Урок орксэ "отношение христиан к природе". Добровольное усвоение христианской культуры как особенность её распространения Проект отношения христиан к природе

Цель урока : знакомство с христианским отношением к природе, как к творению Божию; осознание ответственности человека за вверенный ему мир.

Задачи урока:

Обучающая : познакомить обучающихся с христианскими представлениями о Боге как Творце мира; помочь понять, почему изучение и сохранение природы является христианским служением;

Развивающая : привести обучающихся к осознанию того, что в основе христианского отношения к природе лежит ответственность христиан за творение перед Творцом;

Воспитывающая : помочь уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе, понять связь природного и человеческого мира, особую роль человека в мире, обусловленную тем, что ему даны разум и совесть; сосредоточить внимание учащихся на возможности личного участия в решении проблемы.

Оборудование урока : презентация, интерактивная доска.

Ход урока.

1. Выявление восприятия, мотивации.

Ребята, вы часто гуляете за городом, ходите на дачи, бродите по лесу. Послушайте стихотворение Аполлона Майкова. Вам, возможно, знакомо чувство лирического героя этого стихотворения.

По ниве прохожу я узкою межой,

Поросшей кашкою и цепкой лебедой.

Куда ни оглянусь – повсюду рожь густая!

Иду, с трудом ее руками разбирая,

Мелькают и жужжат колосья предо мной

И колют мне лицо… иду я наклоняясь,

Как будто бы от пчел тревожных отбиваясь,

Когда, перескочив чрез ивовый плетень,

Средь яблонь в пчельнике проходишь в ясный день.

О, Божья благодать!..

(Благодать – очень хорошо, прекрасно ; в религиозных представлениях: сила, ниспосланная человеку свыше (первоначально для исполнения воли Бога)).

Какой же должна быть душа человека, так тонко чувствующего красоту мира?

Радовались ли вы когда-нибудь окружающему миру, восхищались ли им так же, как герой данной миниатюры, чувствовали ли в душе такую благодать? (слайды 1,2,3,запись выступления Большого детского хора ТВ и Радио - С.Рахманинов)

2. Постановка цели урока.

Сегодня мы попытаемся понять, каким должно быть отношение христианина к природе.

Есть мир, созданный Творцом, вложившим в него Свою любовь и мудрость. Вы с каждым днем убеждаетесь, что этот мир прекрасен. Есть человек. Он удивителен еще больше, ибо сотворен по образу и по подобию Божию. Каковы, по замыслу Божию, должны быть их отношения?

Христианин полагает: Бог вручил человеку мир в надежде, что человек сохранит и приумножит его красоту. Человек должен быть старательным, бережливым хозяином, он призван строить отношения с окружающим миром на основах добра, милосердия, уважения, то есть по-Божески .

3. Обсуждение темы урока.

Как сегодня складываются отношения человека с окружающей средой? (слайд 4)

Больно нашей Матушке-земле, когда обижают ее, мусор бросают, вырубают леса, загрязняют реки, воздух. Очень ей больно Все землетрясения, ураганы и смерчи – это страдания нашей матери-земли. Это попытки восстановить утраченную гармонию.
- Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу? (выгода)
- Действительно, в последнее время человек слишком увлекся перестройкой окружающего мира. Многие люди решили, что главная цель их труда – побыстрее получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в окружающем мире прекрасный храм Божий
- Что произошло с его душой?
4.Инсценировка сказки и ее обсуждение.
Жил-был царь. Задумал он построить себе новые палаты – деревянные, резные, с узорами и камнями драгоценными. Приказал своим слугам вырубить большой и красивый лес на берегу озера, который был любимым местом отдыха жителей королевства. Люди приходили сюда забыть свои печали, горести, поговорить с травой, цветами, послушать птиц, помечтать о высоком и прекрасном. Горько и страшно стало им, когда узнали о решении царя, долго просили сохранить природу, но царь их прогнал. Не послушал их мудрого слова, что нельзя Красоту губить.

Вырубили лес, а у царя новые палаты деревянные, резные, с узорами и камнями драгоценными… А у озера пусто стало, одни пеньки торчат. Люди слезами обливаются, былую Красоту вспоминают. Только странно, будто из-под земли какие-то вздохи слышатся, будто кто-то ворочается. Говорили, что это мать-земля плачет, раны свои залечивает. Вздохнет земля, будто ураган налетит, и все посевы царские с корнем вырывает. Заплачет земля – ливень поля затопляет. А однажды вскрикнула земля от боли – сильное землетрясение началось, разверзлась земная кора, и царские резные палаты поглотила.

Плачет царь, на жизнь жалуется. Вдруг видит, человек перед ним стоит.

Я тебя не звал, - говорит ему царь.

Земля-мать позвала меня помочь тебе от всех твоих несчастий, что обрушились на королевство, - отвечает незнакомец. – Ведь ты не послушал добрых советов простых людей не губить Природу, а построил палаты деревянные… А на берегу озера пеньки оставил. Долго мать-земля терпела, не хотела детям своим показывать, как тяжело ей, да не выдержала, застонала, заплакала, закричала. Вот откуда и ураганы, и ливни, и землетрясения. Никто на тебя несчастья не посылал. Ты сам причина их. Беды твои - слезы матери, что тебя родила и растила.

Что же теперь делать? – спросил царь.

Прощения просить у земли и раны залечивать, посадить новый лес на месте старого.

Незнакомец исчез.

Вышел царь на крыльцо, заплакал и сказал: «Прости, земля-мать, что тебе боль причинил, что страдать заставил». Упал на землю и поцеловал ее. Потом созвал к озеру людей помощи просить, чтобы новый лес на месте старого посадить, чтобы они вновь услышали, как птицы поют, деревья шумят, чтобы земля-матушка радовалась и ликовала. Так и сделали.

За один день вырос красивый, густой, высокий лес. Опять стали приходить сюда люди, любоваться красотой, мечтать о высоком и прекрасном… и царь каждый день в лес приходил, всей душой полюбил Природу, и она его простила. Не было больше в его королевстве ураганов, ливней и землетрясений. Долго прожил царь, много доброго сделал, и жизнь посылала ему удачу и счастье. (слайды 5,6,7,8)

Чему учит эта сказка?
5. Беседа по теме урока.

– Почему именно человеку Бог поручил охрану созданного им мира? Львы могли бы охранять саванну, волки – лес и степь, акулы - море, орлы – горы, в том числе, и от человека.

Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса.

Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или преобразил.

– Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку приходится держать ответ за то, что он делает природе? В чём это проявляется?

6. Выступление экологов.

Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около 6 млн. гектаров.

Каждый год Земля теряет 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель.

Каждый год на земле уничтожаются леса на площади 11 млн. гектаров.

Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.

За последние 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на планете.

Только в Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тысяч видов растений и животных.

Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.

Создается угроза существованию самого человека.

В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.

В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии. (слайд 9)

7.Работа с интерактивной доской.

– Что может сделать маленький человек, ребёнок, школьник или даже дошкольник, для христианского отношения к природе? (слайд 10)

Задание 1. Составьте правила поведения в природе:


  • Не шуметь

  • Не ломать ветки деревьев

  • Не мусорить

  • Не срывать цветы

  • Ходить по тропинкам
Задание 2.

Великий русский ученый М.В.Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги. Как вы думаете, что это за книги? (Библия и книга природы)

Что Бог в них вложил? (В книгу природы Бог вложил законы природы, а в Библию – заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несет великое христианское служение.)

Бог дал людям две книги:

Книгу природы Библию

в них вложены

природные законы заповеди

Прочитайте материал рубрики «Это интересно» о Ноевом ковчеге . (слайд 11)

Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью – праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский – «Ной звал людей, а пришли одни скоты». И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре». Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки. (С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища)

О чем предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе?

Чем отличается поведение Ноя, когда он в свой ковчег взял «каждой твари по паре», от поведения современного человека, который берёт к себе в дом обезьянку или медвежонка?

Как связан современный человек с Ноем? Что сделал Ной для современного человека? Обязан ли современный человек Ною?

Представь себе, как проходил день Ноя и его семьи, если ему приходилось кормить животных, а в его ковчеге плыли звери, одни из которых ели в первом часу ночи, другие – во втором, третьи – на рассвете, четвёртые – днём, пятые – на закате и т.д.
9. Отношение святых людей и животных.
- Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными. Чувствуя святость, обоняя благоухание Рая, которое струится от подвижников, от их намоленных келий, вещей, звери приходили к святым и служили им. О подобных случаях нам изобильно сообщают Жития святых.
Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла медведица. , Святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

«Святой был осужден на съедение зверями. Святого привязали к столбу и выпустили на него медведя. Зверь с ревом пошел к святому, но, приблизившись, остановился, посмотрел на него и затем возвратился на свое место. Правитель и все собравшиеся на это зрелище удивлялись этому. Затем выпустили самую свирепую медведицу, которая только дважды в год была выпускаема на ристалище, так как была очень зла и убивала многих. Она, подбежав, поверглась у ног святого, почитая в нем угодника Божьего, а затем отошла на свое место.

Когда это происходило, пастухи привели к правителю огромного и весьма свирепого льва, которому, по их словам, в течение пяти дней не давали пищи. Все ужасались, глядя на этого льва, так как он был очень велик и свиреп. Лев, подошедши к святому, посмотрел на него, остановился и, склонив голову, испускал из очей своих слезы, точно реки из источников, а затем стал лизать ноги святого. Это был тот лев, которого Святой Неофит нашел на горе Олимп, в каменной пещере, и отослал в другое место, сам поселившись в его пещере. Узнав его, святой повелел ему возвратиться в первое свое жилище, на горе Олимпе, которое он уступил святому; при этом святой запретил ему когда-либо вредить людям. Лев, поклонившись мученику, пошел от него со страшным ревом, разломал двери ристалища и быстро прошел среди народа. Все бросились бежать, опасаясь свирепости зверя, но он никого не тронул и побежал в пустыню, по повелению святого, на прежнее свое место.» (Житие 3 февраля).

Что же являет нам пример святых? (Гармонию можно восстановить, многое зависит от человека). (слайд с животными)

В чем проявляется милосердие к животным? Как человек должен относиться к животным?

Не стоит высокомерно возноситься над созданиями Творца, только потому, что Он поставил нас над ними. И ещё, человек, лишённый жалости к животным никогда не сможет проявлять истинной жалости к людям. Св. Иоанн Кронштадский говорил: "Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, … чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением на людей". Пусть даже невозможно спасти всех бездомных жучек и мурок, можно постараться, хотя бы не обидеть при встрече зверушку. Хотя, не редки бывают случаи, когда люди впадают в другую крайность, очеловечивая животных, превращая их в объект для поклонения.

Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие - неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

В подборке на слайде16 собраны фотографии людей и животных, которые не побоялись открыть душу друг другу. Именно такие люди служат примером того, какой должен быть человек будущего, который будет жить в мире и гармонии со всеми, кто населяет нашу планету.

10. Подведение итогов.

Ребята, сделайте вывод: каким должно быть отношение христианина к природе?

Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бесцельно рвать цветы и ломать ветки кустов и деревьев. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе человека создает привычку к безразличию, злобе и разрушению.

Давайте, ребята, постараемся в мире, любви и уважении строить отношения с животными, со всем Божьим творением.

11. Поэты и писатели о красоте природы. Приложение к уроку.

Туман, как сказочник слепой,

Сплетает быль и небылицы.

Пришла к реке на водопой

Ночь вороною кобылицей,

Оленем рыжим лунный свет

Задумчиво застыл у брода.

Я знаю: не было и нет

Безликой, неживой природы!

Не зря у предков испокон

Живой душой, умом и речью

Был каждый камень наделен

И каждый зверь очеловечен!

Ю.Оболенцев.(слайд 18)

Глухариная песня – это чудо! В ней нет звонкости, она не льется. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимет охотника с постели, поведет в черный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведенный, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им. Он пленник песни, пока она не окончена. По Н.Сладкову.(слайд 19, запись глухариной песни)

Берегите Землю!

Берегите


Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

М.Дудин.(слайд 20)

(слайд 21) «Есть такое твердое правило, - сказал мне однажды Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

На человеке лежит долг заботиться о всем творении, и потому всякий вред, без нужды нанесенный животному или даже растению, противоречит закону благодати.

Прп. Силуан Афонский

Литература


  1. Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

  2. Лебедянцев С.В., Симак С.В., Таумов И.Д. Русский язык 7-9. Сборник упражнений для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.; Издательство: Международный социально-экологический союз, 2010.

  3. Классные часы: 7 класс/Авт-сост. А.В.Давыдова. – М.: ВАКО, 2010.

  4. rmvoz.ru›forums/index.php/topic,295.0.html

  5. eparhia.ru›prihod_news/?ID=9878

  6. orendog.ru›Форум›?topic=1910.0

  7. dia-logos.ru›?p=1719

  8. ynical.org›2011-02-25-13-17-27/n-n-n-n-.html

  9. experiment-opk.pravolimp.ru›assets/attaches/187/…

  10. ant-m.ucoz.ru›…ork…otnoshenie_khristian_k_prirode

  11. soborpokrova.ru›schola/index.shtml?kuraev_opk…25

  12. school-internat.ucoz.ru›3.doc

  13. diak-kuraev.livejournal.com›68430.html



Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца. Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. Истинный Хозяин (Владыка) на земле - Бог, а не человек, который «ходит под Богом». Антонина Сергеевна Матвиенко


Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса. Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или преобразил. Антонина Сергеевна Матвиенко




Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению. Антонина Сергеевна Матвиенко


Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: «Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот». Антонина Сергеевна Матвиенко


Библейская история Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью – праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский – «Ной звал людей, а пришли одни скоты». И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре». Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки. (С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища) Антонина Сергеевна Матвиенко

Тема: "Отношение христианина к природе".

Тип урока: урок введения нового знания.

Цели и задачи :познакомиться с христианским отношением к природе, как к Божьему творению; понять, почему сохранение и бережное отношение к природе является христианским служением; уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе; помочь учащимся осознать личную сопричастность в деле охраны природы; обучение умению делать выводы из предложенной в учебнике информации.

Оборудование: фигурки животных и людей, игрушечный корабль (из конструктора ЛЕГО), музыкальные записи

П.И.Чайковского "Времена года", листы белой бумаги, цветные карандаши, учебник А.В.Кураева "Основы православной культуры".

Проект урока .

1.Организационный момент .

Слайд № 1 (Русская природа).

Что вы ждёте от этого урока?

2 . Актуализация нового знания.

Слайд № 2.(Планета Земля в космическом пространстве).

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету» - это совет маленького принца из повести-притчи французского писателя Антуана Экзюпери. Вот как по-детски ясно и просто обозначена суть одной из самых глобальных проблем, возникших на исходе

двадцатого столетия и требующих единения людей разных национальностей и разных вероисповеданий.

Звучит музыкальный фрагмент "Апрель" из произведения П.И.Чайковского "Времена года". Всемогущий Творец поместил человека на планете, идеально

приспособленной для жизни, с кислородом в атмосфере и разнообразными богатствами недр, с красивыми ландшафтами и уникальными организмами, населяющими землю. Насколько обеднела бы наша жизнь, если бы мы увидели землю, начисто лишенную лесов, трав, цветов, без единой птицы, без единого звука. В повседневной сутолоке мы не всегда замечаем, какой прекрасный мир подарил нам Господь.

Слайд № 3 (картины русской природы в цветном и чёрно- белом вариантах).

3. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит ответить на этом уроке? Слайд №4(Сотворение Мира).

4. Решение учебной задачи.

Работа по учебнику, с.84-85.

Чтение текста по частям с обсуждением каждой части, выявление главной мысли.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Слайд № 5.(Ноев ковчег).

Учитель читает ВРЕЗКУ на с.85.

Работа в группах.

1.Дети моделируют в ролевой игре плавание на Ноевом ковчеге.

2.Дети моделируют ситуацию, когда шумная компания после отдыха на природе оставляет после себя мусор и порубленные деревья.

Обсуждение разыгранных ситуаций.

Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: «Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот».

6.Итог урока.

Слайд № 6.-Какова же позиция христиан в отношении к мировому движению за сохранение природных богатств и разумное использование даров Божьих в природе?

Ответы детей.

Без всякого сомнения можно сказать, что христиане должны быть самыми активными друзьями природы. Ведь для христианина природа - это величественное творение Божие.

В чём может заключаться ваше участие в деле охраны и бережного отношения к природе?

7.Домашнее задание.

Принести семейные фотографии (с разрешения родителей).

Придумать и записать правила разумного использования природы

священник Константин Пархоменко

Прихожанка рассказала: «Стою на Всенощном бдении и вдруг вижу, что по солее (возвышенная площадка перед алтарем) идет мышь. Прошла через всю солею и юркнула под хоры. Думаю: “Вот, грязь развели, мыши у них прямо во время богослужения бегают… И вдруг запели: “Всякое дыхание да хвалит Господа…” И мне так стыдно стало…».

Недавно мне позвонили из одной газеты и попросили прокомментировать следующий случай. Один человек жестоко мучил собаку. Когда его стали увещевать, он сослался на… православие. «Я, – сказал этот человек, – ничего не делаю против веры. Сама Церковь учит властвовать над животными. Поэтому животное для человека – только тварь, и отношение к ней должно быть соответствующее».

Я объяснил журналистке, что на самом деле Церковь совершенно иначе относится к животным: бережно, уважительно, и что за мучение животных Церковь может отлучить человека от Причастия. «Удивительно! Я никогда об этом не подозревала!» – воскликнула девушка.

Каким же должно быть отношение христианина к природе и конкретно к живым существам?

Напомню некоторые вещи, о которых на страницах этой книги уже говорилось:

Самое первое и базовое определение этого вопроса мы встречаем в первой книге Библии, во второй главе книги Бытие, где говорится от сотворении Богом человека и о взаимодействии человека с сотворенным миром.

Вот есть мир. Он прекрасен, а говоря библейскими словами, «добр зело» (слав.). Вот есть человек. Он удивителен еще больше, ибо сотворен по образу и по подобию Божию.

Хотя природный мир несет в себе отблеск Божественной красоты – он творение Премудрого Художника,. а любое произведение несет на себе отпечаток души автора, – но человек имеет ряд черт, совершенно роднящих его с Творцом и Отцом Небесным.

Вот они стоят друг против друга. Каковы, по мысли Бога, должны быть их отношения?

Об этом нам сообщает Священное Писание. Бог приводит к человеку животных, чтобы человек нарек им имена (Быт. 2, 19-20). Нарекать имя, в представлении людей того времени, имел право только хозяин (например, хозяин раба) или отец ребенка. То, что Бог повелевает человеку наречь имя твари, значит, что человек – владыка, господин творения.

Это владычество человека Библия еще раз настойчиво подтверждает словами: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15).

Но как возделывать? Жестоко подчинять? Или находиться с природой в иных отношениях?

Слово «возделывать» часто понималось в смысле подчинять, насиловать. Однако точный перевод древнееврейского кабаш – «попирать ногами». Современные филологи говорят, что это выражение эквивалентно нашему «наложить руку». В этом слове нет и намека на грубое вмешательство в жизнь Божьего творения. В это слово вложен смысл оберегания, взращивания земли, что удачно переведено русским «возделывать».

Еще одно Божье слово, обращенное к новосозданному человеку и раскрывающее заданное ему Богом отношение к творению, мы находим в первой главе книги Бытие. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,], и над птицами небесными …и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 28).

Здесь слово «владычествуйте» (древнеевр. радах) несет смысл нежного управления творением. Как отмечает немецкий библеист Е. Зенгер: «Это слово означает, собственно, заботу пастуха о своем стаде. Он выводит своих животных на сочные луга, защищает перед лицом любой опасности, охраняет от хищников».

Но какова задача человека в отношении к природному миру? Просто ли пользоваться, питаться им, поставить себе на службу?

Человек был поставлен в центр Вселенной, как «священник творения».

Прежде всего, человек должен был строить правильные отношения с Богом и, воспринимая Его благодать, освящаться.

Затем человек должен был привести к Богу и освящению весь мир, который был ему вручен. Мир должен был восходить от духовной силы в силу, к Богу, обоживаться, освящаясь.

Мы знаем, что произошло Грехопадение. Оно нарушило Богоданные отношения человека с миром. Человек и мир стали врагами. Человек стал мучить, жестоко подчинять себе природный мир, тот стал враждовать против человека.

Но то, что произошла эта катастрофа, не значит, что злые отношения стали нормой. Они – аномалия, ошибка. Человек призван строить отношения с окружающим миром иначе, на основах добра, милосердия, уважения, по-Божески.

Несмотря на грех, Бог не санкционирует мучить животных. Они – Божии. «Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною» (Пс. 49, 10-11).

Как люди прославляют Бога, так и звери, больше того, все мирозданье, все стихии… Разве не об этом возвышенный гимн – 148-й псалом: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды… Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые»

Человек должен бережно пользоваться трудом животных. День субботнего покоя (4-я заповедь из знаменитых 10 заповедей Божьих), заповеданный на все времена, включает в число «отдыхающих» и животных: «Не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой» (Исх. 20, 10).

Звери не только в мире сем с нами, они будут и в преображенном мироздании, в Царствии Небесном: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи… ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11, 6-9).

Пророку Исаие вторит пророк Осия: «И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности» (Ос. 2, 18).

И уже в Новом Завете это же утверждает апостол Павел: «…тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8, 19-22).

Апостол Павел имеет в виду, что творение (в нашем переводе тварь) мучается в грехе, ожидая прославления и преображения человека. Тогда и все творение будет приобщено к вечности и преображено.

Вот мысль Священного Писания…

Но, может быть, это все в прошлом? И Церковь устами святых отцов, подвижников учила жестокою рукой править живым миром?

Этого не может быть, потому что Священное Писание неотменимо и учение Церкви не может никак противоречить Писанию.

И в самом деле: хотя в истории и случались искажения этой мысли, Церковь всегда хранила и заповедовала христианам бережное уважение к животным.

Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными. Чувствуя святость, обоняя благоухание Рая, которое струится от подвижников, от их намоленных келий, вещей, звери приходили к святым и служили им. О подобных случаях нам изобильно сообщают Жития святых.

Так, по повелению св. Антония Великого лев выкопал могилу для преп. Павла Фивейского, основателя монашества в Египте (Житие 30 января).

То же произошло и после смерти преп. Марии Египетской. К ее останкам пришел лев и выкопал для святой могилу. Свидетель этого, старец Зосима, был поражен увиденным (Житие 14 апреля).

К мученику Маманту звери собирались целыми стадами и оставались при нем до тех пор, пока не получали приказания разойтись (Житие 15 сентября). Подобные истории каждый вспомнит и из жизни преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

А вот что читаем в житии мученика Неофита:

«Святой был осужден на съедение зверями. Было приготовлено возвышение; обнаженного святого привязали к укрепленному на нем столбу и выпустили на него медведя. Зверь с ревом пошел к святому, но, приблизившись, остановился, посмотрел на него и затем возвратился на свое место. Правитель и все собравшиеся на это зрелище удивлялись этому. Затем выпустили самую свирепую медведицу, которая только дважды в год была выпускаема на ристалище, так как была очень зла и убивала многих. Она, подбежав, поверглась у ног святого, почитая в нем угодника Божьего, а затем отошла на свое место.

Когда это происходило, пастухи привели к правителю огромного и весьма свирепого льва, которого, по их словам, они поймали в пустыне пять дней тому назад и вовсе не давали пищи. Обрадованный правитель повелел ввести этого льва внутрь ристалища, где Святой мученик ногой был привязан к столбу. Все ужасались, глядя на этого льва, так как он был очень велик и свиреп. Лев, подошедши к святому, посмотрел на него, остановился и, склонив голову, испускал из очей своих слезы, точно реки из источников, а затем стал лизать ноги святого. Это был тот лев, которого Святой Неофит нашел на горе Олимп, в каменной пещере, и отослал в другое место, сам поселившись в его пещере. Узнав его, святой повелел ему возвратиться в первое свое жилище, на горе Олимпе, которое он уступил святому; при этом святой запретил ему когда-либо вредить людям. Лев, поклонившись мученику, пошел от него со страшным ревом, разломал двери ристалища и быстро прошел среди народа. Все бросились бежать, опасаясь свирепости зверя, но он никого не тронул и побежал в пустыню, по повелению святого, на прежнее свое место.

Мучитель, исполненный страха и ужаса и не зная, что еще делать, повелел убить мученика. Там стоял один звероподобный и свирепого нрава иноплеменник, имевший в руках копье. Он бросился на святого и, ударив его копьем в грудь, проколол насквозь. Так Святой мученик Неофит, закланный как агнец, предал свою душу в руки Господа своего в 21 день января, прожив от рождения своего пятнадцать лет и четыре месяца...» (Житие 3 февраля).

О том, как мученики были отданы на растерзание диким животным, а те не только не причинили святым вреда, но сами отдали за них жизнь, читаем во многих житиях, из них сразу приходит на память житие св. великомученика Пантелеимона.

Древние легенды?.. Тогда приведу выдержку из Жития современного подвижника преп. Иоанна Нового Хозевита. Он современник наших бабушек и дедушек. Родился в 1913 году, почил в 1960-м. Его Житие написано людьми, близко знавшими святого.

Когда подвижник умер, братия монастыря пришла к пещере, чтобы похоронить его. Среди них был игумен монастыря и духовник преп. Иоанна. Вот что он сообщает о похоронах святого:

«Пришли мы к 10 часам и начали совершать отпевание. В этот момент вдруг слетелось в пещеру его бесчисленное множество разных птиц. Мы решили, что они прилетели за сухарями, которыми обычно кормил их святой Иоанн, и стали бросать им оставшиеся сухари и изюм. Но они даже не притронулись к ним, только летали над его святым телом, садились на голову, на грудь, на руки и ноги его и кричали, все вместе и порознь. Они мешали нам петь и читать, тушили свечи, перелетая постоянно с места на место, закрывали нам своими крыльями книги. Как будто не хотели они, чтобы покидал их этот праведник…

После отпевания мы положили тело блаженного в глубь пещеры, в один старый гроб, который он заранее себе приготовил… Сверху гроба положили доски, обмазали их грязью из песка и земли. И только после этого удалились птицы».

Какой век мы ни возьмем, мы никогда не встретим разрешения мучить животное. Для христианина это «меньший брат», а разве брата можно обидеть?..

Передо мной книга – Сборник вопросов, которые задавались кающемуся на исповеди. Это древний сборник, вопросы на исповеди русских людей XI–XVI веков. И тут мы встречаем: «не бил ли скота?», «не мучил ли скот?» и прочие, подобные. За эти проступки людей наказывали епитимьей, отлучали от Причастия. Оказывается, даже в самые «темные» века, когда, как кажется, уважения к животным не было вовсе, Церковь проповедует и утверждает бережное и нежное отношение к животным.

Постараемся и мы также: в мире, любви и уважении строить отношения с животными, со всем Божиим творением. И вместе с ним войдем в прославленную и преображенную Вселенную, в вечность.

Вы узнаете:

Что делает человека выше природы

Какую ответственность несет человек за сохранение природы

Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца.

Великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию - заповеди.

Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение.

Развитие науки и познание мира - это доброе дело для христианина.

Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. На одном из наших первых уроков мы говорили о том, что культура - это такой труд, в котором человек изменяет мир, делая его более безопасным и удобным.

К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств для себя, а не для всех. Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм.

Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что по сути отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли.

Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. Истинный Хозяин (Владыка) на земле - Бог, а не человек, который « ходит под Богом ».

Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека - есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов - нет. У человека есть « образ Божий », т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано - с того больше спросится. Волк и заяц - это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса.

Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или преобразил.

Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защитить ее от нас. Экология - это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей.

Для христианина вся природа - это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев - тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению.

Христианское милосердие может распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка - « блажен, иже и скоты милует » (Притч.12, 10. церк-слав.перевод).

Милосердное отношение к ним проявляет себя, в частности, в том, что человек заботится о домашних животных, не выбрасывает их на улицу как ненужную вещь, если они состарились или стали доставлять неудобства и хлопоты. И, конечно, пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и жестокое отношение к ним.

Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: « Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот ».

Врезка Библейская история

Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью - праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский - « Ной звал людей, а пришли одни скоты ». И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка « каждой твари по паре ». Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки.

(С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища)

ВОПРОСЫ и задания

1. В чем проявляется милосердие к животным? Есть ли у тебя домашние питомцы и какие у тебя обязанности перед ними?

2. Что Бог вложил в Библию, а что в « книгу природы »?

3. О каких книгах Ломоносов говорил, что они написаны Богом?

4. Чувствуют ли животные доброе сердце человека? Встречались ли вам такие случаи?

5. Вам знакомо слово « экологический кризис »? Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал