Психологические барьеры профессионального развития личности. Психологические барьеры профессионального развития личности эльвира эвальдовна сыманюк. Деструкция профессиональной компетентность

Выходные данные сборника:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Симонова Евгения Геннадьевна

аспирант Ур ГПУ, г. Екатеринбург

И.О. зам. директора по УВР ГКОУ СО «Антоновский детский дом», г. Нижний Тагил

E-mail: danilka 2709@ mail . ru

Актуальность исследования проблемы психологических барьеров профессионального развития личности обусловлена, прежде всего, процессами модернизации, происходящими в экономике страны, российском обществе в целом. В условиях внедрения новых технологий, развития производства, изменения требований к профес­сиональным качествам личности, эффективное осуществление деятельности требует активного взаимодействия с окружающим миром, непрерывного самосовершенствования, приобретения новых знаний для преодоления преград, стоящих на пути к достижению цели.

Феномен психологических барьеров, их сущность и влияние на поведение личности рассматривали в своих работах зарубежные исследователи - З. Фрейд (психоаналитическая теория) и его после­дователи К. Хорни, К. Юнг; А. Маслоу и К. Роджерс (гуманистическая концепция личности); К. Левин (теория личности); Дж. Келли (когнитивная теория личности).

Проблему психологических барьеров в контексте деятель­ностного подхода представляют современные отечественные ученые - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, С.Л. Рубинштейн, Р.Х. Шакуров. Немаловажное значение придают исследователи видам барьеров, рассматривая их в зависимости от их сущности, методов исследования, природы, способов анализа: в педагогической деятельности - А.К. Маркова, Н.А. Подымов; в общении - В.А. Кан-Калик, Б.Д. Парыгин; при введении инноваций - А.И. Пригожий, А.В. Филиппов, А.М. Хон; смысловым - Л.И. Божович, М.С. Неймарк; эмоциональным - Л.Б. Филонов.

Существуют различные подходы к определению психологи­ческих барьеров.

В психоаналитической теории З. Фрейда барьер рассматривается как препятствие, встающее на пути развития человека, связанное с угрозой для личности, вызывающее один из типов тревоги: реалистический, невротический или моральный. Преодоление тревоги возможно двумя способами - вступить во взаимодействие с проблемой и снизить её негативное воздействие или применить защиту, заключающуюся в отрицании или искажении ситуации.

Последователи З. Фрейда - авторы психоаналитических концепций личности (А. Адлер, К. Хорни, К. Юнг) характеризуют психологические барьеры как защитные механизмы, возникающие в процессе преодоления конфликта сознания и бессознательного. По мнению А. Адлера психологические барьеры препятствуют достижению успеха и связаны с комплексом неполноценности.

Представитель гуманистической концепции личности А. Маслоу считает, что внутренним препятствием развития личности может быть «Защита эго». Насыщенная, деятельная жизнь многим представляется невыносимо трудной. В моменты большого счастья и радости люди часто говорят: «Это слишком много для меня» или «Мне этого не выдержать». Для того чтобы разрешить проблемы с «защитами», прежде всего, необходимо понять их сущность, против чего они направлены, и механизм их действия. Затем индивид должен попытаться свести к минимуму деформации, создаваемые «защитами» в собственной психике.

Маслоу добавляет к традиционному психоаналитическому списку защиты (проекции, подавлению, отрицанию и т. п.) еще две - десакрализацию и комплекс Ионы.

Термин десакрализация (desacralization) характеризует акт обеднения психической жизни из-за отказа индивида серьезно и заинтересованно относиться к ней. Комплексом Ионы (Jonah complex) А. Маслоу называет нежелание индивида реализовать свои природные способности. Подобно тому, как Иона пытался избежать ответственности пророка, многие люди также избегают ответственности, опасаясь в полную меру использовать свои возможности. Они предпочитают ставить перед собой незначительные цели, не стремятся добиться успеха в карьере и проявить себя.

Корни комплекса Ионы можно увидеть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существо­вание, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. Давление группы и социальная пропаганда также могут ограничивать возможности развития личности. Они мешают индивиду проявлять самостоятельность, душат способ­ность к независимым суждениям, принуждая человека заменить собственные суждения и вкусы на общепринятые стандарты

А.Л. Свеницкий определяет психологический барьер, как «вооб­ражаемое индивидом препятствие на его пути к достижению цели», которое часто является причиной внутриличностных конфликтов и может способствовать возникновению состояния фрустрации .

Л.А. Карпенко характеризует психологический барьер (франц. вarriére - преграда, препятствие) как «психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, препятст­вующее выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицатель­ных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей»

Вместе с тем, многие исследователи рассматривают психоло­гические барьеры, как важнейшие компоненты целостной структуры деятельности субъекта, оказывающие существенное влияние на его развитие и становление.

Р.Х. Шакуров считает психологический барьер универсальной категорией космического масштаба «…и постоянным атрибутом жизни, существующим везде, где взаимодействуют какие-то силы, движения, независимо от их природы», он также отмечает положительное влияние препятствий на формирование характера, закалку личности.

Говоря о роли барьеров в социальной жизни, Р.Х. Шакуров отмечает их стабилизирующую и регулирующую функцию в процессе жизнедеятельности (запреты, требования, нормы, законы, обычаи, традиции), а суть барьера заключается в оказываемом им воздей­ствии - сопротивлении, торможении, сдерживании, противодействии, блокировании и т. д.

Понятия «барьер» и «преодоление» Р.Х. Шакуров сравнивает с системными понятиями, позволяющими кинуть свежий взгляд на исследуемый предмет, в «процессе изменения научной мысли».

Среди функций психологических барьеров Р.Х. Шакуров выделяет развивающую, т. к. «изменения, происходящие в организмах при столкновении с препятствием, способствующие мобилизации энергетических и других ресурсов, при повторных мобилизациях закрепляются, что повышает функциональные возможности живой системы, придает ей новое качество»

Рассматривая психологические барьеры как «психические процессы, свойства или даже состояние человека в целом, которые консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности», Б.Д. Парыгин связывает актуальность проблемы, «с одной стороны, с расширением социально-психологического плацдарма, постоянно порождающего и умножающего психологи­ческие барьеры, а с другой - со все более ощутимой необходимостью их преодоления», что способствует мобилизации внутренних резервов социально-психологической активности личности

Н.А. Подымов определяет две модальности психологических барьеров: положительную и отрицательную, связанные с «индиви­дуальным стилем профессиональной деятельности, способами эмоцио­нального реагирования на изменение жизненных и профессиональных обстоятельств и трудностей»

Таким образом, преграды, сопровождающие профессиональное развитие личности, являются барьерами, выполняющими созидатель­ную функцию, при условии, что способствуют быстрой адаптации к различным изменениям. Деструктивная функция барьеров, если они достаточно велики, влечет за собой образование блокаторов, подавляющих активность, деформирующих и разрушающих личность.

Список литературы:

  1. Парыгин Б.Д. Психологический барьер и его природа // Социальная психология и философия. - 1975. - № 3. - С. 3 - 13
  2. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: дис. д-ра психол. Наук. - М., 1999. - С. 13-14
  3. Свеницкий А.Л., Краткий психологический словарь. - М.: Проспект, 2009. - С. 42
  4. Cловарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. / Ред. - сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - С. 176
  5. Фрейджер Р., Фэйдимен Д.Теории личности и личностный рост [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер-психология: сайт URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freydjer/05.php (дата обращения: 17.10.11)
  6. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 3-18.
Сыманюк Эльвира Эвальдовна

Барьер -

Барьер это психологический феномен (представленный в
форме ощущений, переживаний, образов, понятий
и др.), в котором отражены свойства объекта
ограничивать проявления жизнедеятельности
человека, препятствовать удовлетворению его
потребностей.

Барьеры выполняют следующие функции:

стабилизации (останавливают движение, придают ему статику);
коррекции (столкнувшись с препятствием, движение меняет свое
направление);
энергетизации (энергия движения накапливается под влиянием
удерживающего ее барьера);
дозирования (препятствия дозируют движение, определяют его меру);
мобилизации (живые организмы, столкнувшись с препятствием,
мобилизуют свои энергетические и другие ресурсы для преодоления
препятствий);
развития (изменения, происходящие в организмах при повторных
мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные
возможности живой системы, придает ей новое качество);
торможения (барьер замедляет движение, сдерживает активность);
подавления (постоянно блокируя жизнедеятельность организма, его
запросы, барьер ослабляет и подрывает его функциональные
возможности).

Виды психологических барьеров профессионального развития:

кризисы профессионального развития личности;
профессиональные деструкции;
ухудшение психологического здоровья.

Кризисы профессионального развития личности -

Кризисы профессионального
развития личности это непродолжительные периоды жизни,
сопровождающиеся кардинальной перестройкой
субъекта деятельности, изменениями самой
деятельности.
Признаки профессиональных кризисов:
потеря смысла в выполняемой деятельности;
потеря чувства нового;
субъективное чувство остановки в развитии;
преобладание негативных эмоций в отношении
работы;
раздражительность или апатия.

Виды профессиональных кризисов:

Кризис учебно-профессиональной ориентации (14 15 или
16 17лет) на стадии оптации;
Кризис профессионального выбора (16–18 лет или 19 21 год)
на стадии профессионального образования;
Кризис профессиональных экспектаций (18–20 лет или 21 23
года) на стадии профессиональной адаптации;
Кризис профессионального роста (30 33 года) на стадии
первичной профессионализации;
Кризис профессиональной карьеры (38 40 лет) на стадии
вторичной профессионализации;
Кризис социально-профессиональной самоактуализации
(48 50 лет) на стадии мастерства;
Кризис утраты профессиональной деятельности (55–60 лет)
на стадии утраты профессии.

Кризис учебно-профессиональной ориентации (1415 или 1617лет) на стадии оптации

Кризис учебно-профессиональной ориентации
(14 15 или 16 17лет) на стадии оптации
Факторы:
Невозможность реализовать профессиональные
намерения.
Выбор профессии без учета индивидуальнопсихологических особенностей и
психофизиологических свойств.
Ситуативный выбор профессионального учебного
завСпособы преодоления:
едения.
- Психологически компетентное профессиональное
консультирование.
- Коррекция профессиональных намерений.

Кризис профессионального выбора (16–18 лет или 1921 год) на стадии профессионального образования

Кризис профессионального выбора (16–18 лет или
19 21 год) на стадии профессионального
образования
Факторы:
Неудовлетворенность профессиональным
образованием и профессиональной подготовкой.
Изменение социально-экономических условий
жизни.
Перестройка ведущей деятельности.
Способы преодоления:
- Активизация учебно-познавательной деятельности.
- Смена мотивов учебно-профессиональной
деятельности.
- Коррекция выбора профессии.

Кризис профессиональных экспектаций (18–20 лет или 2123 года) на стадии профессиональной адаптации

Кризис профессиональных экспектаций (18–20 лет
или 21 23 года) на стадии профессиональной
адаптации
Факторы:
Трудности профессиональной адаптации.
Освоение новой ведущей деятельности.
Несовпадение профессиональных ожиданий и
реальной действительности.
Способы преодоления:
- Активизация профессиональных усилий.
- Коррекция мотивов труда и
Я-концепции.
- Смена специальности и профессии

Кризис профессионального роста (3033 года) на стадии первичной профессионализации

Кризис профессионального роста (30 33 года) на
стадии первичной профессионализации
Факторы:
Неудовлетворенность возможностями занимаемой
должности и своим профессиональным ростом.
Потребность в профессиональном
самоутверждении и трудности ее удовлетворения.
Способы преодоления:
- Повышение социально-профессиональной
активности и квалификации.
- Смена места работы и вида деятельности.

Кризис профессиональной карьеры (3840 лет) на стадии вторичной профессионализации

Кризис профессиональной карьеры (38 40 лет) на
стадии вторичной профессионализации
Факторы:
Неудовлетворенность своим социально-профессиональным
статусом, должностью.
Новая доминанта профессиональных ценностей.
Кризис возрастного развития.
Способы преодоления:
- Повышение социально-профессиональной активности.
- Выработка индивидуального стиля деятельности,
качественное улучшение способов выполняемой
деятельности.
- Освоение новой специальности, повышение квалификации.
- Переход на новую работу

Кризис социально-профессиональной самоактуализации (4850 лет) на стадии мастерства

Кризис социально-профессиональной
самоактуализации (48 50 лет) на стадии мастерства
Факторы:
Неудовлетворенность возможностями реализовать себя
в сложившейся профессиональной ситуации.
Недовольство своим социально-профессиональным
статусом.

состояния здоровья.
Способы преодоления:
- Переход на инновационный уровень выполнения
деятельности.
- Сверх нормативная социально-профессиональная
активность.

Кризис утраты профессиональной деятельности (55–60 лет) на стадии утраты профессии

Кризис утраты профессиональной деятельности (55–
60 лет) на стадии утраты профессии
Факторы:
Уход на пенсию и новая социальная роль.
Сужение социально-профессионального поля.
Психофизиологические изменения и ухудшение
состояния здоровья.
Способы преодоления:
- Социально-психологическая подготовка к новому виду
жизнедеятельности.
- Организация социально-экономической
взаимопомощи пенсионеров.
- Вовлечение в общественно полезную деятельность.

Виды профессиональных деструкций

Выученная беспомощность.
Профессиональное отчуждение.
Консервация профессионального опыта.
Профессиональные деформации.
ДЕСТРУКЦИЯ - это разрушение, изменение или
деформация сложившейся психологической
структуры личности в процессе
профессионального труда (Э.Ф.Зеер).

Выученная беспомощность

это снижение уровня профессиональной
активности, отсутствие инициативы, избегание
ситуаций, сопряженных с неудачей. В
профессиональной деятельности это проявляется в
негативном отношении к инновациям,
выполнении работы только в рамках нормативно
заданной деятельности, отказе от выполнения
общественной работы.

Профессиональное отчуждение

Это личностная позиция непричастности и
ментальной непринадлежности к общественно
приемлемой для данной профессии профессиональной
морали. Человек не идентифицирует себя с
выполняемой деятельностью, не принимает на себя
ответственность за происходящее в организации, не
разделяет организационные ценности.

Поведенческие признаки отчуждения:

закрытость в отношениях с коллегами,
агрессивность,
ложь как неосознанное искажение фактов,
заведомая ложь,
преувеличение своих заслуг,
цинизм.

Психологические механизмы, обеспечивающие отчуждение:

подмена понятий и оценок (например, закрытие экологически вредного
производства отождествляется с покушением на оборонную мощь страны);
самообман: на уровне эмоций более приятное для самолюбия заблуждение
воспринимается как действительный факт;
самовнушение: целенаправленное ментальное приукрашивание
действительности, приводящее к извращению сознания, неспособного принять
правду, считающего ее ложью, покушением на самое святое;
безальтернативность: одномерность, узость мышления, прямолинейность
аргументации при доказывании своей позиции, неучет множества других
факторов;
элитарность: элитарное самосознание, сложившееся в прежние годы (например, в
оборонной отрасли, где много платили и морально поощряли), усиленное
впоследствии чувством несправедливости и мешающее обретению новой
профессиональной идентичности;
закрытость: глухота к оппонентам, неприятие критики, некритичность сознания,
неспособность оценивать с других позиций, отбрасывание всего, что не совпадает с
собственной точкой зрения, как лично враждебного.

Деструкция профессиональной компетентность

консервация профессионального опыта,
стагнация.

Опыт -

Опыт сложная система, включающая в себя способы,
приемы и правила решения трудовых задач. Опыт,
приобретаемый в профессиональной
деятельности, становится системообразующим в
структуре личности и оказывает существенное
влияние на проявление тех или иных личностных
качеств (Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Стрелков).

Профессиональные деформации

искажение уровня выраженности
профессионально важных качеств.
Виды профессиональных деформаций
руководителя:
Авторитарность, демонстративность,
социальное лицемерия, агрессивность,
ролевой экспансионизм,
индифферентность.

Детерминанты профессиональной деформации:

факторы, обусловленные спецификой
профессиональной деятельности;
личностные факторы;
факторы социально-психологического характера.

Профессиональные деформации руководителя:

Авторитарность. Доминантность.
Демонстративность.
Индифферентность.
Агрессивность.
Ролевой экспансионизм.
Социальное лицемерие.

Психологическое здоровье -

Психологическое здоровье это состояние душевного благополучия,
характеризующееся отсутствием болезненных
психических проявлений, обеспечивающее
адекватную условиям действительности регуляцию
поведения и деятельности (Г.С.Никифоров).

Факторы, детерминирующие психологическое здоровье:

резкие социально-экономические изменения (обостряют социальную
незащищенность, угнетают чувство безопасности);
особенности организации;
условия труда;
удовлетворенность трудом;
удовлетворенность межличностными отношениями;
содержание деятельности (одновременное наблюдение за несколькими
изменяющимися во времени процессами или осмысление деятельности
нескольких человек; частое и быстрое информационное переключение
направления внимания на множественность объектов; восприятие и
переработка разнообразной и многочисленной информации, часто
имеющей эмоциональный характер; острый дефицит времени; чувство
повышенной ответственности за принимаемые решения);
стиль руководства;
количество и характер профессиональных стрессов;
индивидуально-психологические особенности личности.

Признаки психологического нездоровья:

негативный субъективный статус (самочувствие,
активность, настроение);
наличие болевого синдрома (в том числе и
психоэмоционального –«болит душа»);
снижение или полная утрата трудоспособности;
уменьшение объема и степени мобилизации
функциональных резервов;
ухудшение адаптационных возможностей (снижение
интереса к инновациям, сопротивление им).

Показатели психологического здоровья:

преобладающее хорошее самочувствие;
глубокое понимание и принятие себя;
высокая удовлетворенность жизнью - характером своего общения,
ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом
творчества;
высокий уровень саморегуляции (но не слишком высокий!)
своими желаниями, эмоциями и действиями, своими
привычками, процессом развития и т.п.;
оптимальный процесс и уровень самореализации гармоничное сочетание числа успехов и неудач);
соразмерность
желаний и стремлений со своими психическими, физическими,
материальными возможностями;
реальное устойчивое развитие.

согласие с собой и окружающим миром;
адаптивно полезное, устойчивое, длительное, творческое и
экономичное функционирование и развитие личности в
разнообразных жизненных средах;
преимущественно положительный и спокойный эмоциональный
тон жизни;
хорошее физическое самочувствие, отсутствие серьезных телесных
и психических заболеваний;
в целом позитивная Я-концепция, достаточно высокое
самопринятие, достаточно высокая уверенность в себе (но не
очень высокая!);
оптимально организуемый процесс жизнедеятельности
(преобладание внутреннего локуса контроля над внешним,
достаточная осознанность, гибкость и широта жизненных
ориентаций;

Признаки психологической гармонии личности:

- гармоничный
образ жизни (проявляется в ежедневной жизнедеятельности в
виде достаточного числа природно необходимых линий деятельности,
достаточного их разнообразия и в регулярности осуществления);
- умеренность страстей и противоречивых желаний, выражающаяся народной
формулой “лучшее - враг хорошего”, оптимальная сбалансированность
положительных и отрицательных базовых стремлений,
оптимальный уровень самореализации - гармоничное сочетание числа успехов
и неудач, отсутствие ориентации на максимальные достижения;
соразмерность желаний и стремлений со своими психическими, физическими,
материальными возможностями и с социальными и природными
особенностями жизненной ситуации;
реальное устойчивое развитие, неспешное движение вперед - жизнь как
последовательное осуществление ряда интересных и полезных в широком
смысле творческих проектов, дел, своей игры, своей миссии;
открытость, готовность откликнуться и помочь, участвовать в общем деле,
ориентация на сотрудничество и диалог;
чувство красоты и чуда Природы, единства с ней; уважение к ее созданиям,
экологическая культура, регулярное общение с природой.

Жизнь теряет смысл в двух случаях: когда препятствия непреодолимы и когда они отсутствуют .

Психологические барьеры можно отнести к этапам, когда наблюдается переход функционирования психологической системы с более низкого на более высокий уровень развития . С одной стороны «барьеры» могут нести разрушающую функцию, снижающую активность и приводящую к депрессиям, с другой стороны психологические барьеры осуществляют активизирующую, созидательную функцию, когда трудности переживаются как нечто позитивное и стимулирующее к действиям. Современные тенденции развития психологической науки поднимают проблему изучения созидательной для личности роли психологических барьеров, которая проявляется в конструировании и динамизации деятельности, мобилизации энергетических и других ресурсов, повышении функциональных возможностей живой системы, свидетельствующих о переходе на новое качество .

Рассматривая понятие «барьер» К.Д. Ушинский отмечал, что «существование препятствий есть необходимое условие существования деятельности – такое условие, без которого сама деятельность невозможна…» . В работе Н.А. Подымова психологический барьер рассматривается как отраженное в сознании человека внутреннее препятствие, выражающееся в нарушении смыслового соответствия сознания и объективных условий и способов деятельности . По мнению Э.Э Сыманюк психологический барьер – это субъективно окрашенное переживание трудностей, обусловленное объективными ограничениями проявлений жизнедеятельности человека и препятствующее удовлетворению его потребностей .

Конструктивная роль психологических барьеров рассматривается в работах Р.Х. Шакурова , он понимает под психологическим барьером внешние и внутренние препятствия, сопротивляющиеся проявлениям жизнедеятельности субъекта, его активности. «Говоря о барьерах, мы имеем ввиду такие воздействия на человека (экзогенные и эндогенные), которые ограничивают свободу проявлений его активности, прежде всего свободу в удовлетворении потребностей устремлений, в реализации установок». «Барьер - универсальный и постоянный атрибут жизни, ее обязательный и необходимый спутник» . Барьер в понимании Р.Х. Шакурова, прежде всего, субъективно-объективная категория. Это означает, что барьеры могут создаваться как самой деятельностью, так и «индивидом из-за неумения или невозможности найти ресурсы, необходимые для достижения цели» .

В своей психологической теории преодоления, Р.Х. Шакуров раскрывает механизмы развития созидательных сил личности в преодолении различных барьеров. По его мнению, именно барьеры являются необходимым и конструктивным фактором, так как стимулируют, обеспечивают развитие деятельности и, следовательно, личности.

В.Г. Маралов отмечает, «преодолевая трудности и препятствия, человек развивается и, одновременно обретает саму способность к саморазвитию» .

Психологические барьеры, порождающие психическую напряженность и придающие процессу развития неустойчивость, неравновесность, являются главным конструктом, определяющим динамику развития. Преграды, сопровождающие развитие личности, выполняют созидательную функцию при условии, если способствуют быстрой адаптации к различным изменениям .

Э.Э. Сыманюк, И.В. Девятовская отмечают, что «преодолевающее поведение – это индивидуальный способ взаимодействия с трудной внешней или внутренней ситуацией, определяемый, с одной стороны, ее логикой и значимостью для человека, а с другой – его психологическими возможностями. Спектр как конструктивных, так и деструктивных стратегий преодоления достаточно велик – от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций» .

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие конструктивные функции барьеров:

– индикаторные (показывают обратную связь качества воздействия);

– стимулирующие, мобилизующие ;

– созидательную функцию – направленную на преодоление преград;

– развивающую – способствующую развитию и формированию личности и индивидуальности человека;

– воспитывающую – формирующую систему ценностных ориентаций, развивающую духовно- нравственные, интеллектуальные и физические качества личности, способность к самоорганизации;

– защитную – направленную на стабилизацию личности, ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта;

– обучающую – формирующую умения преодолевать препятствия;

– эмоциональную – формирующую умения осознавать свои психические состояния и причины их вызывающие;

– регуляторную – регулирующую развитие отношений в ситуациях различного характера;

– адаптивную – устанавливающую соответствие между потребностями индивида и его возможностями с учетом конкретных условий ;

– функции коррекции – изменение направления движения системы;

– энергетизации – энергия движения накапливается под влиянием удерживающего его барьера;

– развития – изменения, происходящие в организмах при повторных мобилизациях, закрепляются, что повышает функциональные возможности живой системы, придает ей новое качество .

Анализ литературы показал, что психологические барьеры играют конструктивную роль в жизнедеятельности человека, они мобилизуют ресурсы организма, активизируют творческую активность, способствуют развитию личности. Психологический барьер, прежде всего, категория субъективно-объективная, поэтому один человек трудность на пути к достижению цели будет воспринимать как непреодолимое препятствие, другой - как незначительную преграду.

Список литературы

1. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 312 с.

2. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005. 174 с.

3. Маралов В.Г. Проблема барьеров саморазвития личности в отечественной психологии // Альманах современной науки и образования. 2015. № 1 (91). С.72-76.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

5. Осипова А.А., Прокопенко М.В. К вопросу о функциональном анализе психологического барьера // Российский психологический журнал. 2014. № 2. Том 11. С. 9-16.

6. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: дис.. д-ра психол. наук. Москва, 1999. 390 с.

7. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Новая школа, 1993.

8. Редькина Л.В. Психологические барьеры: структура и содержание // Вестник ТГУ. 2010. № 10 (90). С. 102- 105.

9. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006. 384 с.

10. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. Практико- ориентированная монография / Под ред. Э. Ф. Зеера. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 252 с.

11. Сыманюк Э.Э., Девятовская И.В. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 80-92.

12. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч.2. М.: Изд-во УРАО, 2002. – С.421.

14. Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 18–33.

  • 6. Вненаучные и научные знания по психологии труда. Психологические признаки и содержание труда. Понятие эргатической системы.
  • 3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий,
  • 4. Осознание межлюдских производственных зависимостей, отношений ("живых" и
  • Эргатическая функция
  • 7. Взаимодействие психологии труда с другими науками. Психология труда в системе отраслей психологии. Предмет, задача, области приложения психологии труда.
  • 8. Подходы к психологическому анализу профессии. Структура трудового поста, ее использование в исследовательских и проектных целях.
  • 9. Психологические особенности целей и предмета труда.
  • 10. Психологические аспекты средств, прав и обязанностей в структуре трудового поста.
  • 11. Структура условий труда. Эргономические показатели трудового процесса. Уровни комфортности условий труда.
  • 12. Социально-психологический и организационно-управленческий аспекты условий труда.
  • 13. Обзор психических регуляторов труда.
  • 14. Концепция системогенеза профессиональной деятельности.
  • 15. Концепции трудовой мотивации а. Маслоу и к. Альдерфера.
  • 16. Концепции трудовой мотивации д. МахКлелланда, ф. Гецберга, в. Врума.
  • 17. Удовлетворенность трудом (виды, способы объединения). Модель Брюггеманна.
  • 18. Профессиональное самосознание и самооценка, их влияние на профессиональную деятельность. Профессиональная идентичность.
  • 19. Основные этапы и условия успешного формирования навыков. Виды навыков. Умения в структуре профессиональной деятельности, их разновидности.
  • 20. Психические процессы в труде. Оперативный образ. Психологические механизмы принятия решений в профессиональной деятельности.
  • 21. Функциональные состояния человека в процессе трудовой деятельности. Утомление и монотония
  • 22. Профессиональный стресс. Совладание со стрессами.
  • 23. Работоспособность, ее виды, уровни организации, факторы детерминации, «Кривая» работоспособности, ее суточный ритм.
  • 24. Критерии оценки функциональных состояний, методы их психологической диагностики. Характеристика методов саморегуляции функциональных состояний. Комнаты психологической разгрузки.
  • 25. Обзор психологических классификаций профессий: принципы и особенности построения и применения.
  • 26. Многоярусная многопризнаковая классификация профессий е. А. Климова. «Формулы» профессий.
  • 27. Типы профессий и профессиональные типы личности в теории Дж. Холланда.
  • 28. Взаимодействие человека и профессии: основные правила, принципы, понятия.
  • 29. Варианты преодоления несоответствия человека и профессии. Критерии профпригодности. Профессиональное призвание человека.
  • 30. Понятие профессионально важных качеств (пвк) человека. Уровни и разновидности пвк.
  • 31. Способы определения пвк. Прогнозирование профпригодности.
  • 32. Профессиограмма и психограмма: виды, способы построения, использование.
  • Устойчивость исд
  • Изменчивость исд
  • Степень осознанности исд
  • 34. Положительное и негативное влияние профессии на личность.
  • 35. Профессиональные деформации личности: психологическое содержание, причины возникновения, классификация.
  • 36. Положительное и негативное влияние личности на профессию.
  • 38. Психология безопасного труда. Личностный (человеческий) фактор в происшествиях. Надежность профессионала.
  • Личность и проблемы её безопасности.
  • 39.Классификации причин ошибочных действий («отказов» человека как звена эргатичесской системы). Способы психологического изучения происшествий.
  • 40. Подходы к профессиональному развитию личности. Влияние психологических характеристик человека и его социального окружения на профессиональную карьеру.
  • 41. Становления субъекта труда в возрастной периодизации э. Эриксона.
  • 42. Профессиональное развитие личности в концепции д. Сьюпера.
  • 43. Становления субъекта труда в возрастных периодизациях в. А. Бодрова и е. А. Климова.
  • 44. Кризисы профессионального становления личности (э. Ф. Зеер, ю. Л.. Поваренков).
  • 45.Барьеры на пути профессионального развития, варианты их преодоления. Кризисы профессионального развития, обусловленные изменениями в сфере трудовой занятости.
  • 46. Виды, этапы, фазы профессиональной адаптации. Факторы и психологические механизмы профессиональной адаптации.
  • 47. Содержание понятия «профессиональное самоопределение личности». Типы самоопределения. Конфликты профессионального самоопределения. Личный профессиональный план.
  • 45.Барьеры на пути профессионального развития, варианты их преодоления. Кризисы профессионального развития, обусловленные изменениями в сфере трудовой занятости.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕР (...от франц. barriere - преграда, препятствие) - психологическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий. Эмоциональный механизм П. б. состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с задачей,- стыда, страха, чувства вины, тревоги, низкой самооценки. В социальном поведении П. б. представлены коммуникативными барьерами (барьерами общения), проявляющимися в отсутствии эмпатий, в отсутствии гибкости межличностных социальных установок и т. п., а также смысловыми барьерами (взаимонепониманием между людьми, являющимся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл). П. б. часто возникают вследствие боязни, неприятия новых методов управления (напр., с помощью АСУ), внедрения новой техники (напр., ЭВМ), новых методов и приемов труда и т. п. П. б. могут возникать при взаимодействии человека и ЭВМ (страх диалога с машиной, недоверие к выдаваемой ею результатам, нетерпение при ожидании ответа ЭВМ и др.). Все перечисленные и многие другие ситуации являются объектом изучения инженерной психологии и психологии управления.

    Существуют различные подходы к определению психологических барьеров.

    В психоаналитической теории З. Фрейда барьер рассматривается как препятствие, встающее на пути развития человека, связанное с угрозой для личности, вызывающее один из типов тревоги: реалистический, невротический или моральный. Преодоление тревоги возможно двумя способами - вступить во взаимодействие с проблемой и снизить её негативное воздействие или применить защиту, заключающуюся в отрицании или искажении ситуации.

    Последователи З. Фрейда - авторы психоаналитических концепций личности (А. Адлер, К. Хорни, К. Юнг) характеризуют психологические барьеры как защитные механизмы, возникающие в процессе преодоления конфликта сознания и бессознательного. По мнению А. Адлера психологические барьеры препятствуют достижению успеха и связаны с комплексом неполноценности.

    Представитель гуманистической концепции личности А. Маслоу считает, что внутренним препятствием развития личности может быть «Защита эго». Насыщенная, деятельная жизнь многим представляется невыносимо трудной. В моменты большого счастья и радости люди часто говорят: «Это слишком много для меня» или «Мне этого не выдержать». Для того чтобы разрешить проблемы с «защитами», прежде всего, необходимо понять их сущность, против чего они направлены, и механизм их действия. Затем индивид должен попытаться свести к минимуму деформации, создаваемые «защитами» в собственной психике.

    Маслоу добавляет к традиционному психоаналитическому списку защиты (проекции, подавлению, отрицанию и т. п.) еще две - десакрализацию и комплекс Ионы.

    Термин десакрализация (desacralization) характеризует акт обеднения психической жизни из-за отказа индивида серьезно и заинтересованно относиться к ней. Комплексом Ионы (Jonah complex) А. Маслоу называет нежелание индивида реализовать свои природные способности. Подобно тому, как Иона пытался избежать ответственности пророка, многие люди также избегают ответственности, опасаясь в полную меру использовать свои возможности. Они предпочитают ставить перед собой незначительные цели, не стремятся добиться успеха в карьере и проявить себя.

    Корни комплекса Ионы можно увидеть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. Давление группы и социальная пропаганда также могут ограничивать возможности развития личности. Они мешают индивиду проявлять самостоятельность, душат способность к независимым суждениям, принуждая человека заменить собственные суждения и вкусы на общепринятые стандарты А.Л. Свеницкий определяет психологический барьер, как «воображаемое индивидом препятствие на его пути к достижению цели», которое часто является причиной внутриличностных конфликтов и может способствовать возникновению состояния фрустрации.

    Л.А. Карпенко характеризует психологический барьер (франц. вarriére - преграда, препятствие) как «психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, препятствующее выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей»

    Вместе с тем, многие исследователи рассматривают психологические барьеры, как важнейшие компоненты целостной структуры деятельности субъекта, оказывающие существенное влияние на его развитие и становление.

    Р.Х. Шакуров считает психологический барьер универсальной категорией космического масштаба «…и постоянным атрибутом жизни, существующим везде, где взаимодействуют какие-то силы, движения, независимо от их природы», он также отмечает положительное влияние препятствий на формирование характера, закалку личности.

    Говоря о роли барьеров в социальной жизни, Р.Х. Шакуров отмечает их стабилизирующую и регулирующую функцию в процессе жизнедеятельности (запреты, требования, нормы, законы, обычаи, традиции), а суть барьера заключается в оказываемом им воздействии - сопротивлении, торможении, сдерживании, противодействии, блокировании и т. д.

    Понятия «барьер» и «преодоление» Р.Х. Шакуров сравнивает с системными понятиями, позволяющими кинуть свежий взгляд на исследуемый предмет, в «процессе изменения научной мысли».

    Среди функций психологических барьеров Р.Х. Шакуров выделяет развивающую, т. к. «изменения, происходящие в организмах при столкновении с препятствием, способствующие мобилизации энергетических и других ресурсов, при повторных мобилизациях закрепляются, что повышает функциональные возможности живой системы, придает ей новое качество»

    Рассматривая психологические барьеры как «психические процессы, свойства или даже состояние человека в целом, которые консервируют скрытый эмоционально-интеллектуальный потенциал его активности», Б.Д. Парыгин связывает актуальность проблемы, «с одной стороны, с расширением социально-психологического плацдарма, постоянно порождающего и умножающего психологические барьеры, а с другой - со все более ощутимой необходимостью их преодоления», что способствует мобилизации внутренних резервов социально-психологической активности личности

      Номер работы:

      Год добавления:

      Объем работы:

      ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..…..….3
      ГЛАВА 1. Психологические аспекты профессионального развития личности…………………………………………………………………………5
      1.1. Сущность и этапы профессионального развития…………………….....5
      1.2. Составляющие и факторы профессионального становления……………11
      1.3. Концепции профессионального развития………………………………..13
      ГЛАВА 2. Барьеры в профессиональной деятельности педагога и пути их преодоления…………………………………………………………………….19
      2.1. Виды барьеров в профессиональной деятельности педагога………….19
      2.2. Пути преодоления психологических барьеров…………………………27
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30

      Выдержка из работы:

      Некоторые тезисы из работы по теме Психологические барьеры профессионального развитии личности
      ВВЕДЕНИЕ

      Современная социально-экономическая ситуация характеризуется высокой динамичностью и напряженностью. Главным требованием, кото¬рое она предъявляет к человеку, является, необходимость постоянного самоопределения и построения себя как профессионала, что невозможно без развитой способности проектировать новые траектории профессионально¬го развития и преодолевать трудности этого процесса. Под профессиональным развитием следует понимать неравномер¬ный, нелинейный процесс изменения личности (прогрессивного и регрес¬сивного) в ходе освоения и выполнения профессиональной деятельности. По мере вхождения индивида в профессиональную среду, овладения стан¬дартами и ценностями профессионального сообщества происходит изме¬нение личности. Генезис человеческой личности в профессиональной дея¬тельности может быть рассмотрен и как развитие, обогащение, и как деградация, деформированное существование.
      ............
      ГЛАВА 1. Психологические аспекты профессионального развития личности
      1.1. Сущность и этапы профессионального развития

      Под профессиональным развитием специалиста понимают процесс прогрессивного изменения его личности вследствие социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самореализации. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвития, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.
      Профессиональное становление - это формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграций, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологических особенностей человека.
      Заслуживают внимания выделены Е.Ф. Зеер основные подходы к пониманию профессионального становления (развития) западными и российскими учеными (таблицы 1.1. и 1.2.)
      ..........

    Представленный учебный материал (по структуре - Теоретическая курсовая) разработан нашим экспертом в качестве примера - 10.05.2015 по заданным требованиям. Для скачивания и просмотра краткой версии курсовой необходимо пройти по ссылке "скачать демо... ", заполнить форму и дождаться демонстрационной версии, которую вышлем на Ваш E-MAIL.
    Если у Вас "ГОРЯТ СРОКИ" - заполните бланк, после чего наберите нас по телефонам горячей линии, либо отправьте SMS на тел: +7-917-721-06-55 с просьбой срочно рассмотреть Вашу заявку.
    Если Вас интересует помощь в написании именно вашей работы, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Психологические барьеры профессионального развитии личности... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по
    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал