Что, если бы Шестой Крестовый поход не состоялся? Шестой крестовый поход (1228–1229) 6 крестовый поход годы участники

(1217-1221) окончился неудачно для христиан. Иерусалим остался в руках мусульман, что дало повод папе римскому призвать рыцарей Западной Европы к новой военной компании в Святую Землю. Но в этот раз церкви не нужно было искать лидера среди европейских монархов и вельмож, так как таковым изначально считался император Священной Римской империи Фридрих II (1194-1250).

Император Фридрих II и египетский султан Аль-Камиль договариваются о передаче Иерусалима христианам

Он принимал активное участие в Пятом крестовом походе, отправляя крестоносцев из Германии в Палестину и Египет. Однако сам не сопровождал армию, укрепляя свои позиции в Германии и Италии. В 1220 году римский папа Гонорий III возложил на голову Фридриха императорскую корону, и тот стал полновластным властителем самого могущественного государства в Европе. После этого император поклялся понтифику, что возглавит Шестой крестовый поход (1228-1229).

Клятву подкрепила женитьба на Иоланде Иерусалимской – дочери номинального правителя Иерусалимского королевства Иоанна Бриеннского. Свадьба состоялась в 1225 году, и у Фридриха II появилась кровная заинтересованность в расширении и укреплении земель Латинского востока.

Теперь откладывать на неопределённый срок военную компанию в Святую Землю не было никого смысла, и в 1227 году император со своими крестоносцами отплыл из Италии в Акру, которая в то время считалась столицей Иерусалимского королевства. Однако там вспыхнула эпидемия чумы, и германское войско поспешно отбыло обратно в Италию.

В том же году в марте месяце умер римский папа Гонорий III. Его заменил Григорий IX (1227-1241). Этот человек относился к Фридриху II крайне отрицательно. Можно сказать, что он был врагом императора, так как тот стремился подчинить себе земли Италии, находящиеся под абсолютным контролем католической церкви. Поэтому новый понтифик искал любой повод, чтобы досадить правителю Священной Римской империи.

Он заявил, что Фридрих II нарушил свой крестовый обет, уехав из Акры. То, что там бесчинствовала чума, не могло служить оправданием по мнению папы. После такого заявления Григорий IX отлучил императора от церкви и тем самым освободил его подданных от всех клятв и обязательств перед правителем. Фридрих II пытался наладить отношения с папой, но тот оставался непреклонным, надеясь своим решением ослабить власть императора.

Римский папа Григорий IX, отлучивший Фридриха II от церкви

Надо сказать, что Фридрих II был чрезвычайно умным и прекрасно образованным человеком. Он свободно говорил на 6 языках, в том числе и на арабском. Радел о благополучии своего государства и пользовался огромным уважением у всех слоёв германского населения. Поэтому его авторитет не был сильно подорван после отлучения.

Не сумев договориться с понтификом, император в 1228 году вновь отправился в Шестой крестовый поход, но при этом он уже не пользовался поддержкой церкви. Путь германцев лежал по морю через Кипр. На этом острове лидер очередной военной экспансии в Святую Землю попытался решить свои династические притязания на престол Кипрского королевства. Это было государство крестоносцев, созданное английским королём Ричардом Львиное Сердце во время Третьего крестового похода .

В нём сидел регентом Жан I Ибелин. Германский император заявил, что его правление нелегитимно, и остров должен отойти под полный контроль Священной Римской империи. Но данная инициатива не встретила понимания у местной знати. В результате все перессорились, а главное заключалось в том, что Кипр перестал считать себя союзником германского императора.

После Кипра Фридрих II отправился в Акру, где политическая ситуация оказалась сложной и неоднозначной. Служители церкви отнеслись к прибывшему лидеру Шестого крестового похода крайне негативно. А вот рыцари разделились. Одни поддерживали императора, а другие выражали симпатию слугам божьим. Таким образом, у Фридриха в подчинении оказались только прибывшие с ним крестоносцы и рыцари тевтонского ордена. С такими силами вести действия против мусульман не представлялось никакой возможности.

Что оставалось делать императору, попавшему в немилость к папе римскому? Он ознакомился с политической ситуацией в мусульманском мире и понял, что султан Египта Аль-Камиль увяз в подавлении мятежей в Сирии и тоже не обладает достаточными военными силами, чтобы успешно противостоять крестоносцам. А отсюда следовало, что при грамотном подходе можно решить вопрос о возврате Иерусалима христианам без кровопролитных сражений.

Германский император устроил демонстративный показ якобы имеющейся у него огромной армии. Он разбил своё войско на отряды и провёл их на юг вблизи морского побережья. Для Аль-Камиля этого оказалось достаточным. Султан уверовал в мощь крестоносцев и согласился вести переговоры. Они оказались чрезвычайно плодотворными для воинов Христа. Мусульмане отдали Иерусалим христианам, а помимо этого передали им такие крепости как Вифлеем, Сидон, Назарет и Яффа.

Фридрих II с крестоносцами и мусульманами в Иерусалиме

Договор об этом и перемирие на 10 лет были заключены 18 февраля 1229 года. Уже 17 марта того же года Фридрих II торжественно въехал в Иерусалим и на следующий день провозгласил себя королём Иерусалимского королевства. Однако на коронации отсутствовал патриарх Латинского востока, а поэтому данная церемония не имела никой юридической силы. Новоиспечённого короля не утвердили ни папа, ни знатные феодалы Святой Земли. Он мог быть только регентом при своём сыне Конраде, рождённом от брака с Иоландой Иерусалимской.

В Иерусалиме германский император пробыл до середины мая 1229 года и отбыл на родину, где возникли политические проблемы местного характера. На этом Шестой крестовый поход закончился. В том же году папа отменил отлучение Фридриха II, руководствуясь интересами церкви. А в возродившемся королевстве начались распри и борьба за власть. Но самое главное свершилось: Иерусалим вернулся к христианам и находился под их полным контролем в 1229-1239 годах и в 1241-1244 годах. То же самое можно сказать и о других районах Святой Земли.

В заключении следует заметить, что крестовый поход под руководством Фридриха II показал всему миру, что важнейшие государственные вопросы можно решать путём переговоров, а не на полях сражений. Самого же императора прозвали «крестоносцем без креста», а его поход стали называть «походом без похода». Ведь воины Христа не сражались с мусульманами, но одержали полную победу над ними, чего нельзя сказать о других военных компаниях в Святую Землю .

Заключенный между Фридрихом II и египетским султаном мир на десять с лишком лет обеспечивал спокойствие на Востоке. Хотя папа признал со своей стороны акт договора, но не переставал питать надежду на возбуждение нового крестового похода и употреблял все зависящие от него меры к тому, чтобы собирать пожертвования и шевелить мысль о святых местах среди европейских христиан. Вот почему, как только истек срок мира, в 1239 г. во Франции и Англии началось движение, во главе которого стояли король Тибо Наваррский, герцог Гуго Бургундский, графы Монфорский, Бретанский и многие другие. Император оказал содействие французским крестоносцам, а папа, опасаясь, что этот поход послужит только к усилению императорской партии в Иерусалиме, высказался теперь против направления похода на Восток и указал другую цель: поддержание Латинской империи в Константинополе. Таким образом, цель двоилась в зависимости от интересов светской и церковной партий, и предприятие в самом начале обрекалось на неуспех. Одни из крестоносцев остались верны первоначальному плану и отправились в Сирию, другие отделились и подчинились указаниям папы.

Под Акрой французские отряды соединились с иерусалимскими войсками, но между теми и другими не было согласия, а главное, недоставало плана действий. Один отряд выступил без содействия тамплиеров и иоаннитов против мусульман, но при Газе потерпел полное поражение, причем был убит граф Барский и взят в плен граф Монфорский. За этим несчастьем последовало другое. Ободренные легким успехом при Газе, мусульмане решились на смелый шаг. Именно, один из мелких владетелей Сирии, Анназир Дауд, напал на Иерусалим, разрушил в нем укрепления и произвел страшное опустошение в городе. Это могло бы повести к полному уничтожению христианских владений в Палестине, если бы сами мусульманские властители не находились между собой в постоянной войне, которая давала христианам возможность держаться в занятых ими прибрежных местах. Мало помогло им и новое подкрепление из Англии под предводительством графа Ричарда, племянника короля Ричарда Львиное Сердце. Но общее положение представлялось настолько плачевным, что нечего было и думать о больших военных предприятиях. Вследствие чего Ричард отклонил предложение местных христиан вступить в союз с дамасским эмиром против египетского султана и ограничился тем, что занялся укреплением Акры и Яффы и возобновил мирный договор с султаном в феврале 1241 г. Хотя французы и англичане не предприняли на Востоке ничего важного и не изменили там бывшего до них положения дел, но все же возобновленный мирный договор с султаном обеспечивал их от самого серьезного врага. Нужно приписывать исключительно самим сирийским христианам ответственность за ближайшие события, так повредившие им. На Востоке, как и на Западе, борьба светской власти с духовной вызвала резкую вражду и сопровождалась образованием партий. Тамплиеры были озлоблены на иоаннитов и немецких рыцарей и с оружием в руках нападали на их владения. Сторону первых поддерживали венецианцы - самые сильные представители церковной партии. Сторонники римской курии задались целью уничтожить императорскую партию на Востоке и воспользовались для того первым случаем. В 1243 г. Конрад, наследник иерусалимской короны, достигший к тому времени совершеннолетия, потребовал от своих восточных подданных присяги на верность. Но они связались с кипрской королевой Алисой и предложили ей принять под свою власть иерусалимское королевство. Императорская партия, во владении которой был город Тир, не могла оказать сильного сопротивления соединенным войскам рыцарских орденов и венецианцев и вынуждена была сдаться в Тире. Кроме того, противники императорской партии, чтобы противодействовать Фридриху и его союзнику, египетскому султану Эйюбу, заключили союз с султаном Дамаска и эмиром Керака (Анназир Дауд), который недавно отнял у христиан Иерусалим. Правда, этот союз обещал христианам важные выгоды - они вновь получали в свое владение Иерусалим и даже без того ограничения, какое было в договоре Фридриха с Алькамилем, но подобные выгоды оказались призрачными, так как союз с сирийскими мусульманами не мог обеспечить христиан от могущественного египетского султана, имевшего в Сирии и Месопотамии приверженцев. Ближайшим следствием этого необдуманного шага было то, что султан Эйюб нанял себе на службу отряд ховарезмийцев - племени, кочевавшего сначала у Аральского моря и в XIII в. достигшего большой военной славы своими дикими наездами и необузданной храбростью. Ховарезмийцы выставили отряд в 10 тысяч всадников, который неожиданно явился в Палестине, повергая в ужас население и не давая никому пощады. Когда враг приблизился к Иерусалиму, патриарх Роберт ничего другого не мог придумать, как оставить город и спастись в Яффу. Когда остававшиеся в Иерусалиме христиане в страхе бежали из города, между ними вдруг разнесся слух, что на воротах оставленного города развевается христианское знамя. Это была коварная хитрость ховарезмийцев, действительно обманувшая многих. Беглецы возвратились в покинутый ими Иерусалим и здесь были окружены неприятелем, который погубил в этот день до семи тысяч человек, частью в городе, частью в окрестностях его по дороге в Яффу. Завладев Иерусалимом, дикие хищники перерезали в нем всех христиан, разграбили церкви и не пощадили могилы иерусалимских королей. Это случилось в сентябре 1244 г., и с этих пор Иерусалим окончательно и навсегда был потерян для христиан. Когда палестинские христиане опомнились от страшного удара и начали думать о средствах к спасению, ужасная орда ховарезмийцев опустошила Вифлеем и направилась к Газе, где соединилась с войсками египетского султана. Мусульманские союзники христиан, правда, прислали помощь, но рассчитывать на то, что мусульманские отряды будут ревностно сражаться с единоверцами, было бы слишком легкомысленно. Поэтому самым разумным решением в данных обстоятельствах было бы предоставить хищникам незащищенные места и держаться под защитой Аскалонской крепости, пока неприятель перестанет находить добычу в опустошенной стране и не вынужден будет удалиться. Но на совете вождей одержало верх мнение иерусалимского патриарха Роберта, который требовал нападения на войско султана и его союзников. Битва под Газой 18 октября 1244 г., когда христиан покинули их союзники и когда они имели против себя несравненно превосходнейшие силы, обратилось в полное поражение и сопровождалось или избиением, или пленением всего христианского войска. После такой блестящей победы не могло быть сомнения, что сирийский союз, направленный против Египта, распадется. В 1245 г. султан Эйюб взял Дамаск и таким образом вновь восстановил единство мусульманского государства, которое основал Саладин и поддерживали Алькамиль и Аладиль. В 1247 г. он отнял у христиан Аскалон, так что владения их в Палестине ограничивались теперь Акрой и немногими другими приморскими городами. К довершению бедствий в это же самое время Антиохийское княжество сделалось добычей монголов. Ввиду указанных обстоятельств, которые поставили христианские владения на Востоке в крайне стесненное положение и угрожали лишить европейцев и последних укреплений, за которыми они еще держались, не оставалось никакого сомнения, что нельзя обойтись без нового и притом в обширных размерах предпринятого крестового похода. Известия о происшествиях в Святой Земле, своевременно доходившие в Европу, производили крайне удручающее впечатление, а между тем идея нового крестового похода долго не находила искренних приверженцев. В самом деле, Европа, по-видимому, уже утомилась от понесенных ею жертв, а римский папа имел более интереса к европейским событиям, где борьба светской власти с духовной привлекала к себе все его внимание, чем к положению христианского дела в Палестине. Умный и энергичный Иннокентий IV, поощряя проповедь о крестовом походе и собирая для этой цели пожертвования, не раз указывал принявшим крест, что борьба с Гогенштауфенами не менее угодна Богу, что и поход в Святую Землю и спокойно обращал деньги, пожертвованные для крестового похода, на потребности борьбы с императорскими войсками. Нет ничего удивительного, что при таких обстоятельствах трудно было составиться большому походу в Палестину.

В 1248 г. состоялся крестовый поход Людовика IX. Это было предприятие, скорее объясняемое личным характером короля, чем общественным настроением. Приближенные, напротив, всеми мерами пытались охладить аскетический пыл короля и объяснить ему бесполезность новых попыток достигнуть такой цели, которая явно неосуществима, в особенности ввиду того, что прочие христианские страны, занятые внутренней борьбой, холодно относятся к новому походу в Святую Землю. Крестоносное войско Людовик направил к острову Кипр, провел здесь осень 1248 г. и зиму следующего года и без сомнения под влиянием советов кипрского короля и представителей папской партии в Палестине принял роковое решение, бывшее источником неисчислимых бедствий. Именно, невзирая на урок, постигший крестоносцев в 1219 г. в Египте, Людовик решился вновь повторить попытку кардинала Пелагия "схватить быка за рога", то есть напасть на султана в его египетских владениях. Весной 1249 г. Людовик выступил с огромным флотом в море и пристал к устьям Нила, растеряв в дороге вследствие морских бурь значительную часть кораблей. Высадка последовала там же, где в 1218 г. пристали крестоносцы Пятого похода, то есть близ Дамиэтты. Султан Эйюб лежал больной в Мансуре и потому на первых порах Людовика радовали неожиданные успехи. Так Дамиэтта была занята почти без сопротивления, и в ней было найдено много запасов и оружия. Но в дальнейшем христиан ожидала масса непредвиденных затруднений. С одной стороны, памятны были события 1219-1220 гг., когда разлитие Нила было причиной громадных бедствий, с другой продолжительная стоянка под Дамиэттой вредно отзывалась на дисциплине войска и давала время египетскому султану собирать свежие силы и тревожить христиан неожиданными нападениями на их лагерь. Когда стали обсуждать план действий в Египте, то выявилось крайнее несогласие в мнениях. Одни подавали голос за то, чтобы обеспечить прежде всего береговую полосу и завладеть Александрией, другие говорили, что когда хочешь убить змею, нужно прежде всего раздавить ей голову, то есть придерживались мнения о походе на Каир. В походе Людовика была повторена та же ошибка, какая была сделана кардиналом Пелагием. В ноябре французы снялись с лагеря и пошли вверх по течению Нила. Двигались они чрезвычайно медленно и вследствие этого пропустили благоприятный момент, какой им давала смерть султана Эйюба. Подойдя в декабре к крепости Мансуре, крестоносцы имели против себя не только значительные военные силы, но и сильное укрепление, которое можно было взять только при помощи осадных работ. Пока не явился к месту военных действий наследник Эйюба Тураншах, крестоносцы могли бы еще рассчитывать на некоторый успех, большим для них счастьем было то, что по указаниям одного бедуина они нашли брод через канал, отделявший их от Мансуры, и приблизились таким образом к стенам крепости. Осадные работы подвигались, однако, медленно, египтяне разрушали и жгли с помощью греческого огня то, что удавалось построить крестоносцам, кроме того делали вылазки и наносили осаждающим чувствительные поражения. В этих битвах погибли брат короля и множество французских рыцарей и тамплиеров. В конце февраля 1250 г. к Мансуре прибыл Тураншах с новыми войсками из Сирии, и положение христиан стало принимать серьезный характер. Первым его делом было передвижение флота в тыл крестоносному лагерю, вследствие чего христианское войско оказалось отрезанным от Дамиэтты, откуда оно получало продовольствие и военные запасы. Египетские партизанские отряды перехватывали французские караваны, отряды мамелюков стали делать дерзкие нападения на лагерь. Это сопровождалось большими неприятностями для христиан, у которых начался голод, а непривычная жара была причиной большой смертности. Ввиду этих обстоятельств Людовик решился проложить себе путь к отступлению в Дамиэтту в апреле 1250 г. Но это отступление происходило при условиях чрезвычайно неблагоприятных и сопровождалось почти полным истреблением крестоносного войска. При отступлении были захвачены в плен король Людовик и его братья Альфонс Пуату и Карл Анжуйский и с ними множество знатных рыцарей. Большая масса людей взята в плен и продана в рабство. Торжествуя победу, султан писал своему наместнику в Дамаске: "если хочешь знать число убитых, то подумай о морском песке, и ты не ошибешься". Когда начались переговоры о выкупе пленных, король Людовик предоставил королеве, находившейся в Дамиэтте, решение вопроса о своем выкупе и согласился без всяких споров выплатить громадную сумму до десяти миллионов франков за освобождение из плена рыцарей. По мирному договору с Тураншахом французы обязались очистить Дамиэтту и десять лет не возобновлять войны.

Несмотря на страшную катастрофу, какая постигла предприятие Людовика IX, несмотря на всю опасность, в которой оказались христианские владения после победы египетского султана, дошедшие в Европу известия не произвели уже такого впечатления, как это было в XII в. Европейцы изверились в дело крестовых походов и не хотели более делать бесплодных попыток. В то время, как большинство отпущенных на свободу из египетского плена рыцарей возвратилось на родину, сам Людовик отправился из Дамиэтты в Акру и здесь начал обдумывать меры к продолжению войны. Но можно ли было предпринять что-либо решительное, когда все его воззвания не имели во Франции успеха и когда там решительно отказывались от похода на Восток? Еще четыре года Людовик оставался в Сирии, ожидая подкреплений из Европы, занимаясь усилением крепостей Акры, Яффы и Сидона и давая небольшие сражения. В конце 1252 г. умерла его мать Бланка, правившая в его отсутствие Францией, и общий голос народа требовал, чтобы Людовик возвратился на родину. Король уступил наконец необходимости и летом 1254 г. отплыл из Сирии.

Судьба христианских владений зависела теперь исключительно от доброй воли мусульманских владетелей Сирии и Египта. Нельзя, впрочем, думать, что христиане вообще были лишены средств для энергичной борьбы. В руках у них находилось несколько городов, ведших большую торговлю и служивших посредниками в обмене европейских и азиатских товаров, в этих городах было много населения, владевшего богатствами и роскошью. Хотя боевая сила христиан была невелика, но все же военные учреждения и французский отряд, оставленный Людовиком, с прибавкой тех крестоносцев, которые ежегодно в небольшом числе прибывали из Европы, могли внушать мусульманам некоторое уважение. Вся беда заключалась в том, что христиане отвыкли думать об общих интересах, а руководствовались личной выгодой, в зависимости от случайных и минутных капризов меняли свою политику: сегодня дружили с мусульманами, а назавтра переходили в лагерь их врагов. Тамплиеры и иоанниты ревниво следили друг за другом и часто вступали в открытую вражду между собой. Торговый люд, задававший тон жизни сирийским городам, отличался большой нравственной испорченностью и неприятно поражал вновь прибывшего. Самым большим бедствием для сирийских христиан было соперничество итальянских республик Венеции, Генуи и Пизы и их представителей на Востоке. Баилы этих республик, имевшие свои канцелярии во всех почти городах Сирии, представляли собой могучую аристократию, которая своим богатством и влиянием затмевала феодальных владетелей и находилась с ними в постоянной вражде. Можно утверждать, что торговые люди и торговые интересы были главной причиной, подточившей существование христианских владений. Одна война генуэзцев с венецианцами, веденная в 1256-1258 гг., стоила Акре 20 тысячи человек, кроме того громадное количество кораблей погибло в гавани Акры и на море. Эта война свирепствовала почти безостановочно в пятидесятые и шестидесятые годы XIII в. и увлекала как сирийских христиан, так и никейских императоров. По-видимому, все забыли, что эта борьба только приближает окончательный удар, который мусульмане готовились нанести христианским владениям. Когда монгольский хан Гулагу вторгся в Персию и затем покорил Месопотамию и опустошил Сирию (1259 г.), часть христиан примкнула к монголам и тем возбудила крайнее раздражение среди мусульман, которые не могли им простить союз с их ожесточенным врагом.

Мусульманские владения Египта и Сирии вновь объединились под властью султана Бибарса, который по своему значению и могуществу напоминает Саладина. Поставив главной целью своей политики дать преобладание мусульманству и окончательно уничтожить европейские владения на Востоке, Бибарс не пренебрегал для этого никакими средствами и хорошо воспользовался враждой и противоположными течениями, подмеченными им среди самих христиан. Так, он не упустил из виду важные события, готовившиеся в Никейской империи, и вступил в дружественные отношения с Михаилом Палеологом, отнявшим у латинян Константинополь. Так, он дорожил мирными отношениями с Манфредом Сицилийским и считал полезным поддерживать императорскую партию на Востоке. Явное нерасположение европейских христиан приносить новые жертвы для походов на Восток и равнодушие сирийских и палестинских христиан к общим интересам давало султану Бибарсу полную возможность оценить сравнительные преимущества мусульман и воспользоваться благоприятным моментом, чтобы положить конец христианским владениям. В 1262 г. он предпринял первый поход в Сирию и потом в течение шести лет четыре раза повторял эти походы. Следствием его удачных войн было то, что он отнял у христиан Антиохию, взял Кесарию, Арсуф и Яффу, опустошил окрестности Тира и Акры. Нельзя сказать, чтобы эти успехи очень дорого достались Бибарсу, ни разу он не имел против себя соединенных сил христиан, а поражал отдельные отряды иерусалимских и антиохийских баронов, госпиталитов, иоаннитов и кипрских рыцарей. Трудно найти более выразительную характеристику нравственного и политического положения восточных христиан, как следующие слова Бибарса, сказанные на ходатайство Карла Анжуйского за своих единоверцев: "Не от меня зависит помешать гибели франков, они сами себе готовят погибель, самый последний из них разрушает то, что создает самый великий".

Блестящие успехи Бибарса и отчаянные просьбы о помощи из Сирии еще раз вызвали значительное движение в пользу крестового похода. Во главе этого движения во второй раз стал король французский Людовик IX. Можно изумляться настойчивости Людовика, с которой он преследовал свою заветную цель, несмотря на тяжкий урок, вынесенный из Первого похода. Быть может, он и мог бы на несколько лет продлить господство христиан в Сирии, если бы подкрепил их свежими силами, но мечтать о нанесении чувствительного удара мусульманам теперь уже было поздно. Когда в 1270 г. французские рыцари с королем, его братьями и сыновьями во главе сели на генуэзские суда, прямая цель похода, по-видимому, еще не была определена. Она в первый раз стала известной в Кальяри (в Сардинии), где происходил военный совет и где было решено идти на Тунис. Внешним образом мотивировался этот поход тем, что будто бы тунисский эмир обнаруживает склонность к христианству и что привлечением его в лоно католической церкви можно было приобрести важного союзника для последующей войны с египетским султаном. Но на самом деле Людовик в этом отношении был орудием ловкой интриги, которая приготовлена была, вероятно, в Сицилии и которая имела целью подчинение Туниса политической власти Сицилийского королевства, незадолго перед тем перешедшего к французскому королевскому дому. Во всяком случае тунисский поход был предприятием, весьма мало отвечающим целям и нуждам христиан на Востоке. Он таковым оказался и по своим последствиям. Высадившись 17 июля 1270 г. на тунисском берегу, Людовик не только не встретил готовности со стороны тунисских мусульман принять христианство, но, напротив, имел в них неприятеля, готового защищаться. Не начиная, однако, серьезных предприятий против Туниса и ожидая прибытия Карла Анжуйского, французы дали время эмиру собраться с силами и наладить отношения с султаном Бибарсом. Единственным приобретением крестоносцев было завоевание карфагенской крепости, которая, впрочем, не имела для них значения. Между тем эмир тунисский начал тревожить христианский лагерь нападениями, и непривычная африканская жара произвела болезни и большую смертность. В начале августа умер сын короля Тристан, затем смерть настигла папского легата епископа Рудольфа, наконец впал в тяжкую болезнь, от которой сошел в могилу 25 августа, и сам король. Все крестоносное предприятие этим расстраивалось. После нескольких сражений с тунисскими войсками, не находя ни охоты, ни важных побуждений тратить силы на осаду крепко защищенного города, наследник Людовика Филипп и Карл Анжуйский начали переговоры о мире. Обе стороны согласились на следующие условия:

1) тунисский эмир дает свободу христианам жить в его областях и совершать богослужение в устроенных ими храмах;

2) соглашается вносить вдвойне, против прежней, дань сицилийскому королю, выплачивает военные издержки.

Со своей стороны христианские короли обязывались немедленно очистить занятые ими области Туниса. Большинство рыцарей считало свой обет исполненным и возвращалось на родину. Лишь небольшая часть французов и принц Эдуард Английский сочли обязанностью идти в Сирию.

ПЯТЫЙ И ШЕСТОЙ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Ни то, что четвертый крестовый поход закончился не там, где ожидалось, ни ересь на юге Франции не заставило папу Иннокентия III отказаться от идеи возвращения Святой Земли.

Но после того, как в 1187 г. к ногам султана Саладина пал Иерусалим, все меньше становилось переселенцев на Восток и все меньше охотников совершить туда паломничество с мечом в руках и крестом на плаще. Иногда, завидев сборщика податей на крестовый поход, благородные рыцари кидали монетку не ему, а первому попавшемуся нищему, да еще и приговаривали: «Возьми во имя Магомета, который сильнее Христа!» Приморские города, несмотря на все запреты, продавали мусульманам оружие и даже поставляли на восточные рынки рабов-христиан (в большинстве славян). Коммерция - дело тонкое.

Все же заморский поход удалось организовать. В 1213 г. папа Иннокентий повсюду разослал своих проповедников, поручив им вручать крест каждому, кто того пожелает - даже уголовным преступникам. Ежемесячно устраивались торжественные процессии и молебны о даровании победы. В пользу грядущего успеха говорил важный мистический аргумент: апокалиптическое число зверя - 666, а к этому времени прошло как раз столько лет от начала деятельности пророка Мухаммеда.

Папа на три года запретил все войны и даже рыцарские турниры. Лица духовного звания должны были вносить на нужды похода двадцатую часть своих доходов. Вызвались идти три государя: Иоанн Английский, Андрей Венгерский и германский император Фридрих II (он же король Сицилии). Но Иннокентий и англичанин не дожили до начала похода. Поэтому в 1217 г. отправились в путь только немцы и венгры во главе с королем Андреем (император принял личное участие только в шестом походе, девять лет спустя).

Первый акт, как всегда, затягивался. Передовые отряды, прибывшие морем в Акру, целый год занимались бесплодными стычками с турками и ссорами с местными христианами. За более серьезные дела принялись, только когда прибыло 300 кораблей из северной Германии и Нидерландов.

Начать решили с завоевания Египта - на этом особенно настаивали государи и вельможи сирийских христианских государств. Задача была трудной. Египетский султан Аладил создал сильное войско из купленных у кавказских горцев молодых рабов. Они прошли усиленную военную подготовку и, будучи чужаками, стали самыми преданными его воинами. Так появились знаменитые мамелюки (со временем они сами захватили власть и несколько веков правили Египтом).

Крестоносцы осадили большой торговый город Дамиетту в дельте Нила. Султан был согласен на большие уступки: возвратить «древо Истинного Креста» и Иерусалимское королевство. Но папский легат Пелагий, родом из Испании, фактически взявший верховное командование армией в свои руки, ответил отказом. И вскоре крестоносцы взяли город. Добычи оказалось на 400 тысяч золотых.

В Европе, после бесконечной череды неудач, эту весть встретили с великой радостью. Папа назвал Пелагия «вторым Иисусом Навином» (библейский завоеватель «Земли Обетованной» - Палестины).

Мусульмане были в смятении. Султан Аладил приказал разломать стены Иерусалима, как если бы город был уже утрачен. Жители стали покидать город.

Но крестоносцы, нацелившись на завоевание всего Египта, опять затянули время. Противник пришел в себя, султан усилил армию и даже успел выстроить новую крепость неподалеку от лагеря крестоносцев. Но все же, не будучи до конца уверен в своих силах, опять обратился с предложением: Иерусалимское королевство в обмен на Дамиетту. И опять отказ Пелагия - тем более, что из Европы прибыло новое пополнение.

Войско двинулось вдоль Нила. И тут случилось то, что случается каждый год, благодаря чему и возник семь тысяч лет назад Египет и что спасло его на этот раз. Великая река разлилась, и крестоносцы оказались на болотистом острове среди бескрайних водных просторов. Мамелюки сразу же перерезали пути к отступлению, и это было еще счастьем для недавних победителей во главе с их новым Иисусом Навином, что султан отпустил их подобру-поздорову всего лишь на условии сдачи Дамиетты (1221 г.).

В 1227 г. в поход на Святую Землю собрался германский император Фридрих II - это был Шестой крестовый поход. Проходил он в обстановке, можно сказать, скандальной.

Новому папе Григорию IX казалось, что сборы идут ни шатко, ни валко. Чем дальше, тем больше росло его раздражение. Из его уст прозвучало обвинение, что и Дамиетту шесть лет назад сдали исключительно из-за нерадения, а может быть, даже из-за намеренного саботажа императора. И когда тот, наконец, двинулся в путь, но из-за обострившейся болезни сделал остановку в южноитальянском Отранто - терпение папы лопнуло. Он наложил на императора отлучение.

Фридрих с достоинством оправдывался. Его недуг явно не был притворным, в войске тоже распространились болезни - остановка была необходима. Григорий ничего не хотел слушать.

Тогда Фридрих тоже вспылил - захватил папское владение Анконскую марку (в центральной Италии) и стал поддерживать врагов папы в Риме. Ответный удар: папа подтверждает свое отлучение, а вдобавок накладывает интердикт (запрет на богослужение и церковные обряды) во всех тех местностях, где будет находиться император.

Но Фридрих, поправившись, стал действовать, не обращая на папские репрессии никакого внимания. Высадившись в Акре (1228 г.), - хоть и не с очень большими силами, - он выказал намерение пойти войной на египетского султана. Но каирский повелитель решил не искушать судьбу в новом столкновении с крестоносцами: было заключено перемирие на 10 лет, и Иерусалимское королевство вместе со святым городом вновь перешло к христианам. За это Фридрих обещался быть союзником султана против всех его врагов - не только восточных, но и западных.

Однако насколько же разлад на верхнем уровне оказался сильнее религиозного чувства. В католическом мире не было никаких торжеств. Более того, папа наложил интердикт и на Иерусалимское королевство, и когда освободитель Гроба Господня венчался как иерусалимский император - нельзя было даже совершить богослужение.

Рим всячески подстрекал сирийских христиан на противодействие Фридриху. И небезуспешно - его сторонники были изгнаны из Акры. Потом до императора дошли вести, что осложнились дела в Германии, и он вынужден был срочно отбыть на родину. Воспользовавшись этим, его недруги в нарушение перемирия стали нападать на египетские владения. Султан призвал на подмогу хорезмийских туркменов, и эта свежая боевая сила двинулась на Иерусалим. Город, лишившийся во время предыдущего крестового похода своих укреплений, был легко взят - на этот раз безвозвратно (1244 г.). Немногочисленное войско сирийских христианских государств, двинувшееся на мусульман, было наголову разбито при Газе.

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ ПРИЧИНЫ И ПРЕДЫСТОРИЯ КРЕСТОВЫХ походов Согласно традиционному определению, под Крестовыми походами понимаются военно-религиозные экспедиции христиан, предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и других христианских святынь

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Близнюк С.В. Крестоносцы позднего средневековья. М., 1999.Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.Карпов С.П. Латинская Романия. СПб., 2000.Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. М., 2001.Alpandery Р, Dupront A. La chretiente et Г idee des croisades. P., 1995.Balard M.

Из книги Европа и ислам: История непонимания автора Кардини Франко

Крестовые походы В те времена среди христиан Западной Европы распространялось чувство тревоги и страха, связанное с ожиданием конца света, а также с изменениями, вызванными демографическим ростом и политической и религиозной борьбой. Такие настроения заставили

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА LIX Греческая империя спасена. - Крестовые походы второй и третий; число участвовавших в них крестоносцев; поход в Палестину и исход этого предприятия. - Св. Бернард. - Царствование Саладина в Египте и в Сирии. - Он завоевывает Иерусалим. - Морские крестовые походы. -

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Поддерживаемый религиозным воодушевлением воинственного народа, ислам в первом столетии после смерти своего пророка с неимоверной быстротой распространился по лицу земли. Победоносно проник он в Персию и Туран, завладел Индией, отнял у византийцев

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

Крестовые походы. В конце XI века папская дипломатия сумела использовать в своих интересах начавшееся на Западе широкое движение на Восток - крестовые походы. Крестовые походы направлялись интересами весьма разнообразных групп западноевропейского феодального

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

1. Крестовые походы В конце XI столетия, когда рыцарство уже было твердо установившимся учреждением, в Европе произошло событие, отразившееся на многие годы в истории как в этой части света, так и в Азии.Мы уже говорили о тесной связи религии с рыцарством и о ее большом

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Пятый и Шестой крестовые походы. «Мирное» завоевание Иерусалима В 1215 г. в Риме был собран пышный церковный (Латеранский) собор, принявший решение о новом крестовом походе в Святую Землю. Крестоносный обет приняли три государя - Андраш II Венгерский, король Англии Иоанн

автора Безыменский Лев

Дни пятый и шестой: протокол Пятый день начался изложением планов ВВС Англии, о которых сообщение сделал маршал Бернет. Его доклад был весьма оптимистичным. Так, Бернет говорил:«Наши авиационные базы в Англии защищены лучшими средствами в мире, которые непрерывно

Из книги OCOБAЯ ПАПКА «БАРБАРОССА» автора Безыменский Лев

Дни пятый и шестой: реконструкция Мы объединяем заседания 16 и 17 августа, ибо их течение весьма сходно. Теперь, когда мы знаем колоссальное напряжение тех дней, трудно даже заниматься комментированием тех (в известной мере второстепенных) вопросов, которые обсуждали Дракс,

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Из книги Последний час рыцарей автора Шионо Нанами

Крестовые походы В середине IX века, когда Иерусалим все еще находился во власти мусульман, богатый купец по имени Мауро построил здание, которое могло бы служить одновременно госпиталем и странноприимным домом для паломников, пришедших с Запада на Святую землю. Купец был

Из книги Кто такие папы римские автора Шейнман Михаил Маркович

Крестовые походы В феврале 1930 г. римский папа Пий XI обратился к духовенству и верующим с призывом к «крестовому походу» против СССР. Этот призыв послужил началом широкой антисоветской кампании во многих странах, которая, по расчету организаторов этой кампании, должна

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Крестовые походы Средневековье называют темными веками, они и впрямь такие. Темные, как дремучий лес. Никогда не узнают о них правду. Католики уничтожили летописи и книги тех лет, они придумали тысячи способов убийства правды. Им удавалось самое невероятное. Приемов было

Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

Крестовые походы В конце XI века, после того как прочно установился институт рыцарства, в Европе началось поразительное движение, определившее историю этой части света и Азии примерно на протяжении 250 лет.Как уже упоминалось, религия вскоре стала тесно связанной с

Из книги Великая степь. Приношение тюрка [сборник] автора Аджи Мурад

Крестовые походы Средневековье называют темными веками, они и впрямь такие. Люди никогда не узнают о них всю правду. Католики уничтожили летописи и книги тех лет. Они придумали тысячи способов убийства правды. Им удавалось самое невероятное. Вот один из ее приемов.Церковь

Что произошло?

Произошла весьма парадоксальная история. Император Священной Римской Империи Фридрих II Гогештауфен отправился в Крестовых поход, будучи отлученным от церкви, но при этом сделал то, чего не сумел сделать Ричард Львиное Сердце — освободил Иерусалим. Причины стол удивительного расклада кроются в давнем конфликте Императоров со Святым Престолом, а также в обещании, которое Фридрих дал Ватикану, но которое не спешил выполнять. Дело в том, что он поклялся отправиться в крестовый поход еще в 1215-м году, то есть даже до получения им императорской короны. Исполнения этого обещания смиренно ждали сразу два Папы — Иннокентий III (1198−1216) и Гонорий III (1216−1227).

Фридрих II Гогенштауфен

Терпение третьего Понтифика, Григория IX, лопнуло: 29 сентября 1227 Фридрих был отлучен от церкви. Что любопытно, как раз в тот момент крестоносцы уже были готовы к походу в Святую Землю, а войска императора даже разместились на кораблях, но Иннокентий не хотел ждать ни минуты, и, когда Фридрих попросил небольшой отсрочки в связи со вспыхнувшей в его армии эпидемией то ли дизентерии, то ли холеры, то ли вообще чумы, Папа предал императора анафеме. Это решение раскололо крестоносное войско, лишив Фридриха поддержки многих европейских феодалов, а также влиятельных людей из христианских государств ближнего востока. Так, тамплиеры и госпитальеры, которые должны были оказывать предводителю похода содействие, вставляли императору палки в колеса, а храмовники и вовсе пошли на открытое предательство.

Фридрих II начал поход, будучи отлученным от церкви

Когда Фридрих отправился на берега реки Иордан для купания, тамплиеры сообщили об этом египетскому султану Аль-Камилю, подробно описав план захвата императора в плен. К счастью, в тот момент правитель Египта был Фридриху почти союзником, но сама эта история довольно ярко характеризует всю необычность этого похода.

Мусульманский правитель оказался предводителю крестового похода другом, а глава духовно-рыцарского ордена — врагом. Вопреки воле Папы, Фридрих, однако, добился своего. Он провел с Аль-Камилем сложные переговоры, по результатам которых Иерусалим был передан под контроль христиан. Ни одного сражения, ни единой капли крови, только дипломатия и компромисс. Фридриху были также переданы Назарет, Вифлеем, Яффа и Сидон, он же взамен выступал гарантом 10-летнего перемирия между Египтом и христианскими государствами, обязался не восстанавливать укрепления Иерусалима и сохранял за мусульманами контроль над мечетями этого города.

Как итог, Шестой крестовый поход получился одним из самых успешных за всю историю, уступая разве что только Первому, в ходе которого Иерусалим был освобожден силой оружия. Фридрих стал королем Иерусалима, хотя и не имел никаких прав на этот титул. Он мог быть лишь регентом при сыне-младенце Конраде, но император это обстоятельство начисто проигнорировал и короновался сам (хотя сам факт коронации подвергается сомнению). После этого он навсегда покинул Святую Землю. Ни Фридрих, ни Конрад никогда больше не приезжали в эти свои владения, занимаясь исключительно делами Европы. Вместе с тем Шестой Крестовый поход, завершившийся большой дипломатической победой германского императора, привел к сильнейшему расколу среди христиан Европы и Святой Земли. Еще один парадокс: Иерусалим был возвращен, но это только ослабило крестоносные государства.

Могло ли быть иначе?

До конца неясно, почему, узнав об отлучении, Фридрих вообще не отменил поход. В Святую Землю он не торопился и умело находил причины и поводы, чтобы отложить свою поездку в столь отдаленные от его основных владений места. По идее, Фридрих должен был быть участником еще Пятого Крестового похода, в ходе которого армия его будущего зятя Иоанна де Бриенна сперва овладела крепостью Дамьетта на Ниле, а затем потеряла ее и чудом унесла ноги. Гогенштауфен лично при этом не присутствовал, зато щедро снабжал крестоносцев припасами и оружием, а также отправил к ним на подмогу Людвига Баварского. Все это, однако, не удовлетворило папу Иннокентия. По каким-то причинам Ватикан требовал от Фридриха именно личного присутствия, а не только финансовой и моральной поддержки. Вероятнее всего, причина эта крылась в том, что между Империей и Святым Престолом зрела новая война, и Папам очень хотелось, чтобы в момент начала конфликта хитрый Гогенштауфен находился подальше от центра событий.

Папа Григорий IX

Так или иначе, а крестовый поход для средневековых монархов и феодалов был примерно тем же, чем является благотворительность для современных бизнесменов и политиков. Это процесс имиджевый. Шанс улучшить свою репутацию, показав миру себя с хорошей стороны, явить ему благочестие. Видимо, только поэтому Фридрих, уже будучи отлученным, отправился все же в поход. Повод для отмены у него был, ибо с момента наложения интердикта, поход юридически находился вне закона. И вспышка болезни, точный диагноз которой хронисты так и не определили, давала основания для того, чтобы распустить войска. Тем более, что болезнь эта не была вымыслом, и от нее скончался, например, видный сторонник императора Людвиг Тюрингский. Именно в 1227-м году поход, который Фридрих готовил 12 лет, был как никогда близок к отмене. Впрочем, имелась ведь и еще одна причина. Хитрый Гогенштауфен, вполне возможно, хотел слегка подорвать авторитет новоизбранного Папы Григория.

Что изменилось бы?

Очень многое. Короткий и успешный Шестой Крестовый поход, как уже говорилось, спровоцировал довольно мощный раскол. И начать нужно с того, что Фридрих поссорился не только с Папой, но и со своим тестем Иоанном де Бриенном, у которого обманом отобрал титул Иерусалимского короля. В своей попытке затащить Императора в Святую Землю Ватикан пошел на хитрый ход. И Папа Гонорий устроил брак Фридриха с Иолантой — дочерью Бриенна.

Фридрих вернул Иерусалим путем переговоров

Проблема заключалась в том, что сам де Бриенн собирался править королевством именно от лица дочери, ибо законным наследником корон был не он, а его покойная жена. Фридрих обещал, что не станет предъявлять претензий на власть, но, прибыв в Святую Землю, первым делом это обещание нарушил. После этого Иоанн перешел на сторону Папы и вторгся на Сицилию, которой правил сын Фридриха Генрих. Кроме того, сам факт отлучения, лишил Фридриха поддержки христиан Иерусалима, Аккры и Триполи. Формально под интердикт подпадали все его достижения владения. То есть — еще один парадокс — Иерусалим, главная из христианских святынь, также оказалась отлучена от церкви. Как итог, напряженные отношения Фридриха с местной знатью переросли в полноценный конфликт, известный как «война с ломбардцами». Сам Фридрих прямого участия в нем не принимал.

Война длилась 15 лет (1228−1243), самыми активными ее участниками были Кипр и Иерусалим. В результате все христианские государства Святой Земли были ослаблены, что лишь ускорило их падение. Местная знать победила и изгнала из Аккры наместника Фридриха, вот только победа была пирровой. Через три года султан Айюб и его хорезмская армия захватили Иерусалим, отобрав его у крестоносцев раз и навсегда, а войско христиан потерпело сокрушительное поражение под Газой.

Встреча Фридриха с Аль-Камилем

Впрочем, не будь Шестого Крестового похода, не было бы и трех следующих. Сама идея себя очевидным образом исчерпала. Однако пример Фридриха показал нечто вроде нового пути. Оказалось, что можно и без поддержки Папы организовать поход в Святую Землю. Именно так поступили последние крестоносцы Европы: Людовик IX Французский и Эдуард I Английский. Они действовали сами, не ориентируясь на позицию Ватикана. Иными словами, Фридрих подарил крестоносному движению еще 50 лет жизни.

Шестой крестовый поход стал последней удачной акцией крестоносцев на Востоке. В ходе дипломатических переговоров был вновь взят Иерусалим (1229 г.). Но спустя 15 лет город был отвоеван мусульманами, на этот раз навсегда.

Подготовка Шестого крестового похода

Главным виновником неудачи Пятого крестового похода папа Римский Гонорий III объявил германского императора Фридриха II, который так и не принял в нем участие.

Рис. 1. Император Фридрих II.

В марте 1227 г. Гонорий III умер. Новым папой стал Григорий IX, который жестко потребовал от Фридриха II исполнения святого обета.

Германский император подчинился и в августе 1227 г. вместе с армией вышел в море. В пути Фридрих II опасно заболел и сделал остановку для лечения. Григорий IX посчитал это обманом и отлучил императора от церкви, что запрещало ему принимать участие в крестовом походе.

Ход Шестого крестового похода

Фридрих II проигнорировал свое отлучение. Летом 1228 г. он выступил в Шестой крестовый поход. В ответ Григорий IX вторично отлучил Фридриха II от церкви.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Разгневанный папа Римский называл Фридриха II пиратом и “служителем Магомета”.

После короткой остановки на Кипре крестоносцы прибыли в Акру. Местная знать не поддержала отлученного императора и не предоставила военной помощи. С этого времени основные события Шестого крестового похода разворачивались в области дипломатии.

Рис. 2. Корабль у берегов Святой Земли. Фреска, XII в..

Среди мусульман также не было единства.
Державу Айюбидов делили между собой три брата:

  • аль-Камил Египетский;
  • ан-Насир Дауд Сирийский;
  • аль-Ашраф Джазирский.

Султан аль-Камил еще в 1226 г. направлял послов к Фридриху II с просьбой о помощи и предложением выгодных условий. Прибыв в Палестину, германский император продолжил переговоры и одновременно создавал плацдарм для наступления на Иерусалим. На владения аль-Камила готовил нападение хорзмшах Джелал ад-Дин, поэтому султан поспешил заключить мирное соглашение.

Завершающей датой Шестого крестового похода стало 18 февраля 1229 г. Между египетским султаном и германский императором был подписан мирный договор на 10 лет.

Главные положения договора:

  • христиане получают Иерусалим, Вифлеем, Назарет, узкий коридор между Яффой и Иерусалимом, а также Сидон;
  • В Иерусалиме под управлением мусульман остается Храмовая гора с двумя мечетями;
  • христиане могли восстановить разрушенные стены Иерусалима;
  • все пленные освобождались без выкупа;
  • Фридрих II гарантировал султану поддержку против всех врагов;
  • заключались выгодные торговые соглашения.

Рис. 3. Император Фридрих II в короне короля Иерусалима.

Значение и результат Шестого крестового похода

Захват Иерусалима мирным путем стал уникальным случаем в средневековой дипломатии. Фридрих II доказал, что с мусульманами можно договориться. Авторитет германского императора в христианском мире значительно повысился.

В 1230 г. папа Римский снял отлучение с Фридриха II и утвердил мирный договор с султаном.

После отъезда Фридриха II в Европу в Иерусалимском королевстве началась гражданская война между местными феодалами. Королевство представляло собой разбросанные города и замки, не имеющие общей границы. Поэтому вскоре мусульмане вновь овладели Священным городом.

Что мы узнали?

Руководителем Шестого крестового похода был отлученный от церкви император Фридрих II. Несмотря на это, ему удалось в ходе переговоров вернуть Иерусалим христианам и одержать победу в борьбе с папой Римским.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 241.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал