак.:
Благослови, влады
ко, святы
й хлеб. Свящ.:
и сотвори у
бо хлеб сей честно
е Тело Христа Твоего. Диак.:
Аминь. Благослови, владыко, святую чашу. Свящ.:
А е
же в чаши сей, честну
ю Кровь Христа Твоего. Диак.:
Аминь. Благослови, владыко, обоя
. Свящ.:
Преложи
в Духом Твоим Святым. Диак.:
Аминь, аминь, аминь.
Свящ.:
Яко же быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение. (Здесь священник молится, чтобы причастники обрели в Святых Дарах душевное трезвение, оставление грехов, общение со Святым Духом, наступление Царства Небесного и чтобы дерзновенное приближение к Богу не вменилось им во осуждение).
Свящ.:
Еще
приносим Ти словесную сию Службу о и
же в вере почивших: пра
отцех, отце
х, патриа
рсех, проро
цех, апо
столех, пропове
дницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, возде
ржницех, и о всяком ду
се праведнем, в вере скончавшемся, (возглашает:)
изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии!
(Свящ. приносит ходатайство о патриархах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках и особенно «изрядно» – о Богородице.) Лик:
Достойно есть яко воистину… (поется всем известный Богородичный гимн).
Свящ.:
О святе
м Иоанне проро
це… ( о Церкви, о богохранимой стране нашей, о гражданских властях; затем священник возглашает:)
В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего (имярек)
, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и господина нашего (Высоко)преосвященнейшего
(имя и титул правящего архиерея
), их же даруй Святым Твоим церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея
истины!
Лик:
И всех и вся.
Свящ.:
Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и страну, и верою живущих в них. (И далее следует поминовение плавающих, путешествующих, болящих и страждущих, плененных
…; поминает также поименно всех, кого хочет, и в завершение
возглашает:)
И даждь нам еди
неми усты и еди
нем сердцем сла
вити и воспевати пречестно
е и великоле
пое Имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!
(Конечное славословие Божественного Имени – и окончание анафоры
). Лик:
Аминь. (Повернувшись к народу лицом, невидимый за алтарной завесой, священник громко благословляет народ:)
И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами!
Лик: И со духом твоим.
(В нашем храме гаснет «большой» свет.)
Префацио
:
Санктус
, который переходит к искупительным подвигам Иисуса Христа, описанию Тайной вечери с «установительными словами». Далее (анамнесис
) воспоминаются претерпленные Им крест, погребение, воскресение, вознесение, седение одесную Отца и возносится наше благодарение (евхаристия) («Твоя от Твоих…!»).
Эпиклезис
начинается с повторения идеи приношения («Еще
приносим»), затем следует усердное призывание Святого Духа ради «преложения» Св. Даров и освящения верных, их вкушающих.
В интерцессионес
у
се (духе) праведном»); особое воспоминание Богоматери («Изрядно о Пресвяте
й…»), Иоанна Предтечи, апостолов, всех святых, поминание Церкви небесной и земной, иерархии, клира, властей, страны, града и всех людей. Это – остатки древних диптихов, читавшихся дьяконом во время совершения священником анафоры, а затем вошедших в ее текст. Длинный ряд поминовений «всех и вся» завершается громким славословием Имени Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, – что символизирует особую близость христиан к Богу.
Лит.:
Арранц М., иером.
Евхаристия Востока и Запада. 2-е изд. Рим, 1998 (приведена основная библиография).
Анафора святого Иоанна Златоуста
(по греческому Евхологию «
Barberini
gr
. 336»,
VIII
в.)
Общие замечания
Смысловым центром каждой так называемой «полной» Литургии (то есть имеющей Евхаристический канон) – свв. Иоанна Златоуста, ап. Иакова и других – является таинство Евхаристии (греческоеЭвхаристи
а
– буквально значит «Благодарение»), а центром текстуальным – молитва евхаристической анафоры, читаемая предстоятелем (архиереем или священником) над хлебом и вином, приготовленными особым образом на Проскомидии, предваряющей совершение этого основного христианского богослужения. В настоящее время, вопреки изначальной традиции, Анафора читается «тайно», что лишает верующий народ активного, как в Древней Церкви, участия в Евхаристии. Во всяком случае, знание ее текста абсолютно необходимо каждому христианину для осмысленного восприятия Литургии. Свое название – «Анафора» («Возношение»), молитва получила от того, что во время ее чтения священник «возносит» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу. [Об Анафоре (и Литургии) в целом см.:
Анафора. (Опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. М., 1975. № 13; Арранц М.
Евхаристия Востока и Запада. 2-е изд. Рим, 1998 (приведена основная библиография)].
Анафора
, иначе именуемая Евхаристическим каноном
– самый древний элемент богослужения всех Церквей. При этом следует учитывать, что у христиан византийской традиции (к которой принадлежим и мы, славяне) слово анафора у
же, чем слово Литургия
. Анафора начинается от обращения (приглашения) священника к молящимся: «Благодарим Господа» – и заканчивается прославлением Божественного Имени и утверждением «Аминь»! «Литургия» содержит всё чинопоследование (текст) этого богослужения, включая внеанафоральные элементы до и после евхаристического канона. До (1652–1658), стремившегося максимально приблизить русский богослужебный обиход к любезному его сердцу греческому, вместо слова «Литургия» чаще употреблялся его не совсем точный русский перевод – «(Божественная) Служба». Поскольку же терминыЕвхаристия, Анафора, Литургия, Таинство Тела
и Крови
и другие обозначают различные аспекты одного и того же евхаристического служения, то они могут употребляться в литургической литературе в качестве синонимов.
Евхаристия – таинство Тела и Крови Господа, – установленная Им на Тайной Вечере, совершалась затем Его апостолами и позднейшими христианами «в воспоминание» этого события (), – то есть в соединении с вечерней трапезой, в завершение которой над преломляемым хлебом и чашей произносились славословия и благодарения. Поэтому древнейшие анафоры (II
–III
вв.), известные науке, носят название анафор трапезного типа.
Начиная со II
-го века происходит отделение Евхаристии от вечерней трапезы и перенесение ее на утро. В книге Завещания (II
–III
вв.) встречаем реальную службу: «хваление зари», чтения из Писания и евхаристию. В IV
столетии в Антиохии отдельные элементы Анафоры – «хвалебные, жертвенные и трапезные – перерабатываются великими литургистами-богословами, и создаются классические анафоры антиохийского типа, которые, отвечая греческому вкусу эпохи, являются литературными шедеврами и в то же время очень глубокими богословскими трактатами. Такому типу принадлежат анафоры VIII
-й книги Апостольских постановлений, св. Иакова, св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста и еще несколько десятков на греческом, сирийском, коптском, армянском и эфиопском языках» (иером. М. Арранц).
Этот процесс формирования композиционно и логически связной молитвы-анафоры протекал под знаком выкристаллизации элементов, которые в дальнейшем получили значение непременных в анафоре, а в литургической науке стали известны под названиями: префа
цио (praefacio), ана
мнесис (ajnavmnesi§), епи
клесис (ejpivklesi§) и интерцессио
нес (intercessiones), то естьвведение
, воспоминание
, призывание
и ходайства
.
Приводимая здесь Анафора заимствована из древнейшего сохранившегося греческого (византийского) Служебника (Евхология), известного в науке как «Евхологий Барберини 336»,
VIII
в., и хранящегося в Ватиканской библиотеке. Русский перевод (не всегда точный) см.: Собрание древних Литургий Восточных и Западных в переводе на русский язык. Вып. 2. СПб, 1875 (репринт: М., 1998). С. 124–129. Для настоящего занятия этот перевод выправлен по критическому изданию текста рукописи: L
’Eucologio Barberini gr. 336 (ff. 1–263) / Edizione a cura di S. Parenti ed. E. Velkovska. Roma, 1995, p. 31–38; Арранц М., иером.
Избранные сочинения по литургике. Т. III
. Евхологий Константинополя в начале XI
в. Рим–М., 2003. С. 569–575.
Писцо
вые уставны
е ремарки и заголовки набраны курсивом; в угловых скобках – подразумеваемый
Евхологием текст, не приведенный писцом ради экономии места (то же – многоточием без всяких скобок). Внесенные нами в текст современные заголовки и учебно-методические пояснения (разумеется, отсутствующие в рукописи) заключены в квадратные скобки. Сравните этот древнейший сохранившийся греческий текст Анафоры св. Иоанна Златоуста с текстом его же Анафоры в древнейшем (из сохранившихся) русском Служебнике: по изданию: Рубан Ю
. Служебник Варлаама Хутынского (ГИМ, Син. 604/343, конец XII
– начало XIII
в.): (Описание, тексты, комментарии). – Euchologion («Sluzebnik») Sancti Barlaami Chutynensis, finis XII
– initium XIII
seculi. – Museum Historicum Nationale (Mosquae). Sectio librorum manuscriptorum. Collectio synodalis, n 604/343 // Ученые Записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 2. М., 1996; Рубан Ю.
Древнейшая русская Литургия // София (Новгород), 1998. № 4. С. 11–14.
[Евхаристический канон]
[Диалог перед Анафорой]
Священник:
Мир всем! Народ:
И духу твоему! Диакон:
Возлюбим друг друга!И, после преподания любви, диакон говорит:
Двери, двери! Будем внимательны! Народ:
Верую…[поется Символ веры]. Диакон говорит:
Будем стоять благопристойно! Народ:
Милость, мир!
Священник
[говорит:]
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами.
Народ:
И со духом Твоим!
Священник:
Горе
будем иметь (вознесём) сердца!
Народ:
Имеем (вознесём) ко Господу!
Священник:
Будем благодарить Господа!
Народ:
Достойно и справедливо!
Священник начинает Святое возношение (Анафору)
[
Praefacio – вступление; 1-я часть Анафоры: перед «Свят, свят, свят»]
Достойно и справедливо Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе покланяться на всяком месте владычества Твоего; ибо Ты – Бог неизреченный, недове
домый, невидимый, непостижимый, всегда сущий, тождественно сущий: Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты привел нас из небытия в бытие, и падших восстановил опять, и не перестал совершать все, пока не возвел нас на небо и даровал будущее Царство. За все это благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого; за всё, что
мы знаем и чего не знаем, явные и неявные благодеяния Твои, совершившиеся на нас. Благодарим Тебя и за эту Службу (Литургию), которую Ты сподобил принять от рук наших, хотя и предстоят Тебе тысячи архангелов и тьмы ангелов, херувимы и серафимы, шестикрылые, многоокие, высоко парящие, окрылённые. Возглашает:
Победную песнь поющие,.<вопиющие, взывающие и говорящие: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф…!»>
Священник тайно:
С этими силами, человеколюбивый Владыка, и мы возглашаем и говорим: Свят Ты и всесвят, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой; свят Ты и всесвят, и великолепна слава Твоя. Ты так возлюбил мир Твой, что отдал Сына Твоего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, Который придя и исполнив всё домостроительство о нас,[Установительные слова]
в ту ночь, в которую Он предал Себя, взяв хлеб в Свои святые и пречистые и непорочные руки, благодарив и благословив, преломил и подал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: Возглашает:«
Прими
те, вкусите, это – тело Мое, за вас преломляемое для отпущения грехов!»
Подобным образом и чашу после вечери подал, говоря: «Пейте из нее все, это – кровь Моя нового завета (союза), за вас и за многих проливаемая для отпущения грехов!»
Народ:
Аминь!
[Ана
мнесис – воспоминание; приношение и благодарение]
Священник тайно:
Итак, вспоминая эту спасительную заповедь и всё совершившееся ради нас: Крест, гроб, тридневное Воскресение, восшествие на небеса, сидение по правую руку [Отца], Второе и славное пришествие вновь, Возглашает:
Твоё из Твоего принося Тебе по всему и для всего!
Народ:
Тебя воспеваем!
Священник тайно говорит:
[Эпи
клезис – Призывание]
Еще приносим Тебе эту словесную и бескровную службу, и просим, и молимся, и умоляем: Ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие Дары.
И, восстав, знаменует, говоря тайно:
И соделай этот хлеб драгоценным телом Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь.
А то, что
в этой чаше, – драгоценной кровью Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь.
[Прошение после эпиклезиса: смысл совершения Евхаристии]
Священник тайно:
Чтобы они были для причащающихся [дарами] к трезвенности души, во оставление грехов, в общение Святого Твоего Духа, к достижению (исполнению) Царства, к дерзновению перед Тобой, не в суд или во осуждение.
[Интерцессио
нес – ходатайства]
[Поминовение всех святых]
Ещё приносим Тебе эту словесную службу о скончавшихся в вере отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках, воздержниках и о всяком праведнике, скончавшемся (букв. достигшем совершенства!) в вере. Возглашает
:Особенно [о] пресвятой, пречистой, преславной, благословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии!
[Поминовение знаменитых святых]
[О] святом Иоанне, Предтече и Крестителе, и святых и всеславных апостолах, и святого такого-то
, память которого мы ныне совершаем, и всех святых Твоих, ради молитв которых призри на нас, Боже.
[Общее поминовение усопших]
И помяни всех, скончавшихся в надежде воскресения к жизни вечной, и упокой их, где зрится свет лица Твоего.
[Поминовение священства]
Еще просим Тебя: помяни, Господи, всякое епископство православных, верно преподающих слово Твое истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнослужительский сонм.
[Общее поминовение о всем мире]
Еще приносим Тебе эту словесную службу о Вселенной [греч. Ойкумена, или Экумена, т. е. Римская империя]
, о святой Твоей Кафо(т)олической и Апостольской Церкви, о пребывающих в чистоте и благочестивой жизни, о проводящих жизнь в горах, и пещерах, и ущельях земли; о благоверных царях, христолюбивой царице, всей палате и воинстве их. Дай им, Господи, мирное царствование, чтобы в мире их и нам проводить тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте.
[Поминовение города]
Помяни, Господи, город, в котором мы живем, и всякий город и страну, и [людей] с верою живущих в них. Возглашает:
[Второе поминовение священства]
Во-первых помяни, Господи, архиепископа нашего (такого-то).
[Заключительное всеобщее поминовение]
Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, больных, страждущих, пленных, и спасение их.
Помяни, Господи, приносящих плоды и делающих добро во святых Твоих церквах, и помнящих о бедных, и на всех нас ниспосли
Твои милости. Возглашает:
И дай нам одними устами и одним сердцем прославлять и <воспевать всечтимое и великолепное Имя Твое – Отца, и Сына, и Святого Духа, – ныне, и всегда, и во веки веков>! И будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!
АНАФОРА СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА
(Структура. Темы основных разделов)
[Призыв народа к Анафоре после пения Символа веры:]
Д
.: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити… Свящ.
: Благодать Господа нашего Иисуса Христа… Горе
име
им сердца (вознесём ввысь сердца). Люди:
И
мамы (имеем [такое намерение]) ко Господу. Свящ.:
Благодарим Господа. Люди:
Достойно и праведно!
Анафора
Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити… (1-я молитва анафоры, окончанием которой является возглас священника)
: Победную песнь пою
ща, вопию
ща, взывающа и глаголюща. Люди:
Свят, свят, свят, Господь Саваоф!…
С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, вопием и глаголем… (2-я молитва анафоры; заканчивая ее, свящ. возглашает установительные слова Господа на Тайной вечере):
Приими
те, ядите, сие
есть тело Мое… Пийте от нея
вси, сия
есть кровь Моя новаго завета!…
Поминающе у
бо ныне спасительную сию заповедь… (3-я молитва анафоры; заканчивая ее, свящ. возглашает):
Твоя
от твоих, Тебе принося
ща о всех и за вся!
Еще приносим Ти… [Господи, и
же Пресвятаго Твоего Духа… Сердце чисто созижди… Не отвержи мене… – Тропарь III
-го Часа и стихи 50-го псалма; это славянская интерполяция с начала XV
в., чуждая изначальному тексту анафоры; у греков в настоящее время ее нет].
И сотвори у
бо хлеб сей честно
е тело Христа Твоего. … А еже в чаши сей, честную кровь Христа Твоего. … Преложив Духом Твоим Святым (освящение Св. Даров).
Я
коже быти причащающимся во трезвение души… (священник молится, чтобы причастники обрели в Св. Дарах душевное трезвение, оставление грехов, общение со Святым Духом, наступление Царствия Небеснаго и чтобы дерзновенное приближение к Богу не вменилось им во осуждение).
Еще приносим Ти словесную сию службу о и
же в вере почивших, праотцех… (священник приносит ходатайство о патриархах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках
«И о всяком ду
се пра
веднем в вере скончавшемся»,особенно же – изрядно
– о Богородице, – как свидетельствует завершающий молитву возглас
): Изря
дно о Пресвятей…!
О святе
м Иоанне проро
це… (продолжение воспоминаний – Иоанна Крестителя, апостолов, всех святых и вновь – усопших. Затем – поминовение церковной иерархии, моления
о Церкви, о богохранимой стране нашей.)
Священник возглашает:
В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего Алексия (Кирилла)… (патриарха
), и господина нашего высокопреосвященнейшего… (правящего архиерея
). Помяни, Господи, град сей, в немже живем… (и далее поминовение плавающих, путешествующих, болящих и страждущих, плененных
…)
И даждь нам еди
неми усты и еди
нем сердцем славити и воспевати… (конечное славословие Имени – и окончание Анафоры
).
Префацио
:
благодарение Бога за творение мира и промысл; служба людей Творцу возводит к воспоминанию ангельского служения («жертва хваления»): «Свят, свят, свят» – Санктус
, который переходит к искупительным подвигам Иисуса Христа, описанию Тайной вечери с установительными словами. Далее (анамнесис
) воспоминаются претерпленные Им крест, погребение, воскресение, вознесение, седение одесную Отца и возносится наше благодарение (евхаристия) («Твоя от Твоих…»).
Эпиклезис
начинается с повторения идеи приношения («Еще приносим»), затем следует усердное призывание Святого Духа ради «преложения» Св. Даров и освящения верных, их вкушающих.
В интерцессионес
– моления о почивших («о всяком ду
се праведном») – особое воспоминание Богоматери («Изрядно о Пресвятей»), Иоанна Предтечи, апостолов, всех святых, поминание Церкви небесной и земной, иерархии, клира, властей, страны, града и всех людей. Это – остатки древних диптихов, читавшихся дьяконом во время совершения священником анафоры, а затем вошедших в ее текст. Длинный ряд поминовений «всех и вся» завершается славословием Имени Св. Троицы: Отца и Сына и Св. Духа.
[В молитве Господней («Отче наш»), которая уже не принадлежит к Анафоре, слова «хлеб насущный», согласно позднейшей традиции, приобретают «особое, чисто евхаристическое значение» (архим. .
Евхаристия)].
Лит.:
Успенский Н. Д.
Анафора. (Опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. М., 1975. № 13; Мень А., прот.
Таинство, Слово и Образ: Богослужение Восточной Церкви. Брюссель, 1980 и переиздания (гл. 3: Литургия; здесь содержится перевод центральной части анафоры св. Иоанна Златоуста на руский язык). Смотрите также литературу при статье «Литургия».
Материалы к курсу лекций «Основы православной литургики
»
Доц. Ю. Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия
В переводе с греческого "анафора" обозначает единоначатие. Давайте попробуем понять, что такое анафора в литературе. Анафора - это повторение речевых явлений, таких как слова, звуки, строфы или обороты, расположенные в начальных частях речевого потока. Эта стилистическая фигура широко применяется в поэтической речи. Кроме того, существует много видов анафоры, среди которых различают следующие:
- звуковая - основана на повторении одних и тех же звуков в начале;
- морфемная - повторение частей слова или морфем;
- лексическая - повторение одних и тех же слов;
- синтаксическая - повторение синтаксических конструкций;
- строфическая - повторение строф стихотворения и схемы их построения;
- строфико-синтаксическая - объединение строфической и синтаксической анафор;
- ритмическая анафора - основана на повторении ритма, используется редко.
Теперь рассмотрим примеры анафоры, которая встречается наиболее часто и которую изучают в школе на уроках литературы.
Примеры анафоры
В учебниках различается множество видов анафоры. Чтобы выяснить роль анафоры, достаточно будет рассмотреть лексическую анафору как самую часто встречающуюся и выразительную. В ее основе всегда лежит эмоциональность и взволнованность.
Афанасий Афанасьевич Фет часто использовал в своих стихотворениях анафору. Рассмотрим отрывки из некоторых его стихотворений в качестве наглядных примеров. После этого вам станет еще более понятно, что такое анафора. Итак:
Этот синий свод,
Этот крик и вереница,
Эти стаи, эти птицы,
Это говор вод,
В этом примере хорошо видны многочисленные повторения: это, этот, эти. Это и является анафорой стихотворения, здесь она указывает на возрождающуюся весеннюю природу. Рассмотрим еще один отрывок из стихотворения Фета в качестве примера анафоры:
Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
При рассмотрении данного примера стихотворения также очень хорошо видна лексическая анафора. Приведенные примеры являются стихотворениями Фета потому, что он – поэт анафоры. Что такое анафора в творчестве Фета? Она является выразительным средством для стихотворной речи. Именно этот поэт гениально использует анафору, добиваясь мелодичного строя в своих стихотворениях.