Деревянные корабли-драккары викингов: описание, история и интересные факты. Корабли викингов - история в фотографиях — LiveJournal Дракар викингов модель из дерева шаблоны деталей

ладья викингов

Из варяг в греки - так назывался в VI-VII веках путь из Балтийского моря в Черное. Кого же называли варягами] Варяги - это воинственные, смелые мореплаватели, жившие в Скандинавии. На родине их называли викингами, на западе - норманнами, а на Руси - варягами.

На своих кораблях - ладьях - они совершали избеги на другие страны. Задолго до Колумба виешнги пересекли Атлантику и достигли берегов Америки.

Внешний вид их кораблей практически не менялся кэ протяжении веков. Нос и корма ладьи были одинаковыми, и поэтому можно было легко менять направление: идти на веслах вперед или назад, не разворачиваясь. На высокоподня-том форштевне викинги устанавливали вырезанную из дерева и покрытую позолотой голову какого-нибудь чудовища. Все это придавало ладьям гордый и вместе с тем устрашающий вид. Издали корабль был похож на плывущего по волнам морского дракона, отсюда и название - дракар. Один только вид этих кораблей порой приводил противника в трепет.

Сначала о кораблях викингов знали только по описаниям и рисункам. Но в 1892 году при раскопках в болотах под Шлезвигом впервые была найдена ладья викингов. Позже было обнаружено еще несколько ладей. Интересно, что на славянском побережье Балтики варяги не селились - со стороны поморов они встречали мощный отпор.

Некоторые из найденных ладей удалось реконструигс-вать - точно восстановить все детали. Оказалось, что дрг.,.а-ры достигали в длину 30-40 м, в ширину - 5 м.

Итак, предлагаем вам сделать модель знаменитого судна. Масштаб 1: 1.

Прежде всего подберите материал. Для килевой рамки (деталь 1) вам потребуется картон толщиной 2 мм, для шпангоутов (детали 2-8) - картон толщиной 1 мм, для бортовой обшивки (детали 11-17) и палубы (деталь 9) - плотная бумага. Желательно, чтобы бумага и картон имели цвет, близкий к естественному цвету древесины: для бортовой обшивки, килевой рамки и шпангоутов - более темный, для палубы и сидений - более светлый. Если нужного по цзоту материала у вас не окажется, покрасьте обычные картон и бумагу акварельными красками.

Материал подобран - теперь можно приступать к игго-товлению модели. Переведите через копирку на картон vгм бумагу чертежи и вырежьте детали, пользуясь ножом, нож-

Драккар (норв. Drakkar , от древнескандинавских Drage - «дракон» и Kar - «корабль» - так сегодня называют деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. В Европе его ещё называют также и Draka/Dreka в зависимости от языка.

Характеристика

Изображение воинов в драккаре на Стура-хаммарском камне I

Размеры драккаров варьировались от десяти до 19 метров, а позже с развитием кораблестроения стали достигать и до 30 метров. Драккары использовались как и для повседневных задач,к примеру торговли, так и для военных целей (чаще всего для последнего), а также для дальних морских плаваний, которые стали возможными из за особой конструкцией корабля. На драккарах викинги впервые доплыли до берегов Исландии, Англии, Гренландии и Северной Америки.

Головы резных драконов установленные на носу часто давали понять какого было социальное и финансовое положение хозяина корабля. Т.к. в силу статуса и возможностей головы драконов украшались по разному. Голова дракона на носу корабля ещё использовалась для устрашения врагов. Особенно это получалось при набегах на новые земли. К примеру когда викинги впервые отправились в Западные земли, они приплыли к берегам ещё не известной страны – это была Нортумбрия.

Когда корабль викингов подплыл к берегу, его заметили монахи и испугались одного лишь вида корабля с драконом на носу. Они тогда посчитали что это дьяволы спустились с на землю чтобы наказать христиан за их грехи. Солдаты же увидев такие корабли часто бросали свои посты и бежали.

Безопасность и успех в плавании во многом зависели от конструкции и свойств тех кораблей, которыми пользовались викинги – их прочности и устойчивости, мореходности, грузоподъемности. Именно в эпоху Средневековья кораблестроение меняет в корне мореплавание. Драккары легендарных северных воинов и путешественников – викингов, являются ярким примером этих изменений. Изобилие дерева – дуба и сосны, а также наличие первоклассной железной руды, позволявшей скандинавам делать отличные железные орудия, способствовали быстрому строительству множества кораблей. Которые и стали настоящей основой их цивилизации. Боевые корабли именовались «драккар» (дракон).

У многих хевдингов (знатных норманнов) корабли имели вышитые золотом пурпурные паруса, а на золоченых мачтах у них были золотые фонари или флюгера в виде птиц с расправленными крыльями. Важным достоинством драккара был киль – продольная балка из цельного ствола дуба, идущая по всему днищу от носа до кормы. Киль давал кораблю прочность и устойчивость на волне и позволял выволакивать судно на берег не повреждая обшивку.

Посреди судна была одна мачта высотой 10-12 метров, которую в безветрие можно было убрать и хранить на палубе. Длина весел могла составлять 4-6 м, количество гребцов от 14 до 20 рядов и даже более. Рулевое весло, которое поворачивали при помощи короткой поперечной рукоятки – румпеля, – обычно располагалось на корме справа.

Драккары были очень хорошо сконструированы что позволяло плавать по рекам и фиордам. По этой же причине драккары позволяли высадить войска в глубине вражеской территории. Низкие борта делали драккар слабо различимым на фоне морских волн, что позволяло сливаться с волнами.

Некоторые драккары, обнаруженные при археологических раскопках и тщательно восстановленные, сохранились до наших дней. Ныне они экспонируются в музеях кораблей викингов в Норвегии и Дании.

Борта драккара прикрывались щитами, чтобы защитить гребцов. На палубе не было ничего, что утяжеляло бы корабль. Похожее по конструкции торговое судно викингов – кнорр могло перевозить даже скот.

Ученым известно об этом благодаря самой знаменитой вышивке Средневековья – «ковру королевы Матильды», обессмертившей подвиги своего мужа, короля Вильгельма I Завоевателя.

На сохранившейся до нашего времени огромной полосе холста длиной 68,3 м и шириной 50 см («Байенское полотно») вышиты 58 сцен завоевания Англии Вильгельмом I Завоевателем.

На этом полотне были вышиты и корабли, на которых Вильгельм I перевозил свое войско из Нормандии в Англию. Хорошо видны полосатые паруса, мачты, украшенные «золотыми» флюгерами – указателями ветра, сделанными, скорее всего, из прорезной позолоченной жести. Тогда, в 1066 г., для перевозки войск и конницы, Вильгельм I собрал целый флот из более чем 100 драккаров, на которых и пересек пролив Ла-Манш. Из за своей конструкции на драккарах было возможно заходить на самое мелководье, что позволяло воинам быстро покидать корабли.

Разновидности драккаров

Норвежцы оспорили первенство Колумба в открытии Америки, приплыв в Чикаго на точной копии гокстадского драккара.

Одним из представителей драккаров можно назвать Гокстадский корабль (норв. Gоkstadskipet ) - этот тип кораблей викингов 9 века чаще всего использовался как погребальный корабль. Обнаруженный в 1880 году в кургане на берегу норвежского Саннефьорда (губерния Вестфолл). Это корабль из Гокстада, выставлен в музее драккаров, имеет длину примерно 23 м и ширину 5,1 м. Парусное вооружение состоит из одного большого рейкового паруса, сшитого из вертикальных полотнищ. Длина гребного весла составляет 5,5 м.

Красивое и стройное судно с круто приподнятой с обеих сторон линией борта было построено целиком из дуба и богато орнаментировано. Отличную мореходность этого типа судов доказали 12 молодых норвежцев в 1893 году. Они построили точную копию гокстадского корабля, после чего они пересекли Северную Атлантику и прибыли в Чикаго на Колумбовскую выставку, корабль показал среднюю скорость хода 9-10 узлов, что было очень хорошим показателем и для более поздних больших парусных судов.

Осебергская ладья.

Осебергский корабль - дубовый корабль викингов (шнекккар), обнаруженный в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл. Судно было выкопано из земли и со всем содержимым находится в музее драккаров в Осло. Судя по найденным данным данным, корабль был спущен на воду около 820 года и до 834 года был задействован в прибрежных водах, после же был использован как погребальный корабль.

Длина корабля 21,6 метра, ширина 5,1 метра, размер мачты мог колебаться от 6 до 10 м. При площади паруса в 90 м² корабль мог развивать скорость до 10 узлов. 15 пар бочек говорит о том, что на корабле было окало 30 гребцов. Нос и корма были разрисованы в виде сплетённых животных.

Хоть курган и был разграблен ещё в Средние века, археологи смогли обнаружить в судне останки двух женщин высокого социального положения (молодой и старой), фрагменты восточных шелковых тканей, неплохо сохранившуюся деревянную телегу и даже кости павлина. Это говорит о процветающей торговле.

Скандинавские ученые очень долго пытались связать этих женщин с династией Инглингов. Но предварительный анализ ДНК указывает на то, что младшая из них имела гаплогруппу U7, которая практически отсутствует среди европейцев, но часто встречается на Ближнем Востоке, особенно среди иранцев.

Тюнский корабль, экспозиция в музее

Тюнский корабль (норв. Tuneskipet ) - этот корабль 10 века викинги использовали для погребальных мероприятий. Обнаружен в 1867 году археологом Олуфом Рюгев лодочном кургане на ферме Хауген в деревне Рольвсей в Тюне, Эстфолл, Норвегия. Выставлен в Музее драккаров, Осло.

Корабль был построен приблизительно в 900 году н. э., обшивка выполнена из дуба внахлест. Судно сохранилось частично, и вероятно было 22 метра в длину с одиннадцатью или двенадцатью рядами весел. Ширина судна - 4,35 метра, длина киля - 14 метров. Корабль представляет собой массивную конструкцию со шпангоутами из не гнутых брёвен соответствующей формы, толстыми балками и цельным релингом.

Команда

Количество человек на корабле зависело от размеров самого судна. За каждым веслом сидел один гребец. Капитан и его помощники тоже составляли часть команды. Когда викинги уходили на драккарах в походы, то он становился для них домом, где у каждого викинга было своё место. В военных походах на драккарах перевозилось гораздо больше людей. Известны случаи когда драккары перевозили сравнительно большие отряды (до полутора сотен воинов-викингов), однако в этом случае корабли чаще всего плавали в прибрежных водах, а на ночь отряды всегда высаживались на берег.

Постройка

Вот как крепилась обшивка на драккарах.

Драккары строились из древесины многих пород, среди которых наиболее важны были ясень, сосна и дуб. Кораблестроители специально выбирали деревья с естественными изгибами для киля и шпангоутов для судов викингов. Как только дерево срубали, не ждали когда оно высохнет, дерево расщепляли клиньями пополам, а затем полученные заготовки расщепляли далее, исключительно вдоль волокон. Получившиеся доски можно было изгибать, не боясь что они треснут. Для придания доскам дополнительной гибкости их смачивали водой и держали над огнем. Важнейшим инструментом был плотницкий топор. Считалось, что для постройки корабля достаточно его одного, однако применяли и другие инструменты: долота, сверла и другие.

Для обшивки использовались доски, укладывавшиеся внахлёст. Смотря какая была традиция строителей, доски скреплялись с помощью железных гвоздей и заклёпок, деревянными гвоздями или даже связывались. Затем вся конструкция, точно так же, как и сейчас, конопатилась и смолилась. Таким образом, при движении по воде создавалась воздушная прослойка, что повышало стабильность, устойчивость и скорость движения: чем больше становилась скорость, тем устойчивее и ровнее двигался корабль.

Строительство Драккаров в наши дни

Различные исторические организации пробовали воссоздать тот или иной корабль по оригинальным технологиям. К примеру, «Морской конь из Глендалу» (дат. Havhingsten fra Glendalоugh ), 30-метровый боевой корабль, является практически точной копией корабля Skuldelev II, построенного в 1042 году в Ирландии и затонувшего в конце XI века в датском фьорде Роскильде (корабль назван в честь поселка Скульделев, неподалёку от которого в 1962 году морские археологи нашли на дне фьорда остатки 5 кораблей). На создание «Морского коня из Глендалу» было потрачено около 300 дубовых стволов, 7000 железных гвоздей и заклёпок, 600 литров смолы и 2 км канатов.

Каждый раз, когда заходит речь о драккарах и ладьях (в сущности разные названия для одного и того же, потому как викинги не народность, а так сказать профессия - пират, а они были как скандинавами, так и славянами), сразу находится кто-нибудь, утверждающий, что невозможно делать расколом брёвен доски, собрать корабль без железных гвоздей, НЕБЫЛОРУБАНКА(!) и т.д. Собирали ещё задолго до Древнего Рима, а рубанок... Конечно был.

В 1967 году в местечке Ральсвик на легендарном острове Рюген была сделана весьма значительная находка. При проведении дорожных работ, ковш экскаватора вынес из земли несколько, соединённых между собой деревянными нагелями дубовых досок. Строитель отнёс свою находку работавшим неподалёку археологам и те в скором времени приступили к раскопкам, в ходе которых было обнаружено четыре древнеславянских корабля и целое торговое поселение. Поселение существовало там с VIII века и было в средневековье одним из важнейших портов балтийского моря. Предполагается, что именно здесь, в защищённом от штормов заливе, а не на малопригодном для этого скалистом, с многочисленными мелями, морском берегу, и располагался флот руян. Ральсвик был уничтожен в результате вражеского, скорее всего датского, нападения. Об этом свидетельствуют следы пожара и клад в 2 203 арабских дирхем; предполагается, что и ладьи были в спешке закопаны руянами, во избежание их разрушения врагами.

Вот так сейчас выглядит бухта Ральсвика. Когда тут стоял мощный флот руян, а теперь – декорации для ежегодных спектаклей, рассказывающих о знаменитом пирате Штёртебекере (о немецком пирате и предводителе витальеров, или Виталийских братьев как-нибудь позже).

История раскопок была непростой. Раскопанные в конце 60-х корабли, пришлось зарыть обратно в землю, так как не были выделены средства для консервации. Во второй раз их выкопали в 1980 г., для показа на международной конференции. И в этот раз не придумали ничего лучше, чем снова зарыть ценнейшие находки. Неизвестно, сколько бы ещё длились эти странные манипуляции, если бы не произошло объединения Германии. В новом государстве нашлись деньги для адекватного отношения к историческим ценностям и в 1993 ладьи выкапывают в третий раз, с последующей консервацией, а через некоторое время некоторое время создаётся рабочая группа для реконструкции наиболее хорошо сохранившегося корабля. По расчётам археологов, построена эта ладья была около 977 г. из дерева, выросшего на Рюгене или в Поморье; использование деревянных гвоздей – нагелей доказывает, что строителями были славяне (скандинавы использовали металлические гвозди).

В 1999 году археологическим сообществом Мекленбурга была выпущена небольшая, но шикарнейше иллюстрированная брошюрка, рассказывающая об реконструкции древних корабликов. Реконструировано было две одинаковых ладьи, одну из которых сейчас можно увидеть в Гросс Радене. Далее фото из упомянутой выше книги.

Ещё не выкопанная находка. Ральсвик, 1993 год.

Схема выкопанных частей.

Реконструкторы приступили к работе. Сначала из картона были вырезаны и составлены уменьшенные копии выкопанных частей.

Затем сделан чертёж для реконструкции.

Материал для ладьи - дуб был доставлен в Гросс Раден.

Для помощи в реконструкции был приглашён датский специалист Ханус Йенсен, уже имевший опыт в реконструкции викингского корабля из Гедесби.

Реконструкция производилась вполне аутентично, по технологиям тех времён, с использованием аналогов старинных инструментов.

Первым делом нужно клином расщепить ствол надвое.



Инструменты, использованные для этого.

Затем расщепить каждую половину ствола на "дольки".

И уже затем топором обстругать до нужной толщины. На фото для сравнения: изначальная "долька" и готовая доска.



Доски - заготовки для ладьи. Всего 3 ствола. Трудно даже представить сколько труда стоило обработать таким образом 11 580 кубометров дерева для крепости.

Заготовки для стояка - штевеня.

Готовые доски вымочили в воде.

Работы по реконструкции ладьи происходили прямо у крепости Гросс Радена.


Обработка стояка (форштевня).

Набор инструментов реконструкторов.

2 варианта стояков (было реконструировано две ладьи)



Чтобы придать доскам изогнутую форму их нагревали над углями, смачивая водой.

Потом обтесали рубанком.

Для лучшей водонепроницаемости между досок была законопачена вымоченная в смоле смесь овечьей и собачьей шерсти с человеческими волосами.

После чего смолой покрыли и сами доски.

Изготовление деревянных дюбелей.


Ладья в процессе реконструкции.

1. Праздничное спущение ладьи на воду в Гросс Радене. Корабль нарекли "BIALY KON ".
2. Якорь.
3. Передача камня-балласта реконструкторами викинговской ладьи из Роскильде.

На одной из реконструкций было совершено путешествие, по широко распространённому среди средневековому маршруту из Ральсвика на Рюгене в Волин, с остановками в былых центрах торговли.


На Волин-Винету!

Другая ладья и сейчас находится в Гросс Радене. Её тщательно скрывают по адресу: Arch?ologisches Freilichtmuseum Gro? Raden
Kastanienallee
19406 Gro? Raden

Telefon: 03847 - 2252

Особенно тщательно скрывают ладью и музей славянского быта с 10 до 16:30.

http://www.freilichtmuseum-gross-raden.de/index.html

Больше всего восхищает та ответственность и качественность, с которой немецкие реконструкторы выполнили работу.

Поэтому весьма печально слышать "по моему мнению и далее: не могли пилить гранит медной пилой, не могли сверлить, полировать; колоть доски клином, корабли не могли пересекать океан; невозможно построить трирему". Если вы об этом не знаете, то учёные (настоящие: археологи, историки, тросологи, палеоботаники, палеозоологи) всё насколько возможно знают. А их младшие братья реконструкторы - делают реплики и потом на этих великих изобретениях предков ходят по океанам и рекам, бьют от души друг-друга по голове и получают немыслимое удовольствие от приобщения к величию предков. И если у вас есть руки, но они растут из непотребного места, а голова не умеет ими управлять - вам среди них не место...

УчОные же всё скрывают, всё придумали рептилоиды и протоукры. Вот ещё один из центров, где всё скрывают, ежедневно с 9 до 18 часов, по адресу: Huk aveny 35, 0287 Oslo.

Музей кораблей викингов (норв. Vikingskipshuset) расположен на полуострове Бюгдё в пределах Осло. Является частью Музея истории культуры при Университете Осло и хранит археологические находки из Туне, Гокстад (Саннефьорд), Осеберга (Тёнсберг) и кладбища насыпи Борре. Работает с 1926 года.

Милости просим посетить.

http://www.khm.uio.no/english/visit-us/viking-ship-museum/index.html

«Олимпия» (греч. ????????) - современная реконструкция древнегреческой триремы. Корабль принадлежит Военно-морским силам Греции. «Олимпия» экспонируется в сухом доке как корабль-музей.

Корабль был построен в 1985-1987 годах на судоверфи в Пирее на средства ВМС Греции и британского мецената банкира Фрэнка Уэлша (Frank Welsh). В роли научных консультантов при строительстве выступали историки Джон Синклер Моррисон (John Sinclair Morrison), Джон Ф. Коутс и Чарльз Уиллинк (Charles Willink).

Ходовые испытания триремы проводились в 1987, 1990, 1992 и 1994 годах. Наиболее информативными с научной точки зрения были испытания 1987 года, в ходе которых были установлены ходовые характеристики корабля. Команде гребцов, состоявших из 170 добровольцев, удалось разогнать корабль до девяти узлов (17 км/ч).

В 1993 году «Олимпия» была перевезена в Великобританию для участия в торжествах, приуроченных к 2500 летию с возникновения демократии. В 2004 году доставила в Пирей Олимпийский огонь.

С тех пор «Олимпия» размещается в сухом доке в афинском пригороде Фалер.

Музей ВМС Греции (Афины)
Марина Флисвос, П. Фалиро 175 19 Афины
Тел.: 210 9852578, Факс: 210 9836539
Информация для образовательных программ: тел.: 219 9888211 (сайт чёй-то не работает, видать ВМС Греции опять в раздрае, ищите так, фото и видео миллион или мой предыдущий пост о Флоте Рима посмотрите).

Когда "альтернативно одарённые" говорят, что НЕМОГЛИ предки что-то построить, а мы не можем повторить - можем. Да, придраться всегда есть к чему: пропил чуть меньше, отверстие чуть больше, осадка непохожа на изображение с амфоры(!), "я так думаю такого не было". А мне всегда вспоминается Михаил Юрьевич:

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!


Если кратко — да, небольшой, но был. Его наличие хорошо видно на экспонатах кораблей, которые удалось добыть археологам. Об этом дальше в статье.

Во-первых, вспомним, что есть, как минимум, 2 типа кораблей викингов, которые довольно сильно отличаются: . Главные отличия в том, что первый был создан для того, чтобы посадка судна была выше (лучше проходимость по мелководью) и сам корабль был легче и быстрее. Соответственно — тотальная экономия пространства. Второй (кнорр) был создан для большой грузоподъёмности и максимально возможной дальности плавания.

Кнорры

Если говорить о кноррах, то о наличии трюма сомневаться не приходится. Но это не полноценное подпалубное пространство в полный рост, как все себе представляют. В кноррах посадка корабля была глубокой, борта выше. Всё это для того, чтобы вместить как можно больше груза, и чтобы груз был защищён от морских волн и воды как можно лучше.

В середине палуба была открыта, чтобы вместить габаритный груз, включая животных. Последних же ещё как-то и кормить надо было, наблюдать за ними во время путешествия. Под двумя половинами палубы действительно находилось много защищённого пространства. Настоящий трюм. Но, естественно, не для проживания. Даже с такой высотой от дна судна до палубы тяжело представить, как там размещаются люди.

Универсальные корабли, карви

А вот с пространством под палубой боевого корабля другая ситуация. Сначала посмотрим на поперечное сечение универсального корабля викингов на примере корабля из Гокстада:

Его очень мало. На фотографиях реплики этой 22-х метровой ладьи можно воочию убедиться в скудности пространства.

Фактически этого пространства не было бы, если бы не было необходимости сделать палубу ровной из-за выступающих бимсов — балок, поперечно укрепляющие судно.

Обратите внимание ещё на одну особенность — это пространство могло использоваться для укладки балласта. Также трюм должен был быть доступен для разборки, чтобы вычерпывать воду, которая неизбежно скапливалась в неспокойную погоду. А, возможно, её и не вычерпывали, пока она не доходила до уровня палубы или пока ладья не причаливала.

Исходя из всего этого сложно представить, что такой трюм серьёзно рассматривался для хранения чего-либо. Что является прямой обязанностью трюма. Но, всё же, какой-то простой, не громоздкий груз там можно было разместить. Например, щиты, снасти. При этом, учитывая, что трюм не заливался водой.

Вот ещё одна реплика Гокстадского корабля, построенная в Норвегии в 1892-1893 гг. Сейчас она хранится в г. Чикаго, США. На фотографиях хорошо виден объём пространства:

Вот что написано на сайте музея, где хранится Гокстадская ладья:

The deck consists of planks of pine that could be lifted so that the crew could easily bale out water if necessary. This also provided storage capacity for a little cargo.

Палуба состоит из сосновых досок, которые могли быть подняты, чтобы экипаж легко мог вычерпывать воду при необходимости. Благодаря этому существовал доступ к пространству для небольшого груза.

Гокстадский корабль — это универсальный корабль (карви), т.е. его использовали и как боевой и для перевозки груза (на палубе). Этот тип ладьи был распространён до начала XI века, когда появилось чёткое разделение на торговые судна и на боевые — лонгшипы (лонгскипы) или драккары (дракены, драконы).

Драккары

Поперечный срез лонгшипа , драккара укажет, что пространство также есть, но имеет другу форму. Причина — особенность драккара — он уже и длиннее. Например, ширина Скульделев-2 всего 3.8 метра против 5.1 у Гокстадской ладьи. Хотя длина этого драккара значительно больше (30м против 23.8м).

Посмотрите на изображение поперечного среза палубы Скульделев 2 (Skuldelev 2) вверху. Пространство под палубой выигрывает в высоте, но проигрывает в ширине. Не забываем про балласт и скапливание воды.

Итоги

В итоге, если рассматривать драккары викингов — да, трюм был. Его можно было использовать для хранения каких-то мелких предметов, но не более.

Несмотря на неудобную форму, отсутствие полноценного доступа ко всему пространству, затопление водой делают такой трюм, всё же, очень хорошим средством для экономии места на палубе. В случаях, когда ничего не должно мешать, чтобы справляться со стихией в бушующую погоду или для большого пространства, для мобильности в бою при абордаже или сражении борт к борту.

"Столь великолепно были украшены эти корабли, что они ослепляли смотрящих, и тем, кто смотрел издалека, казалось, что сделаны были они из пламени, а не из дерева. Ибо каждый раз, когда солнце проливало на них сияние своих лучей, в одном месте блистало оружие, в другом - сверкали подвешенные щиты. На носах кораблей пылало золото и искрилось серебро. Воистину, столь велико было великолепие этого флота, что если бы его господин пожелал завоевать любой народ, то одни корабли устрашили бы врага еще до того, как воины смогли бы вступить в сражение..."
(О даккарах Кнуда II Великого, Англия, 1015 год).

Доброго дня.
Вот и закончилось теплое лето. Закончились дачи, сады, огороды и отпуска, в том числе «отпуска» от хобби. Таким своеобразным отпуском для меня стала модель корабля викингов, именуемого «Драккаром», в масштабе 1/50 от фирмы Revell.

Немного истории.

Драккар (Drage - «дракон» и Kar - «корабль) - длинный и узкий деревянный корабль викингов, с высоко поднятыми носом и кормой.
Размеры драккаров достигали 18,5 метров и имели до 35 пар весел. Драккары приводились в движение вёслами и прямоугольным парусом. На носу (форштевне) крепилась резная голова дракона (отсюда и название типа корабля), а по бортам располагались щиты для транспортировки защиты гребцов. Управление осуществлялось при помощи рулевого весла с коротким поперечным румпелем, установленного на правом борту. Драккары отличались многофункциональностью - корабли использовались для военных действий, перевозок, а также для дальних морских плаваний, которые позволяла совершать конструкция корабля. В частности, на драккарах викинги достигали Исландии, Гренландии и Северной Америки.

Археологи, ученые и историки выпустили массу научных работ по скандинавской мифологии, создали еще большее количество работ по быту, нравам и обычаям скандинавов, но… нам это не интересно, нам нужны корабли - Драккары. И их тоже есть у археологов.
Наиболее известными кораблями, дошедшими до нашего времени, являются корабли из Гокстада, Осеберга, Скуллелева, Ладбю, Нюдама, Туне, Квальзунда. К слову, предлагаемый Revell-ом корабль, более всего похож на Гокстадский корабль.
Кроме того кое какое представление о кораблях северян дают рунические (картинные или поминальные) камни, в частности Сатура-Хаммарский камень из Готланда (Швеция).

Вообщем тема эта достаточно интересная, но я думаю увлекающиеся смогут найти нужную информацию и без моего занудства, поэтому перейдем к делу.

Коробка.

Итак, Revell предлагает нашему вниманию четыре литника коричневого пластика с двумя половинками корпуса, палубой, ложементами, мачтой, реей, веслами, рулем, носовой и хвостовой фигурами, щитами, якорем, оснасткой такелажа и некоторым подобием подставки с шильдой. Пластиковый парус, моточек ниток и декаль.
После изучения набора, я пришел к выводу, что единственным достоинством данной модели является очень хорошо проработанная и отлитая текстура древесины на корпусе и палубе. Все остальное оставляет желать лучшего. Декаль в виде сурового викинга в рогатом шлеме на парус есть вещь маловразумительная, как и сам парус из пластика.
Весла я бы назвал скорее копьями, ибо на них они и похожи. Щиты были бы неплохи, если бы (да кабы) не усеченная имитация кожаной окантовки и конусные умбоны.

Сборка.

Как, я говорил выше, по моему мнению, обводами корпуса, представленный корабль больше всего напоминает корабль из Гостада. Но я решил делать не Гокстадский корабль, а, если так можно сказать, собирательный образ, что выразилось в сглаживании и придании более плавных, скругленных форм форштевня и ахтерштевня, а так же заменой фигур и различных мелочей.
Первым этапом, после склейки половинок корпуса, стала его «нагелизация». То есть изначально я хотел сделать металлические клепки, но в процессе покраски решил, что деревянные нагели выглядят выигрышнее. Процесс этот был пожалуй самым нудным и трудоемким в постройке модели: сначала были насверлены отверстия в досках обшивки корпуса, потом изготовлены и вклеены сами нагели. Процесс их изготовления состоял в оплавлении над свечей синтетической щетины щетки, в результате получались сферические шляпки на ножке. Всего было изготовлено порядка 1200 нагелей (по 600 не каждый борт), что составляет едва ли треть от необходимого их количества, но это был бы уже перебор, в ущерб зрелищности.

Далее из липы были вырезана голова дракона на форштевень и хвост на ахтерштевень. Палуба была использована из набора, без доработок (хотя она в них и нуждалась - как минимум бимсы, да пожалуй и шпангоуты заодно), единственное, пришлось самому добавить в носовой части настил (который на корме в наборе все же имеется).
На фальшборт были изготовлены и приклеены «утки», коих в наборе дано всего шесть, из необходимых четырнадцати. Заменены на деревянные ложементы для рангоута, на которые так же закрепил жердь для шатра, ну и саму скрутку с последним. Сделаны ложементы для весел.
Сами весла мне не понравились, пришлось сделать новые 32 весла из липы. Ну а крутить их стоя было бы не очень удобно, к тому же суровым северным разбойникам нужно было куда-то «заначить» неправедно добытое, посему сделал соответственное количество лавок-сундуков, плюс сундук для кормчего и сундучище ярлу.
Для антуража добавил на палубу несколько самодельных мелочей - несколько бочек, кадку с крышкой, ведро, топорик и мешок. Плюс одна бочка (на корме) сборная деревянная модель (к сожалению не знаю производителя).
Переделан на деревянный руль и его крепление. Мачта и рея тоже подверглись замене на деревянные, выточенные из тополя. Якорь от Amati.

Последней деталью, взятой от набора, были щиты, коих производитель не скупясь дал аж 64. Возможно это логично - на борту во время боевого похода могло находится несколько смен гребцов, но такое количество щитов на бортах модели, на мой взгляд перебор.
И снова, как писал выше, мне не понравились конусовидные умбоны, которые были безжалостно срезаны и заменены латунными полусферами. Кожаная окантовка с лицевой стороны выполнена неплохо, но с обратной отсутствует как класс, если не сказать больше - ушла в минус.

Парус естественно был заменен на тканный. Изначально была приобретена специальная парусина, для корабелов, но мне она не очень понравилась - плетение очень мелкое. Мне же хотелось более брутального вида, в угоду чему была приобретена более грубая ткань.
По цвету паруса споры идут до сих пор, в частности - был ли парус полосатым (с контрастными цветами) или нет. Опять же, в начале статьи я писал о изображениях кораблей викингов на рунических камнях, где виден ромбовидный рисунок, представлявший из себя нашитые на полотно паруса (для его укрепления) перекрещивающиеся полосы кожи. Эта теория мне нравиться больше красно-белых полосатых. Нашитые полоски смотрелись бы на модели аляписто и я удовольствовался простой прострочкой, но перемудрил с подворачиванием краев в два слоя - получилось массивно и не ровно, хватило бы и одного, но «после драки, кулаками не машут».

Последним штрихом была установка такелажа. Вообще такелаж был достаточно примитивным: штаг, фордун (ванты), фал (архштаг). Для управления: брас, шпрюйт и шкот.

Окраска.

Коли уж делать корабль одних из самых известных морских разбойников, то делать его брутальным, а соответственно темным и мрачноватым.
Корпус был окрашен подобранным «на глаз» грязно-коричневым цветом, по которому, сухой кистью выделил текстуру дерева в два захода. Темперой - сиена натуральная и охра светлая. Для придания эффекта темного дерева, все покрывалось битумным лаком с растворителем в пропорции 1:1.
Палуба покрашена песочным цветом, пролита Тамиевской темно-коричневой проливкой, и выделена все той же сиеной натуральной и охрой светлой.
Деревянные части окрашивались битумным лаком.

Подставка.

Подставка изготовлена из сосновой доски брашированной коррщетками и покрытой лаком «под орех». Фигуры держатели - «дрипки для вайперов»:D (кто не в теме - мундштук дрип-тип для электронных сигарет), увидел и приобрел случайно в соответствующем магазине.

Заранее извиняюсь за возможные ошибки в специфической терминологии (ни разу не корабел).
Спасибо за внимание.

P.S. Я забыл указать на пару своих ошибок. Во-первых, крепление штага, фала (архштага) и фордуна (вант) воспроизведено не полностью. Во-вторых, шток якоря закреплен параллельно, а не перпендикулярно рогам. Вроде бы все, покаялся:)

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал