Концепция развития математического образования презентация. Концепция развития российского математического образования. Проблемы современного математического образования
Ключевые идеи концепции математического образования Математика является, важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России. Выработанные в математике, осваиваемые человеком в его образовании важнейшие понятия: определения, утверждения, доказательства, алгоритма, измерения и модели сегодня являются универсальными, общекультурными, значимыми и применяемыми далеко за пределами математики. В современном обществе каждый гражданин должен обладать необходимой математической компетентностью, формирование которой - задача образования, начиная с раннего, дошкольного возраста. Информационная, цифровая цивилизация, экономика, основанная на знании, требуют новых видов и уровней математической грамотности, культуры и компетентности от профессионалов. В частности, создание средств и инструментов ИКТ является, прежде всего, математической деятельностью.
Ключевые идеи концепции математического образования Освоение математики должно происходить, в первую очередь, в процессе решения содержательных задач на основе точно сформулированных правил. Математическая деятельность - ключевой элемент всей системы математического образования. Использование современных технологий и инструментов деятельности, сред взаимодействия становится ключевым фактором в эффективности и результативности образования. Различные сегменты математического образования важны и взаимно необходимы. Среди них: совершенствование в ходе сотрудничества мировых математических лидеров; освоение фундаментальной математики студентами направлений прикладной математики, информационных технологий, будущими инженерами, профессионалами экономики и управления; создание сред и ситуаций математического открытия и взаимодействия для дошкольников, подготовка их воспитателей и родителей.
Ключевые идеи концепции математического образования Необходимо создать условия в ведущих университетах и исследовательских центрах для привлечения российских и мировых лидеров к математическим исследованиям и подготовке кадров в России. Также необходимо создать условия для появления новых перспективных организаций. Особую поддержку и свободу профессиональной деятельности должны получить лидеры: среди школ профессиональной математики и из числа общеобразовательных учреждений, а также отдельные выдающиеся педагоги. Необходимы меры для повышения среднего и минимального уровня освоения математики на каждой ступени общего образования. Профессионально-общественная активность математиков, педагогов-математиков, осознание и реализация ими своей общественной миссии и ответственности необходимы для развития математического образования.
Ключевые идеи концепции математического образования Ряд проблем математического образования не может быть решен внутри него, он связан с более широким кругом вопросов; создание, обсуждение и реализация Концепции может помочь эти вопросы выявить, сформулировать и, возможно, продвинуться в их решении. Проблема качества педагогов-математиков должна получить системное решение, включающее: ориентацию и отбор школьников, деятельностную подготовку, студентов, в том числе склонных к педагогической работе из непедагогических вузов, аттестацию учителей по достигаемому ими приращению математической компетентности учеников, предложение альтернативной деятельности педагогам с пониженными результатами аттестации
I. Значение математики в современном мире Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития РФ. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.
II. Проблемы развития математического образования 1. Проблемы мотивационного характера: - низкая учебная мотивация школьников связанная с общественной недооценкой значимости математического образования; - устаревшее содержание и отсутствие учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. 2. Проблемы содержательного характера: - с одержание математического образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни; - потребности будущих специалистов в математических знаниях учитываются недостаточно; - подмена обучения «натаскиванием» на экзамен.
II. Проблемы развития математического образования 3. Кадровые проблемы - Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний.
III. Цели и задачи Концепции Задачи: -модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности); -обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося; -обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования; -повышение качества работы преподавателей математики; -поддержка лидеров математического образования; -обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей; -популяризация математических знаний и математического образования.
IV. Основные направления реализации Концепции 1. Дошкольное и начальное общее образование: Система учебных программ математического образования при участии семьи должна обеспечить: в начальном образовании – широкий спектр математической занятости обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, материальные, информационные и кадровые условия для развития обучающихся средствами математики
IV. Основные направления реализации Концепции 2. Основное общее и среднее общее образование Математическое образование должно: -предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе; -обеспечить каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне; -обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая поддержка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики.
IV. Основные направления реализации Концепции 2. Основное общее и среднее общее образование Необходимо предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей Возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена развитием системы специализированных ОО и специализированных классов, системы дополнительного образования детей в области математики. Необходимо стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися, прежде всего привлекая педагогов с большим опытом работы.
IV. Основные направления реализации Концепции 5. Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное образование Для математического просвещения и популяризации математики предусматривается: -Обеспечение государственной поддержки доступности математики для всех возрастных групп населения; - создание общественной атмосферы позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области; -Обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний. Система дополнительного образования: математические кружки, соревнования, получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах, профессиональные математические интернет-сообщества.
образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе. Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: - началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
|
О Концепции
математического образования
в России
- Указ Президента РФ В. В. Путина № 599, от 7 мая 2012 г.
«О разработке Концепции развития математического образования в РФ»
- Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни.
- Изучение и преподавание математики играет системообразующую роль в образовательной системе.
- Качественное математическое образование граждан существенным образом улучшает как их повседневную жизнь, так и экономический потенциал страны и ее обороноспособность.
- И развитые страны (США, ЕС), и страны, совершающие рывок в технологическом развитии (КНР, Южная Корея, Индия), вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.
Проблемы современного математического образования
Система математического образования, сложившаяся в России, является прямым наследником советской системы, перенявшим как ее достоинства, так и серьезные недостатки. В процессе социальных изменений 1990-х годов обострились имевшиеся и накопились новые проблемы, которые можно условно разделить на следующие группы:
- Низкая мотивация учащихся и студентов
- Избыточное единство требований к результатам образования
- Моральное старение содержания обучения
- Отрыв вузовского образования от современной науки и общее падение их уровня
- Стратегическая цель данной концепции
–
не только восстановить былые позиции
,
но и выйти на качественно новый уровень
в математическим образовании и математической науке, что позволило бы России занять одно из лидирующих мест в мировой науке, технологии, экономике.
Для этого математическое
образование должно обеспечить:
- Достижение всеобщей
математической грамотности, необходимой для успешной жизни в современном обществе. Подготовку квалифицированных специалистов, способных решать прикладные задачи. Кадровые и научно-технологические потребности отраслей, занятых решением проблем обороноспособности и безопасности страны. Развитие математики, науки и культуры в целом. Поддержку и развитие самой системы математического образования, воспроизводство и совершенствование учительских и преподавательских кадров.
- Достижение всеобщей
математической грамотности, необходимой для успешной жизни в современном обществе.
- Подготовку квалифицированных специалистов, способных решать прикладные задачи.
- Кадровые и научно-технологические потребности отраслей, занятых решением проблем обороноспособности и безопасности страны.
- Развитие математики, науки и культуры в целом.
- Поддержку и развитие самой системы математического образования, воспроизводство и совершенствование учительских и преподавательских кадров.
- необходимо ввести три уровня требований
- необходимо ввести три уровня требований
к результатам математической подготовки выпускников, соответствующих их личным и общественным запросам:
- необходимо ввести три уровня требований
к результатам математической подготовки выпускников, соответствующих их личным и общественным запросам:
- Первый уровень – знания, необходимые для успешной жизни в современном обществе;
- Второй уровень – знания, необходимые для прикладного использования математики в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности;
- Третий уровень – знания, необходимые для подготовки к творческой работе в математике и смежных научных областях.
- Необходимо обеспечить каждому учащемуся
, независимо от места и условий проживания, возможности достижения любого из уровней математического образования.
- информационной средой.
- Совершенствование содержания математического образования должно опираться на опережающее совершенствование подготовки кадров. Содержание и методика преподавания должны учитывать и активно использовать связь познавательной деятельности учащихся с современной информационной средой.
- Совершенствование содержания математического образования должно опираться на опережающее совершенствование подготовки кадров.
- Содержание и методика преподавания должны учитывать и активно использовать связь познавательной деятельности учащихся с современной информационной средой.
- Создание российских баз данных
по результатам исследовательской деятельности в области математики и математического образования и на их основе разработка системы измерения эффективности исследовательской работы и преподавания.
- Обеспечение дополнительного федерального финансирования образовательных программ мирового уровня на основании объективных независимых критериев и экспертных оценок, включающих, в том числе, уровень научных результатов магистров и аспирантов и публикационную активность преподавателей.
- Увеличение в структуре содержания доли таких разделов как «Геометрия», «Элементы статистики и теории вероятностей», «Логика».
- Создание механизмов компенсирующего математического образования
в виде поддержки школьников во внеурочное время, как в виде очных занятий, так и через сеть интернет-курсов.
- Допускается отказ от полного дедуктивного построения общеобразовательных школьных программ
по математике. Дедуктивный курс математики может лежать в основе обучения на высоком уровне.
- Для эффективной реализации программы уровневого обучения необходима создание системы мониторинга индивидуальных учебных траекторий обучающихся
, начиная с первого года обучения. Создание государственной сертификации достижения уровней школьной математической подготовки
- Система итоговой аттестации
по математике должна оценивать достижение выбранного уровня математической
подготовки.
- Для учащихся, достигших выбранного уровня математической подготовки в основной школе и не претендующих на достижение следующего уровня, на ступени старшей школы должна быть предусмотрена возможность развивающего общекультурного обучения математике.
- Для учащихся, не достигших к окончанию основной школы, уровня математической подготовки, необходимого для успешной жизни в обществе, дальнейшее математическое образование на старшей ступени средней школы должно проводиться по компенсирующим программам, позволяющим достичь этого уровня и успешно подготовиться к выполнению сертификационных испытаний (?).
- Вступительные требования к математической подготовке абитуриентов вузов должны быть приведены в соответствие
с уровневой системой школьного математического образования.
- Никакое изменение содержания математического образования не должно сопровождаться сокращением объема интеллектуальной деятельности
.
- Необходимо усиление роли творческих заданий
в образовательном процессе
- Необходимо сохранять лучшие традиции российского математического образования и учительства
, которые предписывают найти и раскрыть потенциал каждого учащегося, никогда не оставляя попыток разбудить в учащемся любопытство и вкус к знаниям.
- Поддержка лидеров математического образования, осуществляющих высококачественную подготовку учащихся школ, а также ведущих активную методическую, просветительскую работу.
- Создание качественно новой системы непрерывного повышения квалификации и методической поддержке учителей (?).
- Работа по направленному поиску будущих учителей
, повышение привлекательности учительской профессии для наиболее подготовленных студентов математических факультетов университетов и педагогических вузов.
Математическое просвещение, дополнительное образование и популяризация математики
Необходимы следующие меры:
- государственная поддержка издания популярной математической и естественнонаучной литературы для детей и школьников разных возрастов, а также для взрослых;
- создание и внедрение массовых популярных лекций по математике и её приложениям на телевидении и в Интернете, радиопрограмм с привлечением ведущих ученых и популяризаторов науки;
- государственная поддержка энтузиастов популяризации математики на всех уровнях от школьных кружков до всероссийских проектов.
- Будут также использоваться международные оценки
: результаты международных сравнительных исследований и олимпиад, показатели качества математического образования в вузах, используемые в международных рейтингах; индексы цитирования и международные премии, получаемые математиками.
- Будут оцениваться отношение общества
и отношение учащихся к математике, ее достижениям и приложениям, к математическому образованию, к профессиональной деятельности, для которой нужна математическая квалификация.
- Нет детей, «неспособных к математике». Рекомендация ЮНЕСКО и Международного бюро по образованию говорит о «способности практически каждого человека к определенному уровню математической деятельности». Необходимо предусматривать возможности как для ранней профилизации, так и для гибкого изменения образовательного пути.
- Будет обеспечено право каждого гражданина России, независимо от возраста, на бесплатное математическое образование, учитывающее его индивидуальные профессиональные, интеллектуальные и культурные запросы.
- Вузы будут готовить достаточное количество выпускников математической квалификации, необходимой для профессиональной деятельности. В частности, программы углубленного изучения предметов математического цикла в школах будут обеспечивать потребности вузов.
- Новое поколение учителей математики будет формироваться из студентов университетов, педагогических и иных вузов, которые сознательно выбрали для себя будущую профессию педагога, показали отличные результаты уже в школе и в вузе (?).
- Математические исследования в российских вузах и исследовательских центрах достигнут уровня, не уступающего ни одной из ведущих мировых держав. Российские математические журналы войдут в число наиболее престижных в мире.
- Для каждого обучающегося будет обеспечен оптимальный индивидуальный прогресс и поддержание мотивации, отсутствие пробелов в базовых знаниях
. Для педагога будет обеспечена возможность автоматизированного измерения этого прогресса по единым критериям (в ходе учебного процесса и ежегодно).
Авторы:
Каракозов Сергей Дмитриевич 1 , доктор педагогических наук, профессор
Атанасян Сергей Левонович 2 , д.п.н., профессор
Семенов Алексей Львович 3 , д.ф.-м.н., профессор
академик РАН
академик РАО
1 Московский педагогический государственный универсистет, 2 Московский городской педагогический университет, 3 Московский педагогический государственный университет
Реализация Концепции развития математического образования в Российской Федерации обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России достигнуть стратегической цели и занять лидирующее положение в мировой науке, технологии и экономике, а также способствовать разработке и апробации механизмов развития образования, применимых в других областях
Ключевые идеи Концепции развития математического образования в РФ и ИТ-образование
Распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция развития математического образования в России, представляющая собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.
В Концепции отмечается, что
· Информационная, цифровая цивилизация, экономика, основанная на знании, требуют новых видов и уровней математической грамотности и культуры. В частности, создание средств и инструментов ИКТ является, прежде всего, математической деятельностью.
· Выработанные в математике, осваиваемые человеком в его образовании важнейшие понятия: доказательства, алгоритма, измерения и модели сегодня являются универсальными, общекультурными, значимыми и применяемыми далеко за пределами математики..
· Математика является важным элементом национальной идеи и конкурентным преимуществом России, которое должно быть поддержано соответствующими преференциями.
· Каждый гражданин и каждый профессионал должен обладать необходимой математической компетентностью, формирование которой - задача образования, начиная с раннего, дошкольного возраста.
· Освоение математики - это, в первую очередь, решение новых интересных задач, использующее точные правила. Математическая деятельность - ключевой элемент всей системы математического образования. Использование современных технологий и инструментов деятельности, сред взаимодействия поможет России вернуть себе лидирующие позиции в математическом образовании.
· Каждый уровень и сегмент математического образования необходим, в то числе - и для других сегментов и уровней образования.
· Особую поддержку и особую свободу профессиональной деятельности должны получить лидеры.
· Профессионально-общественная активность математиков, как и педагогов-математиков, осознание и реализация ими своей общественной миссии необходимы для развития математического образования.
· Проблемы качества педагогов-математиков должна получить системное решение.
Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России достигнуть стратегической цели и занять лидирующее положение в мировой науке, технологии и экономике, а также способствовать разработке и апробации механизмов развития образования, применимых в других областях.