Эллинизм и эллинистические государства. Эллинистические государства. От маяка, стоявшего на о. Фарос, произошло слово «фары», известное каждому, видевшему автомобиль

Эллинистические государства - это важная веха, особый период в человеческой истории, оказавший огромное влияние на последующее развитие общественно-государственного и культурно-политического мирового строя.

Что стало причиной появления этих держав? В результате чего возникли эллинистические государства? Каковы их отличительные черты и особенности? Данная статья будет посвящена этим и многим другим вопросам.

Также мы ознакомимся с конкретными примерами эллинистических государств, узнаем их краткую историю и поговорим о знаменитых правителях того времени.

Предыстория, или с чего все начиналось

Эллинистические государства пришли на смену Классической эпохе государственного строя, характеризующейся античной городской гражданской общиной.

В тот исторический период человеческое общество было организовано в так называемые полисы, часто принимаемые облик городов-государств. Каждая отгороженная территория считалась отдельной страной, во главе которой стояла земледельческая община.

Поэтому, если говорить кратко, возникновение эллинистических государств зиждилось на основе античных полисов. Чем еще характеризовались данные поселения?

Прежде всего, каждая гражданская община состояла из городского центра и прилегающей к нему сельскохозяйственной территории. Члены общин обладали одинаковыми политическими и владельческими правами.

Существовала и отдельная часть населения в полисе, не имеющая гражданских прав. Это были рабы, метеки, вольноотпущенники и другие.

Каждый город обладал собственной властью, денежной единицей, религиозной и светской организацией. Государственный строй таких полисов был разнообразен: начиная от монархического политического режима и заканчивая демократическим или капиталистическим.

Чем ознаменовалась новая общегосударственная система? Что изменилось с возникновением эллинистических государств? Кратко об этом речь пойдет ниже.

Новый виток в общественных отношениях

Прежде всего, на смену городам-государствам пришли целые империи или державы, включающие в себя не один город, а несколько крупных поселков и городищ, окруженных сельскими поселениями, пространными пастбищами и просторными лесами.

Кто смог осуществить такой общегосударственный переворот, затронувший все сферы человеческого общества? Этим человеком стал не кто иной, как Александр Македонский. Благодаря завоеваниям этого сильного и могущественного правителя как раз и возникли эллинистические государства. Кратко об этом речь пойдет ниже.

Однако вначале давайте узнаем, чем примечательна эллинистическая эпоха и какую роль она сыграла в общеполитической мировой истории.

Суть эллинизма

Если сказать кратко, эллинистические государства являлись следствием распространения греческой культуры, активно внедряемой Александром Македонским. Это порождало новые политические и общественные связи, торгово-рыночные отношения, а также популяризацию греческого языка и культуры.

Дольше всех продержался Египет. во главе которой на тот момент стояла могущественная царица Клеопатра, долгое время сопротивлялась римскому господству.

Расчетливая египетская правительница была любовницей влиятельных императоров, территориально находящихся во вражеском лагере. Ими были и Цезарь, и Марк Антоний.

И все же Клеопатра вынуждена была признать римское господство. В тридцатом году нашей эры она покончила жизнь самоубийством, после чего могущественный Египет перешел во власть Римской империи и затерялся среди ее многочисленных провинций.

Это было концом целой эллинистической эпохи, нашедшей отражение в нескольких крупных греческих государствах того времени. С тех пор главенствующее место на мировой арене отошло Риму, ставшему центром культурной, политической и экономической жизни общества того времени.

Александр Македонский, захватив огромные территории и уничтожив некогда могущественное Персидское царство, не успел создать надёжную основу для обеспечения прочности своей империи. Война диадохов после смерти императора привела к распаду македонской державы и образовании. Эллинистических государств.

Эллинистические государства

Итогом войн диадохов стало появление на карте мира новых государственных образований.

Определение 1

Эллинистические государства – это могущественные державы, пришедшие на смену греческим городам-государствам. Их особенностью было наличие огромных территорий с многочисленными городами и сёлами.

Диадохи поделили между собой земли. Самой крупной и влиятельной монархией стало государство Селевкидов. Диадох Селевк начал правление с подчинения Месопотамии. Затем его владения расширились на юг Малой Азии, север Сирии, Иран и другие территории македонских завоеваний.

Птолемей лишь немного уступал Селевку. Он образовал своё царство на территории Малой Азии, Египта, юге Сирии, захватил остров Крит. Главный город Александрия считался лучшим городом всех времён и народов.

Наряду с гигантами существовали более мелкие монархии. Династия Антигонидов укрепилась в Греции и Македонии. Множество небольших эллинистических государств появилось в Малой Азии:

  • Пергам,
  • малая Армения,
  • Пафлагония,
  • Вифиния,
  • Понт.

Все эти государства располагались на южном побережье Чёрного моря, кроме Пергама, который находился на западном берегу Средиземного моря.

Каждый царь старался укрепить независимость и расширить границы своего государства. Поэтому между владыками часто вспыхивали войны. Непримиримыми соперниками являлись Птолемеи и Селевкиды. Они не могли поделить Палестину и остров Крит.

Передел границ эллинистических государств

После решающего сражения при Ипсе диадохи не раз перекраивали границы государств. Ни одному из полководцев так и не удалось подчинить себе все земли Александра Македонского. Дольше всех пытался это сделать Селевк. Для этого он совершал поход в Индию и разгромил местного правителя. За эту победу он стал называться Никатором (Победителем). Вскоре Селевк был убит Птолемеем, земли были поделены диадохами.

Самым спокойным государством являлся Египет. Птолемей и его преемники старались править страной, учитывая местные традиции. Именно поэтому правитель был объявлен богом. Постоянная борьба с Селевкидами опустошала казну, приводила к безуспешным войнам. Могущество державы стала истощаться династическими распрями. Границы защищать стало труднее и в 30 году до н. э. Египет стал провинцией Рима.

Характерные черты эллинистических государств

Во главе каждого государственного образования стоял царь. В городах сохранялись традиции греческого полиса. Обычно власть полиса ведала только делами города, управлял государством монарх. По своим чертам эллинистические государства являлись монархиями восточного типа.

Определение 2

Монархия – это форма правления, где полнота власти сосредоточена в руках одного человека – монарха. Трон передаются по наследству. Население лишено права участвовать в управлении страной.

У власти находилась привилегированная часть населения – греко-македонские колонисты. Земля находилась в собственности царя. Он передавал большое её количество храмам, фаворитам, обеспечивал землёй военные поселения. Все земли знати и храмовые угодья обрабатывали рабы. Крестьянские хозяйства продолжали жить изолированными общинами, которые поддерживались традиций родового строя.

Производство хлеба на продажу оставалось основой экономики таких государств. Для получения высоких урожаев общины поддерживали ирригационную систему орошения.

Противостояние правящей элиты и многочисленного туземного населения приводило к усилению классовой борьбы, которая выражалась в виде национальных выступлений против иноземцев. Это тормозило развитие экономики. Применение рабского труда считается основной особенностью античного общества.

Эллинистические государства - это Эллинистическая эпоха Древней Греции (Эллинизм). От Классической эпохи она отличается тем, что на смену городам-государствам (полисам) пришли могущественные державы, включающие в себя много городов и сельских поселений.

Во главе этих государственных образований стояли цари, а начало новому историческому витку положили завоевания Александра Македонского . Великий полководец захватил огромные земли на востоке и юге. Тем самым был решён вопрос с жизненными пространствами, ведь население Греции в тот период было очень высоким.

Официально считается, что Эллинизм начался в 301 году до н. э., а закончился в 30 году н. э. со смертью египетской царицы Клеопатры . Прологом же стала смерть Александра Македонского в 323 году до н. э. Умирая, великий полководец передал всю полноту власти диадоху (военачальнику) Пердикке. Тот и встал во главе огромного царства, но погиб в 321 году до н. э. во время военной стычки.

После этого между другими диадохами началась борьба за власть. Продолжалась она 22 года и закончилась после сражения при Ипсе в 301 году до н. э. Результатом этой битвы стало официальное разделение гигантского царства на части. До этого держава была уже поделена, но военачальники не признавали владения друг друга, а теперь пришли к консенсусу.

Эллинистические государства на карте

Египет отошёл к династии Птолемеев. В Вавилонии и Сирии воцарилась династия Селевкидов. В Пергаме бразды правления взяла в свои руки династия Атталидов. Появились свои цари в Македонии и Малой Азии. Каждый владыка чеканил собственные монеты. Нередко между царствами случались войны.

Наиболее напряжённая политическая ситуация наблюдалась между Птолемеями и Селевкидами. Они оспаривали друг у друга земли Палестины и остров Кипр. Эти два царства считались самыми сильными, по-сравнению с другими государствами.

У Селевкидов столица находилась в городе Антиохия (Сирия) на реке Оронт. Цари державы опирались на новую аристократию, образовавшуюся из македонских воинов и богатых переселенцев из Греции. А азиатское население платило дань в царскую казну и обладало минимальными правами.

Самым жестоким из селевкидских царей считается Антиох IV, правивший в 175-164 гг. до н. э. Он задумал установить на подвластных ему землях культ греческого бога Зевса, а местные культы запретить. Такая инициатива вызвала восстания в разных концах державы. Особенно яростно сопротивлялись жители Иудеи. Против царствующей династии выступил весь народ. На волне возмущения Иудея отделилась от царства Селевкидов и стала независимым государственным образованием.

Среди всех эллинистических государств самыми разумными и осторожными были Птолемеи, правившие в Египте. Эти цари объявили себя наследниками египетских фараонов. Они всячески поддерживали местных жрецов и не жалели средств для местных храмов. В результате этого они заручились поддержкой египетской знати. Столицей Птолемеев стал город Александрия, а правильнее Александрия Египетская, так как городов, названных в честь Александра Македонского, было построено чрезвычайно много.

Во времена Птолемеев Александрия превратилась в огромный город с населением более 1 млн. человек. Строили город по чёткому архитектурному плану. Возвели великолепные дворцы и общественные здания. У входа в порт на острове Фарос построили Александрийский (Фаросский) маяк, ставший одним из семи чудес света .

Александрийский маяк на острове Фарос

В гаванях Александрии швартовались корабли со всего Восточного Средиземноморья. Город очень быстро превратился в крупнейший торговый центр на скрещивании сухопутных и морских путей. Птолемеи поощряли искусство и науку. Они приглашали к себе известных учёных из Греции и создали знаменитую Александрийскую библиотеку . В ней насчитывалось 700 тыс. свитков.

По указу династии были переведены на греческий язык священные еврейские книги. Это в первую очередь касается Ветхого Завета. Данный перевод называется Септуагинтой (перевод семидесяти).

Шло время и эллинистические государства пали одно за другим. Основную лепту здесь внёс Рим. Он стал новым претендентом на мировое господство.

Вначале с римлянами вступил в противодействие селевкидский царь Антиох III (223-187 гг. до н. э.), но потерпел поражение. Римские легионы подчинили Грецию и Македонию в 168 г. до н. э. После этого они переправились в Малую Азию и покорили греческие государства, существовавшие на этой земле.

Затем завоеватели вступили в Сирию. Политическая обстановка им благоприятствовала, так как последние цари династии Селевкидов, практически, не обладали никакой властью. Когда-то грозная династия прекратила своё существование в 64 году до н. э., а Сирия вошла в состав Римской республики.

Дольше всех продержались Птолемеи. Последней представительницей династии стала царица Клеопатра. Она сыграла заметную роль в истории Древнего Рима. Эта женщина была любовницей Цезаря, а затем Марка Антония. С последним она вступила в военный союз против Октавиана Августа, но потерпела полное фиаско.

В 30 году н. э. царица приняла яд, а Египет вошёл в состав будущей Римской империи. Это стало концом Эллинистической эпохи Древней Греции, а пальму первенства взял в свои руки Рим.

Эллинистические государства

Обширная монархия Александра была непрочным и временным объединением. После длительной борьбы за власть между преемниками Александра его монархия распалась, и на развалинах ее возникли новые царства, во главе которых стали полководцы Александра: в Египте - Птолемей, в Сирии - Селевк, в Македонии - Антипатр. Кроме этих основных государств в Малой Азии возникали монархии Пергам, Понтийское царство, Вифиния и др., а к востоку от Двуречья - Парфия и Бактрия. Города Греции находились в состоянии упадка, обескровленные долгими войнами и отливом масс городского населения на восток.

Этот период в античной истории называется эллинистическим. Термин «эллинизм», по мнению некоторых ученых, обозначает только проникновение греков и греческой культуры на Восток путем основания многочисленных городов и распространения греческих форм эксплуатации местного населения. Советские ученые, обычно, сохраняя этот условный термин, вкладывают в него другое содержание. Они полагают, что со времени завоеваний Александра и особенно после них начинается новый период развития рабовладельческой формации, отличающий его от прежних греческих форм рабовладения и эксплуатации. Этот период характерен, органическим сочетанием восточных и греческих форм эксплуатации, с преобладанием восточных форм в эксплуатации земледельческого населения, и греческих - в городах. Кроме того, в отличие от предшествующего времени, города становятся центрами товарного производства и основной опорой эллинистических монархов.

333

Наиболее характерными чертами новых государственных образований являются монопольная собственность государства на землю и резкое разделение всего населения государства на население городское и сельское. Верховными собственниками земли были цари, уступавшие, путем ли временной передачи во владение или путем подарков и продажи, часть государственных Земель храмам, городам, чиновникам, полководцам и солдатам, которых они привлекали на службу, предоставляя им места для поселений и наделяя их участками земли.

Города стали теперь опорой царей как центры развития денежного хозяйства, товарного производства, ремесла и землевладения. Гражданские права продавались и покупались. Гражданином полиса мог стать любой человек, независимо от его происхождения. В то же время люди, потерявшие землю и оставшиеся без средств к жизни, лишались гражданских прав. Таким образом, городские общины объединены теперь не только по этническому и политическому, но и по классовому признаку. Во главе их стоят «рекомендованные» царем должностные лица и городской совет, членами которого были богатые граждане. Народное собрание теряет свое значение: оно лишь выслушивает и утверждает решения магистратов и совета. Землевладельческо-торговая знать городов заинтересована в поддержке царской власти, ибо монархия обеспечивала им защиту границ, предоставляя одновременно большие возможности к развитию ремесла и торговли на обширных территориях государства.

Из городов, основанных Александром, особенно большое развитие получила Александрия при Египте. Вскоре после смерти Александра Александрия оказалась столицей царства одного из его полководцев Птолемея. При династии Птолемеев Александрия превратилась в один из наиболее благоустроенных городов мира. Ее жители гордились прекрасной планировкой улиц, из которых главная, как утверждали, тянулась на 8 км. и достигала 35 м. ширины. Самые многолюдные улицы обсаживались деревьями, дающими прохладу в знойные дни. На острове Фарос, защищавшем входы в две морские гавани Александрии, был построен большой маяк в виде башни в три этажа, достигавший 120 м. высоты. Постройка этой башни по-праву считалась замечательным достижением строительного искусства, и Александрийский маяк был причислен к одному из семи чудес античного мира. Маяк простоял до XIII в 1 . Сам город славился садами и царскими дворцами. На территории дворца, занимавшего значительную часть города, находился знаменитый Александрийский музей с величайшей библиотекой мира, насчитывавшей более 700 000 древних рукописей. «Мусейон», т. е.

1 От маяка, стоявшего на о. Фарос, произошло слово «фары», известное каждому, видевшему автомобиль.
334

здание, посвященное музам, был одновременно и центром научных и литературных работ ученых и поэтов, собиравшихся сюда из разных концов греческого мира, и святилищем. В нем были залы для работы, лаборатории, столовая и квартиры ученых, содержавшихся за счет государства. К Музею примыкали ботанический и зоологический сад. Ученый, управляющий библиотекой, был одновременно и воспитателем царских детей.

На протяжении ряда столетий этот город был центром наук, особенно медицины, точных наук и филологии.

Основание новых городов и реконструкция старых были тесно связаны с развитием строительного искусства. Развивается архитектура и мастерство планировки больших городов, насчитывавших до 500-600 тысяч населения, как например Александрия, Пергам (ныне - Бергама в Турции), Антиохия и многие другие города Азии и Африки. Новые города отнюдь не напоминали старые Афины с узкими и кривыми улицами и с агорой неправильной формы. Улицы новых городов шли параллельно друг другу, пересекаясь под прямым углом, а это требовало работы геометров. В центре города была расположена агора правильной четырехугольной формы, обрамленная портиками с выходящими по фасаду красивыми колоннадами. Агора перестала быть рынком, теперь она - место для прогулок и отдыха, а также для народных собраний. На агоре обычно находилось и здание городского совета. Скульптуры, статуи и посвятительные памятники украшали площадь. Кроме того, создавались площади для продажи товаров и особые рынки для торговли скоропортящимися товарами. Для этого на таком рынке ставились столы со слегка наклонной поверхностью, удобной как для стока воды, так и для уборки столов. Здесь же находились и специальные подвалы для хранения продуктов. Площади изобиловали водой, наполнявшей крытые бассейны и бьющей из красиво оформленных фонтанов.

Кроме Александрии, одним из красивейших городов был Пергам. Он был построен красивыми террасами, поднимавшимися параллельными рядами к вершине холма - акрополю города. На верхних террасах располагались гимнасий, святилища и храмы, а на вершине холма - дворцовые постройки, храмы и библиотеки. Прекрасный скульптурный фриз, украшавший алтарь Зевса, со сценами борьбы богов и титанов, найденный в Пергаме, принадлежит к величайшим произведениям античного искусства. Этот памятник ярко описан И. С. Тургеневым 1 . Как и другие эллинистические города, Пергам имел водопровод и хорошую канализацию. Государство наблюдало за правильной постройкой домов и за чистотой как государственных, так и частных водоемов.

1 См. И. С. Тургенев, Пергамские раскопки, Соч., т. XI, 1957, стр. 397-402.
335

В период эллинизма наблюдается довольно быстрое развитие производительных сил в ремесле и особенно в строительстве и военном деле. В горном деле стали применяться водоподъемные приспособления. Изобретение винтовых водоотливных машин приписывается Архимеду («Архимедов винт»); однако подобные механизмы с давних пор применялись в Египте для орошения. Вероятнее всего, Архимед лишь усовершенствовал эти механизмы. Были усовершенствованы различные металлургические процессы (амальгамация золота, получение многих сортов стали, новые способы получения бронзы и т. д.). Имеются сведения о знакомстве греков в этот период с минеральным углем (вероятно, бурым).

Строительство в городах показывает высокий уровень развития архитектуры; даже руины храмов, дворцов, гимнасиев свидетельствуют о высоком мастерстве неведомых зодчих и тяжелом труде мастеровых и рабов. Зодчие широко использовали мозаику как широко распространенный элемент отделки зданий; стены дворцов и частных домов покрывались изысканными фресками.

Стекло, известное еще в Египте, получило теперь широкое распространение. Мастера изготовляли мозаичное, двухцветное, гравированное, золоченое, молочное и расписное стекло. Стеклянные вазы этого времени украшают витрины наших музеев.

Большой прогресс наблюдается и в гончарном производстве. Рельефные сосуды получили теперь всеобщее распространение. Упрощение производственного процесса позволило перейти к их серийному изготовлению. Открытием гончаров Александрии была свинцовая глазурь различного цвета, которая придавала прочность глиняной посуде.

Значительный прогресс наблюдается в текстильном производстве. Широко применяются горизонтальные ткацкие станки с 3-4 ремизами; в городах изготовлялись сложные узорные ткани, золототканные материи, ковры. Папирус в качестве писчего материала распространяется почти^ по всему эллинистическому миру.

Высокого развития достигает военная техника, оборудование морских гаваней, строительство военного флота разных типов и кораблей разного назначения. Были усовершенствованы старые и созданы новые осадные приспособления и военные машины - баллисты, катапульты, онагры и др., потребовавшие введения в состав войска специалистов-инженеров. При дворе сирийских царей существовала и должность главного физика.

Четыре чуда света из семи чудес, которыми гордился древний мир, были созданы в период эллинизма: храм Артемиды Эфесской, маяк в Александрии, гигантская статуя Гелиоса, стоявшая у входа в родосскую гавань и надгробный памятник царю Мавсолу в Галикарнассе (отсюда слово - мавзолей) 1 .

1 Три остальных чуда света созданы были в доэллинистическое время, это - египетские пирамиды, висячие сады царицы Семирамиды в Вавилоне и статуя Зевса в Олимпии работы Фидия.
336

Основой хозяйства эллинистических государств было землевладение. Вся земля, обработанная и необработанная, пастбища, леса и рудники признавались по-праву завоевания собственностью царя. Это было возможно, потому что основная масса земледельческого населения восточных государств не знала развитой частной собственности на землю. Земледельцы жили общинами, издавна обрабатывая землю царей, предоставленную им за поставку царям определенной доли урожая. Эта система была сохранена и в эллинистических государствах. Все земледельцы Египта и монархии Селевкидов стали «царскими крестьянами» или «царским людом» и на правах арендаторов должны были обрабатывать предоставленные им земли за установленную царями долю урожая (обычно за половину урожая). Взаимоотношения «царских крестьян» с новой властью изменились лишь политически, экономическая же основа их производства осталась прежней. Энгельс указывал, что на завоеванных землях, в случае господства деревни, слагаются крепостные отношения, при господстве городов - рабовладельческие 1 . Города, особенно в районах, не объединенных, подобно Египту, единством ирригационной системы, господствовали над сельскими территориями. Основание городов царями и их опора на старые городские центры связана с политикой укрепления рабовладельческих отношений и приемов эксплуатации подвластного земледельческого населения. Крупное землевладение знати городов было опорой царя при эксплуатации земледельческих общин. Самая форма общин была удобна для осуществления контроля над ними в целях планомерного поступления налогов и обработки всей земли общинников, так как ответственность за это возлагалась не на отдельных земледельцев, а на общину в целом.

В этот период не только морские, но еще в большей степени сухопутные торговые пути охватывали огромные территории: от Средиземного моря через Евфрат - до Китая и Индии, от Северного Причерноморья - до Аральского моря и Алтая. Из Египта торговые пути шли на восток через Аравийский полуостров - в Индию, на юг - в богатую золотом и слоновой костью Нубию, на запад в Киренаику и Карфаген, а оттуда- в Испанию и к Британским островам. Границы эллинистического мира раздвинулись. Купцы достигали границ океанов на востоке и западе. Совершались морские походы в неизведанные земли, вплоть до северных берегов Европы. Капитаны кораблей пользовались морскими картами; увеличилась грузоподъемность торговых кораблей.

Особенно большие прибыли приносила торговля с отдаленными районами, где было возможно обменивать с огромным барышом изделия ремесла на дорогие товары и предметы роскоши. Обладание торговыми путями означало политическое господство и над приле-

1 Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1953, стр. 331.
337

гавшими к ним территориями, поэтому между отдельными государствами шла упорная борьба за господство над этими путями и особенно над выходами к морю.

Параллельно с торговлей шло и развитие ремесла. Сбыт ремесленных изделий на обширных рынках предоставлял большие возможности личного обогащения. Кроме частных мастерских с большим количеством рабов, возникают царские и храмовые мастерские, в которых работают «царские» и «храмовые» рабы.

В то время как города были центрами денежного обмена на внешних рынках, внутри страны преобладал натуральный обмен и все налоги с крестьян взимались натурой.

Развитие торговли и расширение рынкЬв открывали купцам огромные возможности для приобретения рабов. Спрос на рабов чрезвычайно возрос в связи с широким применением их труда в мастерских, на рудниках, в сельских поместьях, храмовых хозяйствах и на землях городов. И все же, даже при наличии рабских рынков, на территории Египта и в монархии Селевкидов происходила охота на людей, насильственно превращаемых в рабов. Роль рабского труда была велика в рудниках и каменоломнях. Эксплуатация рабов достигала здесь самых бесчеловечных форм, вызывая большую смертность и быструю инвалидность; поэтому восстания в рудниках были особенно частыми, хотя и подавлялись с большой жестокостью.

Эллинистическая культура

Экономические и социальные изменения в жизни как отдельных людей, так и целых государств, в этот период оказали огромное влияние на характер культуры и ее развитие. С кризисом старой полисной системы развивается кризис полисной идеологии; становится характерным индивидуализм и стремление чувствовать себя гражданином не только своего города, но и огромного государства и даже государств, поскольку везде у трона царей стояли греки и македоняне, а греческий язык везде был государственным языком. Наряду с индивидуализмом развивается и космополитизм как неизбежное следствие развития наемничества и классово-привилегированного положения людей, воспитанных на греческой культуре. Космополитизм того времени был классовой идеологией рабовладельцев, идеологией, оторванной от народа и противопоставленной ему, как идеология политически господствующей верхушки неполноправным и угнетаемым массам производительного населения, чуждого грекам по происхождению, по культуре и языку. Таким образом, основным и характерным признаком эллинистической культуры является ее антинародный классовый характер, который неразрывно связан с интересами господства и подчинения.

Именно поэтому так ограничено и бедно развитие литературы, поэзии и красноречия. Политическая жизнь более не интересует поэтов, а если они и обращаются к политическим темам, то только для прославления монархической

338

власти, царя и членов его фамилии. Литературные произведения этого времени, несмотря на наличие ряда даровитых поэтов, никогда не достигают совершенства великих художников слова Греции V в. до н. э. Театр представлен бытовой комедией, а проза - новым литературным жанром, эллинистическим романом. Процесс вырождения литературы и симптомы растущего пессимизма становятся все более заметными, начиная с середины III в. до н. э. Философские школы этого времени также отмечены реакционным аристократическим характером. Призывая искать счастья путем самосовершенствования, они предлагали лишь отказаться от желаний и спокойно переносить страдания как личные, так и своих близких. Единственной школой; продолжавшей материалистическую философию Демокрита, была школа философа Эпикура, который также развивал учение о вечности и неизменности материи. Важным научным открытием Эпикура было утверждение, что материя и движение неотделимы друг от друга. Эпикур учил, как и Демокрит, что атомы лежат в основе мира. Но в отличие от своего предшественника, он полагал, что атомы движутся не по прямым, а по кривым линиям и при столкновении образуют тела, характеризующиеся новыми качествами. Будучи материалистом, Эпикур проповедывал атеизм и впервые, по замечанию Маркса, стал открыто нападать на религию; поэтому Маркс и считал Эпикура одним из величайших греческих просветителей. Однако Эпикур и его последователи сторонились политической борьбы и полагали, что говорить о своем учении можно только среди друзей, среди единомышленников. Таким образом, и эта школа сохраняла свой аристократически замкнутый характер.

Гораздо большей популярностью в то время пользовалось учение идеалистической школы стоиков, получивших название от «стой»-крытого портика, где в Афинах учил мудрости основатель школы Зенон. Позднее христианство заимствовало у стоиков учение о добродетели, под которой понималось соединение разума, мужества, самообладания и справедливости, так же как и учение о природном равенстве людей.

Стоики учили, что человек должен на земле выполнять свой общественный долг, не сторонясь людей, и относиться с состраданием к рабам. Рабство они определяли как «пожизненную наемную работу». Долг мудреца, учили стоики, состоит в том, чтобы помогать царям разумно управлять подданными, а если правитель плох, то помочь народу избавиться от него, заменив его разумным правителем. Поэтому стоики принимали участие в политических движениях. Однако идеальное государство стоиков по-прежнему покоилось на рабстве.

В исторической науке того времени большое место отводилось истории Филиппа и Александра. Для большинства историков было характерно выдвижение на первый план сильной личности, противопоставленной политически пассивной и покорной массе. Наряду с этим у ряда писателей возникает интерес к истории отдельных

339

стран, в частности к истории Аттики, Спарты, к истории Египта, Вавилонии, Индии и Сицилии. Эти работы представляют большой научный интерес, хотя до нас дошли лишь фрагменты этой большой литературы или ее пересказы.

Наибольшего расцвета в IV-III вв. до н. э. достигают точные науки.

Центрами культуры в это время были крупные города, особенно Александрия, Пергам и Родос; из старых городов Афины также сохранили свое культурное значение как центр фило--софии.

Расширение географических границ эллинистического мира привели к высокому развитию географии и ботаники. Учеными Александрии проводилась большая работа по точному определению расположения отдельных стран и городов на картах, впервые вводятся в науку такие понятия как меридиан и параллель. Наиболее известным географом того времени был Эратосфен, составивший географическую карту земли, попытавшийся вычислить окружность Земли 1 и описание ее формы. В это же время жил и работал ученик Аристотеля Феофраст, слывший, вплоть до XV в. н. э., самым выдающимся ботаником, да и в XV в. ботаника начала свое развитие с изучения работ Феофраста, впервые переведенных тогда на европейские языки. Феофраст положил начало научному изучению анатомии, морфологии, систематики и даже физиологии растений. Он уже знал, что растения питаются при помощи листьев, отличал в стебле древесину и сердцевину от коры и находил в растительных органах такие же жилы, какие замечаются у животных. Но труд его не получил дальнейшего развития ни при эллинистических царях, ни при римлянах, так как в то время в изучении ботаники преобладали практические интересы. Ботаника оставалась наукой о лекарственных и ядовитых растениях.

Большие успехи в медицине связаны с работой александрийских врачей, которые стали впервые применять при занятиях анатомией вивисекцию. Для этого цари Египта предоставляли им людей, осужденных на смертную казнь. Специальному изучению подвергались внутренние органы человека, нервная система и мозг, уже тогда считавшийся центром умственной деятельности.

Большой прогресс наблюдался и в развитии математических наук. Работа александрийского ученого Евклида «Элементы геометрии» (куда входили тогда и элементы алгебры) оставалась настольной книгой не только у римлян, но позже и у арабов и у европейских ученых. Ряд положений этой книги сохранил значение и в наше время. Крупнейшим математиком был Архимед из Сиракуз (III в. до н. э.). Простой и неполный перечень проблем, которыми занимался Архимед, показывает широту и глубину его научных ин-

1 Принцип вычисления окружности Земли у Эратосфена был строго научным и полученная им величина окружности нашей планеты близка к современным данным.
340

тересов: отношение диаметра круга к его окружности, изобретение научной терминологии для обозначения любых цифр, исчисление бесконечно-малых, занятия гидростатикой, впервые в его работах получившей научное обоснование. В механике Архимед сделал много открытий: изобрел лебедку для перемещения тяжестей, сконструировал ряд военных машин. Фактически он был творцом научной механики.

Его трагическая смерть при взятии римлянами Сиракуз покрыла позором имя римлян. Поэтому они позже сочинили легенду об ученом-чудаке, убитом будто бы случайно и по его собственной вине.

В области астрономии Аристарх Самосский высказал гениальную догадку о том, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг неподвижного Солнца, в 300 раз превышающего размеры земли. Однако обосновать свою научную догадку он в то время, конечно, не мог. Широкое распространение получила разработанная тогда крупным астрономом Гиппархом из Никеи геоцентрическая система, которая господствовала в науке вплоть до Коперника.

Замечательным открытием Гиппарха было точно вычисленное им предварение (прецессия) равноденствий. Гиппарху принадлежит и составление первого звездного каталога, в котором были определены более 1000 звезд.

Расцвет эллинистической науки и техники не был продолжителен. Во II в. до н. э. начинается упадок науки и научной мысли и одновременно распространение астрологии, магии и всевозможных грубых суеверий. В литературе, философии усиливаются мрачные тона и рост пессимизма. Развивается детерминизм, т. е. полное отрицание свободы человеческой воли. Упадок творческой мысли, науки и литературы сопровождался усилением роли религии, особенно ростом влияния восточных культов. Цари проводили политику религиозного синкретизма - смешения религиозных верований и культов,- пытаясь таким образом объединить греческое и восточное население городов. Они устанавливали официальный культ царей, который, однако, привился лишь в городах. Местное земледельческое население оставалось верным своим религиозным культам, обрядам, своему языку и своей местной культуре.

Развитие точных наук также было кратковременным. Оно было вызвано знакомством с наукой и техникой восточных стран, с широкими возможностями опытных наблюдений, с практическими задачами, поставленными перед учеными, и одновременно это было подведением итогов знаниям, накопленным в предшествующих периодах. Но наука, оторванная от философской основы, неизбежно вела к эмпиризму, к отказу от теоретических изысканий, к узкому практицизму. Об этом ясно свидетельствуют примеры судьбы трудов Архимеда и Феофраста, не нашедшие достойных продолжателей ни в эллинистический, ни в римский период.

341

Заключение

Развитие науки могло быть длительным процессом только при условии привлечения к ней заинтересованного в ее развитии народа. Этого как раз не было и не могло быть в эллинистических государствах, основанных на подавлении и эксплуатации не только рабов, но и широчайших слоев сельского и городского населения, занимавшегося производительным трудом. Перед нами предстает верхушка общества, зараженная космополитизмом, потерявшая родину, так как она не была связана ни этнически, ни исторически, ни культурно с народом, которым она управляла, охваченная чувством нараставшего пессимизма, отчаяния и обреченности. Вырождение ее классово ограниченной культуры было закономерным процессом. Система эллинистических государств, основанная на рабовладельческих монополиях, т. е. на прямом принуждении трудящихся масс, экономически мало заинтересованных или совсем не заинтересованных в техническом развитии своего производства, не могла долго развиваться. Всякая монополия, как отмечал В. И. Ленин, имеет тенденции к быстрому загниванию.

В то же время среди народов, подвластных эллинистическим правителям, медленно, но неуклонно происходило развитие их местной народной культуры, росло самосознание, приобретаемое в классовой борьбе, крепло чувство родины и патриотизма. Вот почему в эллинистический период, кроме борьбы рабов и борьбы земледельцев, направлявших свою ненависть прежде всего на города, развивается и борьба народностей за свое освобождение, за право на самостоятельное политическое и экономическое развитие.

Неслучайно поэтому процесс завоевания римлянами эллинистических государств был быстрым. Народ, ненавидя своих правителей, не поддерживал их во время войны, рассматривая любую войну как средство избавления от ненавистного ига. Однако новое иго, наложенное на древние народы Римом, принесло им новые страдания, слезы и кровь.

Подготовлено по изданию:

Колобова К.М., Глускина Л.М.
Очерки истории Древней Греции. Пособие для учителя. Л., 1958.

Сущность понятия «эллинизм». Современные дискуссии о сущности эллинизма. Борь­ба диадохов и образование эллинистических государств. Общие закономерности в развитии эллинистических государств и специфика их экономической, социальной и политической структуры. Развитие производительных сил и производственных отношений.. Прогресс техники, усиление экономических связей,расширение зоны развитых товарно-денежных отношении. Распространение рабства классического типа. Роль вновь основанныхгреческих го­родов. Сочетание классического рабства и иных категорийзависи­мости. Города и сельские местности.

Эллинистический Египет. Территория. Особенности экономического и социального строя. Рабовладение. Положение«лаой». Различные категории эксплуатируемого населения. Экономическая роль государства. Монополии. Дуализм, права. Тенденции к политической централизации. Особенности социальных конфликтовптолемеевском Египте. Греческий город Александрия – столица эллинистического Египта. Упадок птолемеевского Египта его причины.

Царство Селевкидов. Территория и население. Основные хозяйственно-экономические зоны. Градостроительная политика Селевкидов. Экономика. Роль полисов. Вавилонские гражданскохрамовые общины. Иные типы городов. Сельская территория. Сложность социальной структуры. Организация государства. Основные направления политики. Кризис в середине IIIг. Отпадение Греко-Бактрии и Парфии. Основные факты раннейистории этих государств. Борьба Селевкидов и Птолемеев за сирофиникийское побережье. Антиох III. Попытка восстановления могущества государства. Столкновение с Римом. Упадок государстваСелевкидов. Борьба с Парфией и утрата восточных территорий. Гибель царства Селевкидов.

Царство Пергам - значительный торгово-ремесленный икультурный центр эллинистического мира. Пергам и Селевкиды. Рим­ское проникновение в Пергам. Социально-экономический и полити­ческий строй Македонии в период эллинизма. Балканская Греция в эллинистическую эпоху. Перемещение торговых путей на восток. Экономический упадок Греции. Положение полисов. Ахейский и Этолийский союзы. Их организация и внешняя политика. Борьба Македонии за гегемонию в Греции. Классовая борьба в Греции. Положение в Спарте. Особенности социальной борьбы в Спарте. Законодательство царей Агиса и Клеомена. Тирания Набиса. Войны Рима с Македонией. Установление римского господства в Греции и Македонии. Родос. Великая Греция и Сиракузы.

Завоевание эллинистических государств Парфией, Римом. Причины потери независимости эллинистическими государствами.

Эллинистическая культура

Общие черты культуры эллинизма. Взаимодействиекультуры Греции и Востока. Кризис полисного мировоззрения. Города- центры эллинистической культуры. Космополитизм, фатализм, индивидуализм - характерные черты мировоззрения населения адлинистического мира. Социальные и политические корни новых яв­лений в идеологии. Специфика развития местных культур. Дифференциация и систематизация наук. Успехи естественных и точных наук. Историческая мысль в период эллинизма. Александрийская и Пергамская библиотеки. Мусейон. Философские систе­мы эллинистического периода. Стоики, эпикурейцы, киники. Со­циальная действительность и философия. Поэты эллинизма - Каллимах, Феокрит. Комедии Менандра, эллинистические утопии. Зачатки литературоведения. Новые черты в изобразительном искусстве, утрата героического идеала. Интерес к простому человеку ибыту.


Выдающиеся памятники изобразительного искусства.

Официальная идеология эллинистических государств и искусство. Различные художественные школы. Градостроительство. Градостроительство в политике эллинистических царей. Градострои­тельные школы.

Религия эллинистического периода. Царский культ. Его осо­бенности в Египте и в царстве Селевкидов. Распространение вос­точных культов в Греции. Религиозный синкретизм (официальный инародный), мессианство. Историческое значение культуры эллинизма.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

История Древнего Рима - эпоха наивысшего развития и паде­ния рабовладельческого общества древности, высший, заключительный этап рабовладельческой формации. Основные проблемы римской истории и ее значение во всемирно-историческом процессе. Условность термина «Древний Рим». Хронологические и тер­риториальные рамки Римского рабовладельческого государства вразличные периоды его истории. Периодизации римской истории.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал