Вторая мировая война урок во всеобщей истории. Конспект урока "начало второй мировой войны". Введение новых знаний

Разработка урока истории в 9 классе Тема: Вторая мировая война – самая крупная трагедия в истории человечества.

Тембаева Т.Н., учитель истории и географии Воскресенской СОШ, Качирского района, Павлодарской области, Казахстан
Описание материала: В данной разработке урока учащиеся познакомятся с ходом Второй мировой войны по плану:
1. Причины и характер войны. 2. Начало войны, этапы и сражения.

Предложенный мною материал будет интересен педагогам и учащимся старших классов.
Предмет : История
Класс: 9
Тема: Вторая мировая война – самая крупная трагедия в истории человечества.
Цели изучения темы: Знакомство с ходом Второй мировой войны.
Задачи урока:
1. Раскрыть причины и характер Второй мировой войны. Ознакомить с действиями таких крупных государств, как Германия, Италия, Япония, которые явились причиной начала Второй мировой войны.
2. Развивать абстрактное мышление.
3. Воспитание гуманных качеств.
Тип урока: комбинированный.
Материалы и оборудование: карта “Вторая мировая война», «Великая Отечественная война».
План изучения темы:
1. Причины и характер войны.
2. Начало войны, этапы и сражения.
3. Великая Отечественная война Советского Союза.
4. Антигитлеровская коалиция.
5. Основные факторы победы СССР и его союзников, масштабы и итоги войны.

Ход урока:

I. Этап урока - организационный момент
Цель: эмоциональный, положительный настрой на урок
1. Стратегия «Самолетик с девизом» (лучше узнать друг друга, развитие критического мышления) – учащиеся пишут каждый сой девиз на листе, из листа складывают самолетик и запускают в классе, учащиеся отгадывают, чей самолетик им попался.
2. Построение по росту, расчет на 1,2 - образование двух групп, выбор спикера, название группы
3.Выход на тему: «Сейчас мы будем смотреть рисунки (на рисунках изображены картины войны, битвы, разрушенные города). Вам необходимо подумать какая сегодня у нас будет тема занятия.
Вступление Слайд №1: Актуальность темы: 70- летие Победы


II. Опрос домашнего задания: Стратегия «Снежный ком» (сначала каждый учащийся думает индивидуально, потом в паре, группе, и принимают общее решение). Задание: Охарактеризуйте международные отношения в 20-30 годы, отношения между СССР и западными странами.

III. Изучение новой темы
1. Заполнение таблицы: Знаю, хочу узнать, узнал о Второй мировой войне (индивидуально, обсуждение в группе, заполнение общей карточки, спикер озвучивает общее решение), учащиеся в начале урока заполняют первые две колонки (знаю, хочу узнать)
2. Работа в группах по вопросам - стратегия «Думай в паре – делись»:
1) Диапазон Второй мировой войны, состояния военной техники, стратегия и тактика войны.
2) Военные планы Германии, Италии, Японии.
З) Сопоставить и сравнить военную и экономическую мощь стран фашистского блока и западных стран.
4) Указать основные причины начала войны.
5) Выяснить причины победы Германии в 1939-1941 гг.
6) Политика Германии в регионах оккупации, их новом порядке в Европе, возникновение борьбы против фашизма.
Взаимное оценивание (использование «Оценочных листов»)
3. Работа в тетради - записываем, запоминаем, основные хронологические данные, они вам пригодятся, при закреплении мы будим составлять вопросы и отвечать на них сами.
Периодизация Второй мировой войны


Первый период (1 сентября 1939 г. - июнь 1942г.)- ________________.
Второй период (июнь 1942 г. – январь 1944г.)-___________________ .
Третий период (январь 1944 г. – 2 сентября 1945г.)- ______________ .
Перелом в ходе войны


1 янв. 1942г._________________________________________________.
4-7 июня 1942г.______________________________________________.
Окт. 1942г.__________________________________________________.
Коренной перелом на советско-германском фронте –
Сталинградская битва ________________________________________;
Битва на Курской дуге _______________________________________ ;
Крах фашистского режима Муссолини выход Италии из тройственного пакта и объявление войны Германии _________________________________;
Тегеранская конференция глав правительств США, СССР и Англии ____________________________________________________________;


4. Просмотр отрывка фильма - « Защита города Москвы»
5. Обсуждение в группе, составление вопросов по 4 каждая группа.
Взаимное оценивание (использование «Оценочных листов»)
6. Покажите на карте – места основных битв Второй Мировой войны


IV. Закрепление.
1. Стратегия «Время круга» - Дайте оценку и анализ Второй мировой войне.
2. Составление диаграммы Вена, Вторая мировая война и Великая Отечественная война.
3. Заполнение последней колонки таблицы: узнал о Второй мировой войне (индивидуально, обсуждение в группе, заполнение общей карточки, спикер озвучивает общее решение)
Домашнее задание:
1. Заполните таблицу «Хронологические события Второй мировой войны и Великой Отечественной войны»
2. На контурной карте обозначьте места основных сражений.
3. Напишите реферат «Герои Великой Отечественной войны»

Презентация на тему: Вторая мировая война

Предварительный просмотр:

МОБУ СОШ с. Суккулово

Открытый урок

по истории в 9 классе

на тему:

«Вторая мировая война.

1939 – 1945 гг.

Итоги и последствия».

Провел: учитель истории Салихов М. Х..

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;

Воспитывать чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

Основные знания:

Причины войны; стратегические планы сторон; начало войны; нападение Германии на СССР; Великая Отечественная война; причины поражения Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена победы; советские военачальники (Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, А.М.Василевский, И.С.Конев, И.Д.Черняховский); итоги; последствия и уроки войны.

Основные понятия: коалиция, капитуляция, блицкриг, ООН.

Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Вторая мировая война».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Эпиграфы урока:

«Никто не забыт и ничто не забыто»

(Маршал Г.К.Жуков)

План урока:

I. Организационный момент.

III. Наш край в годы ВОВ.

IV.Итоги и уроки ВМВ и ВОВ. Вывод по теме урока.

V. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения. 17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,

18 век – убито 5 млн.200 тыс., 19 век – убито 5 млн. 500 тыс., 20 век – Первая мировая война, убито 10 млн.; Вторая мировая война унесла 64 млн. человеческих жизней, ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн.

После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны. Сегодня на уроке мы продолжим с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне. Вы должны уяснить историческое значение победы и её цену, итоги, последствия и уроки войны. Нам нужно вспомнить исторических личностей, сыгравших определённую роль в ходе войны. Сделать определённые выводы о трагизме и сокрушительной силе любых войн.

А для начала давайте обобщим и систематизируем ваши знания о Второй мировой войне, полученные на уроках истории России и всеобщей истории.

II. Обобщение и систематизация знаний.

Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

Отв.: Демократический- Англия, США, Франция;

Тоталитарный - СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

Отв.: в случае отказа, Гитлер угрожал войной в Европе.

7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?

Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и Секретные протоколы (о разделе сфер влияния в Европе). Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.

8. Когда началась Вторая мировая война?

9. Проясните масштабность Второй мировой войны.

Отв.: продолжительность – 2194 дня, число стран-участниц – 72, число государств, на территории которых проходили боевые действия – 40, численность населения стран-участниц – 1700 млн. человек, т.е. 80 % населения земли, число мобилизованных – 110 млн. человек, число погибших – более 60 млн.

10. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война. Когда началась ВОВ?

11. Масштабность ВОВ.

Отв.: продолжительность – 1418 дней, погибло – 27 млн. чел., стали инвалидами – 2,6 млн., разрушены – 1710 городов и посёлков городского типа, уничтожены – 70 тыс. сёл и деревень.

12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.

Какие причины способствовали поражению Красной Армии?

Отв.:

  • Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.
  • Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).
  • Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.
  • Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.

13. Групповая работа .

Дайте название логическим рядам.

I- ряд

А) «Барбаросса»- план молниеносной войны Германии против СССР.

Б) «Ост»- план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполноценными».

В) «Тайфун»- план наступления гитлеровских войск на Москву.

Г) «Цитадель»- план наступления гитлеровских войск в районе Курска.

Д) «Багратион» - операция Красной Армии по освобождению Белоруссии.

II- ряд

Отв.: планы ведения боевых действий, конференции « большой тройки».

14. Что такое?

  • План «Тайфун»
  • «Барбаросса»
  • «Ост»
  • «Цитадель»
  • «Багратион»

15. Когда состоялась?

  • Крымская конференция.
  • Ялтинская конференция,
  • Потсдамская Конференция.

16. Перечислите лидеров «большой тройки».

  • Англия - У.Черчилль
  • США – Ф.Рузвельт
  • СССР - И.Сталин

17. Какая из конференций прошла в обновлённом составе?

Отв.: Потсдамская, США - Гарри Трумэн, Великобритания - Клемент Эттли.

18. Как вы знаете большую роль в истории играют личности. Давайте послушаем краткие энциклопедические справки о лидерах «большой тройки». Сообщения учащихся.

19. Какие вопросы решались на конференциях?

Отв.: об открытии второго фронта, ленд-лизе, создании ООН, о после -военном мирном урегулировании.

20. Перечислите основные сражения периода ВОВ и ВМВ.

  • Битва за Москву- с 30 сентября 1941 г. по 7 января 1942г
  • Сталинградская битва- с 19 ноября 1942 г.- по 2 февраля 1943 г.
  • Курская битва- 5 июля-23 августа 1943 г.
  • Битва за Днепр – сентябрь – ноябрь 1943 г.
  • Берлинская операция- 20 апреля-8 мая 1945 г.

21. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

22. Когда наша страна отмечает День победы? Когда состоялся первый парад Победы?

23. Когда закончилась ВМВ?

24. Какую трагедию испытали города Японии Хиросима и Нагасаки?

Отв.: США сбросило на них ядерные бомбы

III. Наш край в годы ВОВ.

1. сообщение на тему «112-я Башкирская кавалерийская дивизия».

2. Сообщение ученика на тему «Башкирия в годы ВОВ».

IV. Итоги и уроки войны ВМВ и ВОВ .

Вторая мировая война продолжалась 6 лет, унесла жизни более 60 млн.чел., материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб, нанесённый в годы первой мировой войны.

Итоги войны: победа над фашизмом, рост авторитета СССР в мире, превращение его наравне с США в сверхдержаву, образование мировой системы социализма, мир стал двухполярным., был получен толчок к развитию национально-освободительного движения в странах Азии и Африки, следствием этого стало окончательное крушение колониальных империй, создание ООН.

Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении всего мира от фашистской «чумы» сыграл Советский Союз.

V. Домашнее задание . Написать рефераты на темы:

«Наш край в годы ВОВ»,

«Великая Победа – одна на всех».

VI. Подведение итогов урока.


Урок по истории в 9 классе по теме «Начало Второй мировой войны».

Цель урока: уяснить, что причинами нового советско-германского сближения явились, с одной стороны, явное нежелание стран Запада реализовывать советскую идею создания системы коллективной безопасности, а с другой – попытка за счет альянса с Германией решить свои геополитические проблемы – расширить территорию СССР до размеров Российской империи; показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной и ее народами, в связи с разработкой плана нападения Германии на СССР.

Задачи:

Образовательная : выяснить политическую и экономическую ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны, показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Риббентропа, выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны;

Развивающая : способствовать развитию умения работать с текстом учебника, хроникой событий, историческими документами, извлекать необходимую информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Воспитательная : воспитывать чувство патриотизма, неприятия тоталитарных режимов, трудолюбие, добросовестное отношение к своей работе, интерес к историческому прошлому, чувства патриотизма, своей гражданской позиции в оценке событий тех лет, сопереживанию и гордость за поколение людей того времени

Основное содержание: 1. Расстановка сил в мире в конце 30-х гг.

2. Советско-германские договоры 1939г. и секретные протоколы к ним: расчеты и просчеты советской дипломатии.

3. Был ли СССР соучастником второй мировой войны? (Военные действия СССР в Польше и Прибалтике, расширение “братской семьи” советских республик, советско-финская война.)

4. Подготовка германской агрессии против СССР.

5. “Если завтра война…” (обороноспособность страны к июню 1941г.)

Основные понятия: секретные протоколы; план “Барбаросса”; план “Ост”; блицкриг.

Оборудование урока: документы; таблица; карты “Международное положение и внешняя политика СССР (1921 – 1941гг.)”, “Стратегический план войны фашистской Германии против СССР (План “Барбаросса»).

Форма учебного занятия: Обзорная лекция с элементами лабораторной работы по документам.

Тип урока: нетрадиционный, с использованием ИКТ

урок изучения нового материала

Вид урока: проблемно - поисковый

План урока: 1. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германский договор о ненападении 1939г.

3. Война с Финляндией.

Ход урока.

1 этап. Организационный момент .

Урок начинается с отрывка из стихотворения «Спасибо, солдат, за победу!» Юрия Юркого под аккомпанемент музыки.

Успешно Гитлер начал свой блиц-план:
Ползла по миру, множась, злая сила
За счёт ресурсов покорённых стран…
Ужасно это всё, но это было!

Мечтая превратить весь мир в рабов,
Фашисты из людей варили мыло,
Топили ими печи вместо дров…
Ужасно это всё, но это было!

Тема нашего урока «Начало Второй мировой войны»

Цель урока: Охарактеризовать причины и начало Второй мировой войны

Задачи урока: сегодня на уроке мы должны с вами

Выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны;

Закрепить умение работать с документами;

Показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной

Проверка домашнего задания. (Не проводится, так как накануне был обобщающий урок).

План нашего урока:

1.Причины нового советско-германского сближения. Советско-германский договор о ненападении 1939г.

2. Расширение территории СССР.

3. Война с Финляндией.

4. Подготовка Германии к нападению на СССР.

5.Укрепление обороноспособности страны

2 этап. Изучение нового материала.

1. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германский договор о ненападении 1939г.

Причины советско-германского сближения вы можете назвать сами. Для этого вы должны вспомнить урок “Международные отношения и внешняя политика СССР 1930-е гг.

Ответы учащихся (учащиеся говорят о попытке СССР создать систему коллективной безопасности)

Угроза для СССР остаться один на один с германской агрессией привела к тому, что СССР принимает предложение Германии о заключении договора о ненападении и прерывает переговоры с Англией и Францией, которые начались 12 августа 1939г. в Москве, убедившись в их полной бесперспективности. Так как представители делегации Англии и Франции получили указания тянуть время, чтобы предотвратить соглашение между СССР и Германией. 23 августа 1939г. был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет и секретные протоколы, разграничившие “сферы влияния” этих стран.

Работа с документом № 1. Пакт о ненападении.

Рассмотрим фрагмент из этого договора и ответим на вопросы:

2. Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР?

3. Какие выгоды получили СССР и Германия от заключения этого договора?

4. В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?

Работа с документом № 2. Секретный дополнительный протокол от 23 августа 1939г. (учащиеся читают его)

Проанализируйте и сделайте вывод

Выгоды для каждой страны из секретных протоколов?

1) интересы СССР

2) интересы Германии

2. Расширение территории СССР.

На рассвете 1 сентября 1939 года, в тот самый день, который Гитлер еще 3 апреля выбрал для начала операции "Вайс", немецкая армия пересекла границы Польши и двинулась по направлению к Варшаве с севера, юга и запада.

В воздухе ревели немецкие самолеты, заходя на свои цели - колонны польских войск, эшелоны с боеприпасами, мосты, железные дороги, незащищенные города. Через несколько минут поляки - военные и гражданские - поняли, что такое смерть, внезапно обрушивающаяся с неба. Такого в мире еще не бывало, но в последующие шесть лет это чувство познали сотни миллионов мужчин, женщин и детей в Европе и Азии. Тень этого ужаса, особенно после создания атомной бомбы, будет преследовать человечество, напоминая ему об угрозе полного уничтожения.

Даже на немецких солдат, видевших, кто на кого нападал на польской границе, обрушились потоки лжи Гитлера. 1 сентября в грандиозной прокламации Гитлера, обращенной к германской армии, говорилось:

"Польское государство отказалось от мирного урегулирования конфликта, как это предлагал сделать я, и взялось за оружие... Несколько нарушений границы, которые нестерпимы для великого государства, доказывают, что Польша не намерена с уважением относиться к границам рейха.

Чтобы прекратить это безумие, у меня нет другого выхода, кроме как отныне и впредь силе противопоставить силу".

В тот день Гитлер только однажды сказал правду.

"Я не прошу ни от одного немца, - заявил он в рейхстаге, - делать больше того, к чему я готовился все эти четыре года... С настоящего момента я - первый солдат германского рейха. Я снова надел форму, которая была для меня дорога и священна. Я не сниму ее до тех пор, пока не будет одержана победа, ибо поражение для меня равносильно смерти".

Свое обещание он выполнил.

3 сентября 1939 года Англия и Франция, в ответ на вторжение в Польшу, объявили Германии войну. Но союзники Польши не оказали ей реальной помощи. Немецкие войска, не встречая серьезного сопротивления, быстро продвигались вглубь страны. И уже 28 сентября 1939 года первая кампания Второй мировой войны завершилась. Польша была полностью оккупирована.

Таким образом, началась

Продолжительность дней

Число стран-участниц

Число нейтральных государств

Число государств, на территории которых проходили военные действия

Численность населения – стран, участниц войны

1700 млн. человек

(80% населения)

Число мобилизованных

110 млн. чел.

Число погибших в войне

Более 60 млн. чел.

17 сентября советские войска вступили в польские земли и возвратили земли Западной Украины и Западной Белоруссии.

В ноябре эти территории вошли в состав УССР и БССР. На их территории началась ускоренная индустриализация и коллективизация .

В Бресте после поражения Польши состоялся совместный парад советских и немецких войск.

28 сентября 1939 года между СССР и Германией был подписан договор о дружбе и границе.

Работа с документом 3. ДОГОВОР О ДРУЖБЕ И ГРАНИЦЕ МЕЖДУ СССР И ГЕРМАНИЕЙ.

После разгрома Польши СССР заключил договоры о «взаимной помощи» с прибалтийскими странами. Они предполагали размещение в Прибалтике военно-морских и военно-воздушных баз Красной Армии. Это создало условия для прихода к власти коммунистов. В июне 1940 г. Советский Союз потребовал назначения новых правительств с участием коммунистов. Это требование вскоре было выполнено.

«Народные правительства» обратились к Советскому Союзу с просьбой о вхождении в состав СССР на правах союзных республик. В октябре 1940 г. Верховый Совет СССР принял соответствующее решение. В Июне 1940 года после советского ультиматума Румыния возвратила Бессарабию и Сев.Буковину, отторгнутые в 1920 г. Т.о.западные гра- ницы СССР были отодвинуты на 200-600 км.

Таким образом, были возвращены почти все западные губернии, раннее входившие в состав Российской империи, за исключением Польши и Финляндии.

3. Война с Финляндией. (Просмотр фильма «Вторая мировая война – молниеносная война»

Расширение советской территории проходило почти без вооруженных конфликтов. Иначе развивались отношения с Финляндией.

Переговоры были начаты в секретном режиме, это устраивало обе стороны. 14 апреля 1938 г. в Хельсинки прибывает второй секретарь Борис Ярцев. Правительство СССР уверено, что Германия готовит боковой удар через Финляндию. И гарантий со стороны финнов, что те не пропустят немцев через свою территорию было не достаточно. СССР требовал секретного соглашения: участвовать при обороне финского побережья, строительство укреплений на Аландских островах, и получить военные базы для флота и авиации на о. Гогланде. Территориальных требований не выдвигалось. Предложение Ярцева было отвергнуто в конце августа 1938г.

В октябре – ноябре Финляндия была приглашена на официальные переговоры в Москву. 14 октября 1939 г. советская сторона предоставила финнам меморандум.

    Обеспечение безопасности г.Ленинграда

    Уверенность в том, что Финляндия будет стоять на базе дружественных отношений с СССР.

Финляндия, чувствуя тайную поддержку Германии и открытую Англии и Франции, отвергла эти предложения и объявила всеобщую мобилизацию.

26 ноября 1939 года был обстрел финской стороны пограничного советского селения севернее Майнилы.

Было убито 4 и ранено 9 красноармейцев. Финны отрицали факт провокации со стороны своих войск, и предлагали провести двухстороннее расследование.

30 ноября 1939 года СССР под предлогом, что его территорию обстреляли со стороны Финляндии, начал против нее военные действия. Расчет делался на быструю победу. Тем не менее, советско-финская война затянулась.

Советский Союз оказался на грани конфликта с Англией и Францией. Лига Наций признала СССР агрессором и исключила из своего состава. Симпатии Финляндии открыто выражала и Германия.

СССР: Корельский перешеек с Выборгом, северное побережье Ладоги, у входа в Финский залив на острове Ханко создавалась советская морская база.

4. Подготовка Германии и СССР к войне

Выступление учащихся: Завоевание Германией европейских стран.

План Барбаросса – выступление учащихся

План Ост – выступление учащихся

Этап 3. Закрепление пройденного материала.

1. Назовите основные причины Второй мировой войны.

2. Какие государства являлись виновниками развязывания Второй мировой войны?

3. Можно ли было предотвратить войну? Почему?

Вывод: Германия и СССР – страны-агрессоры; и Германия, и СССР в 1939-1940 гг. вели захватнические войны (только СССР, конечно, в гораздо меньших масштабах); Германия и СССР летом 1941 г. готовили агрессию друг против друга. Огромное преимущество получал тот, кто быстрее осуществлял развертывание войск. Вермахт в этом вопросе оказался оперативнее Красной Армии. С этой позиции легко объясняется такой факт, что в начальный период войны Сталин находился в глубокой депрессии: это неудивительно, ведь сорвалась величайшая агрессия, в результате которой, может быть (кто знает?), под контролем СССР находилась бы вся Европа.

Этап 4. Рефлексия и домашнее задание.

Закончить свой урок я хочу словами Дмитрия Румата

Не смею говорить я о войне

Не смею говорить я о войне,

Но я скажу – есть родственная память,

Не дай нам Бог увидеть и во сне

Того, что было пережито Вами!

Урок по истории в 9 классе на тему «Начало Второй мировой войны»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, объявляет тему, цели и задачи урока.

Учащиеся слушают, записывают тему урока в тетради.

Осознают цели и задачи урока.

2. Этап изучения нового материала

3. Этап закрепления пройденного материала

4. Рефлексия


Зимой 1942 г. советская армия провела общее наступление на западном направлении с участием 9 фронтов и за четыре месяца отбросила врага на 150 400 км. Это было ещё одним крупным поражением Германии. Стратегия молниеносной войны потерпела крах.

Сообщение учащегося об основных событиях 1942 года

В течение 1942 г. Советский Союз восстановил значительную часть промышленных предприятий, эвакуированных из оккупированных районов.

На востоке страны были построены новые заводы, железные дороги. Экономика СССР перестроилась на выпуск военной продукции. Рабочий день составлял 11-12 часов. Женщины и подростки заменили мужчин, ушедших на фронт. На вооружение Красной Армии были приняты новые образцы танков (КВ,Т-34), самолётов (), артиллерийских орудий: «Катюши» -реактивные установки, 76-мм пушки, 57- мм противотанковые пушки, самоходно-артиллерийские установки (САУ), не уступавших немецким или превосходивших их.

Часть произведённого в Америке и Англии оружия и продовольствие направлялось в по ленд-лизу в Советский Союз.

Планы сторон.

СССР. Ставка приняла решение о наступлении на всех направлениях. Победа под Москвой породила у советского руководства надежды на возможность скорого разгрома врага и окончание войны.

Против этого решения выступил генерал Г.К.Жуков, т.к. для этого нет подготовленных резервов. Сталин полагал, что весной –летом 1942 г. немцы предпримут новое наступление на Москву, и приказал сосредоточить на западном направлении значительные резервы.

Германия. Гитлер считал, стратегической целью широкомасштабное наступление на южном направлении с целью овладения Нижней Волгой и Кавказом.

Чтобы скрыть свои истинные намерения, немцы разработали специальный план по дезинформации под кодовым названием «Кремль».

К весне 1942 г. перевес сил был по-прежнему на стороне германских войск.

1)В мае немцы начали наступление на Крыму. В 1941 г. они овладели почти всей территорией полуострова, кроме Севастополя и Керченского полуострова. За Севастополь и Керчь завязались кровопролитные бои. Блокада Севастополя длилась 250 дней с 30 октября 1941 г. по 4 июля 1942 г. Керчь и Севастополь были захвачены гитлеровцами.

2)В мае советские войска перешли в наступление в районе Харькова, однако потерпели жестокое поражение: были окружены и уничтожены войска двух советских армий. Потери составили 230 тыс. человек, более 5 тыс. орудий и миномётов, 755 танков. Стратегическая инициатива вновь оказалась у немецкого командования.

Летом 1942 г. немецко-

фашистское

командование перешло в наступление.

3)В конце июня германские войска устремились на юго-восток: заняли Донбасс, вышли к Дону. Создалась непосредственная угроза Сталинграду.

24 июля пал Ростов-на-Дону – ворота Кавказа. Только теперь Сталин понял истинную цель летнего наступления немцев. Но было уже слишком поздно что-либо менять.

4)Опасаясь быстрой потери всего советского Юга, Сталин издал 28 июля 1942 г. приказ №227, который вошёл в историю как приказ «Ни шагу назад!».

5)Битва за Кавказ началась в конце июля 1942 г. и в течение пяти месяцев советские войска сдерживали натиск противника.

6)Битва за Сталинград.

С начала сентября 1942 г. в разрушенном до основания Сталинграде завязались уличные бои.

К середине ноября наступательные возможности немцев окончательно иссякли и они перешли к обороне.

Оборона города была возложена на 62-ю (командующий –генерал-лейтенант В.И.Чуйков) и 64-ю (командующий – генерал-майор М.С.Шумилов) армии. В городе развернулись ожесточенные бои. Неоднократно из рук в руки переходили Мамаев курган, территории тракторного завода, заводов «Баррикады» и «Красный Октябрь».

План разгрома немцев под Сталинградом получил название «Уран». Он предполагал силами Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов нанести по сходящимся направлениям удар по немцам с целью их окружения в междуречье Волги и Дона и полного разгрома.

Для обеспечения этого плана было обеспечено двойное превосходство над противником.

На пятый день ожесточённых боёв советские войска соединились в районе города Калач. В результате в окружении оказались 6-я армия и частично 4-я танковая армия немцев. Общая численность окружённых солдат и офицеров составила 330 тыс.человек.

6) Гитлеровцы захватили значительную часть Северного Кавказа. Их остановили в ноябре 1942 г. на подступах к Орджоникидзе, у перевалов Главного Кавказского хребта, на черноморском побережье – у Новороссийска.

7) Антифашистская коалиция.

26 мая 1942 г. в Лондоне был заключён англо-советский договор «О союзе в войне против гитлеровской Германии и её сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны» сроком на 20 лет. 11 июля 1942 г. состоялось советско-американское соглашение о взаимопомощи.

Образовался военно-политический союз трёх великих держав: СССР, Великобритании и США.

Начавшаяся 1 сентября 1939 года Вторая мировая война явилась самым страшным военным конфликтом в истории человечества. Первоначальный этап войны складывался трагически для стран Европы и успешно для гитлеровской коалиции. За короткий промежуток времени немецкая армия разгромила большинство стран Европы и их армий. О событиях первоначального этапа войны пойдёт речь на данном уроке.

Тема: Вторая мировая война 1939-1945 гг.

Урок: Вторая мировая война: боевые действия в 1939-1941 гг

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, используя заранее разработанный военный план под кодовым названием «Вайс». Это событие принято считать началом Второй мировой войны.

3 сентября Англия и Франция объявили войну Германии, т. к. были связаны с Польшей договором о взаимопомощи, но фактически не предприняли никаких боевых действий. Такие действия вошли в историю как «Странная война». Германские войска, используя тактику «блицкрига» - молниеносной войны - уже 16 сентября прорвали польские укрепления, и вышли к Варшаве. 28 сентября столица Польши пала.

17 сентября 1939 года части Красной Армии, следуя секретным дополнениям к Договору о ненападению с Германией о разделении сфер влияния в Восточной Европе, перешли советско-польскую границу и начали т. н. «Освободительный поход» в Западную Белоруссию и на Западную Украину, чтобы защитить белорусское и украинское население (Рис. 1).

Рис. 1. «Красная Армия освобождает Западную Белоруссию и Западную Украину» ()

После покорения своего восточного соседа, гитлеровская Германия обратила свои взоры на север и запад. Связанная с СССР договором о ненападении, она не могла развивать наступление на советские земли. В апреле 1940 года Германия захватывает Данию и высаживает десант в Норвегии, присоединяя эти страны к Рейху. После поражения английских войск в Норвегии, премьер-министром Великобритании становится Уинстон Черчилль - сторонник решительной борьбы с Германией.

Не опасаясь за свой тыл, Гитлер разворачивает свои войска на запад, с целью покорения Франции (Рис. 2). На протяжении 1930-х гг. на восточной границе Франции создавалась укреплённая линия - «Линия Мажино», которую французы считали неприступной. Считая, что Гитлер будет наступать «в лоб», именно здесь были сосредоточены основные силы французов и прибывших им на помощь англичан. К северу от линии располагались независимые страны Бенилюкса. Немецкое командование, не считаясь с суверенитетом стран, наносит главный удар своими танковыми войсками с севера, обходя «линию Мажино», и попутно захватывая Бельгию, Голландию (Нидерланды) и Люксембург выходит в тыл французским войскам.

Рис. 2. Начало войны с Францией ()

В июне 1940 года немецкие войска вошли в Париж. Правительство маршала Петена вынуждено было подписать мирный договор с Гитлером, по которому весь север и запад Франции переходил Германии, а само французское правительство обязано было сотрудничать с Германией. Примечательно, что подписание мира проходило в том самом вагончике в Компьенском лесу, в котором Германия подписывала мирный договор, завершивший Первую мировую войну. Французское правительство, сотрудничая с Гитлером, стало коллаборационистским, т. е. добровольно помогавшим Германии. Национальную борьбу возглавил генерал Шарль де Голль, который не признал поражения и встал во главе созданного антифашистского комитета «Свободная Франция».

1940 год отмечен в истории Второй мировой войны как год наиболее жестоких бомбардировок английский городов и промышленных объектов, получивший название «Битва за Англию». Не располагая достаточными морскими силами для вторжения в Великобританию, Германия принимает решение о каждодневных бомбардировках, которые должны превратить английские города в руины. Наиболее сильные разрушения получил город Ковентри, название которого стало синонимом беспощадных воздушных атак - бомбардировок (Рис. 3).

В 1940 году США стали помогать Англии вооружением и добровольцами. Соединённые штаты не желали усиления Гитлера и постепенно стали выходить из своей политики «невмешательства» в мировые дела. Фактически, только помощь США спасла Англию от поражения.

Рис. 3. Бомбардировки английского Ковентри ()

Союзник Гитлера, итальянский диктатор Муссолини, руководствуясь своей идеей о восстановлении Римской империи, начал военные действия против Греции, но увяз там в боях. Германия, к которой он обратился за помощью, через короткое время оккупировала всю Грецию и острова, присоединив их к себе (Рис. 4).

В мае 1941 года пала Югославия, которую Гитлер также решил присоединить к своей империи.

В то же время, начиная с середины 1940 года, в отношениях между Германией и СССР наметился рост напряжённости, который в итоге вылился в войну между этими странами.

Рис. 4. Немецкие войска на Акрополе. Греция ()

Таким образом, к 22 июня 1941 года, к моменту нападения Германии на Советский Союз, Европа была покорена Гитлером. «Политика умиротворения» полностью провалилась.

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

1. Прочитайте Главу 12 стр.126-130 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века и дайте ответы на вопросы 1-3 на с. 139.

2. Чем можно объяснить столь стремительное покорение большинства европейских стран немецкой армией?

3. Объясните, почему провалилась т.н. «политика умиротворения»?

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал