Основные даты жизни княгини ольги. Календарь памятных дат княгиня ольге Княгиня Ольга в истории России

«...Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою…».
Н.М. Карамзин

«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

«Повесть временных лет»

«Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа».

Нестор - летописец

«Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания» .

"Книга Степенная царского родословия", источник ХVI века

Прекраса

Кто она, псковитянка Прекраса?
Не ответит историк вам сразу.
Больше скажет о юной Прекрасе
Осень: ветер, безлюдье, ненастье.
О голубо-глубоокой
Деве церковь Ильи Пророка
Вам расскажет - слушайте только.
Ведь Прекраса - она и Ольга
Как Илья Пророк на иконе
Бога слушает в полупоклоне,
Приложив ладонь свою к уху, -
Вы послушайте - сердцем, духом.
Как Преслава-Ольга гуляла
С князем Игорем по разнотравью.
...Здесь Руси-России начало.
Здесь поют родники Православья.
Здесь река Великая громко,
Преодолевая пороги.
Вторит храму - для нас, потомков -
О Прекрасе, России, Боге.

Александр Фурсов, г. Владимир

(Воспитание школьников, 2000, № 3, с. 15).

Княгиня Ольга по праву занимает почетное место среди первых русских князей, которые положили жизнь на создание и укрепление государства, получившего название Киевская Русь. Ольгу, безусловно, можно назвать крупным государ­ственным деятелем, ибо она провела ряд важных реформ, самой значительной из которых была административно-на­логовая. Ольга первой из русских князей официально приня­ла христианство и была канонизирована Русской православ­ной церковью еще в домонгольский период.

Монах Иаков (XI век) в своем похвальном слове говорит о нетленности ее тела, перенесенного Владимиром в Десятинную церковь: «Взы­скал и воспринял спасение (Владимир) от бабки своей Ольги, которая пришла в Царьград и приняла святое крещение, и пожила хорошо перед Богом, всякими добрыми делами украсившись, и почила с миром во Христе Иисусе и в блаженной пере. Все это слышал князь Владимир о бабке своей Ольге, нареченной в святом крещении Еленой, и житию подражая той святой царицы Елены - блаженной княгини Ольги».

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечений, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Александров, А.А. Во времена княгини Ольги: Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле / А. А. Александров. - Псков: ООО фирма "Псковское возрождение", 2001. - 282 с.: ил. 4 с.

Эта книга посвящена реальной исторической личности - Святой Равноапос­тольной княгине Ольге Российской (893-969 гг.), жившей в сложное и драматичес­кое время формирования и становления раннего русского государства.

Уроженка Псковской земли (ее историческая родина - "весь" Выбутская находится в 12 км от Пскова выше по реке Великой), она рано вышла замуж за Великого киевского князя Игоря, сына Рюрика, рано крестилась и способство­вала распространению христианства в Русской земле. С ее именем связыва­ют основание города Пскова и строительство здесь первого Троицкого собора. Основное внимание в книге обращено на связь княгини Ольги с Псковской землей.

Книга является научно-популярным изданием и рассчитана на широкий круг читателей.

Велько, А. В. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга / А. В. Велько. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2015. – 64 с. : ил. – (Святые во Христе). – Авт. указан на обороте титульного листа.

В оформлении обложки использована копия росписи художника М. В. Нестерова во Владимирском соборе.

«Се первое вниде в Царство небесное от Руси» - так написал о ней киевский летописец, один из авторов «Повести временных лет», древнейшего летописного свода из дошедших до нашего времени.

В памяти русских людей Ольга навсегда осталась «мудрейшей среди всех человек» , так называли ее современники и ближайшие потомки.

Святая равноапостольная княгиня Ольга занимает особое место в истории Святой Руси. В глубокой и цельной личности этой древней славянской правительницы удивительным образом соединились незаурядный ум и твёрдая воля, подлинная сила духа и величие души, истинное благочестие и Богомудрость.

Своим духовным подвигом Ольга предопределила выбор, сделанный позднее её внуком - святым великим князем Владимиром. Поэтому её назвали «духовной матерью русского народа», «предвозвестницей христианской земли», «начальницей веры» на Руси.

Статьи

Княгиня Ольга в истории России

Михайлова, И. Повелительницы стихий / И. Михайлова // Родина. – 2008. - № 1. – С. 109 – 113.
Княгиня Ольга как пример древнерусской княгини; её месть за смерть князя Игоря – сакральный смысл и исторические реалии.


Кайдаш-Лакшина, С. Княгиня Ольга, основательница Русского государства / С. Кайдаш-Лакшина // Юность. – 2007. - № 6. – С. 55 – 69.


«Уроки» и «уставы» княгини Ольги // Дегтярёв А. Я. Избранные труды по русской истории: т. 2. - М., 2006. – С. 41 – 45.


Богданов, А. Строительница Руси и князья – разбойники: 1100-лет назад Россия обрела возможность цивилизованного развития фактически под государственным правлением женщины / А. Богданов // Независимая газ. – 2003. - 24 сент. – С. 13. - (НГ – Наука).


Мордовцев, Д.Л. Женщины в русской истории: Княгиня Ольга / Д.Л. Мордовцев // Отечество. – 2003. - № 3. – С. 50 – 61.


Княгиня Ольга – легендарный образ и реальная личность // Национальный эрос и культура: В 2т. т. 1: Исследования. - М., 2002. – С. 88 – 100.


Завет святой Ольги // Меньшиков М.О. Выше свободы: статьи о России. – М., 1998. – С. 227 – 284.
Историческое, государственное и религиозное значение княгини Ольги.


Грачёва, И. Великая княгиня Ольга: лабиринт родословной и личности / И. Грачёва // Наука и религия. – 2001. - № 10. – С. 20 – 23.


Рассказ «Повести временных лет» 955г. о крещении Ольги // Мюллер Л. Понять Россию: ист.-культ. исследования. – М., 2000. – С. 43 – 59.


Когда и где крестилась княгиня Ольга? // Лесной С. История «руссов» в неизвращенном виде. № 8. – Мюнхен, 1959. – С. 873 – 876.


Была ли Ольга славянкой? // Лесной С. История «руссов» в неизвращенном виде. № 2. – Париж, 1954. – С. 148 – 153.
Опровержение гипотезы о скандинавском происхождении княгини Ольги.


Византия и Русь. Договоры. Путешествие святой Ольги в Константинополь // Успенский Ф.И. История Византийской империи: период Македонской династии (867 – 1057). – М., 1997. – С. 265 – 275.


Святая Ольга // Нечволодов А. Сказания о Русской Земле: В 4 ч. ч.1. – М., 1997. – С. 137 – 153.


Ольга: [о княгине Ольге] // Мир женщины. - 1996. - № 9. – С. 28.


Орден Святой Ольги // Российские судьбы. – Кн.1: Святая Ольга – Владимир Святой. – СПб. – М., 1996. – С. 128 – 133.


Никитин, А. Праматерь князей русских: [княгиня Ольга] / А. Никитин // Памятники Отечества: Вера. Надежда. Любовь. – М., 1995. – С. 34 – 36.


Великая княгиня Ольга: иконография: [библиография] / сост. И. М. Горелова // Библиография. – 1994. - № 4. – С. 40-41.


Глухов, А.Г. «Предвозвестница христианской земле»: Княгиня Ольга / А. Г. Глухов // Библиография. – 1994. - № 4. – С. 36-40.


Карташёв, А.В. Княгиня Ольга (945 – 969 гг.) // Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. – М., 1992. – С. 97 – 104.


Ольга, княгиня Киевская // Каргалов В. Полководцы Древней Руси // Вадим Каргалов, Андрей Сахаров. – М.: Мол. гвардия, 1985. – С. 7- 60.


Легенда о княгине Ольге http://wordweb.ru/2009/08/21/legenda-o-knjagine-olge.html . - 14.07.2011.


Ломоносов, М.В. Древняя российская история. Глава 4. О КНЯЖЕНИИ ОЛЬГИНЕ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rummuseum.ru/lib_l/lomon14.php . - 14.07.2011.


Ольга Мудрая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_o/olga.php . - 14.07.2011.


Святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6777.htm . - 14.07.2011.


Святая Равноапостольная Княгиня Ольга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.old-pskov.ru/olga.php . - 14.07.2011.


Сказание о княгине Ольге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vidania.ru/knyaginyaolga.html#up . - 14.07.2011.


Мишанова, А. Земные пути легендарной княгини Ольги: заочное путешествие для учащихся 5-8 классов / Мишанова Анна Александровна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://poipkro.pskovedu.ru/cnpi/konkurs04/mishanova.htm . - 14.07.2011.

Княгиня Ольга и Псковский край


Левин, Н.Ф. Святая равноапостольная княгиня… / Н.Ф. Левин // Псковский летописец: краеведческий альманах – 2009. - № 1. – С. 10-21.


Бестужева-Лада, С. Святая из Пскова: [о княгине Ольге] / С. Бестужева-Лада // Смена. – 2008. - № 7. – С. 128-137.


Торопцев, А. П. Ольга - великая княгиня / А. П. Торопцев // Торопцев А. П. Рюриковичи. - М., 2007. - С. 24-32.


Петрова, М. У истоков Пскова / М. Петрова // Время-псковское. – 2006. – 12 окт. (№ 57). – С. 11. – (Прогулки по городу с … Анатолием Александровым).
Анатолий Александров – кандидат ист. наук, археолог, авт. кн. «Во времена княгини Ольги».


Александров, А. По следам княгини Ольги / А. Александров // Новая прагматика: информ.-аналитический журнал. - 2006. - № 3 (май-июнь). - С. 106-118: ил.
Места летописного и легендарного пребывания св. княгини Ольги на Псковской земле.


Богданов, А.П. Княгиня Ольга / А.П. Богданов // Вопросы истории. - 2005. - № 2. - С. 57-72.


Меньшиков, М.О. Ольгин день / М.О. Меньшиков // Встреча: профессионально-отраслевой, литературно-художественный иллюстрированный журнал. - 2003. - № 7. - С. 27-29: фот.
О княгине Ольге, о Дне равноапостольной кн. Ольги.


Александров, А. Первая псковитянка / А. Александров // Родина. – 2003. - № 7. – С. 34-36.


А.Р. Баснословные времена: [о княгине Ольге; ил. картина Г.П. Кондратенко "Князь Игорь и Ольга"] / А.Р. // Встреча: профессионально-отраслевой, литературно-художественный иллюстрированный журнал. - 2003. - № 7. - С. 26.


Якутин, Н. Премудрая Ольга / Н. Якутин // Экономика и жизнь. - 2003. - № 28 (июль). – С. 28.

Левин, Н.Ф. Прославление псковичами святой Ольги Российской / Н.Ф. Левин // Псков в российской и европейской истории: междунар. науч. конф.: в 2 т. - М.: МГУП, 2003. - Т. 2. - С. 102-108.
Об Ольгинских местах, реликвиях и памятниках.


Рычка, В. М. Была ли святая равноапостольная княгиня Ольга уроженкой Пскова? :(историографический этюд) / В. М. Рычка // Псков в российской и европейской истории: междунар. науч. конф.: в 2 т. - М.: МГУП, 2003. - Т. 1. - С. 118-123.

Усачев, А.С. Эволюция рассказа о происхождении княгини Ольги в русской книжности середины XVI в / А.С. Усачев // Псков в российской и европейской истории: междунар. науч. конф.: в 2 т. - М.: МГУП, 2003. - Т. 2. - С. 329-335.


Яковлева, М. Драгоценное имя – Ольга / М. Яковлева // Яковлева М. Ольгина отчина. – Псков, 2001. – С. 7-16.


Петров, Г.В. Святые земли Псковской / Г. В. Петров // Псков. - 2001. - № 14. - С. 14-18.


Константинов, О. Ольгино поле. Поздняя осень 2001 года / О. Константинов // Новости Пскова. – 2001. – 22 нояб. – С. 5. – (Святыня).
У нас в городе и области остается море уникальных мест, прямо или косвенно связанных с именем Ольги, о которых никто не вспоминает. Одним из таковых является Ольгино поле.


Александров, А. Легенды о княгине Ольге в Псковской земле / Анатолий Александров // Псковская губерния. – 2001. – 8-14 нояб. (№ 44). – Режим доступа: http://gubernia.pskovregion.org/number_64/9.php . - 14.07.2011.


Александров, А.А. Бъдын княгини Ольги / А.А. Александров // Земля Псковская, древняя и современная: тез. докладов к науч.-практ. конф. 1998/99 гг.. - Псков, 1999. - С. 50-57.
Значение слова "бъдын", обряд захоронения на Псковщине.


Медников, М. М. По святым местам: [к Дню Святой княгини Ольги] / М. М. Медников // Новости Пскова (г. Псков). - 1998. - 24 июля.
История создания храма во имя кн. Ольги.


Псков – град святой Ольги // Плоткин К. М. Древний Псков. – Псков, 1997. – С. 21-28.


Александров, А. А. Ольгинская топонимика Пскова / А. А. Александров // Земля псковская, древняя и современная: тез. докл. к науч.-практ. конф. 1995/96 гг. - Псков, 1996. - С. 72-78.

Левин, Н. Ф. Княгиня Ольга в Псковской истории / Н. Ф. Левин // Псковская правда. - 1995. - 19, 20 июля. – Режим доступа: http://pskoviana.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=176:2011-07-01-06-30-29&catid=54 . – 14.07.2011.


Левин, Н.Ф. Старый Псков и княгиня Ольга / Н.Ф. Левин // Псковский городской Совет народных депутатов. Вестник Псковского гор. Совета народных депутатов. - Псков, 1993. - Вып. 6. - С. 78-84.

Александров, А.А. Княгиня Ольга: летопись, археология, топонимика: по следам одной летописной строки / А.А. Александров // Земля Псковская, древняя и социалистическая: краткие тез. докладов. - Псков, 1987. - С. 90-93.


Выбуты – родина княгини Ольги


Богушевский, Н.К. О селе Выбутах (Лыбутах), родине Святой Великой Княгини Ольги Российской, Логазовской волости Псковского уезда / Н.К. Богушевский // Святыни и древности Псковского уезда по дореволюционным источникам / сост., авт. вступ.ст. Н.Ф. Левин. - Псков, 2006. - С. 27-34: ил. - Содерж.: Месторождение Св. Ольги; Ольгина церковь, или дворец, в д. Выдре-Вольжиной (есть схема) ; Приходская церковь с. Выбуты; Ольгин камень у д. Беклеши; Ольгины слуды, Ольгины ворота и Ольгин камень; Ольгина отчина с. Покровское и Ольгин монастырь.


Закладка храма во имя св. равноапостольной княгини Ольги Российской в пог. Выбуты // Святыни и древности Псковского уезда по дореволюционным источникам / сост., авт. вступ.ст. Н.Ф. Левин. - Псков, 2006. - С. 53-57: фот.


Смиречанский, В. Погост (весь) Выбута (Любута) (Историческая справка о начале Пскова) / В. Смиречанский // Святыни и древности Псковского уезда по дореволюционным источникам / сост., авт. вступ. ст. Н.Ф. Левин. - Псков, 2006. - С. 35-52.


Морозкина, Е.Н. Выбуты / Е.Н. Морозкина // Памятники Отечества. Псковская земля / Е.Н. Морозкина; ред.-сост. Т.В. Вересова. - М., 2004. - С. 65-67.
Природные красоты и историческая ценность Выбут (княгиня Ольга, брод через р. Великую - стародавняя застава).


Медникова, Т. Выбуты – Родина княгини Ольги / Т. Медникова // Стерх. – 2001. – 23 марта

(№ 12 Б). – (Псковские хроники, с. 4).


Медников, М. М. Во имя Святой Ольги / М. М. Медников // Новости Пскова. - 1999. - 24 авг.
О строительстве церкви во имя Св. Вел. Кн. Ольги Российской в с. Выбуты (1913-1915 гг.). О работе Комитета, который возклавила Ее Величество Ольга Константиновна, по сооружению храма.


Толстой, М. Выбуты. Ольгинский Слуды. Ольгинские Ворота. Будник / М. Толстой // Толстой М. Святыни и древности Пскова. - СПб., 1993. - С. 78.


В Выбутах будет памятник? // Стерх. - 2008. - 18 июня. - С. 2.
О предполагаемой установке памятника кн. Ольге в Выбутах.

Бог троицу любит: память и памятники // Время - псковское. - 2008. - 11 июня. - С. 3.
Будет установлен памятник княгине Ольге в Выбутах.


http://www.ruschudo.ru/miracles/386/ . - 14.07.2011.


Выбуты - родина княгини Ольги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pskovichka.ru/publ/vybuty_rodina_knjagini_olgi/4-1-0-23 . - 14.07.2011.


Выбуты - родина княгини Ольги. Фотоальбом [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://pskovgo.narod.ru/russia/pskov_2.htm . - 14.07.2011.


Левин, Н. Часовня в Выбутах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pskovgrad.ru/arkhitekturnyjj_ansambl/pskov/1146926610-chasovnya-v-vybutax.html . - 14.07.2011.

Памятники княгине Ольге в Пскове


Иванов, Ю. Две Ольги / Ю. Иванов // Литературная Россия. - 2008. - 13 июня (№ 24). - С. 15.
О княгине Ольге; упоминаются памятники Ольге В. Клыкова и З. Церетели в Пскове.


Константинов, О. Псковские святые: кто увековечен на памятнике княгине Ольге? / О. Константинов // Новости Пскова. – 2003. -11; 12; 13; 18; 19 нояб.; 3дек.
О кн. Владимире, Довмонте-Тимофее, Марфе Пск., Николае Салосе, Вассе Пск.-Печерской, Александре Невском, Корнилии Пск.-Печерском, Никандре-пустынножителе, Митрополите Вениамине, св. Тихоне, Всеволоде-Гаврииле Псковском, вел. кн. Елизавете Федоровне. Фотографии фрагментов памятника.

Дементьев, О. Месть св. Ольги: за подарок на гипсовом постаменте / Олег Дементьев // Российская газета. - 2003. - 16 сент. - С. 6.
О памятнике В.Н.Клыкова кн. Ольге.


Павлючик, Л. У какой Ольги встретимся? : в древнем Пскове в добавок к двум вождям появились две княгини / Леонид Павлючик // Труд. - 2003. - 30 июля. - С. 8.
О памятниках княгине Ольге В. Клыкова и З. Церетели.


Дементьев, О. Легенды бронзовой Ольги: в Пскове установлен памятник покровительнице древнего города / Олег Дементьев // Российская газета. - 2003. - 25 июля. - С. 6.

Петров, И. Под громыхание грозы открылась Ольга: к 1100-летию первого упоминания г. Пскова в летописи / И. Петров // Псковская провинция. - 2003. – 25 июля. - С. 2.
Об открытии памятника княгине Ольге скульптора Зураба Церетели у гостиницы "Рижская".


Тимофеева, Л. Крестом благословляя Псков: к 1100-летию первого упоминания г. Пскова в летописи / Л. Тимофеева // Псковская провинция. - 2003. - 25 июля. – С. 9.
Об открытии памятника княгине Ольге скульптора В.Клыкова в Детском парке, об истории создания памятника.


Константинов, О. Первый памятник святой Ольге / О. Константинов // Новости Пскова. - 2003. – 20 мая. - С. 3.
Об освящении места закладки памятника в детском парке.


Ямщиков,С. Губернатору Псковской области Е. Э. Михайлову. Мэру города Пскова М. Я. Хоронену: [обращение в связи с сооружением в Пскове памятника кн. Ольге и месте его установки] / С. Ямщиков // Псковская правда. - 2003. - 7-8 мая. - С. 18.


Петров, И. К нам прилетел отец княгини Ольги / И. Петров // Псковская провинция. - 2003. - 18 апр. - С. 3.
В г. Пскове впервые побывал известный российский скульптор Зураб Церетели, автора памятника княгине Ольге - дар Пскову к 1100-летию.


Ольга без границ // Аргументы и факты. - 2003. - № 23. - Прил.: Северо-Запад, № 17, с. 12. - Об установке двух памятников Ольге в Пскове.


Константинов, О. "Ольг для Пскова много не бывает" / О. Константинов // Новости Пскова. - 2003. - 31янв. - С. 1, 3.
К вопросу установки памятников княгине Ольге в Пскове. Фото.


Константинов, О. Вячеслав Клыков - на родине княгини Ольги / О. Константинов // Новости Пскова. - 2003. - 10 янв. - С. 5.
Фоторепортаж о пребывании скульптора на Псковщине.

Памятник княгине Ольге Вячеслава Клыкова

Достопамятные люди земли Псковской: о памятнике св. Ольге скульптора В. М. Клыкова / сост. Н. В. Государенко; МУК «Централизованная библиотечная система» г. Пскова. – Псков, 2005. – 20 с.

О памятнике Вячеслава Клыкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:Что почитать

Хороша наша часовенка в любую погоду и в любое время года.

Ольгинское общество в Пскове

Волочкова, О. Всероссийское Ольгинское общество / Ольга Волочкова // Псковский летописец: краеведческий альманах. – 2009. - № 1. – С. 22-31.

Волочкова, О.К. Ольгин след в родном городе: беседа с директором Псковского музея-заповедника О.К. Волочковой / беседовала А. Арсеньева // Новости Пскова. - 2005. – 26 июля. – С. 4.
Об обществе св. Ольги Российской при Псковском музее-заповеднике, о восстановлении и благоустройстве памятных мест, связанных с кн. Ольгой.

Всероссийское Ольгинское общество [Электронный ресурс]. – Режим доступа.

1. Обозначь на схеме "Река времени" (с. 40 - 41) век принятия христианства на Руси. Используй табличку из Приложения. Подсчитай, сколько времени прошло с года Крещения Руси до текущего года. Запиши это число лет:

2. Вырежи фотографии из Приложения и наклей их в соответствующие окошки.

3. Внимательно прочитай христианские заповеди на с.23 учебника "Окружающий мир 4 класс". Вспомни свои поступки, которые соответствуют этим заповедям, и приведи их примеры.

Очень люблю и уважаю своих самых близких. Иногда очень хочется, но я стараюсь не лгать. Иногда очень нравятся вещи, которые есть у моих знакомых, но у меня пока нет. Но я думаю о том, что если я буду хорошо учиться, работать, то я смогу заработать и получить желаемые блага. Лишение жизни всего живого это ужасно, поэтому не убью и если увижу, что кто-нибудь захочет убить какое-нибудь животное, то встану на его защиту.

4. Соотнеси даты дней памяти и фотографии. Соедини линиями.


5. Пользуясь учебником и дополнительными источниками информации, составьте страничку "Календаря памятных дат", посвященную создателям славянской письменности Кириллу и Мефодию, княгине Ольге или князю Владимиру Святому (по выбору).

24 июля - день памяти великой киевской княгини Ольги, супруги князя Игоря, матери князя Святослава, который был отцом князя Владимира, крестившего Киевскую Русь. После кончины князя Игоря княгиня, родом из Пскова, мудро правила Киевской Русью, установив по всей земле строгий порядок сбора дани со своих подданных. Она первая поняла, что Русь станет сильной тогда, когда войдёт в семью народов мира как равная. И Ольга первая из русских княгинь и князей приняла крещение в Константинополе. Потому и назвал её летописец "зарей перед светом".

Уважаемые носительницы имени Ольга! Поздравляю нас с именинами! Единственный день в году - 24 июля - день Равноапостольной Ольги, одной из самых ярких женщин Древней Руси.
Особо почитается княгиня Ольга в Пскове, который впервые упоминается в летописях в начале Х века в связи с женитьбой киевского князя Игоря на псковитянке Ольге.
В июле 2003 г., в день 1100-летия Пскова, в городе были установлены памятники святой Ольге.

После смерти супруга Ольга не сломалась и взяла в свои руки бразды правления великой державой и воспитание наследника. Не зря Русская Православная Церковь причислила ее к лику святых.

1. До сих пор идут споры о происхождении великой княгини. Норманисты считают, Ольга варяжских кровей. Это предположение делается на основании того, что ее имя соответствует древнескандинавскому Helga. Есть версия, что супруга Игоря была славянкой. Болгарские ученые уверены, что святая – их соотечественница. Они переводят название ее родного города не как Псков, а как Плиску, старинную столицу Болгарии.

2. Согласно легенде, изложенной в Степенной книге, Ольга и ее будущий муж Игорь познакомились не в очень романтичной обстановке. Князь охотился в малой родине девушки. Переправлялся через реку, а перевозчиком как раз и была его суженая, почему-то переодетая в мужскую одежду. Но Игорь догадался, что тут к чему. И тут же сделал нескромное предложение юной псковчанке. Однако, его ждало фиаско. Ольга отчитала молодого монарха: «Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». Вскоре пришло время князю искать невесту. Тут он и вспомнил строптивую, но полюбившуюся ему Ольгу.

3. Правление Игоря длилось 33 года. Стоял бы он во главе Киевской Руси и дальше, но был убит древлянами. Ольга отомстила за супруга. Усугубил положение древлян и тот факт, что они предложили великой княгине выйти замуж за своего предводителя Мала. Сначала по ее приказу были закопаны заживо их послы-сваты. Затем второе посольство сожгли в бане, пока они готовились к встрече с монаршей особой. Потом 5 тысяч древлян были в буквальном смысле порублено во время справления тризны по Игорю. Наконец, в 946 году Ольга отправилась в поход против своих врагов. Их столица пала с помощью птиц. Киевляне привязали к их лапкам зажженную паклю с серой.

4. Ольга – первая русская княгиня, принявшая христианство. Ее крещение укрепило международное положение Руси. Ведь сам византийский император Константин стал ее крестным отцом. В крещении она была названа Еленой. Однако Крещение Руси произошло аж через 31 год.

Ее называли «начальницей веры» и «корнем Православия», поскольку именно она стала предтечей христианства на Руси. Ряд исследователей предполагает, что жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась 1050 лет назад . Существует и устойчивое мнение, что крестилась равноапостольная княгиня в Киеве в 955 г., (поскольку сюжет этот подробно описан в «Повести временных лет» именно под 955 годом), а путешествие в Византию предприняла в 957 г., будучи христианкой. Документальные исторические источники не дают однозначного ответа на этот вопрос.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечений, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания».

Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа».

Поручив Киев подросшему сыну Святославу, Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хожением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге»,- повествуется в житии святой Ольги.

Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933-956 гг.), а восприемником из купели (крестным отцом) стал император Константин Багрянородный (912-959 гг.), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII в. русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».

Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня» . (После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна.) При крещении княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены (древнегреч. «факел».- С. М. ), много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь.

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами, а главное - с твердой решимостью обратить свой народ в христианство. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого киевского князя-христианина. С проповедью веры она отправилась на родной Север, во Псковские земли, откуда была родом. Действительно, это ведь псковская деревенька Выбуты (вверх от Пскова по реке Великой) подарила «дивную в девицах», принявшую христианство за три десятилетия до крещения Руси ее внуком Владимиром. Иоакимовская летопись уточняет, что Ольга (Хельга, Вольга) принадлежала к роду князей Изборских - одной из древнерусских княжеских династий.

приблизительной датой рождения ольги считается 894 год. различные летописи не однозначного ответа о ее происхождении. одни источники говорят о том, что ольга (хельга) происходит из семьи скандинавских князей, другие о том, что ольга – это дочь вещего олега. летописец нестор, написавший «повесть временных лет» считает, что ольга родилась в простой деревенской семье под псковом.

по некоторым источникам, князь игорь, будущий ольги, познакомился с ней во время похода, она ему переплывать реку. игорь увидел всю красоту и мудрость будущей княгини и ее в киев. позже игорь взял в жены девушку. летописи отмечают, что на момент замужества ольге только-только исполнилось 12 лет.

ольга проявила себя не только как заботливая жена, но и как прекрасный правитель. в отсутствие игоря, пока тот был в походах, ольга решала политические вопросы государства киевского.

в 945 году игорь был убит, а княгиня ольга стала регентом для их малолетнего сына святослава. чтобы урегулировать конфликт и захватить киевскую русь древляне послали к ольге 20 мужей, с предложением выйти замуж за князя мала. по летописи все они были живьем погребены.

позже ольга сама обратилась к древлянам с просьбой послать к ней 20 мужей, чтобы ее встретили с честью на древлянской земле. однако прибывших мужей закрыли в бане и сожгли. это была вторая месть ольги древлянам за смерть.

военный поход княгини на древлян не увенчался успехом. несмотря на то, что многие города были захвачены, город коростень осадить не удалось. однако потребовав дань с каждого двора по тройке голубей и воробьев, привязала к их лапам трут и город охватил.

после мести ольга занялась внутренней политикой государства. при ней была преобразована налоговая реформа, заключающаяся в том, что теперь «погосты» (области) должны были платить «уроки» (фиксированную дань).

внешняя политика ольги также показывала ее мудрость. дела с другими государствами велись не посредствам военных походов, а при дипломатии. были заключены дружеские отношения с византией и германией.

отношения с другими государствами, в частности с византией показали ольге, что есть другая истинная религия, в отличие от язычества – христианство. в 957 году ольга приняла христианство и получила имя елена. очарованный красотой ольги император византии хотел взять ее в жены, но княгине киевской удалось отказать, не задев чувства императора.

ольга пыталась обратить своего сына в православие, но ее попытки были напрасны, святославоставался язычником. по мнению, святослав опасался негодования своей дружины и именно поэтому отказывался принимать христианство.

несмотря на это, крещение ольги произвело неизгладимое впечатление на ее внука владимира, который в 988 году не только сам окрестился, но и крестил всю киевскую русь.

однако ольга не дожила до этого события, она скончалась, в 969 году. и только в середине xvi века княгиня ольга киевская была признана святой.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал