Толкование евангелия от марка глава 4. «Евангельские образы» (Толкование на Евангелие от Марка). Взаимные отношения Евангелий

Евангелие от Марка, 4 глава. Библия от IMBF - новый перевод Нового и Ветхого Заветов Международного служения «Благословение Отца» Опубликовано на веб-портале

От Марка, 4 глава

Иисус учит народ притчами.

Мр.4:1 И опять Он начал учить у моря. И собирается к Нему много народа, так что Он вошел в лодку, чтобы сидеть в море, а вся толпа была на земле у моря.

Мр.4:2 И многому учил их в притчах, и говорил им в учении Своем:

Притча о сеятеле.

Мр.4:3 «Слушайте! Вот вышел сеятель сеять.

Мр.4:4 И случилось, что при сеянии одно семя упало у дороги, и прилетели птицы и склевали его.

Мр.4:5 А другое упало на каменистые места, где не было много земли, и тотчас проросло, поскольку земля была неглубока.

Мр.4:6 И когда взошло солнце, увяло и как не имело корня засохло.

Мр.4:7 А иное упало в тернии, и выросли тернии и заглушили его, и плода не принесло.

Мр.4:8 Иное же упало в землю хорошую и поднимаясь, выросло, давая плод, и принесло одно тридцать, и одно – шестьдесят, а одно - сто.

Мр.4:9 И говорил Он : «Кто имеет уши слышать, пусть слышит!»

Мр.4:10 И когда Он оказался наедине, окружающие Его с двенадцатью, спрашивали о притче.

Мр.4:11 И говорил им: «Вам даны тайны Царства Божьего; тем же, внешним, всё дается в притчах,

Мр.4:12 чтобы они, видящие смотрели и не увидели, и слышащие слышали и не понимали, и не обратились, чтобы было прощено им.»

Мр.4:13 И говорит им: «Не знаете притчу эту? А как же все притчи познаете?

Мр.4:14 Сеющий слово сеет.

Мр.4:15 Есть же такие люди , которые у дороги, где сеется слово, когда услышат, тотчас приходит сатана и забирает слово, посеянное в них.

Мр.4:16 И есть такие люди , которые на каменистых местах, где сеется слово, когда услышат, тотчас с радостью принимают его,

Мр.4:17 но не имеют корня в себе и непостоянны; и затем, когда случаются угнетения или гонения из-за слова, тотчас разуверяются.

Мр.4:18 А другие, которые в терниях, где сеется слово, слушают слово,

Мр.4:19 но заботы века и обман богатством, и иные желания, входя в них , заглушают слово, и бесплодными становятся.

Мр.4:20 А те, которые в землю хорошую посеяны, когда слышат слово, принимают его и приносят плод: одно - тридцать, и одно - шестьдесят, и одно - сто.»

Притча о светильнике.

Мр.4:21 И говорил им: «Ибо не приносят светильник, чтобы под модий или под ложе он был поставлен. Не для того ли, чтобы на подсвечник был он поставлен?

Мр.4:22 Ибо нет тайного, что не сделалось бы явным, и нет сокрытого, что не пришло бы в открытое.

Мр.4:23 Кто имеет уши слышать пусть слышит!»

Мр.4:24 И говорил им: «Смотрите, как слышите. Какой мерой мерите, такой будет отмерено вам и будет добавлено вам.

Мр.4:25 Ибо кто имеет, дано будет ему; и кто не имеет, и то , что имеет, будет взято от него.»

Притча о посеве.

Мр.4:26 И говорил: «Царство Божье подобно тому , как человек бросит семя в землю

Мр.4:27 и будет спать, и будет подниматься ночью и днём, а как семя будет прорастать и будет тянуться, не знает он.

Мр.4:28 Сама собой земля приносит плод: сначала траву, затем колос, затем полное зерно в колосе.

Мр.4:29 Когда же принесет плод, тотчас человек посылает серп, потому что настала жатва.»

Притча о горчичном семени.

Мр.4:30 И говорил: «Как мы уподобили бы Царство Божье, или на каком примере представили бы его?

Мр.4:31 Оно, как зерно горчичное, которое когда будет посеяно в землю, есть наименьшее всех семян на земле.

Мр.4:32 И когда будет посеяно, восходит и становится больше всех растений и распускает ветви большие так, что могут под тенью его птицы небесные селиться.»

Мр.4:33 И таковыми притчами многими говорил им слово, как они могли слышать;

Мр.4:34 без притчи же не говорил им, но наедине своим ученикам объяснял всё.

Мр.4:35 И говорит им в тот день на закате: «Переправимся на противоположную сторону.»

Иисус усмиряет бурю.

Мр.4:36 И, оставив народ, забирают Его, как Он был в лодке, и другие лодки были с Ним.

Мр.4:37 И поднялась великая буря с сильным ветром, и волны накатывались на лодку так, что лодка уже наполнялась водою .

Мр.4:38 А Он был на корме и спал на подушке; и поднимают Его и говорят Ему: «Учитель, разве не заботит Тебя, что мы погибаем?!»

Мр.4:39 И Он, разбуженный, запретил ветру и сказал морю: «Замолчи, перестань!» И утих ветер, и сделалась великая тишина.

Мр.4:40 И сказал им: «Что вы так боязливы? И ещё не имеете веры!?»

Мр.4:41 И они устрашились страхом великим, и говорили друг другу: « Кто тогда Этот, что и ветер и море слушаются Его?!»

Чтобы убедиться, что вы просматриваете актуальную версию перевода, а не сохраненную в кэше браузера, просто нажмите на клавиатуре одновременно две клавиши Ctrl+F5 или нажмите на верхней панели вашего браузера кнопку «Обновить эту страницу».

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ (4:1-2) (МАТФ. 13:1-2)

Мар. 4:1-2 . И опять (2:13; 3:7) Иисус начал учить народ при море (Галилейском); и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку… а весь народ был на земле у моря. И учил их притчами…

2. ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ (4:3-20)

а. Изложение самой притчи (4:3-9) (Матф. 13:3-9; Лук. 8:4-8)

Перед тем, как рассказать эту притчу, и, завершив рассказ ее, Иисус призвал людей слушать Его внимательно и вдуматься в Его слова (Мар. 4:3,9,23).

Мар. 4:3-9 . Вот вышел сеятель сеять; и когда сеял семя на своем вспаханном поле, иное упало при дороге; иное упало на каменистое место, где немного было земли, поскольку пласт твердой породы залегал близко к поверхности; иное упало в терние (в почву, засоренную корнями различных сорняков); и иное упало на добрую землю.

Не все посеянное принесло урожай. Птицы склевали зерно, упавшее при дороге (4:4). Солнце иссушило те нежные ростки, которые вскоре проявились на каменистой почве (4:6). Выросшие сорняки заглушили те растения, которые взошли на засоренной почве, и они тоже не принесли урожая (стих 7).

Посеянное же на доброй почве взошло, пустило корни, выросло и принесло обильный урожай. Иное тридцать, иное шестьдесят, иное сто крат (стих 8) больше посеянного - в зависимости от того, насколько плодородной была почва. А в те времена урожай в отношении 10 к 1 уже считался хорошим.

б. Иисус поясняет, почему учит притчами (4:10-12) (Мат; 13:10-17; Лук. 8:9-10)

Мар. 4:10 . Указание на изменение обстановки имеет тут важное значение. То, что описано в стихах 10-20, собственно, произошло позже (стихи 35-36; сравните Матф. 13:36), но Марк помещает это здесь ради раскрытия принципа, сформулированного в 4:11,33-34, и таким образом подчеркивает значение притчи как таковой.

Итак, когда Иисус остался без народа, окружающие Его (другие ученики - 3:34) вместе с двенадцатью спросили Его о значении или назначении притчи (предпочтительнее, по-видимому, читать здесь "о притчах", а не "о притче", как в русском тексте; в англ. тексте здесь множ. число. То есть ученики спрашивали о притчах вообще и о значении притчи о сеятеле, в частности - от ред.)

Мар. 4:11-12 . Эти стихи следует "воспринимать" в контексте неверия и враждебности, которыми был окружен Иисус (3:6,21-22,30). Он обращается к Своим ученикам (к тем, которые верили в Него; Его "вам" выразительно подчеркнуто средствами греческого языка). И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия (другими словами, о Божием плане человеческого спасения, сокрытом от людей, о домостроительстве на земле Царства Божия; 1:15), а тем внешним (т. е. не входящим в круг учеников, всей этой толпе неверующих все (касающееся благовестия Его и миссии) преподносится в притчах (здесь в смысле сказания, облеченного в загадочную форму).

С Иисусом и Его благовестием "встретились лицом к лицу" обе группы - и уверовавшие в Него и те, которые Его отвергли. Но "учеников" Бог наделил способностью увидеть "тайну Царствия" в Иисусе; Он дал им откровение о Своем плане построения Царства в нынешнее время, т. е. в Век "сеяния семени" (4:13-20; 13:10). План этот ранее был скрыт от пророков, однако теперь он открывался людям, избранным Богом (Рим. 16:25-26).

Тайна общая всем притчам о Царстве состоит в том, что в Иисусе Христе Божие управление земными делами становится частью человеческого опыта, постигается людьми в некоей новой духовной форме. Ученики поверили в Иисуса Христа. Следовательно, Бог уже открыл им вышеупомянутую "тайну", хотя на тот момент они еще мало разбирались во всем ее значении.

С другой стороны, те, кто были ослеплены неверием, не видели в Иисусе ничего, кроме угрозы самому существованию своему. Они отвергли Его, и им не дано было познать "тайны" Царства Божиего. Для таковых форма притч, в которые облекал Иисус Свои истины, оказывалась непроницаемой. Ибо они были подобны израильтянам, жившим в дни пророка Исаии (Ис. 6:9-10). Пророк этот говорил, что духовные слепота и глухота, поразившие их, есть Божие наказание. При этом он говорил об Израиле как о народе (6:9 - "этот народ"), обвиняя его в отвержении Божиего откровения (в дни Иисуса это проявилось с особой наглядностью).

У Марка, как и у Матфея, перефразированы слова Исаии о том, что народ израильский будет видеть и слышать (в данном случае - применительно к образному строю притч), но не "уразумеет" духовного смысла того, что "видят" и "слышат". Да не обратятся (к Богу), чтобы прощены им были грехи их.

Это не значит, что у слушавших Иисуса отнималась самая возможность уверовать в Него. Ведь ожесточение народа происходило не от того, что Иисус учил притчами, а от его изначально враждебного отношения к Нему, возбуждаемого его вождями; потому и отказывались израильтяне войти в открывавшиеся перед ними "двери разумения". И поскольку они упорно не принимали благовестия Христова ("затворили от него разум свой"), им было отказано в возможности проникновения в него - посредством облечения откровения в форму притч. Тайна не давалась им во всем ее значении потому, что они не способны были ею воспользоваться.

И все-таки притчи, "скрывавшие" тайну, как бы приоткрывали завесу ее и тем будили (у желавших этого) мысль (12:12), а это в конце концов могло бы привести их к получению откровения. В конечном счете притчи "блюли" свободу народа верить или не верить, демонстрируя в то же время, что решение "в пользу веры" награждается от Бога способностью верить (4:11а).

в. Изъяснение притчи о сеятеле (4:13-20) (Матф. 13:18-23; Лук. 8:11-15)

Мар. 4:13 . Тем, что скрывается за двумя вопросами Христа, содержащимися в этом стихе, подчеркивается важность притчи о Сеятеле. Если ученики Иисуса не понимали (в греческом тексте употреблен глагол оидате, означающий интуитивное понимание) ее значения, то не смогут понять (а здесь глагол гносете - понимать или постигать на опыте) никаких других притч о Царстве Божием.

Мар. 4:14-20 . Кто такой сеятель, Иисус не объясняет, но из контекста следует, что это Он Сам и все те, которые станут сеять (провозглашать) слово Божие; оно и есть семя (1:15,45; 2:2; 6:12). В 4:15-20 речь пойдет о разных "видах почвы", т. е. о разных категориях слушателей, в разуме которых сеется "семя" благовестия.

Многие люди так или иначе отвергают благовестие Иисуса Христа. В притче они поделены на три категории. Одни слышат слово Божие, но остаются равнодушны к нему. Сатана (здесь уподоблен птицам) тут же приходит к ним и похищает слово, посеянное в них. Другие слушают слово с радостным энтузиазмом, однако на поверку энтузиазм их оказывается поверхностным, и хватает его на короткое время: глубокого корня слово в них не пускает.

А потому стоит прийти скорби или начаться гонениям за веру (уподобляются палящему солнечному зною), тотчас соблазняются (толкование на 14:27) и отпадают. Третьи тоже слушают слово, однако сердца их и мысли слишком заняты земным и временным. Посеянное в них слово очень скоро вытесняется из разума их и сердца заботами века сего, обольщением богатством и другими пожеланиями (уподобляются сорнякам, заглушающим культурные растения). И в этих слушающих слово тоже не приносит плода (сравните 10:22), а, значит, по-настоящему верующими они никогда не были.

В отличие от упомянутых трех групп, есть на земле и такие люди, которые слушают слово и принимают, и приносят плод (духовный) - в тридцать… а шестьдесят и во сто крат (сравните 4:24-25 с Матф. 25:14-30; Лук. 19:11-27). Они-то и являются истинными учениками Господа.

Итак, распространение Благой Вести о Царстве Божием подобно сеянию семени на разных видах почвы. В первое пришествие Иисуса Христа, как и в век Церкви, Царство Божие, хотя и существует на земле, но как бы скрыто или не вполне явно, будучи теснимо сатанинской оппозицией ему и людским неверием. И все-таки оно, т. е. "Божие правление", действует (существует) - в тех, кто принимают благовестие Иисуса Христа; Его власть над этими людьми и действие в них проявляются в том, что они - духовно плодоносны.

И все же вполне явно Царство Божие будет установлено лишь во второе пришествие Иисуса Христа во славе (Мар. 13:24-27). Тогда-то и будет собран на земле небывалый урожай. Таким образом в притче о сеятеле подразумевается постепенное утверждение на земле Царства Божиего, которое в настоящее время как бы скрыто и невидимо, а в будущем станет явным и откроется во славе своей - (сравните 1:14-15).

3. ПРИТЧА О СВЕЧЕ И "МЕРЕ" (4:21-25) (ЛУК. 8:16-18; МАТФ. 5:15 и ЛУК. 11:33; МАТФ. 7:2 и ЛУК. 6:38; МАТФ. 10:26 и ЛУК. 12:2; МАТФ. 13:12; 25:29 и ЛУК. 19:26)

К сказанному Им в этих стихах в форме притчи Иисус прибегал неоднократно и при разных обстоятельствах (вышеуказанные ссылки). Марк поместил эти стихи здесь потому, что ими подкрепляется учение Иисуса в притчах о Царстве Божием и указывается на необходимость надлежащего отклика на это учение. Мар. 4:23-24а перекликается со стихом 3 и 9, и, значит, в представлении Марка слова эти (стихи 23-24а) были частью обращения Иисуса в форме притч ко всему народу (сравните стих 26, 30), а не Его частных бесед с учениками.

Мар. 4:21-23 . В этой короткой притче Иисус указывает на очевидный факт, что зажженную свечу не ставят под сосуд или под кровать. Но ставят ее на подсвечнике, чтобы она лучше освещала дом. И далее Он поясняет, что все тайное становится со временем явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Господь подразумевал учение о "тайне Царства Божия", которое со временем должно быть предложено всему миру. Таким образом, и этот пример из повседневной жизни тоже содержал в себе "информацию о духовной истине" - для всякого кто имеет уши, если только он пожелает услышать.

Мар. 4:24-25 . Если человек принимает возвещенное Им (1:15), Бог удостоит его "соучастия" ("доли", "меры") в Царствии Своем уже теперь, а в будущем, когда Царствие Божие "откроется" (стихи 21-23), ему ("слушающему") прибавлено будет еще больше. Но если человек отвергает слово Его, то теряет все, включая то, что имеет теперь, а именно возможность стать причастником Царства Божиего; ибо она у него отнимется.

4. ПРИТЧА О ЗЕМЛЕ, КОТОРАЯ САМА ПРОИЗВОДИТ ПЛОД (4:26-29)

Эту притчу приводит только Марк. Подобно притче о Сеятеле, она представляет собою картину грядущего Царства Божиего на всех его стадиях: сеяние (стих 26), всход и возрастание посеянного (стихи 27-28) и, наконец, сбор урожая (стих 29); ударение, однако, поставлено на стадии роста. Лишь одна личность, неконкретизированный сеятель, присутствует при всех трех фазах.

Мар. 4:26. Итак, первая фаза: человек бросает семя в землю.

Мар. 4:27-28 . При второй фазе сеятель, хотя и присутствует, но как бы пассивно. Посеяв семя, он предается своим повседневным делам, не заботясь о семени. Оно, между тем, всходит и растет, но каким образом, он не знает. Почва (земля) сама собою последовательно производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

Это "сама собою" (буквально "автоматически") в греческом тексте звучит подчеркнуто; его можно было бы передать как "без всякой видимой причины" или "без всякого человеческого вмешательства", т. е. здесь намек на то, что вся необходимая "работа" осуществляется Богом (схожую ситуацию находим в Иов. 24:24; Деян. 12:10). Именно Он "действует" в зерне, наделенном жизнью, которое, будучи посажено в добрую почву, проходит в своем возрастании последовательные стадии, не зная вмешательства со стороны человека.

Мар. 4:29 . Для сеятеля же в конечном счете интерес представляет лишь третья фаза. Как только урожай поспел, он немедленно посылает серп (речевой прием, означающий "посылает жнецов" - сравните Иоил. 3:13), потому что настало время жатвы.

Некоторые толкователи видят в этой притче картину евангелизации мира. Другие понимают ее как образ духовного роста верующего. Третьи рассматривают эту притчу как описание становления Царства Божиего - посредством таинственной, свыше совершаемой работы Небесного Отца. Смысловое ударение в ней, как уже было сказано, ставится на фазе роста при невидимом действии Бога - в некий промежуточный период между возвещением Благой вести Иисусом (здесь "смиренным" сеятелем - и Его учениками) и провозглашением Царства тем же Иисусом, но уже - всесильным Жнецом. Третья точка зрения кажется наиболее предпочтительной как в свете сказанного в 4:26а, так и с учетом контекста всех притч о Царстве Божием в целом.

5. ПРИТЧА О ЗЕРНЕ ГОРЧИЧНОМ (4:30-32) (МАТФ. 13:31-32; ЛУК. 13:18-19)

Мар. 4:30-32 . Процесс становления Царства Божия уподобляется в этой притче процессу роста горчичного куста (имеется в виду обыкновенная так называемая черная горчица) из крохотного зерна. В представлении иудеев оно, должно быть, отлично "ложилось" в притчу, так как, будучи меньше всех семян на земле, возрастало в огромный куст В самом деле, семена черной горчицы настолько мелки, что числом от 725 до 760 весят всего один грамм. Горчица - растение однолетнее; оно растет очень быстро и становится больше всех злаков; в условиях Палестины всего за несколько недель роста куст достигает высоты 3-4 метров. Птиц небесных привлекают как плоды горчицы, так и тень, которую она дает.

В этой притче подчеркивается контраст между мельчайшим семенем и высочайшим кустом, произрастающим из него. Тут как бы символ контраста между незаметным и таинственным началом Царства Божиего, которое зримо было представлено Иисусом Христом во время Его пребывания на земле, и тем величественным конечным результатом, который обнаружится при Его втором пришествии, когда это Царство превзойдет в своем могуществе и славе все земные царства.

Упоминание о "птицах небесных" могло быть сделано лишь с целью подчеркнуть "огромность" конечного результата. Но они могли быть и прообразом злых сил (сравните стих 4), говоря в таком случае о "дефектах роста" Царства Божиего. Возможно и то, что "птицы" символизируют язычников как часть Божиего Царства (Иез. 17:22-24; 31:6). То, что Бог обещал сделать (Иез. 17 гл.), Он начал исполнять в Иисусе Христе, посредством Его миссии. (Царство это, однако, не следует отождествлять с Церковью; толкование на Мар. 1:15.)

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ (4:33-34)

Мар. 4:33-34 . В этих стихах резюмируются цель, которую преследовал Иисус, уча притчами, и Его подход к учению именно в такой форме (сравните стихи 11-12). Он проповедовал им слово (сравните 1:15): народу и ученикам излагая Свое учение притчами, которые приспосабливал к уровню их понимания. Он поступал так, т. е. говорил иносказательно (без притчи же не говорил им) по причине неверных представлений в народе о Царствии Божием. Своим же ученикам наедине изъяснял все; подразумевается - о Своей миссии в ее связи с Царствием Божиим. Такого двойственного подхода, который объяснен здесь, в 4 главе, Иисус держится до конца Евангелия.

Д. Чудеса, творимые Иисусом, свидетельствуют о Его Божественной силе (4:35 - 5:43)

За притчами, отобранными Марком, следует описание им чудес, сотворенных Иисусом, которые свидетельствуют, что дела Его удостоверяли Его слова (Его учение). И то и другое обусловливалось присутствием высшей Божией власти (Царства Его) в Самом Иисусе.

За тремя исключениями, Марк излагает все чудеса, включенные им в Евангелие, до 8:27. Этим подчеркивается то обстоятельство, что Иисус не хотел говорить Своим ученикам о предстоящих Ему смерти и воскресении до тех пор, пока они открыто не признают в Нем своего Мессию, посланного им Богом.

В этом разделе описано четыре чуда, которые не оставляют сомнения в том, что Иисус имел высшую власть над различными враждебными людям силами, как-то буря на море (4:35-41), демоны, вселяющиеся в людей (5:1-20), неизлечимые физические болезни (5:23-24) и сама смерть (5:21-24,35-43).

I. УСМИРЕНИЕ БУРИ НА МОРЕ (4:35-41) (МАТФ. 8:23-27; ЛУК. 8:22-25)

Мар. 4:35-37 . Живые подробности этого описания свидетельствуют, что Марк составил его со слов очевидца, скорее всего, апостола Петра. Вечером того дня (в который Он учил "при море" - стих 1) Иисус решил переправиться со Своими учениками на другую (восточную) сторону Галилейского моря. Можно предположить, что Он искал отдыха от толпы и хотел побыть наедине с учениками. Но возможно и то, что Он стремился расширить поле Своей деятельности (1:38).

Так или иначе, но рядом с ними поплыли другие лодки. "Ответственными" за это путешествие были Его ученики - бывалые рыбаки (по крайней мере, некоторые из них). Слова взяли Его… как Он был в лодке соотносятся со сказанным в 4:1, образуя "связующее звено" между тем, что, сидя в лодке, Он учил (заметьте обращение к Нему учеников в стихе 38 - "Учитель!") и тем, что, не выходя из нее, Он совершил чудо.

Спокойное плавание было нарушено внезапно налетевшим шквалом (бурей), какие часто случаются на этом озере, окруженном высокими холмами и узкими долинами (такой рельеф способствует возникновению сильных ветров). В тот вечер буря была особенно неистовой: волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.

Мар. 4:38-39 . Между тем, Иисус, Который учил на протяжении целого дня, сильно устал и заснул на корме на возглавии (особая кожаная подушка для гребца). Охваченные паникой ученики разбудили Его с упреком: неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? Они, назвавшие Его в тот момент "Учителем", все еще не понимали, о чем свидетельствовало Его учение.

И встав Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. В греческом тексте здесь сильно звучащее слово пефимозо - своего рода "технический термин", к которому прибегали, чтобы лишить силы демонов; это наводит на мысль, что Иисус "распознал" демонские силы, вызвавшие бешеный шторм, и, вот, приказал им "умолкнуть". И тотчас ветер утих, и сделалась великая тишина.

Мар. 4:40-41 . Теперь Иисус обратился к ученикам с упреком: что вы так боязливы? Несмотря на то, что Он и наедине учил их (стихи 11,34), до них все еще не доходило, что в Нем постоянно присутствовали Божия сила и власть. Это-то их недопонимание и имел Он в виду, когда спросил: Как это у вас до сих пор нет веры? (сравните с 7:18,8:17-21,33; 9:19). В усмирении бури Иисус и явил ту "власть", которую в Ветхом Завете являл только Бог (Пс. 88:9-10; 103:5-9; 105:8-9; 106:23-32).

Вот почему ученики убоялись страхом великим, когда увидели, что и силы природы повинуются Ему. Словом "убоялись" переведено греческое слово, образованное от фобеомаи, что значит "испытывать благоговейный ужас" - чувство, которое охватывает людей в присутствии сверхъестественной силы (сравните 16:8). И все-таки последовавший затем вопрос, с которым ученики обращались друг к другу - кто же это? - свидетельствовал, что они этого не понимали.

И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:

Слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место , где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя , и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с Двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым , когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит!

И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял всё.

Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою . А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

1–9. Введение в раздел притчей и притча о сеятеле. – 10–20. Причина, по которой Господь сообщал Свое учение в притчах, и объяснение притчи о сеятеле. – 21–23. Ученики должны светить своими познаниями как светильники. – 24–25. Чем больше человек стремится к познанию, тем больше он возрастает в нем. – 26–29. Само собою произрастающее и созревающее семя. – 30–32. Царство Небесное с точки зрения его незначительности в начале и величия в конце. – 33–34. Заключительные замечания к притчам. – 35–41. Утишение бури на море.

Мк.4:1. И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.

«И опять». Это уже третий случай, когда Христос предлагает Свое учение на берегу моря (ср. Мк. 2:13, 3:7). Множество народа. Толпа очень возросла в числе, как показывает стоящее при слове «толпа» прилагательное в превосходной степени πλεῖστος (так по Тишендорфу; в нашем тексте только πολύς – положительная степень), так что Христос был вынужден для удобства при произнесении проповеди сесть в лодку, которая стояла у самого берега.

«А весь народ был на земле, у моря». Толпа, по-видимому, ищет не чудес, а поучения и относится очень благосклонно к Великому Учителю. Толпа эта собиралась с чрезвычайной быстротой (у Тишендорфа поставлено συνήχθη – аорист, как в Textus Receptus, очевидно, для обозначения именно этого быстрого устремления толпы за Христом). Следовательно, согласно Евангелию Марка, Христос сначала учил при море только Своих учеников, а потом уже сюда собралась целая толпа слушателей, тогда как по Евангелию Матфея (Мф. 13:1), Господь начал учить уже после того, как на берег собралась толпа народа.

Мк.4:2. И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:

«И учил их притчами много». Евангелист Марк, однако, приводит далее только три притчи, сказанные Христом при море (евангелист Матфей – семь: Мф. 13). Сами притчи он рассматривает как особый род учения.

«И в учении Своем говорил им». Слово «учение» (διδαχή) означает, несомненно, не сам акт учения, не процесс (тогда бы стояло выражение ἐν τῷ διδάσκειν), а само учение Спасителя как известную систему.

Мк.4:3. слушайте: вот, вышел сеятель сеять;

Мк.4:4. и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.

Мк.4:5. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

Мк.4:6. когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.

Мк.4:7. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.

Мк.4:8. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

Мк.4:9. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Первая притча – о сеятеле, которая приводится в этих стихах, представляет собой повторение того, что содержится в Евангелии Матфея (Мф.13:3-9). Но евангелист Марк является здесь более других синоптиков (ср. Лк.8:4-8) щедрым в сообщении деталей притчи. Так, он один имеет выражения: «и оно не дало плода» (стих 7), плод «взошел и вырос» (стих 8) и др.

Мк.4:10. Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.

Мк.4:11. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;

Мк.4:12. так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

Объяснение, которое Господь дает Своим ученикам и более близким последователям из народа («окружающие Его»), помещено здесь евангелистом Марком не потому, что оно было дано действительно после притчи о сеятеле, а потому, что ему представлялось нужным объяснить читателям своего Евангелия цель, с какой Господь облекал Свое учение, обращенное к народу, в форму притчей. В самом деле, Христос только что сказал Свою притчу о сеятеле, сидя в лодке у самого берега и обращаясь к тем, кто стоял на берегу, да и следующие притчи Он будет говорить в том же положении, только вечером Он переправится на другую сторону моря (стих 35). Если теперь евангелист Марк говорит, что Христос с учениками «остался без народа», то ясно, что он имел здесь в виду именно то положение, в котором Христос очутился уже по окончании Своей проповеди при море. Здесь, в присутствии народа, и ученики не могли обращаться со своим вопросом ко Христу, и Христос не мог отвечать так, чтобы не быть услышанным стоявшими около Него на берегу. Затем, по тексту Тишендорфа, ученики спрашивали Христа о смысле не одной только притчи о сеятеле (у нас – «о притче», стих 10), а о «притчах» вообще. Следовательно, объяснение, которое Христос дал о цели учения притчами, несомненно, евангелистом Марком перенесено сюда из другого места.

«Спросили». Согласно Тишендорфу – «спрашивали» (ἠρώτουν – прошедшее время несовершенного вида). Этим евангелист показывает, что у учеников было в обычае спрашивать Христа о смысле той или другой притчи.

«Вам дано знать тайны Царствия Божия». Согласно Тишендорфу, который в этом случае следует наиболее уважаемым кодексам, это место читается так: «вам тайна Царства Божия дана». У Марка, по этому чтению, тайна Царства Божия не только предмет познания, но и дело, порученное Отцом Небесным ученикам Христа, – дело уже осуществляющееся. Царство Божие – не теория, а факт, которому предстоит раскрыться во всем своем величии, а тайна и силы осуществлять это раскрытие даны только ученикам Христа. Слово «тайна» (μυστήριον), таким образом, здесь означает сокрытый от людей план Божий о домостроительстве человеческого спасения, об устройстве на земле Царства Божия (ср. Дан. 2 и сл.).

«А тем внешним всё бывает в притчах». Другие, не принадлежащие к этому составу окружающих Христа людей, недостойны такой высокой милости от Бога и получают научение от Христа посредством притчей. Слово «внешние» (οἱ ἔξω) не имеет здесь значения унизительного эпитета, а просто указывает на известную степень, на которой стоят люди в знании тайны. Одним эта тайна вполне доверена, другие же получают некоторое представление о ней путем притчей. Все-таки притча как непрямой способ раскрытия мысли не может вполне осветить столь темный предмет, как тайна Царства Божия, в особенности, если притча не будет объяснена.

«Всё» – конечно, не в буквальном смысле, а только «всё», касающееся тайны Царства Божия.

«Так что они своими глазами смотрят и не видят...» (ἵνα βλέποντες βλέπωσιν). В простонародном языке союз ἵνα часто имеет одинаковое значение с союзом ὅπως – «так что» или даже значит просто «что», но при этом обычно впереди находятся глаголы со значением «просить». Без этих глаголов союз ἵνα может означать только «чтобы» (цель). Поэтому и здесь следует перевести всё выражение так, как оно переведено в Евангелии от Матфея (Мф. 13:15: «да не увидят глазами»). Очевидно, что евангелист Марк берет здесь отрывок из 6-й главы книги Исаии, как и Матфей, но сокращает начало и конец этого отрывка (Ис. 6:9-10). Смысл приведения этого отрывка у Марка такой. Толпе Христос не сообщает прямо тайны Царства Божия потому, что эта толпа находится в том же нравственном состоянии, в каком находились современники пророка Исаии. Притчи Христос говорит им не для того, чтобы они не понимали, но потому, что им не дано понимать («им не дано» – Мф. 13: 11). Дар чрезвычайный – тайну Царства Божия – им не должно получить, очевидно, потому, что они им неспособны воспользоваться и доказывают эту неспособность тем, что остаются еще вне круга учеников Христа.

Таким образом, по представлению Евангелия Марка, притчи Христовы имели двоякое значение. Для толпы, слушавшей Христа, они несколько, в общих чертах, приоткрывали завесу тайны Царства Божия, как бы приглашая войти в глубину понимания этой тайны, а для учеников они были точкой отправления для того, чтобы идти все далее и далее по пути принятия этой «тайны». Ожесточение народа происходило не оттого, что Господь учил притчами, а оттого, что народ уже раньше был настроен известным образом по отношению ко Христу своими руководителями и отказывался пойти в открывшуюся перед ним дверь уразумения. Притом нужно помнить, что важнейший пункт в учении Христа о Царстве Божием был конец Мессии – смерть Христа, с мыслью о которой не могли примириться даже апостолы. Ясно, что прямо проповедовать эту идею всему народу было бы тогда совершенно бесполезно (ср. ст. проф. Богдашевского о цели притчей. Труды Киевской Духовной Академии, 1910, 3).

Мк.4:13. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?

Мк.4:14. Сеятель слово сеет.

Мк.4:15. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.

Мк.4:16. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,

Мк.4:17. но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.

Мк.4:18. Посеянное в тернии означает слышащих слово,

Мк.4:19. но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

Мк.4:20. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

Объяснение притчи о сеятеле, см. комментарии к Мф. 13:18-23.

«Не понимаете этой притчи?» (стих 13). Согласно евангелисту Марку, вопрос учеников (стих 10) относился только к притче о сеятеле, и так Господь действительно мог понять их вопрос, потому что они спрашивали Его «о притчах», а кто спрашивает о смысле притчей вообще, тот, естественно, желает знать и смысл первой притчи. Затем в словах Христа нет упрека ученикам в непонимании притчи о сеятеле; метафора, которую употребил здесь Христос для обозначения судьбы Царства Божия, вовсе не была настолько общеупотребительна, чтобы ученики были сами в состоянии разгадать ее смысл. Своим вопросом Христос хочет только возбудить внимание учеников, показывая им, насколько они еще нуждаются в научении (ср. Мк. 8:17). То, что они получают в дар божественную тайну, не делает еще излишним для них наставления Христа, даже напротив, именно через Его разъяснения и сообщается им этот дар (ср. стих 34).

«Как же вам уразуметь все притчи?» Господь хочет сказать этим, что на основании многих притчей (все) ученикам придется составить себе цельное представление о Царстве Божием. Это будет несравненно труднее, чем разгадать смысл притчи о сеятеле, в которой изображалась еще только проповедь о Царстве Божием, ее ход в мире, а не само это Царство.

Мк.4:21. И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?

«И сказал им». Притча о свече сказана, вероятно, в другое время – сам евангелист Марк, кажется, намекает на это тем, что отделяет ее от предшествующего выражением «и сказал». Но, тем не менее, он считал нужным именно здесь поместить эту притчу, потому что она как нельзя лучше разъясняет судьбу учения Христова о Царстве Божием. Это учение, как показывает притча о свече, пока скрывается Христом от народа и сообщается только в неприкровенном виде ученикам Его, но со временем оно должно быть открыто для всех, и потому ученики пока должны как можно внимательнее к нему относиться, чтобы впоследствии передавать его другим. См. также комментарии к Мф. 5:15.

Мк.4:22. Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.

Если бы мысль этого стиха была обособлена, то ее можно бы принять за отдельную притчу: вид приточного отдельного сравнения она имеет именно в Евангелии Матфея (Мф. 10:26). Но здесь она представляет собой обоснование для предыдущего: ибо (в русском переводе «ибо» пропущено) «нет ничего тайного»... Таким образом здесь разъясняется, что выше под «свечой» подразумевалось учение о тайне Царства Божия.

Мк.4:23. Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Это изречение более естественным представлялось в приложении ко всему народу, а не к ученикам. Но здесь оно имеет свой смысл. Господь призывает Своих учеников внимательно отнестись к мысли, которую Он сейчас высказал в притче о свече. Ученики должны понять, что учение Христа о тайне Царства Божия со временем должно быть предложено всему миру, что оно для того им и дано Христом.

Мк.4:24. И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.

«Замечайте, что слышите». Такой перевод представляет только повторение ранее высказанного призыва (стих 23). Между тем евангелист едва ли без нужды стал повторять одно и то же. Естественнее всего видеть здесь призыв учеников ко внимательному запоминанию всего, что им будет сообщать Христос о тайне Царствия Божия: чем внимательнее они будут относиться к этому учению, тем больше и больше им будет даваться разумения от Бога. Так пророк Елисей наполнил елеем все сосуды, какие к нему принесли, и когда не стало уже пустых сосудов, елей перестал течь (4 Цар. 4:1-6). У Матфея это изречение приведено в другой связи (см. Мф. 7:2).

Мк.4:25. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

Здесь проводится та же мысль, что и в предыдущем стихе. Ученики должны быть как можно более внимательны к словам Христа, чтобы заслужить еще большее просвещение светом истины. В противном же случае они утратят и то, что имеют теперь (ср. Мф. 13:12).

Мк.4:26. И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,

Мк.4:27. и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,

Мк.4:28. ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

Мк.4:29. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Вторая притча – о семени, которое, будучи брошено в землю, произрастает потом уже без участия земледельца – очевидно, изображает постепенное, правильное созревание Царства Божия в душе отдельного человека, принявшего учение Христа. Проповедники Евангелия, бросающие семена веры в души людей, не могут уже в дальнейшем в точности уследить за тем, как эти семена вырастают в целые колосья, которые со временем будут сжаты и собраны в Царство Божие. Всякое беспокойство со стороны земледельца во время пребывания семени в земле совершенно излишне. Так и апостолы, которые по большей части были галилеяне и поэтому были склонны к употреблению со своей стороны особых мер к расширению Царства Божия, должны быть спокойными и не волноваться при мысли, что станется с проповеданным ими учением Христа. В свое время при помощи Божией оно даст плод и принесет пользу – вот главная мысль притчи. Но в конце притча получает характер аллегории. Несомненно, что под «жатвой» в 29-м стихе понимается последнее собрание верующих во Христа, которое совершит Сам Христос, теперь пока удаляющийся с земли, но потом должный прийти для того, чтобы собрать плоды Своего посева (ср. Откр. 14:14). Конечно, было бы неудобно прилагать все частности притчи ко Христу, например, стих 27, где сказано, что сеятель не знает, как всходит посеянное им семя. Но ведь частности притчи большей частью и не рассчитаны на то, чтобы непременно все их истолковывать в приложении ко Христу и Царству Божию, они служат только, как и в других притчах, «для украшения и оживления речи» (еп. Михаил).

От этой притчи получается уверенность в том, что дело Божие, начатое в отношении к сердцам человеческим в тот момент, как в них запало проповедническое слово апостолов, не остановится в своем развитии и неведомыми путями будет идти все далее и далее, пока сердце человека окончательно созреет для новой блаженной жизни в Боге.

Мк.4:30. И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

Мк.4:31. Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;

Мк.4:32. а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

Третья притча – о горчичном зерне (см. комментарии к Мф. 13: 31-32).

«Чему уподобим»... Господь здесь говорит как Учитель, Который мыслит себя на одном уровне со Своими учениками, чтобы побудить их также принять участие в Его умственной работе, заставить и их серьезно подумать о том, что занимает Учителя. Господь имеет здесь в виду весь окружающий Его народ, а не одних только апостолов.

Мк.4:33. И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.

Мк.4:34. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

Евангелист заключает отдел притчей тремя замечаниями о приточном способе учения Христова. Прежде всего он сообщает, что «таковыми», т.е. подобного рода притчами Господь обычно говорил «им», т.е. народу (ср. стих 1). При этом Господь принимал во внимание способность Своих слушателей к слушанию и разумению Его учения – говорил так и столь долго притчами, насколько народ мог без утомления Его слушать. Во-вторых, евангелист отмечает, что Господь каждую Свою проповедь непременно соединял с какой-нибудь притчей или же облекал в фигуральные выражения. В-третьих, евангелист отмечает, что Господь «наедине», после, всё разъяснял Своим ученикам. Отсюда с очевидностью выходит, что народ вообще не понимал как должно приточного учения Христа о Царстве Небесном и видел во Христе простого нравоучителя, подобного тем раввинам, которые для иллюстрирования своих положений нередко прибегали к разного рода притчам.

Мк.4:35. Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.

В истории утишения бури евангелист Марк несколько отступает от Матфея. Так Марк, замечает, что переправа через море совершилась вечером в тот же день, когда Господь так много говорил народу притчами.

Мк.4:36. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.

Ученики Христа «отпустили народ», окруживший Христа, т.е. убедили народ, что Учитель чрезвычайно устал и нуждается в отдыхе. Потом они Его взяли с собой в лодку (а не «в лодке», как переведено в русском Евангелии «как Он был», т.е. взяли Его усталого, нуждавшегося в покое. При этом евангелист Марк замечает, что все-таки они не одни поехали на восточный берег моря, а были сопровождаемы лодками приехавших с того берега послушать Христа и теперь составивших, так сказать, свиту Христа во время Его переправы через море.

Мк.4:37. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.

Мк.4:38. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

Мк.4:39. И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.

Мк.4:40. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

Мк.4:41. И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

В общем, само утишение бури евангелист Марк передает согласно с Матфеем, но все-таки у него есть некоторые особенные детали. Он замечает, что Христос спал «на возглавии», т.е. на подушке кормчего. Затем ученики обращаются ко Христу не в тоне просьбы, как в Евангелии Матфея, а в тоне упрека («Учитель»; у Матфея – «Господь»). Далее Господь обращается с приказаниями к морю и упрекает учеников в слабости веры. Что касается того вопроса, кто «убоялся» и рассуждал о величии Христа, то на основании сделанного выше замечания о поплывших за Христом людях (стих 36) можно полагать, что и эти люди вместе с учениками узнали о произведенном Христом чуде и также дивились Его чудотворной силе. Но само чудо имело в виду, главным образом, учеников Христовых, которым нужно было внушить уверенность в том, что их Учитель, Который скоро должен был послать их на проповедь Евангелия, всегда может защитить их от самых больших опасностей.

 1 Притча о сеятеле и семени. 21 «Замечайте, что слышите». 26 Притча о растущем семени, горчичном зерне. 35 «И ветер и море повинуются Ему».

1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.

2 И учил их притчами много, и в учении Своём говорил им:

3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять ;

4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то .

5 Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока ;

6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло .

7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода .

8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошёл и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто .

9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.

11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах ;

12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи .

13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?

14 Сеятель слово сеет .

15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их .

16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его ,

17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются .

18 Посеянное в тернии означает слышащих слово ,

19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода .

20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат .

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить её под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить её на подсвечнике?

22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу .

23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим .

25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет .

26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю ,

27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он ,

28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе .

29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва .

30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

31 Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле ;

32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные .

33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.

34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону .

36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.

37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.

38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?

39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань . И ветер утих, и сделалась великая тишина.

40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал