Образцы заданий. Образцы заданий По мнению автора по этой причине

Вариант 1

Что такое рынок в реальности? Западная экономика производит товары (вещи и услуги) для продажи за деньги. Совокупность продаж и покупок товаров и образует рынок. Не существует некий абстрактный рынок вообще. Существуют различные регионы, сферы, уровни, стадии развития рынка. Существуют и различные категории участников рынка и различные категории товаров. Одно дело - продажа предметов быта в мелких магазинах. И другое дело - продажа самолетов, кораблей, домов, земельных участков, больших партий оружия. Одно дело - мелкие предприниматели. И другое дело промышленные империи с десятками и сотнями тысяч сотрудников. Рынок сложнейшая махина, и функционирует она не сама по себе, а как часть экономики общества и общества в целом. Функционирует изо дня в день, из года в год в океане разнообразных и взаимосвязанных отношений людей, событий и информации.

В реальной жизни рынка можно заметить самые различные и даже взаимоисключающие явления - свободную конкуренцию и препятствование, определение предложения товаров спросом и определение спроса предложением, снижение и повышение цен, точный расчет и авантюристический риск, взлеты и банкротства, прибыли и убыток, свободное (стихийное) ценообразование и заранее рассчитанное намерение.

Государство вмешивается в функционирование рынка в самых различных формах и по бесчисленным каналам…Рынок постоянно находится под неусыпным оком общества и власти.

С2. Выпишите из текста различные явления, олицетворяющие реальную жизнь рынка.

Свободная конкуренция и препятствование; определение предложения товаров спросом и определение спроса предложением; снижение и повышение цен; точный расчет и авантюристический риск; взлет и банкротства; прибыли и убыток; свободное (стихийное) ценообразование и заранее рассчитанное намерение.

С3. Автор говорит о рынке потребительских товаров и услуг. Используя знания обществоведческого курса, приведите примеры видов рынка в зависимости от типа конкуренции, от пространственного признака, от действующего законодательства.

В зависимости от типа конкуренции (рынок чистой (свободной) конкуренции, рынок несовершенной конкуренции – чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии); в зависимости от пространственного признака (мировой рынок, региональный рынок, национальный рынок, местный рынок); в зависимости от действующего законодательства (легальный (законный), нелегальный (теневой))

С4. Автор утверждает, что государство вмешивается в функционирование рынка в самых различных формах и по бесчисленным каналам. Привлекая знания обществоведческого курса и факты из общественной жизни, укажите три основные направления и две группы методов регулирования государством современной рыночной экономики.

Осн. направления: перераспределение общественных доходов; регулирование рынка рабочей силы; оказание материальной поддержки тем людям, которые не по своей воле утратили рабочие места и не сумели найти себе другого места работы; обеспечение стратегических прорывов в области науки и технологии; разработка и принятие действенных мер по антиинфляционной и антимонопольной профилактике.

Группы методов: правовые методы (антимонопольное законодательство и др.); финансово-экономические методы (финансовая политика гос-ва).

С5 . Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.

Институт общества - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты, действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели. Институты общества – сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.

С6. Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия её удовлетворения.

Подлинные (потребности в еде, в трудовой деятельности, в познании и др.); мнимые (потребности в курении, в алкоголе и др.). Удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу; удовлетворение подлинных потребностей побуждает человека к активной жизни, способствует его самосовершенствованию без нанесения ущерба природе и другим людям.

С7. Случайно ли у разных народов появились различные формы правления и территориально-государственного устройства? Какие факторы способствуют формированию определенной формы государства? Приведите не менее трех факторов.

Исторические традиции; культура народа, его цивилизованность; религия; социальный и национальный состав населения; географические и природно-климатические условия; экономические потребности и др.

Вариант 2

«Основным значением слова «частный» является не «индивидуальный», как многие считают, а «юридически независимый, суверенный». Это означает, что ни одна внешняя неэкономическая сила, скажем, правительство, не может навязывать частному собственнику определенное поведение. Таким образом, юридически частная собственность означает, что её субъект вправе, исходя из своих интересов, принимать любые хозяйственные решения, не противоречащие действующему законодательству.

У индивидуальных частных собственников в целом присвоение характеризуется индивидуализмом, отчужденностью и безразличием по отношению к внешнему миру (каждый за себя, один Бог за всех»), корыстью, стремлением обратить всё в свою пользу (это часто вызывается их беспомощностью, незащищенностью перед слепой рыночной стихией).

Присваивая средства производства, все частные собственники преследуют свой узкокорыстный интерес, стремятся к обогащению. Последнее возможно на пути безграничного расширения хозяйственной деятельности, которая в результате носит все более общественный характер (растут её масштабы, степень влияния на другие объекты и общество в целом).

Если общество допускает возникновение и длительное существование какого-то социального института, значит, несмотря на все его недостатки, он полезен, необходим для него. В чем же польза частной собственности, в том числе и по сравнению с государственной?

Она является могучим средством повышения эффективности хозяйственной деятельности…»

С1. На основе текста определите, что означает юридически понятие «частная собственность».

Юридически понятие "частная собственность" означает, что её субъект вправе, исходя из своих интересов, принимать любые хозяйственные решения, не противоречащие действующему законодательству.

Индивидуализмом, отчужденностью, безразличием по отношению к внешнему миру, корыстью, стремление все обратить в свою пользу.

С3. В тексте анализируются особенности частной формы присвоения. К какому противоречию частное присвоение может привести? Используя знания обществоведческого курса, выскажите предположение о последствиях данного противоречия.

В тексте говорится о противоречии между общественным характером производства и частной формой присвоения.

Последствием данного противоречия может быть кризис, оставляющий на плаву только тех, кто в той или иной форме учитывает общественные потребности.

С4. Автор утверждает, что частная собственность является могучим средством повышения эффективности хозяйственной деятельности. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты из общественной жизни три подтверждения данного суждения.

Частная собственность обеспечивает полную свободу в деле принятия стратегических решений; частная собственность обеспечивает максимальную заинтересованность хозяйствующего субъекта;; частная собственность предполагает полную материальную ответственность за результаты деятельности; частная собственность является основой рынка, предоставляя свободу заключения сделок; объект частной собственности в случае необходимости можно заложить и получить под него финансовые средства, востребованные для решения тех или иных проблем.

С5. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.

Совершенствование и развитие производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества; результат социального прогресса и др.

С6. Подтвердите тремя конкретными примерами наличие в современной России политического плюрализма.

Согласно Конституции в РФ действуют различные политические партии и объединения; многопартийность – один из важнейших элементов плюрализма; в стране отсутствует единая государственная идеология, ведутся дискуссии, разрабатываются политические программы, основанные на разных идеологических принципах; наличие независимых СМИ, выражающих различные взгляды на происходящие в обществе события.

С7. Немецкий химик Ф. А. Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо... Таким образом, пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: вот изображение бензола».

На основании какого метода научного познания Ф. А. Кекуле сделал открытие? Охарактеризуйте данный метод, К какой группе методов научного познания он относится?

Ф. А. Кекуле сделал естественнонаучное открытие, используя аналогию – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Аналогия относится к группе универсальных методов научного познания.

Вариант 3

(Потрубач Н.Н., Цыпин И.С. Налоговая составляющая экономической безопасности России // Социально-гуманитарные знания. 2002. №3. С. 165.).

С2. На основании текста заполните таблицу.

Фискальная функция: основной источник государственных доходов. Регулирующая функция: ориентирована на макроэкономические процессы и пропорции. Смягчение цикличности развития производства и обеспечение равномерного и поступательного развития общества. Стимулирующая функция: приближена к микроэкономике, отражает конкретную мотивацию экономического роста микроэкономики. Смягчение цикличности развития производства и обеспечение равномерного и поступательного развития общества.

С3. В тексте говорится, что налоговая политика государства выражается во влиянии на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства. Привлекая знания обществоведческого курса, назовите основные механизмы осуществления налоговой политики.

Размеры и ставки налогов; система льгот и санкций; налоговые кредиты и скидки и др.

С4. Авторы утверждают, что регулирующие и стимулирующие свойства налогов проявляются через налоговую политику государства, т.е. систему мероприятий государства в области налогообложения. Ведущее место в налогообложении занимают его принципы. Привлекая знания обществоведческого курса и факты из общественной жизни, перечислите не менее трех основных принципов налогообложения.

Принцип справедливости; принцип определенности и точности налогов; принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков; принцип экономичности (эффективности); принцип обязательности.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о цивилизации.

Понятие «цивилизация» используется в нескольких значениях: 1) Как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством; 2) Как синоним культуры; 3) Как ступень развития того или иного региона, отдельного этноса; 4) Как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка. В современных условиях известны такие основные цивилизации, как западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская. Каждая цивилизация базируется на ценностях культуры, которые она выражает, развивает и воплощает в процессе жизненного цикла. Цивилизация является глубинной и длительной социальной общностью с точки зрения своей истории. Цивилизация не сводится лишь только к одному параметру развития общества, а включает другие компоненты, что обусловливает ее неповторимость и уникальность.

С6. Раскройте на трех примерах отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

В президентской республике президент получает полномочия непосредственно от избирателей, в парламентской республике президент обычно избирается законодательным собранием; в президентской республике членов правительства назначает президент, в парламентской – лидер партии парламентского большинства; в президентской республике президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентских – назначение в правительство получают только депутаты парии, располагающей большинством мест в законодательном собрании.

С7. Этот источник права характеризуется следующими признаками: содержит норму общего характера; добровольность заключения; общность интересов; равенство сторон; согласие участников по всем существенным аспектам; взаимная ответственность. О каком источнике права идет речь? Укажите признаки, по которым вы это определили. Используя свои знания, перечислите другие источники права.

Речь идет о договоре с нормативным содержанием. Это можно определить по следующим признакам, имеющим непосредственное отношение к договору как таковому: добровольность заключения, равенство сторон, согласие участников, взаимная ответственность. В качестве других источников права могут быть перечислены: правовой обычай; нормативный правовой акт; правовой (судебный) прецендент.

Вариант 4

(Козлова О. Н. Научная жизнь и социокультурное воспроизводство // Социально-гумнаитарные знания. 2002. №3. С. 114, 116.).

С1. Какие три основные формы деятельности в духовной жизни выделены в тексте?

Наука, искусство, нравственность.

С2. На основании текста раскройте соотношение научной, духовной и социальной жизни.

Научное является элементом структуры духовного. Духовное выступает элементом структуры социального.

С3. Автор утверждает, что социальная роль науки может быть определена через выявление её основной социально значимой функции. Используя содержание текста и знания обществоведческого курса, сформулируйте функцию науки.

Выработка объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Внешний мир выступает в качестве основного объекта анализа наукой; в качестве «заказчика знания», синтезируемого в науке; в качестве источника воспроизводства кадров науки – ученых; в качестве пространства распространения знаний на уровне социальных практик и социального быта.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «международное разделение труда»? 2 предложения.

Международное разделение труда - это такая организация производства, при которой каждая страна специализируется на выпуске определенных товаров, получая в обмен на них то, в чем она нуждается. Международное разделение труда зародилось в мануфактурный период развития капитализма. В конце 19в. особенностью международного разделения труда была монокультурная специализация целой группы стран, т.е. закрепление их в качестве главных поставщиков одного или нескольких товаров. На основе международного разделения труда между странами возникают разнообразные экономические связи.

С6. Раскройте на трех примерах цели деятельности институтов гражданского общества в современной России.

Различные инициативные объединения и организации, например, профсоюзы, предпринимательские организации и клубы, культурные общества, защищающие интересы их членов; конфедерация обществ защиты прав потребителей, призванная защищать права граждан на качественные товары и услуги; средства массовой информации, призванные отражать весь спектр сформировавшихся в обществе интересов.

С7. Разъяснение Верховного суда было положено в основу решений по конкретным юридическим делам нижестоящих судов. О каком виде источников права идет речь? Укажите признаки, по которым вы это определили. Используя свои знания, перечислите другие источники права.

Речь идет о правовом (судебном) прецеденте. Это можно определить, исходя из сущности прецедента – решение государственного органа, которое принимается за образец (в данном случае – разъяснение Верховного суда) при последующем рассмотрении аналогичных дел. В качестве других источников права могут быть перечислены: правовой обычай; нормативный правовой акт; договор с нормативным содержанием.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г. – задание №21-24. Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом.
Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление к максимизации результатов при данных затратах. Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен. Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов и т.д.

Главными экономическими целями современного общества являются экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.

Экономический рост… должен достигаться не за счёт деградации окружающей среды, а за счёт повышения эффективности использования старых ресурсов и вовлечения в производственный процесс новых…

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на неё…

Экономическая свобода – фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая
свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид может отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно, при условии, что его агитация не выливается в применение насильственных действий по отношению к другим гражданам…

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику.

(Р.М. Нуреев)

21. Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? (Назовите любые три цели.) Как автор понимает свободу предпринимательства?

Решение:

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: стремление к максимизации результатов при данных затратах;
2) ответ на второй вопрос, например: экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность;
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх целей из упомянутых в тексте.)
3) ответ на третий вопрос, например: Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. ИЛИ Индивид сам
определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

22. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.)

23. Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.)

Решение:

В правильном ответе должны быть названы два источника и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:
1) повышение эффективности использования старых ресурсов (ИЛИ интенсивный путь), например:
– в стране Z существует государственная система повышения квалификации, благодаря которой работники разных специальностей каждые пять лет повышают свою квалификацию, что позволяет обеспечивать экономический рост;
– переход на новые технологии на предприятии Y позволил более эффективно использовать имеющееся оборудование и обеспечить стабильный экономический рост в течение продолжительного периода;
2) вовлечение в производственный процесс новых ресурсов (ИЛИ экстенсивный путь), например:
– для обеспечения экономического роста предприятия страны Z закупили дополнительную партию оборудования;
– на предприятии Z были созданы дополнительные рабочие места.
(Условие задания не требует, чтобы выпускник вместо цитаты привёл название (интенсивный или экстенсивный). Но если он это сделает корректно, то такой элемент ответа может быть засчитан.)

24. Автор пишет, что классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике.

Решение:

В правильном ответе могут быть названы и кратко пояснены следующие функции государства в рыночной экономике, допустим:
1) создание правовой основы для принятия экономических решений (например, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан);
2) стабилизация экономики (например, правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства / сокращения инфляции / снижения безработицы / поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты);
3) социально ориентированное распределение ресурсов (например, государство организует производство общественных товаров и услуг, которым не занимается частный сектор / создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.);
4) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии (например, государство гарантирует минимум заработной платы / пенсии по старости, инвалидности / пособие по безработице / различные виды помощи социально не защищённым категориям населения и т.д.).
Функции государства в рыночной экономике могут быть сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения

Досрочный вариант ЕГЭ по обществознанию 2017 г. – задание №21-24.

В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…

Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит
к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

(К.Х. Брайер)

21. Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу? Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица?
(Укажите все отрасли, упомянутые в тексте.) Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?

Решение:

Решение:

23. Автор отмечает, что «даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица». Используя обществоведческие знания, объясните причину такого уровня безработицы среди данных категорий граждан. Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ.

Решение:

24. Почему, по мнению автора, безработица вызывает состояние отчаяния, растерянности человека? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите два предположения о том, в чём проявляется мобилизующее воздействие безработного состояния на человека.

Решение:

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2017 г. – задание №21-24

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции… которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться
добывать средства к существованию…

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются…

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг…

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер)

21. Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется
положение о «репрессивном» характере культуры?

Решение:

См предложение 2 (Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции… которые служат для управления поведением».)

Ответ: Культура — это система регулирующих механизмов, включающая планы, рецепты, правила, инструкции, которые служат для управления поведением.

22. Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

Решение:

См предложения(Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма.

Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг…

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры.)

Ответ:

1. Биологические возможности человеческого организма
2. Предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг
3. Факторы окружающей среды
4. За причины не по тексту можно взять либо индивидуальные (врожденные) особенности человека либо социальные обстоятельства жизни человека, либо другие варианты.

23. Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

Решение:

1) упорядоченный образ жизни (например, из поколения в поколение в семье N передаются традиции ведения домашнего хозяйства);
2) владение языком (например, родители разучивают с ребёнком стихи, читают книжки);
3) умение добывать средства к существованию (например, в профессиональном лицее юноша осваивает профессию автомеханика).
Могут быть приведены другие примеры социализирующего
воздействия.

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения
высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы
полностью дезориентированы.

Решение:

1) язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к примитивным невербальным знакам;
2) ценности являются продуктом культуры, без них невозможно развитие самосознания человека;
3) религия как форма (область) духовной культуры позволяет верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п.

Могут быть приведены другие объяснения

ЕГЭ по обществознанию задания 21-24 Работа с источником Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Варианты ЕГЭ по обществознанию Видео уроки Разбор ЕГЭ по обществознание Полезные советы, опробированная методика, подсказки и технологии

Пример задания. Текст к заданиям 21-24.

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

21. . Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

В ответе могут быть названы следующие функции:

1) борьба с монополиями;
2) поддержка и развитие конкуренции;
3) поддержка стабильности рыночной системы.

22. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
— благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
— расширение производства общественных благ;
— создание правового поля в финансовой сфере.
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
— принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
— борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
— проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).

Могут быть приведены другие примеры

23. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.

Возможны иные правильные ответы.

24. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;
2) приведены два аргумента, например:
в демократическом обществе
— налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
— судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:
— предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;
— избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.

Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

Одной из функций экономического общества является его рост. Оно становится больше и богаче, и структура его меняется. С течением времени оно использует все лучшие средства и в большем количестве. У отдельных его членов развиваются новые потребности, и общество использует свой возрастающий производственный аппарат для их удовлетворения. Общественный организм непрерывно увеличивает свою эффективность, и это поднимает каждого отдельного его члена на более высокий уровень жизни. Разум находит себе все более широкое применение в производственном процессе, ибо силы природы постигаются все лучше, и улучшается координация участников процесса. Природа становится более щедрой, так как человек располагает большими силами и увеличивается эффективность каждого отдельного участника производства.

Пять общих изменений имеют место, каждое из которых воздействует на структуру общества...

1. Население увеличивается.

2. Капитал возрастает.

3. Методы производства улучшаются.

4. Формы промышленных предприятий меняются, менее производительные предприятия устраняются, более производительные выживают.

5. Каждое из этих пяти изменений воздействует на структуру производственного организма, на общество, так как оно изменяет относительный объем различных индустриальных групп.

С2. Какую роль по мнению автора играет в экономическом росте увеличение потребностей отдельных членов общества

С3. Приведите три примера, иллюстрирующие выделанные автором изменения, воздействующие на структуру общества

Альфред Маршалл

ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Глава II. Предмет экономической науки

Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Так же как точные весы химика сделали химию более точной, чем большинство других естественных наук, так и эти весы экономиста, сколь бы грубы и несовершенны они ни были, сделали экономическую науку более точной, чем любая другая из общественных наук. Но экономическую науку, разумеется, нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

Источник преимуществ экономической науки перед другими отраслями общественных наук, следовательно, кроется, по-видимому, в том факте, что ее специфическая область предоставляет гораздо большие возможности для применения точных методов исследования, чем любая другая общественная наука.

С2. Почему автор считает экономику наиболее точной из общественных наук? Почему по мнению автора результаты экономических исследований не могут быть настолько же точными как результаты исследований в естественных науках?

С3. Назовите не менее трех методов экономического исследования, основанных на использовании научного инструментария точных наук

Альфред Маршалл

ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

  1. Что же, по мнению автора, необходимо, что-бы Родина стала действительно процветающей, а народ жил в довольстве и благополучии?
  2. Воспевая Россию, Ломоносов не только восхищается ее красотой, широтой, не-объятными просторами и природными бо-гатствами, но наряду с этим высказыва-ет свойственные русским классицистам взгляды на будущее отечества, на полити-ку государства, которая сможет обеспе-чить истинное благо подданным, достой-ную жизнь. Истинное положение россий-ского народа хорошо известно было Ломоносову и изложено в «Письме о со-хранении и размножении российского на-рода». Прежде всего это развитие наук и просвещения. Сразу же, перечисляя при-родные достоинства страны, Ломоносов настойчиво проводит мысль:

    Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.

    Потаенно — значит, скрыто, откровен-но — открыто, обнаружено, найдено бла-годаря развитию науки. Эта же мысль проводится и в следующей строфе, но в ней добавляется еще и утверждение мастерства рук русского человека, способного ис-пользовать данные ему Богом богатства. Здесь мы улавливаем и звучащее в адрес императрицы наставление просветителя:

    Толикое земель пространство, Когда всевышний поручил Тебе в счастливое подданство, Тогда сокровища открыл, Какими хвалится Индия; Но требует к тому Россия Искусством утвержденных рук Сие злату очистить жилу; Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.

  3. Какова роль заключения в оде? Как оно связа-но с основной темой?
  4. Гимном наукам, просвещению и буду-щим поколениям России, призванным умножать ее богатства, звучит заключи-тельная часть оды «О вы, которых ожида-ет отечество от недр своих…». Ломоносова, как ученого, очень волновала проблема создания национальных научных кадров, которых обязательно даст миру великая Русская земля. И в этом тоже залог ее процветания. Мысли поэта о будущем стра-ны, о роли науки в достижении прогресса венчают в оде тему России. Похвала импе-ратрице, содержащаяся в заключитель-ной строфе оды, с одной стороны, возвра-щает нас к ее началу, прославляюще-му наступление мира, что делает компози-цию произведения кольцевой, с другой — благословляет (наставляет) и Елисавету на дальнейшие щедроты во славу отечества.

  5. Каким стилем написана ода? Какова роль это-го стиля в раскрытии идейно-художественного со-держания оды?
  6. Ода написана высоким стилем, соответ-ствующим высокому, гражданскому со-держанию. Он включает в себя гиперболи-ческие описания, космические сравнения, метафоричность языка, риторические воп-росы. Все это усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Высокий стиль придает торжественность звучанию глав-ной теме оды — теме величия России, способствует выражению патриотичес-ких чувств и настроений автора. Именно элементы высокого стиля придают возвы-шенный пафос назиданию, обращенному к царице с призывом беречь великую страну, ее народ, преумножать богатства во имя ее настоящего и будущего. Высо-кий слог достигается использованием ста-рославянизмов (бряцает, зиждитель, паки, паства, лик, зрак, божествен-ны, восстенали, небесну дщерь), обра-зов античной мифологии (Минерва, Марс, Нептун, музы). Ода богата воз-вышенными эпитетами, например пла-менные звуки, жестокая судьбина, достойный муж, сравнениями типа ду-ша ее зефира тише и зрак, прекрас-нее рая.

  7. Какую роль сыграла теория «трех штилей» в развитии русской словесности?
  8. Теория «трех штилей» Ломоносова сыг-рала выдающуюся роль в становлении жанров русской литературы. Трагедии и оды рекомендовалось писать с использо-ванием высокого стиля; комедии, сати-ры, басни допускали низкий стиль, дра-ма, повесть и др. требовали средний стиль. Этому следовали классицисты, да и представители других литературных на-правлений. Теория Ломоносова в после-петровские времена, когда для русского языка была характерна пестрота и сти-листическая неопределенность, была про-грессивной и стала необходимой для упо-рядочения стилистики языка художест-венных произведений, что было важным для развития русской культуры в целом. Упорядочению, в частности, подверглось употребление слов и выражений церков-нославянского языка. Материал с сайта

  9. Какие новшества внес Ломоносов в русское стихосложение?
  10. Реформирование русского стихосложе-ния, в процесс которого активно вклю-чился Ломоносов, было направлено на ликвидацию разрыва между новым содер-жанием и устаревшей формой. В «Письме о правилах российского стихотворства» он, опираясь на природные свойства рус-ского языка и традиции устного народно-го творчества, рекомендовал использовать силлабо-тоническую систему вместо сил-лабической. Он дал наименование стопам, назвав их ямбическими, анапестически-ми, смешанными из ямбов и анапестов, хореическими и дактилическими. Он так-же выступил против использования одной женской рифмы, потому что именно рус-скому языку свойственно ударение не только на последнем, но и на предпослед-нем и третьем от конца строки слоге. В торжественных одах Ломоносов реко-мендовал употребление чисто ямбиче-ских стихов. От Ломоносова надолго в рус-ской поэзии утвердился чётырехстопный ямб как самый распространенный размер.

    Еще до Ломоносова реформой русского стихосложения занимался поэт и теоре-тик Василий Кириллович Тредиаковский. При всей значимости его работы спосо-бы стихосложения свидетельствовали о половинчатом характере реформы. Срав-ним для примера приступы (вступле-ния) к оде «На сдачу Гданска» Тредиаков-ского и к «Оде на взятие Хотина» Ломоно-сова.

    У Тредиаковского:

    Кое трезвое мне пианство Слово дает к славной причине? Чистое Парнаса убранство, Музы! Не вас ли вижу ныне?

    У Ломоносова:

    Восторг внезапный ум пленил, Ведет на верьх горы высокой, Где ветр в лесах шуметь забыл; В долине тишина глубокой.

    Преимущество стихов Ломоносова оче-видно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие новшества внёс ломоносов в русскую литературу
  • преимущество творчество ломоносова
  • какова роль заключения в оде ломоносова
  • реформа языка ломоносова оды
  • ода написана в высоком стиле

Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка.

Автор пишет, что воздействие телевидения на социализацию ребёнка так же значительно, как и воздействие родителей. Предположите, почему в современном обществе социализирующее воздействие родителей на ребёнка уменьшается. (Выскажите два предположения.)

Дайте два объяснения фразы: «Школа представляет собой общество в миниатюре».

Текст № 21

Взаимодействие природы и общества противоречиво. Познавая всё больше законы природы и на их основе преобразуя её, человек увеличивает свою власть над ней. Вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во всё более широкий и глубокий контакт с природой. Человек постоянно, изо дня в день общается с окружающей природной средой.

Воздействие общества на природу обусловливается развитием экономики, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени такого воздействия происходит расширение рамок географической среды обитания и ускорение некоторых природных процессов.

Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история – наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества.

В прошлом использование человеком сил природы и её ресурсов носило преимущественно стихийный характер: он брал у природы столько, сколько позволяли его собственные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой – с проблемой ограниченности природных ресурсов, с необходимостью бережного отношения к природе. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (а чаще безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип – отношение научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только её сохранения, но и воспроизводства.



(По материалам интернет-издания)

Какую новую для общества проблему породила, по мнению автора, научно-техническая революция? Укажите одно конкретное проявление этой проблемы в современном мире. В чём опасность этой проблемы для современного человечества?

2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В тексте говорится о необходимости бережного отношения к природе. Как вы, жители вашего населенного пункта, можете проявить такое отношение (укажите три направления)?

Какая проблема затронута в тексте?

Известно, что первые цивилизации появились в долинах великих рек, в дальнейшем экономическая специализация стран и регионов мира основывалась на наличии в них определённых природных ресурсов.

Как данные факты связаны с основной проблемой текста? Найдите в тексте объяснение приведённых фактов.

Текст № 22

Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и <…> потребности в принадлежности, включённости в какую-то группу или общность. При этом среди юношей и девушек наблюдаются отличия в коммуникативных чертах и стилях общения <…> Эти различия в общении вызваны как врождёнными психологическими характеристиками, соответствующими полу, так и влиянием социализации.

Специфика общения подростков характеризуется, в первую очередь, необходимостью преодолевать коммуникативные трудности, самой распространённой среди которых является застенчивость. <…>. Будучи постоянно озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, подростки обычно действуют в расчёте на некую «воображаемую аудиторию». Кроме того, преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто является напряжённым, неестественным, имеет подтекст. Совершение запрещённых действий, начиная с прогуливания уроков и кончая приёмом алкоголя и наркотиков, также имеет свой второй план, рассчитанный на воображаемую аудиторию.

Подростки дифференцируются на группы и подгруппы, причём по разным, не совпадающим друг с другом признакам. Во-первых, существует социальное расслоение, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с другом. Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их успеваемости или принадлежности к «активу». В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой подростковой среде.

(И.С. Кон)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Какие три признака дифференциации групп подростков названы автором? Проиллюстрируйте каждый из них примером двух любых групп.

Какие специфические черты общения подростков отметил автор? (Назовите любые три из них.)

Десятиклассник Иван не может найти общего языка с одноклассниками в новой школе. Он начал курить, прогуливать занятия, ссориться с родителями. Объясните причины такого поведения Ивана. Какой фрагмент текста может помочь Вам в объяснении?

Текст № 23

Можно заметить некоторую условность отнесения проблем к разряду «глобальных». Есть вопросы, постоянно волнующие человечество во всех концах планеты («глобуса»), таких вопросов множество, но далеко не все из них принято называть глобальными. К последним, пожалуй, относят … такие, к решению которых требуется приступать безотлагательно и от решения которых зависит судьба человечества… К таковым относится проблема предотвращения мировой войны и экологическая проблема…

Некоторые другие угрозы могут казаться кому-то не столь уж острыми и не требующими безотлагательного принятия мер. Например, угроза истощения земных ресурсов (минерально-сырьевой кризис), материальный и культурный разрыв между развитыми и развивающимися странами, проблема роста населения Земли («демографический взрыв») и др. Но это довольно опасное заблуждение, напоминающее наивное неведение тех, кто сразу после Чернобыльской катастрофы ничего не заметил, не почувствовал и почти ничего не понял. Ведь в заражённой, смертельно опасной для человека местности по видимости всё оставалось, как и прежде. Как в природе, так и в обществе есть процессы, которые не видны, не заметны для невежественного, не вооруженного наукой глаза. И когда, достигнув критической стадии, они оказываются уже доступными для зрения и ума, то предпринимать эффективные меры по избежанию опасности уже поздно. «Точка возврата» уже пройдена, произошли необратимые изменения. Таковы по своему характеру и некоторые глобальные проблемы. Их не все замечают в качестве актуальных, злободневных, «глобальных».

(М. Р. Радовель)

Используя текст и обществоведческие знания, предположите, почему минерально-сырьевой кризис, демографический взрыв, материальный и культурный разрыв между развитыми и развивающимися странами не кажутся некоторым людям глобальными проблемами. Выскажите по одному предположению о каждой из проблем.

В докладе одной общественной организации было сказано о том, что мировой океан уже плохо справляется с загрязнением, загазованность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники. Все крупные города окружены огромными свалками мусора, во всём мире уничтожено более половины пахотного слоя земли. Стремительно растущему в развивающихся странах населению скоро нечем будет питаться. В перспективе могут начаться региональные и мировые вооруженные конфликты.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал