С определения чего начинается исследование. Теоретические исследования начинаются с разработки рабочей ги. Что происходит потом

Лекция№7

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы и особенности теоретических исследований

Аналитические методы исследований используют для исследова-

ния физических моделей, описывающих функциональные связи внутри

или вне объекта. С их помощью устанавливают математическуюзави-

симость между параметрами модели. Эти методы позволяют провести

глубокое исследование объекта и установить количественные точные

связи между аргументами и функциями .

Любые физические процессы можно исследовать аналитически

или экспериментально. Аналитические зависимости являются матема-

тической моделью физических процессов. Такая модель может быть

представлена в виде уравнения или системы уравнений, функции и т.д.

Но математическим моделям присущи серьезные недостатки:

1. Для проведения достоверного опыта требуется установление

краевых условий. Ошибка в их определении приводит к видоизменению

исследуемого процесса. Так при расчетах МКЭ задание действующей нагрузки определяет решение в некоторой области, приводит к бесконечной температуре или напряжениям….

2. Часто отыскать аналитические выражения, отражающие _______иссле-

дуемый процесс затруднительно или вообще невозможно. Так аналитические выражения могут быть известны для простейших форм – полупространства…..

3. При упрощении математической модели (допущения) искажается

физическая сущность процесса. Так часто задачи теплопроводности решают при постоянных коэффициентах теплоемкости, теплопроводности….

Экспериментальные методы исследований позволяют более глубоко

и детально изучить исследуемый процесс. Однако результаты экспери-

мента не могут быть перенесены на другой процесс, близкий по физиче-

ской сущности. Это связано с тем, что результаты любого эксперимента

отражают индивидуальные особенности лишь исследуемого процесса. Из

опыта еще нельзя определить, какие факторы оказывают решающее

влияние на процесс, если изменять различные параметры одновременно.

Это означает, что при экспериментальном исследовании каждый кон-

кретный процесс должен быть исследован самостоятельно. Эксперимен-

тальные методы позволяют установить частные зависимости между пе-

ременными в строго определенных интервалах их изменения.

Таким образом, аналитические и экспериментальные методы имеют

свои достоинства и недостатки, и это затрудняет решение практических

задач. Поэтому сочетание положительных сторон обоих методов явля-

ется перспективным и интересным .

Вероятностно-статистические методы исследований . При ис-

пользовании этих методов применяют математический аппарат. Веро-

ятностный процесс – это процесс изменения во времени характеристик

или состояния некоторой системы под влияние случайных факторов .

Методы системного анализа . Системный анализ – это совокуп-

ность методов и приемов для изучения сложных объектов – систем, ко-

торые представляют собой сложную совокупность взаимодействующих

между собой элементов. Суть системного анализа заключается в выяв-

лении связей между элементами системы и установлении их влияния на

поведение системы в целом.

Системный анализ обычно складывается из четырех этапов:

1. Постановка задачи. Определяют цели, задачи исследования и

критерии для изучения процесса. Это очень важный этап. Неправильная

или неполная постановка целей может свести на нет всю последующую

2. Очерчивание границы системы и определение ее структуры. Все

объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели, разби-

вают на два класса: собственно систему и внешнюю среду. Различают

замкнутые и разомкнутые. Влиянием внешней среды в замкнутой сис-

теме можно пренебречь. Затем выделяют структурные части системы и

устанавливают взаимодействие между ними и внешней средой.

3. Составление математической модели системы. Сначала опреде-

ляют параметры элементов и затем используют тот или иной математи-

ческий аппарат (линейное программирование, теория множеств и др.).

4. Теоретические исследования . При проведении любого теоре-

тического исследования преследуется несколько целей:

– обобщение результатов всех предшествующих исследований и

нахождение общих закономерностей путем обработки и интерпретации

этих результатов и опытных данных;

– изучение объекта, недоступного непосредственному исследованию;

– распространение результатов предшествующих исследований на

ряд подобных объектов без повторения всего объема исследований;

– повышение надежности объекта экспериментального исследования.

Теоретические исследования начинаются с разработки рабочей ги-

с. 1
Развитие способностей детей через исследовательскую деятельность на уроках географии

С чего начинается исследование? С удивления…Учится ребёнок, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды на уроке задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента он, не довольствуясь уже готовыми схемами, ответами пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых сведений. И для этого интересного поиска невозможно обойтись без учителя, который создаёт среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.

Научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки - одна из важнейших целей образования, и решить её может исследовательская деятельность учащихся.
На протяжении 10 лет, решая проблему прочности знаний и повышая мотивацию к своему предмету, включаю в процесс обучения исследовательскую деятельность, под которой подразумеваю деятельность учащихся, связанную с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Целью моей деятельности является: создание условий для развития интеллектуальных способностей учащихся через различные формы исследовательской деятельности на уроках географии. Занимаясь этим видом деятельности, решаю следующие задачи:

- повысить уровень самостоятельности учащихся и познавательного интереса к предмету;

- усилить способность учащегося к исследовательской деятельности;

Создать условия для успешной самореализации ученика;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;

Научить учащихся работать с различными источниками информации;

Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.

Исследовательскую деятельность организую как на уроке с применением исследовательского метода, например внедряю часто в домашнее задание вопросы исследовательского характера, так и во внеурочное время: например: написание исследовательской работы.Хочется остановиться на исследовательской работе, к подготовке и оформлению которой я уделяю много внимания. Каждая исследовательская работа- это творческая работа с применением исследовательского метода, основа которого в современной дидактической системе соотносится с деятельностным подходом.


Начинаю с автора работы, присматриваюсь на уроках, отбираю такого ученика, который умеет работать с текстом книги, подбирать и обобщать информацию, делать выводы, анализировать, проявлять инициативу. Важно сделать безошибочный выбор. И найти, предложить не только активным, уверенным в себе детям, с удовольствием демонстрирующих свои интеллектуальные способности, но и предложить интеллектуально пассивным, обладающих широкой эрудицией, но боязливых и инертных. Что и часто происходит в моей практике. При определённой поддержке у таких детей получается замечательный результат. Трудности возникают на первых порах, но когда начинается работа, а потом приходит успех, у детей возникает стойкая мотивация. И если темы исследовательских работ увлекательны, интересны, то дети испытывают творческий подъём, который движет их к успеху. Исследовательская работа – дело увлекательное, творческое, но всегда трудоёмкое.
Работа над созданием этого продукта проходит в несколько этапов.

Этап 1. Подготовительный. Выбор темы и целей проекта, знакомство с сутью проектной технологии.

Этап 2. Плановые работы. Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации.

Этап 3. Исследовательский. Сбор информации, решение промежуточных задач; корректировка плана и содержания исследования по мере обработки собранной информации.

Этап 4. Аналитический. Анализ собранной информации. Формулировка выводов. Оформление результата.

Этап 5. Отчетный. Репетиции и консультации по защите и презентации продукта.

Этап 6. Информационный. Защита и презентация. Ознакомление с полученными результатами и готовым учебным продуктом. Готовый исследовательский проект представляется в форме: доклада и презентации

Хочется остановиться на выборе темы исследования. Это наиболее сложная проблема, которую приходится решать мне при организации исследовательской деятельности. Довольно трудно находить интересные, перспективные темы, обещающие высокие результаты. Мечта для каждого учителя – чтобы ученик сам нашёл перспективную тему для своего исследования. Но бывает трудно – очень часто оказывается, что полученный результат уже давно известен. Приходится очень много читать и следить за событиями, происходящими в мире, округе и городе. Мне повезло, что налажена длительная связь с сотрудниками Музея истории и археологии города, которые предлагают много интересных материалов для нового исследования по краеведению, а также дети не пассивные к моему предложению.

С точки зрения ученика исследование - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально; попробовать свои силы и приложить свои знания в создании исследовательской работы; пополнить своё портфолио, показать публично достигнутый результат и принести пользу классу, школе.
с. 1

Мне очень нравится следующий отрывок из «Йоги Васиштхи», как модель для начала исследования.

Однажды царь пришел в главный зал дворца и сел на трон. После того, как все ему доложились, в зал вошел уличный жонглер и поприветствовал царя. Он сказал царю: «Я покажу тебе что-то совершенно замечательное!» Он взмахнул пучком павлиньих перьев, и в зал вошел конюший с совершенно замечательным конем в поводу. Он поклонился царю и попросил принять коня в подарок. Уличный жонглер начал упрашивать царя оседлать коня и объехать мир.
Царь увидел коня, закрыл глаза и стал неподвижным. Все в зале замолчали. В зале воцарилась полная тишина, никто не осмеливался нарушить покой царя.
Через некоторое время царь открыл глаза и задрожал как будто от страха. Он почти свалился со своего трона, но его министры не дали ему упасть. Удивленный их видом, царь спросил: «Кто вы такие и что со мной делаете?» Испуганные министры сказали ему: «О Великий, ты могучий и мудрый царь, но что-то с тобой случилось. Что с твоей головой? Только те, кто привязан к мелким объектам этого мира и фальшивыми отношениями к жене, детям и т. д., легко теряют разум, но не такие приверженные высшим идеалам, как ты. Более того, только безумцы подвергаются наговорам, заклинаниям и ядам, а вовсе не те, у кого развит мощный ум».
Услышав это, царь несколько расправил плечи и поднял голову, но при виде жонглера снова задрожал и спросил его: «О волшебник, что ты со мной сделал? Ты распустил надо мной сеть иллюзий. Даже мудрейшие побеждаются волшебством Майи, обмана. Я, в этом же теле, за короткое мгновение пережил замечательные галлюцинации». Повернувшись к залу, царь описал свои ощущения за последний час:
«Как только я увидел, как этот жонглер взмахнул пучком павлиньих перьев, я вскочил на коня, стоящего передо мной и мое сознание несколько помутилось. Потом я поехал в охотничью экспедицию. Конь привез меня в сухую пустыню, где ничего не росло, ничего не жило, где не было воды и вообще было очень холодно. Мне стало ужасно печально. Я провел там целый день. Потом на коне я снова пересек эту пустыню и попал в другую, менее ужасную. Я заснул под деревом, а мой конь убежал, а потом зашло солнце. Я спрятался в кустах. Ночь длилась дольше века.
Наступил день, поднялось солнце. Чуть позже я увидел очень темнокожую девушку в черных одеждах, которая несла блюдо с едой. Я подошел к ней и попросил есть - я был очень голоден. Она прошла мимо без ответа, и я пошел за ней. В конце концов она сказала: «Я тебе дам поесть, если ты на мне женишься». Я согласился - выживание было тогда превыше всего. Она дала мне поесть и потом представила меня своему отцу, который был еще более ужасен видом. В скором времени мы втроем прибыли в их деревню, полную крови и мяса. Всем меня представляли как мужа этой девушки, и все меня уважали. Они развлекали меня чудовищными историями, от которых у меня все переворачивалось внутри. В дьявольской церемонии, нас с девушкой поженили».
Царь продолжил:
«Скоро меня приняли в члены этого примитивного племени. Моя жена родила дочь, что сделало меня еще более несчастным. За ней последовали еще трое младенцев. Я стал семейным человеком в племени. Я провел среди них много лет, страдая агониями семейного человека с женой и детьми, которых надо кормить и защищать. Я рубил дрова и ночью часто спал на земле под деревом. Когда погода стала холодной, я прятался в кустах, чтобы не продувал ветер. Питался я в основном свининой.
Время шло, и я старел. Я начал торговать мясом. Я приносил мясо в деревни в горах Виндхья и продавал там лучшую часть, а что не продавалось, я резал на кусочки и сушил в грязном месте. Когда я был голоден, мне часто приходилось драться с другими членами племени за мясо. Мое тело стало черным, как смоль.
Живя в грехе, мой разум тоже стал склоняться в сторону греха. Хорошие мысли и чувства ушли. Мое сердце перестало сочувствовать, сопереживание сошло с него, как старая кожа со змеи. Сетями, силками и капканами я вызывал страдания зверей и птиц.
Я на собственной шкуре чувствовал все изменения погоды, нося только набедренную повязку. Так я провел семь лет. Связанный цепями дурных наклонностей, я становился берсерком от злости, грязно ругался, рыдал когда не везло, и ел гнилое мясо. Я очень долго жил в этом месте. Меня несло как сухой лист по ветру, как будто единственной целью моей жизни было, что бы поесть.
Потом случилась засуха. Воздух стал таким горячим, что казалось от него сыпятся искры. Лес сгорел, от него остались одни уголья и пепел. Люди начали умирать от голода. Они шли за миражами в надежде найти воду. Они принимали камни за мясо и грызли их.
Некоторые начали есть трупы. Некоторые даже грызли собственные пальцы, измазанные кровью мертвых тел. Таков был ужасный голод.
То, что раньше было цветущим лесом, стало походить на огромный крематорий. То, что раньше было приятными рощами, было наполнено предсмертными криками.
Царь продолжил:
Из-за голода многие люди ушли с насиженных мест куда глядели глаза. Другие, слишком привязанные к женам и детям, которые не могли идти, погибли. Многие другие были сожраны дикими зверями.
Я тоже решил уйти оттуда, взяв с собой жену и детей. Уйдя далеко, я остановился в тени большого дерева, спустил с плеч детей и забылся на некоторое время.
Самый младший из моих детей был мал и невинен, а потому я любил его более остальных. Со слезами на глазах, он требовал еды. Хотя я сказал ему, что мяса нет, он по-детски настаивал, не в силах терпеть муки голода. Я сказал ему в изнеможении: «Ладно, ешь меня!», и он ответил без раздумия: «Дай мне».
Меня растрогала привязанность и жалость. Я видел, что ребенок не может далее терпеть. Я решил покончить с собой, чтобы прекратить страдания. Я развел погребальный огонь и как только я вошел в этот огонь, я вздрогнул - и увидел себя в этом зале и вас вокруг меня».
(Как только царь договорил, уличный жонглер пропал). Министры сказали:
О великий, этот человек не может быть просто уличным фокусником, ведь он не хотел ни денег, ни награды. Скорее всего, какое-то божественное создание хотело показать тебе и всем нам силу космической иллюзии. Изо всего этого понятно, что вид этого мира - ничего кроме игры разума, а сам разум - ничто иное, как игра величайшего бесконечного сознания. Это сознание способно обмануть даже мудреца. Где всезнающий царь и где этот сумасшедший обман? Конечно, это не фокус жонглера - жонглер выступает за деньги. На самом деле это сила иллюзии. Поэтому жонглер и пропал без требования награды.

Есть ли царь в том мире, в котором он оказался из-за гипноза жонглёра?
- И да и нет. Царь одномоментно присутствует и у себя во дворце и в пустыне. Причём в пустыне царь присутсвует в виде своей копии.
Что собой представляет тело царя во дворце?
- Неизвестно.
Что собой представляет тело царя, который оказался в пустыне?
- Копию того тела, которое осталось сидящим во дворце.
Итак, КТО проводит исследование?
- Царь.
Какой царь? Как настоящий, сидящий во дворце, или как копия в пустыне?
- Как царь, сидящий во дворце. Копия не может проводить исследование. Она только лишь ВИДИМОСТЬ.
Каким образом царь, сидящий во дворце может проводить исследование, находясь в пустыне?
- Он не может это сделать, находясь в пустыне. Но может, если осознает себя, сидящим во дворце.
Почему же он тогда не оказывается сразу же во дворце, а продолжает находиться в пустыне?
- Копия должна исчезнуть, прежде, чем царь очнётся во дворце.

С чего начинается политологическое исследование? Первым шагом политологического исследования является выбор проблемы исследования. Определив характер проблем, с которыми мы хотим иметь дело, и характер результатов, которых мы хотим достичь, необходимо затем более конкретно сформулировать задачу исследования.

После того как определена интересующая тема исследования, необходимо тщательно проанализировать различные элементы, или компоненты, этой темы и выявить те из них, которые могут иметь значение для нашего исследования. Для установления основных факторов поведения необходимо использовать умение наблюдать и делать выводы, а также анализировать проведенные ранее исследования по сходной тематике, как собственные, так и выполненные другими исследователями.

Получив в распоряжение одну или несколько исследовательских проблем и теорию, которой следует руководствоваться в процессе поиска ответов, можно перейти к следующему этапу - эта пу операционализации. Под операционализацией понимается преобразование, или переформулировка, относительно абстрактных теоретических понятий в конкретные понятия. Операционализа- ция предполагает переход от концептуального уровня (обдумывания проблемы) к операциональному (разработке путей ее решения). В ходе этого процесса сужаются используемые понятия и исчезают оттенки значения, рассуждения становятся более точными и существенно возрастают возможности изложить полученные результаты ясно и недвусмысленно.

Выбрав проблему и сформулировав задачу исследования, нужно разработать стратегию исследования. Во-первых, следует выбрать метод или сочетание методов, которые позволили бы задать те конкретные вопросы, которые интересуют, и сделать это необходимо в соответствии с процедурой операционализации. Приемлемость того или иного метода исследования в значительной степени определяется тем, какую именно проблему мы взялись изучать. Во-вторых, в процессе исследования возникает необходимость обратиться к реальной действительности и определить возможность реализации избранного метода или приема в тех конкретных условиях, с которыми предстоит иметь дело.

Итак, проблема исследования определена. Теперь пора строить теории. Построение теории помогает определить, правильно ли понимание проблемы. Именно поэтому создание теории является первым шагом исследовательского процесса. Неподходящая теория может привести к тому, что затраченный труд окажется бесполезным для решения заинтересовавшей проблемы.

Вне зависимости от того, располагаем мы или нет вначале какой-либо теорией, в ходе исследования могут быть получены одни и те же факты. Однако продвинуться в понимании проблемы помогут лишь факты, которые будут связаны друг с другом посредством теории. Теории помогают объяснять, почему факты должны быть связаны так, а не иначе, и дают возможность интерпретировать факты в определенных рамках и установить связи между ними.

К теории не следует относиться как к чему-то завершенному. Ее следует рассматривать в качестве инструмента, время от времени требующего пересмотра и постоянного совершенствования. Проверка теории занимает центральное место в процессе исследования. В ходе проверки теории нужно перейти от того, что наблюдалось при разработке теории, к тому, чего не наблюдалось, для того чтобы выяснить, дает ли теория верное отражение реальной картины. Предположим, например, что мы хотим построить теорию, объясняющую поведение на выборах. Из предшествующих исследований на эту тему известно, что высшее образование по ложительно связано с участием в выборах. Чем дольше человек учился, тем выше вероятность такого участия. Основываясь на этом наблюдении, мы включаем в нашу теорию предположение, утверждающее, что более высокий уровень образования способствует более высокой вероятности участия в голосовании. Мы знаем, что в России эти факторы взаимосвязаны, а как обстоит дело в других странах?

Из предположения, что образование повышает вероятность участия в голосовании, можно сделать вывод, что человек с высшим образованием скорее примет участие в голосовании, чем тот, кто имеет лишь среднее образование.

Это предположение можно проверить, сравнив российские данные с данными других стран. Если данные разных стран согласуются с выдвинутым предположением, то можно сделать вывод, что теория адекватно отражает поведение людей. Однако можно обрести большую или меньшую уверенность в применимости теории, сравнив выводимые из нее предположения со своими наблюдениями. Правильнее сказать, что мы приобретаем уверенность в полезности теории по мере того, как накапливаются наблюдения, согласующиеся с выводимыми из нее ожиданиями, или гипотезами. Гипотеза представляет собой декларативные предположения о том, как обстоят дела в действительности. Она сообщает о том, что мы ожидаем увидеть в результате правильно организованных наблюдений за событиями, происходящими в реальном мире.

Таким образом, научное исследование есть метод проверки теорий и гипотез путем применения некоторых правил анализа к данным, полученным в результате наблюдений и интерпретаций этих наблюдений в строго заданных условиях. Исследование начинается с теории и заканчивается, как правило, созданием теории, но более высокого научного уровня, возникшей в процессе исследования.

Прежде чем предпринять любое серьезное исследование, следует составить его программу, которая не только в точности описывает, что и как следует делать, но и объясняет, почему нужно совершать каждый данный шаг и почему его нужно совершать так, а не иначе. Некоторые исследовательские проекты являются поисковыми. Они предназначены для того, чтобы поближе познакомиться с явлениями, которые предстоит исследовать, дать возможность более точно сформулировать проблемы и, быть может, построить гипотезы. Такие исследования могут играть важную роль, когда изучаются новые явления или явления, которые ранее не изучались.

Некоторые проекты включают описательные исследования. Последние предназначены для того, чтобы дать точное представление о некоторых явлениях, позволяющее лучше сформулировать проблемы и гипотезы. Исследование, проверяющее гипотезы, может быть названо объяснительным исследованием. Такое исследование проводят тогда, когда уже достаточно известно о явлении, чтобы начать искать объяснение того, почему данное явление такое, какое оно есть.

Вне зависимости от конкретной цели исследования программа исследования должна включать следующие основные элементы. 1)

изложение цели исследования; 2)

изложение гипотезы, подлежащей проверке (если таковая имеется); 3)

детальное описание организации и проведения наблюдений; 4)

обобщающее обсуждение будущего анализа собранных данных.

Объекты исследования для различных практических целей могут быть столь же многочисленны. В связи с этим возникает вопрос: что такое репрезентативная выборка? Репрезентативная выборка - это та, в которой все основные признаки совокупности, из которой извлечена данная выборка, представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в этой совокупности Формируя выборку, необходимо очень внимательно следить за тем, чтобы не только отобрать из данной совокупности достаточное количество объектов, но и взять такую группу, которая, как представляется, будет действительно репрезентативной с точки зрения распределения характеристик внутри данной совокупности. Чтобы ни было объектом исследования - события, политические заявления, подборки новостей, политические организации, общественное мнение или любые другие интересующие вопросы, важно понимать определяющую роль процесса отбора и его влияние на значимость и полезность исследования.

Еще по теме ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. 4. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПИСЬМА
  2. Приложение 8 МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ. «ОБРАЗОВАНИЕ В ЯПОНИИ: ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ» (Травин В. В., Дятлов В. А.)
  3. А. А. Судник ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОМ ЛИДЕРСТВЕ (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Общая характеристика исследования
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал