Технологическая карта урока по русскому языку «Тайны русских слов. Технологическая карта Русский язык Тех карта по русскому языку

О чем мы с вами говорим на протяжении нескольких уроков?(о частях речи)

Какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)

Что такое морфология? (раздел науки о языке, где слово изучается как часть речи)

На какие группы делятся части речи? (самостоятельные, служебные и междометие)

Какие части речи относятся к самостоятельным, служебным?)

Какие части речи мы с вами уже вспоминали? (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие)

А сейчас мы с вами поиграем в крестики - нолики , в процессе этой игры вы попробуете провести самодиагностику ваших знаний по пройденному материалу. У Вас на столах лежат листочки, с которыми вы будете работать.

(Организую фронтальный опрос в игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость).

Верно ли утверждение? (да- х, нет-0)

(слайд №1)

    Морфология – это раздел науки о языке, в котором изучаются члены предложения.

    Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета.

    Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам.

    Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета.

    Наречие – изменяемая часть речи.

    Не с глаголами всегда пишется раздельно.

Обменяемся листочками, проверяем

Вложите листочки в свои тетради

Открываем тетради, записываем число, классная работа (слайд № 3)

Перед вами текст, давайте его послушаем? (Читаю сама)

(слайд №4)

Но она ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по боку. Она вскочила. (А. П. Чехов)

О ком говорится в тексте?

Речь идет о собаке Каштанке из рассказа А.П. Чехова «Каштанка», но об этом из текста узнать нельзя.(слайд №5)

Почему у вас не было однозначного ответа? (в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в тексте, а есть слово, которое не называет предмет, а только на него указывает)

Какое это слово? (она)

К какой части речи относится это слово?

Сформулируйте тему урока. Местоимение

Запишите тему урока:

« Местоимение» (слайд №6)

Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия?

Повторить…(местоимение)

Научиться…(использовать местоимения в речи)

    Что такое местоимения?

(слайд №7) определение местоимения)

    Чем они отличаются от имен существительных?

    Местоимения делятся на группы-разряды (слайд №8)

- Какой разряд местоимений вы уже знаете?(личные)

Личные (слайд №9)

- Почему они так называются?

(не называют предмет, а только указывают)

-Что вы знаете о личных местоимениях?

(изменяются по лицам, числам и падежам )(слайд №10)

- Назовите все личные местоимения .(слайд №11)

1. Задание.

Выпишите из данного текста все личные местоимения, определите их падеж. (слайд №12)

В это время утка вынырнула недалеко от Джека. Пес поплыл к ней, но, как только он приблизился, утка нырнула вновь. Джек за ней.

Через секунду он опять показался на поверхности, держа пойманную утку, и поплыл к берегу. Мы бросились к нему, чтобы взять у него добычу. Но Джек сердито покосился на нас и подал утку папе прямо в руки.

2. Проверка (слайд №13)

К ней (Д.п.), он (И.п.), за ней (Т.п.), мы (И.п.), к нему (Д.п.), у него (Р.п.), на нас (В.п.).

(Слайд №14)

Я иду и ты идёшь ,

Раз, два, три

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поем (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Синтаксическая роль местоимения в предложении (запись на доске)

Со шк…льных лет чу…ствовал я красоту ру…кого языка. В нем меня привл…кала звучность, богатство слов и выражений.

Вставьте пропущенные буквы, найдите в предложениях местоимения, определите их синтаксическую роль.

Какими членами предложения могут быть местоимения?

(местоимения чаще всего могут быть подлежащим, дополнением)

Вывод (слайд №15)

Вместо какого слова употреблено во втором предложении слово в нем? Для чего?(чтобы избежать повторения слова)

Отредактируйте текст, заменяя повторяющиеся существительные местоимениями, определите какими членами предложения являются местоимения (Зачитываю текст на слух, у ребят текст на партах)

Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к Тетке незаметно и овладевала Теткою постепенно. В Теткином воображении появлялись какие-то неясные фигуры.

(слайд №16)

Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к ней незаметно и овладевала ее постепенно. В Теткином воображении появлялись какие-то неясные фигуры.

Употребление местоимений ОН. ОНА, ОНИ

От местоимений ОН. ОНА, ОНИ

образуйте падежные формы с предлогами и запишите их, определить падеж

(слайд №17)

К (он), о (она), от (он), над (он), напротив (она), с (она), навстречу (он), благодаря (он, она, они)

Проверка, исправление ошибок (слайд №18)

К нему, о ней, от него, над ним, напротив нее, с ней, навстречу ему, благодаря ему, ей, им

Как пишутся предлоги с местоимениями? (раздельно)

В чем особенность правописания местоимений 3-го лица?

Вывод (слайд №19) Винительный падеж не зависит от одушевленности и совпадает с родительным для всех личных местоимений, включая оно

    Местоимения он , она , оно и они имеют форму на н- перед всеми предлогами, кроме благодаря , вне , вопреки , вслед , вследствие , наперекор , навстречу , согласно , соответственно , подобно .

    Форма род.п. ней является разговорной: у ней = у неё .

Особенности употребления местоимений 2-го лица.

А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2- лица.

(Слайд № 20)

Возможно, вы все поняли.

Мария Петровна, Вы придете к нам на урок?

Как мы обращаемся друг к другу? (ты)

К посторонним? (вы)

Кого мы еще называем на Вы? (взрослых, незнакомых людей)

(слайд №21) Вывод

В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на «Вы». Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на «Вы» называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое – где в сельской местности.

Что называется местоимением?

Назовите личные местоимения

Как изменяются личные местоимения?

Какими членами предложения могут быть личные местоимения?

Когда к личным местоимениям 3-его лица прибавляется Н?

В каких случаях мы употребляем местоимение ВЫ?

(Слайд № 22)

    Укажи местоимение.

А) охотник

Б) осторожный

В) (с) тобой

    Чем личные местоимения отличаются от существительных?

Б) местоимения указывают на предметы, не называя их

В) местоимения называют предметы

    Как пишутся местоимения с предлогами?

А) раздельно

Б) слитно

В) по-разному

    В каком предложении местоимение является главным членом?

А) Если у тебя есть друг, советуйся с ним.

Б) Они научились аккуратно вырезать.

    Укажи ошибку в определении падежа местоимения.

А) увидел меня (В.п.)

Б) зашел ко мне (Д.п.)

В) читал со мной (П.п.)

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

А)У его отца была старинная книга

Б) У его была старинная книга

В) От них ничего не добьёшься

Проверка, тетради сдают

2. Учебник «Теория» ______

4. Задание по группам. Составить диалог с употреблением личных местоимений

Ребята, приготовьте сигнальные карточки

Кто все понял, поднимите зеленую карточку

Кто все понял, но ему требуется помощь в некоторых вопросах, поднимите желтую карточку.

Ну, а кто ничего не понял и урок показался бесполезным – красную карточку

Ну, молодцы! Благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок

И в заключение я прочитаю стихотворение. Такими словами могло сказать о себе местоимение, если оно было бы у нас в гостях.

(Слайд № 25)

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!

(Слайд № 26)

Спасибо за урок!

– Ответьте на шуточные вопросы-­загадки:

а) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я. )

б) Какие два местоимения портят дорогу? (Я–Мы .)

в) Сколько личных местоимений в слове семья ? (Семь Я .)

Камбулова Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ гимназии №7 БМР РТ

Тема урока: «Орфоэпия»

Цель урока: знакомство с термином “орфоэпия”, формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения), обогащение словарного запаса учащихся; развитие логического мышления; воспитание положительного отношения к знаниям, любви к языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

    стремление к речевому эталону;

    бережное отношение к родному языку;

    совершенствование различных видов речевой деятельности;

    владение разными видами решения поставленных задач;

    способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной

форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,

связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к

фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,

услышанному, увиденному.

Метапредметные:

Регулятивные:

    осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;

    оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

    совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

    выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные:

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

    свободное восприятие текста.

Коммуникативные:

    слушать и понимать речь учителя и одноклассников;

    уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации;

    планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

    владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами русского языка;

    владение монологической речью.

Предметные:

Образовательные:

    развить умение формулировать определение понятий;

    формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения) ;

    развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

    обогащать словарный запас учащихся;

    совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

    развитие критического мышления;

    формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

    развивать умение применять новые знания;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные:

    воспитание интереса и уважения к родному языку;

    воспитание ценностного отношения к слову;

    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и

сотрудничества;

    взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Средства обучения: ПК, выставка словарей, рисунки.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

Приветственное слово учителя:

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь громко скажем друг другу: «Добрый день!» Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация и пробное учебное действие

(4 минуты)

На доске написано стихотворение.

Жил на свете человек

Золотые руки.

Много видел он в свой век

И муки, и муки.

Вот однажды на поляне

Замок встретил он большой,

Но беда одна – селяне

Унесли замок с собой.

Чем закрыть дворец, не знает,

Может, гвоздики забить,

Только вот цветы мешают:

Как гвоздики не сгубить?

К нему прикреплены 6 рисунков. Почему? Ведь слова одинаково пишутся?

(Каждое слово имеет своё лексическое значение. Хотя и пишутся они одинаково, но произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: мук а (сыпучий продукт), м у ка (страдания), з а мок (здание), зам о к (приспособление для запирания двери), гв о здики (железные стержни) – гвозд и ки (цветы).

Рассматривают рисунки, подбирают к ним слова, отвечают на вопросы.

Формулирование собственных ожиданий, активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (проблемная подача учебного материала).

3. Выявление места и причины затруднения в проблемном учебном действии

(1минута)

Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.

Откройте тетради, запишите число. Классная работа .

Какой раздел науки о языке изучает правильное постановку ударения?

(Правильную постановку ударения изучает орфоэпия).

Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?

(«Орфо» - правильный, «эпос» - речь. Правильная речь).

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

аучиться правильно ставить ударение).

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.

Формулируют цель урока.

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4. Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа:

Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения

(4 минуты)

Откройте учебник. Прочитайте материал на с. 143-144. Что нового вы узнали? Что вызвало у вас затруднение? Приведите примеры.

(Мы узнали, что, помимо орфографических и пунктуационных правил, есть ещё специальные нормы, которые называются орфоэпическими. Они учат нас, как правильно произносить слова).

Давайте прочитаем в учебнике, что такое орфоэпия.

По ходу знакомства с новым материалом мы составим кластер. Это слово обозначает «кисть», «гроздь». В наш кластер должны войти те сведения, которые мы получили на разных этапах нашего урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: Словарь в учебнике “Произноси правильно”, Школьный орфографический словарь, Орфоэпический словарь.

Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре?

(Слова в словаре расположены по алфавиту. Каждое слово имеет словарную статью, в которой содержится информация о слове).

Что мы с вами уже узнали? Составление кластера.

ОРФОЭПИЯ

ударения слов

Ударение зависит от

лексического значения слова

Осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов; развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям .

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(10 минут)

Задание 1. Я загадаю вам загадки, отгадать которые поможет вам правильная постановка ударения:

1) Я травянистое растение
C цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.

(В слове « и рис» ударение ставится на первый слог. Это название цветка. А в слове «ир и с» – на второй, и обозначает оно конфету).

2) Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения,
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я.

( А тлас – это географическая карта, ударение в этом слове ставится на первый слог. А в слове «атл а с» ударение на втором слоге, это материал, из которого что-нибудь шьют).

Какой вывод мы можем сделать?

(От ударения зависит лексическое значение слова).

А теперь отгадаем загадки и поставим правильное ударение в словах.

Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…

(Алфавит. Ударение ставится на третий слог).

2) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я…

(Фарфор. Ударение ставится на второй слог).

3) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…

(Каталог. Ударение ставится на третий слог).

Молодцы, все справились с заданием. Но орфоэпия изучает не только постановку ударения, но и правильное произношение слов.

Задание 2

Вечный – скучно

Сердечный - пустячный

Почта – чтобы

Фанера – кашне

Тема – теннис

Мечта – яичница

Что - свитер

Сделаем вывод.

( Не все слова пишутся так, как произносятся).

Дополняем кластер.

ОРФОЭПИЯ

Изучает постановку Изучает произношение

ударения слов

лексического значения слова чн в ряде слов звучит,

как шн. Буква е не

всегда смягчает

предыдущий согласный

Учащиеся о тгадывают загадки, проговаривают слова, ставя в них правильное ударение и объясняя различия в лексическом значении.

Работают со словами, записывают в тетрадь и проговаривают.

(Задание выполняется в парах)

Задание выполняется индивидуально, затем проговаривается устно.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

УДД: личностные, коммуникативные.

6. Физминутка

(2 минуты)

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Физкультминутка

Упражнения направлены на активизацию внимания одновременно левого и правого полушарий.

Позволяют переключить внимание с одного вида деятельности на другой, отдохнуть.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(8 минут)

Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова.

Задание 3 Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах)

Дорогой, замок, кружки, ирис, гвоздики, полки, хлопок

(С каждым словом можно составить два словосочетания. Например: дорог о й друг – лесной дор о гой;воздушный з а мок – большой зам о к;синие кр у жки – желтые кружк и ;

красивый и рис – вкусный ир и с;маленькие гв о здики - красные гвозд и ки;деревянные п о лки – военные полк и ;белый хл о пок – громкий хлоп о к)

В чем мы убедились, выполнив это задание?

(Важно правильно поставить ударение в слове, так как от этого зависит его лексическое значение)

А сейчас мы проведем орфоэпический диктант .

Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.

Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин.

Молодцы!

Проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала; самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

8. Включение в систему знаний и повторение

(10 минут)

    А теперь весёлый урок Радионяни.

(Кто с правилами дружит, тот твёрдо убеждён,

Фарф о р нам очень нужен, а ф а рфор не нужён.

Нельзя сказать алф а вит, а можно алфав и т.

Кто говорит алф а вит, неверно говорит.

Не говори кат а лог, а только катал о г.

А тв о рог? Можно тв о рог, а можно и твор о г.

А если в магаз и н вдруг портф е ли завезли,

То не ходи в маг а зин, не купишь портфел и .

Когда мы на машине летим во весь опор,

То нас везёт не ш о фер, а нас везёт шоф ё р.

Шоф ё р, он любит дело, профессию свою,

А с ш о фером мы сразу влетим в аварию.

И пусть теперь не будет секретом для ребят,

Что в парке не стат у и, а ст а туи стоят.

А если вы в театр придёте, например,

То вас не пустят в п а ртер,

Пожалуйте в парт е р.

Ты, школьник, с удареньем внимательнее будь

И наши наставленья, мы просим, не забудь.

А будешь несерьёзно их ставить кое-как,

Рано или поздно ты попадёшь впросак).

Запишите слово, в котором возможна двоякая постановка ударения.

(Это слово «творог». В нём можно поставить ударение как на первый, так и на второй слог).

Дополняем кластер.

ОРФОЭПИЯ

Изучает постановку Изучает произношение

ударения слов

Ударение зависит от Сочетания букв

лексического значения слова чн в ряде слов звучит,

как шн. Буква е не

всегда смягчает

предыдущий согласный

В некоторых словах воз-

можна двоякая постановка

ударения

    Закрепление изученного материала.

Задание 4

Лексический диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите, объясняя орфограммы.

1. Мастерская по пошиву одежды. (Это слово «а[тэ]лье». Звук [т] в нём произносится твёрдо).

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Это слово «фо[нэ]тика». Звук [н] в нём произносится твёрдо).

3. Широкая асфальтированная дорога. (Это слово «шос[сэ]». Звук [с] в нём произносится твёрдо).

4. Знак препинания. (Это слово «ти[рэ]». Звук [р] в нём произносится твёрдо).

5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Это слово «айс[б`э]рг». Звук [ б`] в нём произносится мягко).

6. Высшее достижение мастерства. (Это слово «и[д`э]ал». Звук [ д`] в нём произносится мягко).

7. Нижние места для зрителей в театре. (Это слово «пар[тэ]р». Звук [т] в нём произносится твёрдо).

8. Спортивная игра с мячиком. (Это слово «[тэ]ннис». Звук [т] в нём произносится твёрдо).

9. Название научного понятия. (Это слово «[т`э]рмин». Звук [ т`] в нём произносится мягко).

10. Шарф, шейный платок. (Это слово «каш[нэ]». Звук [н] в нём произносится твёрдо).

11. Гостиница. (Это слово «о[тэ]ль». Звук [т] в нём произносится твёрдо).

Эталон: чтобы правильно произнести слово, нужно обратить внимание на его лексическое значение, затем проверить, есть ли в нём сочетание букв, произносящихся не так, как пишутся. Исходя из этого, ставим ударение и выбираем правильное произношение.

Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения?

(Мы учились правильно произносить слова. В случае затруднения мы можем обратиться к Орфоэпическому словарю).

А теперь запишем в тетрадь метаграммы. Кто скажет, что это такое?

(Метаграмма - это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены

одной буквы другой, получается новое слово).

    Когда меня ты открываешь,
    Обычно воду наливаешь.
    Но н на б смени скорей -
    И обитатель я морей.
    (Получились слова «кран – краб»).

    С буквой щ - на самом деле
    Я на службе у Емели.
    м поставь на это место:
    Без меня не будет теста.

( Получились слова «щ ука – мука»).

    Не найдёшь ли ты такого
    Удивительного слова:
    Если буква в нём меняется,
    Птица в рыбу превращается.
    (Получились слова «фазан – сазан»).

    С з - нужна в бильярде я,
    С ж я - след после дождя,
    С п - я видеть помогаю,
    С н - путь ночью освещаю.
    (Получились слова «луза - лужа - лупа – луна»).

2. Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число).

Столяр сделал книжные полки.
По дороге двигались вооруженные полки.
Открыты все окна. Я стою у окна.
Я мою руки. Дай мою книжку.

(В словах «п о лки» и « полк и », «м о ю» и «мо ю » ударение создаёт новые слова, а в паре « о кна – окн а » меняется лишь форма слова).

3. Произнесите правильно выделенные слова. Спишите, обозначьте правильное произношение звуков.

На выставке в музее мы видели модель нового самолета. Портрет Пушкина работы художника Кипренского. С самолета был выброшен парашютный десант . Мечта каждого – иметь персональный компьютер . Детектив исследовал место происшествия.

Чтобы не ошибиться в постановке ударения, можно использовать весёлые подсказки. (Свёкла- Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.

(ЦемЕнт- инструмент)
Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.

(КвартАл - устал)
Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квартАл.

Что за странный носорог
Ел и твОрог, и творОГ.

Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.

ДремОта и зевОта уходят за ворота.
(потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей.(наклоны)
У меня в ушах звенит,
опять звонИт.

Дополняем кластер.

ОРФОЭПИЯ

Изучает постановку Изучает произношение

ударения слов

Ударение зависит от Сочетания букв

лексического значения слова чн в ряде слов звучит,

как шн. Буква е не

всегда смягчает

предыдущий согласный

В некоторых словах воз-

можна двоякая постановка

ударения

Чтобы не ошибиться в Для правильного

постановке ударения, можно произношения можно

использовать весёлые под- использовать словарь

сказки

СЦЕНКА.

Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по столовой ложке. После приёма пищи».

Начинает пищать. Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает)

- Ах ты, глупыш. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пИщи, а не пищИ.

- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл…

Что же случилось от перестановки ударения?

(Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история).

Работают в рабочих листах.

Проверяют.

Делают вывод.

Пишут под

диктовку, проверяют на слайдах по эталону.

Ответы учащиеся могут проверить по эталону, расположенному на слайде.

Проверяем по эталону.

Заранее подготовлена группой учащихся.

Применение на практике полученных знаний и последующее повторение.

УДД: личностные, регулятивные, познавательные.

9. Рефлексия

(3 минуты)

Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока?

(Целью нашего урока было научиться правильно ставить ударение и произносить слова).

Достигли мы этой цели?

(Мы научились правильному произношению слов, теперь мы знаем, что от постановки ударения может меняться смысл слова, поэтому цели нашего урока мы достигли).

Какой алгоритм работы мы составили, чтобы правильно ставить ударение?

(Чтобы правильно поставить ударение в слове, нужно сначала посмотреть на его смысл в предложении или словосочетании. Если возникли затруднения, за помощью можно обратиться к Орфоэпическому словарю).

В листке самооценки поставьте себе оценку за работу на уроке. Если остались вопросы или есть трудности по данной теме, то напротив этапа урока поставьте знак вопроса.

А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники.

На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме.

Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу.

Оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся.

Формирование умений точно и полно выражать свои мысли.

УДД: коммуникативные

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(2 минут)

1 уровень. Расставить ударение в словах. Проверить себя по Орфоэпическому словарю в случае возникновения затруднения. (Каталог, квартал, обеспечение, звонит, торты, пуловер, щавель, жалюзи, углубленный, ходатайство, красивее, творог, баловать, свекла).

2 уровень. Записать слова в транскрипции, обозначив их произношение. (Скворечник, яичница, партер, свитер, фонетика, тире, депо, легче, мягкий, булочная, нечто, чтобы).

3 уровень. Составить предложения со словами в зависимости от ударения в них. (Атлас, белки, клубы, орган, стрелки, паром, пили, уже, уха).

4 уровень. Составить сказку со словами, которые прозвучали сегодня на нашем уроке.

Учащиеся записывыают задание в дневники, выражают свои эмоции по поводу урока.

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно–познавательной деятельности, применение методов информационного поиска.

УДД: познавательные.

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

разработчик: учитель русского языка и литературы Жидиловского филиала МБОУ Заворонежской СОШ Лазина Елена Владимировна

Предмет _русский язык________

Класс _5___________

Тема урока _Имя прилагательное как часть речи

Тип урока _изучение нового материала_______________ .

Планируемые результаты обучения:

личностные: _владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать,сравнивать, делать выводы______________________________________________________________________________________

предметные_ _осмыслить понятие «признак»______________________________________________________________________________________

метапредметные: ___способность решать творческие задачи,представлять результаты своей деятельности в различных формах(сообщение,рассказ,презентация), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль._______________________________________________________________________________

Техники и технологии ____технология проблемного диалога, проблемно-поисковый метод___________________________________________________________________________

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ___Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова Русский язык, 5 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений: в 2-х ч.-М.Просвещение, 2016 г.

Компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями, дополнительной информацией___________________________________________________________

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуника-тивные

Познава

тельные

Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Желает всем хорошего настроения и успешной работы.

Приветствуют учителя, готовность рабочих мест.Записывают число, классная работа

Доброжелательное отношение к окружающим, уважение личности и ее достоинства

Определяют цель в учебной деятельности. Формируют и принимают учебную задачу

Формировать собственное мнение

Понимать учебную задачу урока

Актуализация знаний

Продолжите ряды слов:

Цвет: белый …

Вкус:горький…

Размер: большой..

Температура:холодный…

Качество характера:добрый..

Давайте проверим, что у вас получилось.

К какой части речи относятся слова?

Отвечают на поставленные вопросы. выполняют задания в группах

Формирование выраженной учебно-познавательной мотивации и интереса к учению

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей

Умеют слушать и слышать друг друга. аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Анализируют, выделяют признаки, составляют целое из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты

Оценивание в группе

Практический этап

Проблемное изложение новых знаний

Тема нашего урока « имя прилагательное как часть речи» Подумайте. как мы будем работать на уроке?

Учащиеся предлагают план изучения темы и с помощью учителя формулируют основные вопросы:

Что обозначают прилагательные?

На какие вопросы отвечают?

Для чего они нужны?

Как вы понимаете смысл названия имени прилагательного?

Как вы думаете, к чему прилагается эта часть речи?

Каким членом предложения является имя прилагательное?

Развивать способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию

формирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению

Построение речевого высказывания в устной форме

структурируют знания.

Самооценка

Первичное закрепление знаний обучающихся

Обратимся к учебнику.Стр.81упр.565.

Проверка упражнений.

Читают правило из учебника, выполняют упражнения.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности.

Положительное отношение к учебной деятельности

Уметь слушать и понимать других

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка

Физкультминутка

Проведем физкультминутку

Выполняют элементарные физические упражнения

Признание ценности здоровья, своего и других людей.

Практическая работа

Прослушаем стихотворение из учебника»Березка»

Перепишите текст стихотворения, вставьте пропущенные буквы, подчеркните прилагательные.

Выполняют упражнения в тетрадях, проверяют тетради друг у друга, исправляют ошибки, работают с текстом, отвечают на поставленные вопросы.

Адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Умение слушать и слышать друг друга, высказывать свои мысли

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной речи.

Оценка учителя

Рефлексивно – оценочный этап

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Составит текст-описание « Зимняя сказка», используя прилагательные

Выполнить упражнение по учебнику

Записывают информацию о домашнем задании

Любовь к природе

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ребята, давайте заполним наш лист самооценки.

Понравилось ли вам сегодня на уроке?

Все ли понятно, своей работой сегодня вы довольны или остались некоторые вопросы, над которыми стоит подумать?

Ученики заполняют лист самоконтроля, отвечают на поставленные вопросы

Устойчивый познавательный интерес и установление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выдвижение гипотез и их обоснование

Технологическая карта конструирования урока

в условиях реализации ФГОС

Предмет, класс

Русский язык, 5

Тема урока

Правописание приставок пре- и при-.

Тип урока

Изучение нового материала

Используемые педагогические технологии

Технология проблемного обучения, развития критического мышления

Цель урока

Ознакомление с правописанием приставок ПРЕ- и ПРИ-

Задачи урока

Образовательные:

    Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

    Формировать навык написания приставок пре-/ при-;

    Повторить морфемный разбор слов;

    Развить умение формулировать определение понятий;

    Обогащать словарный запас учащихся;

    Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

    Осуществление системно-деятельностного подхода;

    Развитие внимания;

    Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    развивать умение применять новые знания;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    формирование логических умений;

    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

    развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

    Воспитание интереса и уважения к родному языку;

    Воспитание ценностного отношения к слову;

    Развитие коммуникативных УУД:

    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

    Уважительное отношение к родному языку;

    Стремление к речевому самосовершенствованию;

    Пополнение словарного запаса;

    Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2. Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5 . Проведение морфемного анализа слов.

Оборудование

Экран, компьютер, презентация к уроку «Правописание приставок пре- и при-», учебник «Русский язык. 5 класс.»(авторы: (Е.А. Быстрова, Л.В.Кирибеева, Ю.Н.Гостева)

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приемы и формы работы

Формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Подготовка обучающихся к работе на уроке, создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, психологический настрой

Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность к уроку, организует внимание и внутреннюю готовность

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Принцип психологической комфортности

Коллективная

Личностные, коммуникативные

2. Актуализация знаний

Совершенствование знаний, умений и навыков

Организует игру «Веришь – не веришь» Подтвердить данные определения на тему «Морфемика»

Письменно отвечают на вопросы условными знаками. Правильное утверждение - цифра 1, неверное – 0.

Индивидуальная

познавательные

3. Постановка учебной цели

Организация и целенаправленность деятельности обучающихся,

Создает проблемную ситуацию, предлагает определить тему и цель урока, конкретизирует их

Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цель урока, оформляют тетрадь

Развитие критического мышления через чтение

Коллективная

Регулятивные (самостоятельное формулирование темы и цели урока)

4. Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, первичного запоминания изучаемого материала

Организует работу с дидактическим материалом, выясняющим правила написания приставки ПРЕ-, ПРИ-

1. Вместе с учителем выводят правило написания приставки ПРЕ- в словах.

2. Работают в группах. Прочитав небольшой текст, находят слова с приставкой ПРИ- и делают вывод, в каких случаях пишется данная приставка

Коллективная

Групповая

Коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, обобщение, рассуждение)

5.Первичное закрепление новых знаний

Развитие умения применять новые знания.

Организует работу, включающим тренировочные упражнения

Выполняют упражнение 79 учебника (по вариантам), выявляют слова, в которых ПРЕ и ПРИ не являются приставками, а входят в состав слова

Индивидуальная

Коллективная

Регулятивные (работа со словами)

6. Физкультминутка

(пауза релаксации)

Организует физкультминутку

Выполняют упражнения

Коллективная

7. Закрепление изученного материала

Закрепление полученных знаний

Организует работу по закреплению правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-, проводит распределительный диктант, тест

Распределяют словосочетания в нужную графу

Работа в парах

Индивидуальная

Познавательные (опираются на уже известное), коммуникативные (способ взаимодействия, сотрудничества

8. Рефлексия деятельности

Обобщение, вывод, самооценка

Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. Поощряет и оценивает

Каждый анализирует свои достижения

Коллективная

Познавательные, регулятивные

9. Домашнее задание

Сообщение информации о домашнем задании, методики его выполнения

Предлагает выбрать задания на выбор: задания трудные – на «5», средней трудности – на «4», легкие – на «3».

Выбирают и записывают домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Добрый день, дорогие ребята!

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы!

Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Мне очень приятно видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

2. Актуализация знаний

- А урок у нас с вами необычный. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя оценивать. А я буду помогать, если потребуется. Ну а начнем наш урок с повторения изученного материала. Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь». Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку “1”, если нет – “0”.

1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа.

2. Значимая часть слова – морфема.

3. Основа- часть слова без окончания.

4. Окончание - морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.

5. Корень - главная значимая часть слова.

6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.

7. Приставка - морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова. (слайд 1)

Все справились с заданием? А теперь давайте проверим ваши ответы. Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки - ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 . (слайд 2)

Лист достижений

ученика(цы) 5 класса_________________________

по теме «Правописание приставок пре-при»

«Веришь – не веришь»

Работа в группах

Распределительный диктант

Оценка учителя

Общая оценка



3. Постановка учебной цели.

Ребята, утром на своем рабочем столе я обнаружила листок с текстом. Только вот незадача: я не смогла его прочесть - некоторые буквы куда-то подевались. Давайте вместе попробуем прочитать.

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и).

А в какой части слова пропущены буквы? (в приставках)

Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре- и при-).

Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ- .Запишите число и тему урока.

Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные буквы правильно? (нет)

Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

Вы правы. Так какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть?(научиться правильно писать слова с такими приставками). при каком условии надо писать пре-, а когда при-.)

Мы должны научиться определять правильный выбор написания приставки, в зависимости от её значения. Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика.

4. Усвоение новых знаний.

Прекрасная погода,

Приятели мои,

Два неразлучных друга-

Приставки Пре- и При- .

Ребята, эти приставки входят в отдельную группу и считаются трудными. Наверняка, у вас возник вопрос: «Почему?» Я отвечу – по двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть! Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания приставок ПРЕ- и ПРИ- придется сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам.

Но прежде научимся узнавать их в лицо. А для этого послушаем лингвистическую сказку.

Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая.

Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель выводит на экран - ПРЕДОБРАЯ, ПРЕГОРДАЯ, ПРЕМУДРАЯ). (слайд 3)

Итак, при каком же условии, как вы думаете, пишется приставка ПРЕ - ? (Когда приставку можно заменить словом «очень») заполняем таблицу. В одну колонку примеры, в другую – значение.

Приставка пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить, пересечь – пресечь.

- Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель записывает на доске - ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ, ПРЕСЕЧЬ) (слайд 4)

- Давайте сделаем вывод: в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?(когда приставка Пре- = Пере- (Снова заполняем таблицу)

ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.

Но сказка на этом не заканчивается, нам следует рассмотреть случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными четыре строчки. У вас на столах лежат отрывки из работ шестиклассников. Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками При - , выписать и также сделать вывод, в каких случаях ещё пишется данная приставка. (работа в группах)

1 группа

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригрело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Слегка, едва, чуть-чуть:

Пришёл, привстал, затем прилёг-

Не хочет снова в путь.

- Какие слова с приставкой при- встретились в данном отрывке? Ученики называют, а учитель записывает на доске

ПРИКУСИЛ, ПРИГОРЕЛО, ПРИШЁЛ, ПРИВСТАЛ, ПРИЛЁГ. (слайд 5)

Какое же значение имеет приставка ПРИ в данном случае?

(Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»)

2 группа

Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл, поезд - «прибыл» , пароход – «приплыл», космонавт «прилетел» из Вселенной, конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.

Какие слова с приставкой при вы нашли?

ПРИШЁЛ, ПРИПЛЫЛ, ПРИЛЕТЕЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ. (слайд 6)

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае? (Приближение)

3 группа.

Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать.

Какие слова с приставкой при- вы нашли?

ПРИШИВАТЬ, ПРИВЯЗЫВАТЬ, ПРИБИВАТЬ, ПРИКРУЧИВАТЬ. (слайд 7)

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае? (Присоединение, прибавление)

4 группа.

Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький.

Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в тексте?

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ. (слайд 8)

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?(Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».)

Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ? (Ребята делают вывод по таблице)

5. Работа с учебником .
- Сверим наши выводы с учебником (§9, стр.47,48).
- Есть расхождения? Нет?
- Проблема решена? (Да).

6. Усвоение новых знаний и первичное закрепление. (Тренировочные упражнения.)

Ребята, как вы думаете, может неспроста нам подложили текст? Теперь вы достаточно знаете и сможете самостоятельно его восстановить. Это будет вашим домашним заданием. А для того, чтобы проверить насколько вы усвоили сегодняшнюю тему, выполним упражнение 79 на станице 49 по вариантам. 1 вариант выписывает слова с приставкой ПРЕ-, 2 вариант – с приставкой ПЕРЕ-(самостоятельная работа, 2 ученика работают у доски).

Закончили? Давайте проверим.

Есть ли трудности в распределении слов по столбикам? (да, слова преподаватель, привередливый, препятствие, приветствие не входят ни в один столбик)

В русском языке есть слова, в которых пре- и при не являются приставкой, а входят в состав корня. Написание таких слов надо запомнить. Внимательно прочитайте слова, данные в синей рамочке, и навсегда запомните их правописание.

2) Физкультминутка «Приставочки».
(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, пора и отдохнуть.

Все мы дружно тихо встали, присмотрелись, приосанились, руки медленно подняли, пригнули пальчики, распрямили их, руки вниз приопустили.
А теперь присели, привстали, присели, привстали, принагнулись, снова приосанились да призадумались: «А ведь преинтересный урок у нас получился!»
И снова присядьте на стул и прислушайтесь к новому заданию.

7. Закрепление изученного материала.

- Следующее задание - распределительный диктант. Ваша задача – распределить словосочетания в нужную графу.

1. Распределительный диктант.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

Закончили? Поменяйтесь тетрадями, проверьте по критериям и выставьте оценку друг другу. (Взаимопроверка работы) (слайд 9)

2. Тест

1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр…рекаться, пр…одолеть

б) пр…лестный, пр..красный

в) пр..прыгнуть, пр..вратить

г) пр..городить, пр..мудрый

2. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..выкаю, пр..глашаю

б) пр..пятствие, пр..ступить (к работе)

в) пр..творить (мечту), пр..выкаю

г) пр..шить, пр…града

3. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..сутствовать, пр..рода

б) пр…близить, пр..града

в) пр..гласить, пр…неприятный

г) пр..смотреться, пр…тяжёлый

4. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..одолеть, пр..града

б) пр..ставка, пр…дворный

в) пр..казать, пр…вязать

г) пр..кратить, пр..вратить

5. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..учить, пр..рвать

б) пр..интересный, пр..годится

в) пр…морский, пр..зидент

г) пр..­одолеть, пр…длинный

6. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..милый, пр…коснуться

б) пр...неприятный, пр..дворный

в) пр..усадебный, пр..рвать

г) пр…бежать, пр…плыть

7. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пи­шется одна и та же буква:

а) пр..кусить, пр..открыть

б) пр..вокзальный, пр..клеить

в) пр..тащить, пр..винтить

г) пр..интересный, пр…любопытный

Проверьте себя по слайду. У вас должна была получиться 5.

(слайд 10)

А если не получилось, не стоит огорчаться. На следующем уроке обязательно получится.

3. Игра «Одним словом».

Время летит незаметно. Подходит к концу наш урок. Напоследок проведем небольшую игру, которая называется «Одним словом». Я буду читать словосочетания, а вы заменить их одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.

Спросить еще раз (переспросить)

Расположенный у берега (прибрежный)

Очень добрый (предобрый)

Сесть на краешек (присесть)

Немного открыть окно (приоткрыть)

Заболеть, но не сильно (приболеть)

Нарушитель закона (преступник)

Очень скверный (прескверный)

Участок около школы (пришкольный)

Кем является Владимир Владимирович Путин? (президент)

8. Рефлексия деятельности. (подведение итогов занятия)

Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

1. Какова была цель нашего урока?

2.Выполнили мы поставленные цели?

3.Понравился ли вам урок? Если да, то хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове, нет – топните ногой.

4.Довольны ли вы своей работой в течение урока?

5.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?

Да - хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове, нет – топните ногой.

6.Какая форма работы вам понравилась больше?

Подсчитайте свои баллы, выставьте соответствующую оценку за работу.

Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

Домашнее задание

А теперь настала очередь домашнего задания. Задание на ваш выбор. (Задание дифференцированное)

Выберите одну карточку для работы.

1. Карточка с красным заголовком – трудная, на «5»

Составить алгоритм написания приставки ПРИ- и ПРЕ- в словах, то есть описать необходимые действия, а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?)

2. Карточка с зелёным заголовком – средней трудности, на «4».

Восстановить текст, воспользовавшись словами из «справочного бюро».

Из снежного плена.

Все…в лесу. Деревья стараются ….вырваться из снежного плена. С юга …..лесные птицы, наполняют лес птичьим звоном. Весь лес…. в движение. Всё оживает.

СПРАВОЧНОЕ БЮРО: необходимо и его привести в порядок.

Пр…образилось(е), пр…одолеть(е) пр…грады(е), пр..бывают(и), пр…ходит(и).

3. Карточка с синим заголовком – простая, на «3».

«Корректор». Исправьте ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-

Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел Иванушка на предорожный камень и презадумался.

Завершая урок, хочу

пожелать вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал