Постановление Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. N 138
"Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон"

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Правила
создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. N 138)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы (далее - охранные зоны), установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.

2. Охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах.

3. Земельные участки, которые включены в границы охранной зоны, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для таких земельных участков особого правового режима.

4. При определении ширины и конфигурации охранной зоны учитывается следующее:

природно-климатические условия и социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание охранной зоны;

особенности функционального зонирования национального парка или природного парка;

нахождение на территории, планируемой для создания охранной зоны, земель населенных пунктов, промышленных, транспортных и иных хозяйственных объектов, месторождений и проявлений полезных ископаемых, линейных объектов и инженерных коммуникаций, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, размещение на такой территории кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

сведения о видах и назначении планируемых для размещения на территории, где предполагается создание охранной зоны, объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения, их основные характеристики, указанные в положениях о территориальном планировании, содержащихся в утвержденных документах территориального планирования, а также виды возможного негативного воздействия на окружающую среду указанных объектов и характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

конфигурации водосборных бассейнов и береговой линии водных объектов, расположенных на территории, планируемой для создания охранной зоны;

состояние природных комплексов и объектов на территории, планируемой для создания охранной зоны, их ценность.

5. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

6. Сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

7. Границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками.

8. Изменение границ охранных зон, а также режима охранных зон осуществляется в том же порядке, что и их создание.

II. Создание охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и установление их границ

9. Решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

10. Охранные зоны государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения не могут быть расположены в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения.

11. Минимальная ширина охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка - один километр.

12. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с учетом пунктов 4 , и настоящих Правил готовит решение о создании охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа (далее - проект приказа), а также пояснительную записку к проекту приказа с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

13. Пояснительная записка к проекту приказа должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения и ее карту-схему.

14. Проект приказа и пояснительная записка к нему направляются на согласование:

руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения;

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации;

Министерству транспорта Российской Федерации (если предполагается, что в границах создаваемой охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо земельные участки, предназначенные для реконструкции и строительства указанных объектов в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации и (или) документацией по планировке территории, а также если предполагается, что создаваемая охранная зона будет полностью или частично находиться в границах внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации и (или) на внутренних водных путях Российской Федерации);

Федеральной службе безопасности Российской Федерации (если предполагается создание охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения в пределах приграничной территории, определенной в соответствии со статьей 3

Федеральному агентству по недропользованию;

Федеральному агентству водных ресурсов;

Федеральному агентству лесного хозяйства.

15. Органы государственной власти, указанные в пункте 14 настоящих Правил, и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, рассматривают проект приказа и в 30-дневный срок со дня его получения согласовывают его либо представляют в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации мотивированный отказ в согласовании с приложением замечаний.

16. При согласовании проекта приказа органами государственной власти, указанными в пункте 14 настоящих Правил, и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации принимает решение о создании такой охранной зоны.

17. В случае представления мотивированного отказа в согласовании Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации дорабатывает проект приказа с учетом замечаний и направляет на повторное согласование органам государственной власти, указанным в пункте 14 настоящих Правил, и руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения.

18. Информация о созданных охранных зонах государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения размещается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление соответствующими государственными природными заповедниками и национальными парками, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

III. Создание охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и установление их границ

19. Решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

20. Охранные зоны природных парков и памятников природы регионального значения не могут быть расположены в границах:

особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения;

охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения;

внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации.

21. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

22. Пояснительная записка к проекту решения должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения и ее карту-схему.

23. Проект решения и пояснительная записка к нему направляются на согласование:

органу местного самоуправления (если предполагается, что создаваемая охранная зона природного парка или памятника природы регионального значения будет полностью или частично находиться в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования);

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (если планируется включение в границы создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности);

Министерству транспорта Российской Федерации (если предполагается, что в границах создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо предназначенные для реконструкции и строительства таких объектов в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации и (или) документацией по планировке территории);

Министерству обороны Российской Федерации;

Федеральной службе безопасности Российской Федерации (если предполагается создание охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения в пределах приграничной территории, определенной в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации");

территориальному органу Федерального агентства по недропользованию;

территориальному органу Федерального агентства водных ресурсов;

территориальному органу Федерального агентства лесного хозяйства;

территориальному органу Федерального агентства по рыболовству.

24. Органы государственной власти, указанные в пункте 23 настоящих Правил, и орган местного самоуправления рассматривают проект решения и в 30-дневный срок со дня его получения согласовывают его либо представляют в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации мотивированный отказ в его согласовании с приложением замечаний.

25. При согласовании проекта решения органами государственной власти, указанными в пункте 23 настоящих Правил, и органом местного самоуправления высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимает решение о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения.

26. В случае представления мотивированного отказа в согласовании высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации дорабатывает проект решения с учетом замечаний и направляет на повторное согласование органам государственной власти, указанным в пункте 23 настоящих Правил, и органу местного самоуправления.

27. Информация об охранных зонах природных парков и памятников природы регионального значения размещается соответствующими органами государственной власти или учреждениями субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление природными парками и памятниками природы регионального значения, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

IV. Режим охранных зон

28. Режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

29. В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы.

30. В границах охранных зон хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением положений о соответствующей охранной зоне и требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О животном мире".

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

Особо охраняемые природные территории регионального значения.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве регулируются Законом города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве».

Планирование системы развития ООПТ в городе Москве осуществляется в составе схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий (далее – Схемы), разрабатываемой на основе Генерального плана развития города Москвы и градостроительных планов территорий административных округов города Москвы.

Схема определяет перечень существующих и планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий регионального значения и подлежит обязательному учету при разработке всех видов градостроительной и проектной документации.

На землях, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, приостанавливается предоставление земельных участков, оформление исходно-разрешительной и разработка проектной документации на размещение, строительство и реконструкцию объектов на срок до принятия соответствующего решения.

ООПТ, не предусмотренная Схемой, может быть образована по предложениям граждан, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, а также органов местного самоуправления.

В случае, если создание ООПТ не предусмотрено Схемой, заинтересованные лица направляют в ДПИООС предложения об образовании особо охраняемой природной территории с указанием предполагаемого местоположения и категории особо охраняемой природной территории.

ДПИООС рассматривает предложения заинтересованных лиц, а если создание ООПТ предусмотрено Схемой, то по собственной инициативе, при наличии оснований принимает решение о подготовке Материалов комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах города Москвы, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий города Москвы (далее – Материалы).

Материалы должны содержать:

  • обоснование необходимости образования особо охраняемой природной территории;
  • сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования особо охраняемой природной территории;
  • описание границ особо охраняемой природной территории;
  • иные сведения.

Резервирование земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения, и ограничение их использования осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

Установить, что до утверждения градостроительной документации, обосновывающей развитие каждой особо охраняемой природной территории, предоставление земельных участков юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с охраной, содержанием и использованием особо охраняемой природной территории, не производится.

Материалы подлежат согласованию с префектом административного округа, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды, Департаментом земельных ресурсов города Москвы, Москомархитектурой, а также подлежат государственной экологической экспертизе.

После подготовки Материалов ДПИООС направляет их в Правительство Москвы либо дает мотивированный отказ.

На основании Материалов, согласованных в установленном порядке и получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, Правительство Москвы принимает решение об образовании особо охраняемой природной территории.

ДПИООС направляет в Правительство Москвы следующие материалы:

  • проект постановления Правительства Москвы об образовании особо охраняемой природной территории, согласованный в установленном порядке;
  • описание и схему границ особо охраняемой природной территории;
  • предложения по установлению режима особой охраны особо охраняемой природной территории.

Утверждение границ ООПТ является основанием для прекращения использования земельных участков в целях, не соответствующих режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории. Изъятие земельных участков и возмещение убытков, связанных с изъятием земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, лицам, деятельность которых несовместима с функционированием данной территории, производится в порядке, установленном законодательством.

Корректировка границ ООПТ осуществляется Правительством Москвы при наличии согласованных в установленном порядке Материалов по обоснованию и положительного заключения государственной экологической экспертизы. Уменьшение общей площади особо охраняемой природной территории при корректировке ее границ не допускается.

Лицами, которым земельный участок для целей хозяйственного использования был предоставлен до 2001 года, вправе осуществлять на нем ограниченную хозяйственную деятельность, если данная деятельность не нарушает установленного режима охраны и использования ООПТ.

Реализация проектов размещения и реконструкции объектов капитального строительства в границах ООПТ допускается в физкультурно-оздоровительных, спортивных, эколого-просветительских и рекреационных целях в соответствии с режимами охраны и использования ООПТ, установленными положением об ООПТ, утвержденным проектом планировки ООПТ, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Действующее законодательство города Москвы допускает возможность упразднения (ликвидации) ООПТ. Такое упразднение ООПТ возможно по следующим основаниям:

  • гибель природных и (или) историко-культурных объектов, являющихся основой особо охраняемой природной территории;
  • гибель памятника природы или заповедного участка в целом.

Порядок упразднения ООПТ действующим законодательством прямо не предусмотрен, но представляется аналогичным порядку создания ООПТ. Представляется, что аналогичным способом и по тем же основаниям можно упразднить и планируемую к созданию ООПТ. Также ООПТ (созданная, планируемая к созданию), вошедшие в Схему, могут быть упразднены путем внесения изменений в данную Схему. В данном случае, изменение Схемы будет являться основанием для внесения изменений в генеральный план города Москвы.

Природные и озелененные территории.

Первоначально понятие «озелененные территории природного комплекса» появилось в Законе города Москвы от 21.10.1998 N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы" (утратил силу в связи с принятием Градостроительного кодекса Москвы).

Озелененная территория природного комплекса - часть природного комплекса города Москвы, на которой располагаются искусственно созданные парки, сады, бульвары, скверы, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом;

В настоящее время правовой статус озелененных территорий регулируется Законом Москвы от 05.05.1999 г. «О защите зеленых насаждений», Градостроительным кодексом Москвы (ГрК Москвы) и Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" (далее – Приказ Госстроя). Так, согласно закону «О защите зеленых насаждений» озелененные территории - участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом.

Согласно ГрК Москвы к озелененным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий, относятся:

  • озелененные территории общего пользования, в том числе скверы, бульвары, сады, парки, иные территории;
  • озелененные территории ограниченного использования;
  • озелененные территории специального назначения.

В соответствии с Приказом Госстроя выделяются три основных категории озелененных территорий, каждая из которых имеет свои особенности по отношению к гражданскому обороту (отношения к собственности, продажа, аренда), режимам пользования и способам хозяйствования:

  • озелененные территории общего пользования - территории, используемые для рекреации всего населения города (в крупнейших городах-"миллионниках" - жителей планировочных и жилых районов). Расчет потребности в них рассчитывается на все городское население или население планировочного или жилого района плюс так называемое "временное население" - приезжие, туристы, иногородние торговцы и т.д.;
  • озелененные территории ограниченного пользования. Это территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения;
  • озелененные территории специального назначения: санитарно-защитные, водоохранные, защитно-мелиоративные зоны, кладбища, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, территории, подпадающие под действие Федерального закона "Об особо охраняемых территориях". Расчет потребности в озелененных территориях данной категории ведется с учетом их функционального назначения.

К природным территориям в городе Москве относятся обладающие природоохранными, природно-рекреационными, средозащитными и иными природными качествами территории, не отнесенные в установленном порядке к особо охраняемым природным территориям, границы, категории и виды которых устанавливаются в соответствии с законодательством в области охраны и использования природных и озелененных территорий.

Перечень и размеры ПиОТ в городе Москве нормативно закреплены Постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38 "О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий" (вместе с "Перечнем территорий Природного комплекса г. Москвы (кроме особо охраняемых природных территорий и объектов Природного комплекса Центрального административного округа)".

Границы ПиОТ нашли свое закрепление в Разбивочных чертежах-актах (РЧА) Москомархитектуры и в схемах Генерального плана города Москвы.

Осуществление градостроительной деятельности в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.

Озелененные территории, в том числе зеленые массивы, а также участки земли, предназначенные для развития озелененных территорий, застройке, не связанной с их функциональным назначением, не подлежат.

Режимы регулирования градостроительной деятельности на природных и озелененных территориях, в том числе их функциональное назначение, устанавливаются в соответствии с ГрК Москвы.

Режимы регулирования градостроительной деятельности ПиОТ определяют:

  • функциональное назначение территории;
  • требования и ограничения в части благоустройства территории;
  • требования и ограничения в части строительства, реконструкции, использования объектов капитального строительства, в том числе объектов:
  • необходимых для обеспечения охраны и содержания территории;
  • необходимых для обслуживания посетителей;
  • иных объектов, не противоречащих режимам охраны особо охраняемых природных территорий, режимам охраны и использования природной, озелененной территории;
  • иные требования и ограничения градостроительной деятельности.

Режимы регулирования градостроительной деятельности на ПиОТ устанавливается в составе территориальных, отраслевых схем, проектов планировки территории, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Установление, изменение границ ПиОТ осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения ДПИООС.

Границы ПиОТ как правило изменяются в редких случаях при наличии соответствующего обоснования путем принятия отдельных постановлений Правительства Москвы. Однако, в последнее время сложилась практика изменения границ ПиОТ путем утверждения документации по планировке территории.

При этом, изменение границ ПиОТ допускается только при условиях соблюдения установленных показателей баланса территорий и иных видов территорий или увеличения доли природных и озелененных территорий в балансе территорий.

Так, согласно ст. 54 ГрК Москвы показатели баланса площадей ПиОТ, с одной стороны, и площадей иных видов территорий, с другой стороны устанавливаются Генеральным планом города Москвы, схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, территориальными схемами и отраслевыми схемами, документацией по планировке территории.

Указанные показатели баланса устанавливаются применительно:

  • ко всей территории города Москвы;
  • к территориям административных округов города Москвы, районов города Москвы;
  • к территориям функционально-планировочных образований.

Анализ утвержденных проектов планировки показывает, что практически во всех изученных материалах балансировка озелененных территорий проводилась в рамках одного административного округа.

Видимо, это единственно возможный способ балансировки, поскольку именно при его использовании обеспечивается одновременно баланс и всего города и административного округа, как того требует ст. 54 ГрК Москвы. Если балансировать по городу, то тогда пострадает баланс округа.

Практики упразднения существующих ПиОТ в Москве до настоящего момента не было. Основная масса специалистов, занимающихся данными вопросами в структуре органов государственной власти Москвы или подведомственных им проектных организациях, полагают что это невозможно без изменения действующего законодательства.

Анализ нормативно-правовых актов города Москвы, регулирующих данные правоотношения, подтверждает данный тезис в части упразднения существующих ПиОТ.

Дело в том, что предусмотренные в ст. 54 ГрК Москвы показатели баланса отсутствуют в Генеральном плане города Москвы, а также в территориальных схемах и отраслевых схемах. Документация по планировке территории зачастую не разработана и не утверждена.

При таких обстоятельствах на практике за основу баланса принимают показатели площадей ПиОТ, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38. Соответственно, проектная документация различного уровня может предусматривать изменение границ и даже перенос существующих ПиОТ, однако при условии сохранения баланса по округу (ст. 54 ГрК Москвы).

Учитывая изложенное, единственным возможным способом упразднения ПиОТ является исключение данной территории из утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 19.01.1999 N 38 перечня ПиОТ.

Основанием для такого исключения может стать обращение ДПИООС в Правительство Москвы с предложением об исключении из перечня территории ПиОТ на основании обосновывающих материалов (возможно методики) и заключения Государственной экологической экспертизы.

Таким образом, алгоритм упразднения ПиОТ представляется следующим:

  1. Обращение заинтересованного лица в ДПИООС,
  2. Проведение экологических исследований, подготовка обосновывающих материалов,
  3. Государственная экологическая экспертиза обосновывающих материалов (при необходимости),
  4. Подготовка проекта постановления Правительства Москвы с пояснительной запиской,
  5. Направление предложения об упразднении ПиОТ с обосновывающими материалами в Правительство Москвы,
  6. Принятие Правительством Москвы постановление об упразднении ПиОТ и внесении изменений в постановление № 38.
  7. Разработка, согласование и утверждение градостроительной документации (проект планировки территории) с учетом ликвидированных ООПТ / ПиОТ

Проект изменение границ особо охраняемых природных территорий. «размещение и установление границ оопт. Порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий областного значения категорий "Природный парк" и "Государственный природный заказник обла

Границы особо охраняемых природных территорий могут подрезать - минприроды предлагает узаконить исключение из них в случае необходимости земли, озер и рек. Такое решение может будет принять, если это не повредит природному ландшафту и биологическому разнообразию.

В понедельник заканчивается общественное обсуждение проекта поправок в закон об особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Экологи отнеслись к инициативе негативно - Гринпис России, например, считает, что это может ослабить всю заповедную систему и противоречит Конституции. В минприроды с этим категорически не согласны.

Предполагается, что изменить границы ООПТ можно будет в трех случаях: если земли расположены в границах поселений, если они необходимы для обеспечения безопасности государства и по решению президента. Как пояснили "РГ" авторы проекта, сделать это можно будет только после государственной экологической экспертизы и публичных слушаний.

Забирать земли у заповедников можно будет, если это не повредит биологическому разнообразию

"Невозможность изменения границ заводит в правовой тупик решение актуальных вопросов, связанных с деятельностью хозяйствующих субъектов, функционированием населенных пунктов, жизнедеятельностью граждан, проживающих на отдельных природных территориях", - пояснили в минприроды.

Национальный парк "Тункинский" в Бурятии, к примеру, создан целиком в границах Тункинского муниципального района. "Его общая площадь около 1,2 миллиона га (включая ряд населенных пунктов), что не может не вызывать противоречий между интересами развития национального парка и муниципального образования. Аналогичная история - Командорский заповедник, созданный целиком в границах Алеутского района Камчатского края, включая райцентр - поселок Никольское. Национальный парк "Себежский" в Псковской области включает в себя часть городской застройки города Себеж", - приводят примеры в министерстве.

Некоторые поселки изначально были заложены в качестве баз заповедника и за прошедшие десятилетия были "заселены" бывшими сотрудниками - уволенными и вышедшими на пенсию, их детьми и внуками. "Воронежский заповедник сегодня вынужден тратить многомиллионные суммы на решение коммунальных проблем - все эти здания и сооружения у него на балансе. При этом минприроды (по просьбе самого заповедника) готово часть этих зданий и коммуникаций передать на баланс города Воронежа. Это позволит заповеднику те же дефицитные многомиллионные средства направлять не на коммуналку, а на решение своих непосредственных задач (охрана, наука, просвещение), рассказали в минприроды.

Такие же проблемы испытывает и Центрально-Черноземный заповедник.

Исключить из ООПТ земли, расположенные в границах населенных пунктов, проект поправок предписывает правительству до 31 декабря 2019 года.

7.2.1. Территориальные особенности современного размещения

особо охраняемых территорий

Для обеспечения устойчивости территории необходимым условием является формирование оптимального экологического каркаса, ключевыми звеньями которого являются особо охраняемые природные территории. Анализ существующей сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) показал недостаточную степень обеспеченности республики особо охраняемыми природными территориями. Существующая сеть ООПТ носит островной характер, природоохранные объекты отрезаны друг от друга и не соединены зелеными коридорами, необходимыми для формирования экологического каркаса.

Создание и развитие республиканской системы ООПТ является одной из важнейших задач территориального планирования и направлено на сохранение уникальных и типичных экосистем, генофонда животных и растений. Учитывая, что регион Средней Волги отнесен к числу приоритетных по важности сохранения биологического разнообразия России, формирование системы особо охраняемых природных территорий в Республике Марий Эл, характеризующейся значительным видовым разнообразием флоры и фауны, обилием чистых озёр и рек, имеющих уникальное значение, приобретает особую значимость.

Общая площадь природно-заповедного фонда в настоящее время составляет 114,3 тыс. га или 4,9 % территории республики, что недостаточно для сохранения экологического равновесия при градостроительном развитии рассматриваемой территории.

В категорию земель особо охраняемых природных территорий включены государственный природный заповедник «Большая Кокшага» (21,5 тыс. га), государственное учреждение национальный парк “Марий Чодра” – 36,6 тыс. га, земли рекреационного назначения - базы отдыха, санатории, и т. д.. – 0,5 тыс. га. В составе земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения находятся природные заказники и памятники природы регионального значения общей площадью 55,9 тыс. га.

В настоящее время структуру ООПТ регионального значения составляют государственные природные заказники и государственные памятники природы, доля которых составляет в общем природоохранном фонде около 65%. Особенно многочисленны памятники природы, юридический статус которых не всегда определён (таблица 7,3).
Современная сеть особо охраняемых природных территорий Республики Марий Эл на 01.01.2006 г.

Таблица 7.3


Категория ООПТ

Федерального значения

Регионального

значения


Местного значения

Всего

Коли-чест-во

Пло-щадь,

Коли-чест-

Пло-щадь,

Коли-чес-во

Пло-щадь, га

Коли-чест-во

Пло-щадь,

Заповедники

1

21554

-

-

-

-

1

21554

Национальные природные парки

1

36875

1

36875

Заказники

9

38050

9

38050

Памятники природы

-

-

52

16980

52

16980

Ботанические сады

-

-

1

72

-

1

72

Городские леса

800

800

Итого

2

58429

62

55102

3

800

69

114331

% от площади республики

2,5

В последние годы отмечается негативная тенденция уменьшения площади особо охраняемых природных территорий. По сравнению с данными на 01.01.2003 г. площадь ООПТ уменьшилась на 56,1 тыс. га. В соответствии с постановлениями Правительства Республики Марий-Эл прекратили существование 4 природных заказника регионального значения: зоологический заказник «Васильсурские дубравы» (постановление Правительства Республики Марий Эл от 04.03.2005 г.№ 59), биологический заказник «Полевой» (постановление Правительства Республики Марий Эл от 04.03.2005 г. № 59) биологический заказник «Устье-Кундышский» (постановление Правительства Республики Марий Эл от 18.05.2004 г. № 145), биологический заказник «Пекшеевский» (постановление Правительства Республики Марий Эл от 04.03.2005 г. № 59). В таблице 7.4 дана характеристика существующих охраняемых природных объектов.
Сеть особо охраняемых природных территорий

Республики Марий Эл

по состоянию на 01.01.2006г.

Таблица 7.4


№ п/п

Катего-рия, статус и наимено-вание ООПТ

Местоположение


Пло-щадь

тыс. га


Год образования

Цель создания


Перспективы разви-тия

Государственные природные заповедники федерального значения

1

«Боль-шая Кокша-га»

»,

21,55

1993

Биосферный. Сохранение и изучение типичных природных комплексов Марийской низменности

Расши-рение границ

Национальные природные парки федерального значения

1

«Марий Чодра»

МО «Волжский муниципальный район

36,88

1985

Охрана природных комплексов, использова-ние в рекреацион-ных и научных целях.

Государственные природные заказники и памятники природы регионального значения

1

«Лебе-дань»

МО «Звениговский муниципальный район»

1,67

1977

Лесомелиоративный. Сохранение уникального хвойно-лиственного массива леса в лево-бережной пойме р. Большая Кокшага.



2

«Марьерский»

МО «Звениговский муниципальный район»

0,2

1982

Биологический. Охрана водяного ореха – чилима, занесенного в Красную книгу России и ряда других стран.

Сохранение в существующих грани-цах

3

«Кумьинский»

МО «Килемарский муниципальный район»»

15,5

1979

Биологический. Охрана, контроль и регулирова-ние исполь-зования охотничье-промысло-вых животных

Сохранение в существующих грани-цах

4

«Камен-ная гора»

МО «Моркинский муниципальный район»

1,3

1997

Комплекс-ный заказник

Сохранение в существующих грани-цах

5

«Емешевский»



5,8

1994

Биологичес-кий зааказник. Охрана, контроль и регулирова-ние исполь-зования охотничье-промысло-вых живот-ных (байбака).

Сохранение в существующих грани-цах

6

«Горное Заделье»

МО «Куженерский муниципальный район»

0,56

1997

Комплексно-го назначе-ния для сохранения уникального «горного» ландшафта со штольня-ми-камено-ломнями и редких видов растений.

7

«Тога-шев-ский»

« МО «Килемарский муниципальный район

3,4

2000 г

Биологический. Сохранение, восстанов-ление мест обитания и численности редких и исчезающих видов животных (популяции длиннопалого рака) и растений. На территории заказника расположен мужской монастырь «Троице-Сергиевская пустынь».

8

«Моркинский»

МО «Моркинский муниципальный район»

9,5

2002

Биологический. Охрана и воспроизводство ценных охотничье-промысловых животных.

9

«Холод-ный ключ»



0,12

2002

Биологический. Сохранение редких видов растений.

Итого:

38,5

I

Памятники природы

1

«Клено-вая гора»

входит в состав

НП «Марий Чодра» МО «Волжский муниципальный район.


0,4

1976

Ботанический ГПП, научное и рекреационное значение

2

«Болото Березо-вое»

МО «Волжский муниципальный район».

входит в состав

НП «Марий Чодра»


0,03

1986 .

Зоологический ГПП, охрана редких и ценных водоплавающих птиц

3

«Болото Желез-ное»

входит в состав

НП «Марий Чодра»« МО «Волжский муниципальный район.


0,4

1986 г.

Зоологический ГПП, охрана редких и ценных водоплавающих птиц.

4

«Родник Зеленый ключ»

Входит в состав

Н/П «Марий Чодра»


-

1976 г.

Водный ГПП

5

Озеро Шунгалдан-

Входит в состав

Н/П «Марий Чодра»


0,9

1983 г.

Водный ГПП

6

Озеро Глухое

Входит в состав

Н/П «Марий Чодра»


0,03

1976 г.

Водный ГПП

7

Озеро Яльчик

Входит в состав

Н/П «Марий Чодра»


0,14

1976 г.

Водный ГПП

8

Озеро Кичиер

Входит в состав

НП «Марий Чодра»


0,05

1976 г.

Водный ГПП

9

Кленовогорская дубрава

Входит в состав

Н/П «Марий Чодра»


0,02

Ботанический ГПП,

Итого

1,07

10

Болото Большое-

МО «Звениговский муниципальный район»

0,75

1987 г.


11

Болото Марьерское

МО «Звениговский муниципальный район»

0,82

1987 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

12

Болото Сорочинское-

МО «Звениговский муниципальный район»

0,15

1987 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

13

Озеро Таир

МО «Звениговский муниципальный район»

0,05

1976 г.

Водный ГПП

14

Озеро Лисички-но

МО «Звениговский муниципальный район»

0,02

1976 г.

Водный ГПП

15

Озеро Шордоер

МО «Звениговский муниципальный район»

0,01

1976 г.

Водный ГПП

16

Озеро Малый Марьер

МО «Звениговский муниципальный район»

0,02

1976 г.

Водный ГПП

17

Озеро Большой Марьер

МО «Звениговский муниципальный район»

0,09

1976 г.

Водный ГПП

18

Озеро Малый Мартын

МО «Звениговский муниципальный район»

0,01

1976 г.

Водный ГПП

19

Река Шуйка-

МО «Звениговский муниципальный район»

0,06

1987 г.

Ихтиологический ГПП, сохранение популяции хариуса, имеет научное значение

20

Гора Карман Курык

МО «Звениговский муниципальный район»

Входит в состав

НП «Марий Чодра»


0,04

1976 г

Охране подлежат склоны горы, покрытые древесно-кустарниковой и травяной растительностью»

21

Озеро Черное (Шутьер)

МО «Звениговский муниципальный район»

0,01

1976 г

Водный ГПП

22

Озеро Круглое (Йыргещкеер)

Входит в состав НП «Марий Чодра»

0,01

1976 г.

Водный ГПП

23

Озеро Кужьер (Долгое)

МО «Звениговский муниципальный район»

Входит в состав НП «Марий Чодра»


0,02

1976 г.

Водный ГПП

24

Эталон-ные леса-

МО «Параньгинский муниципальный район»

0,05

1994 г.

Ботанический ГПП

25

Река Ирека

МО «Мари-Турекский муниципальный район»

0.04

1996 г.

Ихтиологический ГПП

26

Лиственничные леса

МО «Сернурский муниципальный район»

0,003

1976 г.

Ботанический ГПП

27

Каменная гора

МО «Куженерский муниципальный район»

0,02

1997 г.

28

Эталон-ные насаждения ели

МО «Куженерский муниципальный район»

0,02

1986 г.

Ботанический ГПП, охрана древесно-кустарниковой растительности. Имеет научное и учебно-просветительское значение

29

Нолькин камень

МО «Куженерский муниципальный район»

0,01

1986 г

Охрана коренных пород Казанского яруса Пермской системы, редких видов растений.

30

Озеро Табашинское

МО «Оршанский муниципальный район».

0,03

1976 г

Водный ГПП

31

Болото Криуль

МО «Медведевский муниципальный район»

0,06

1987 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

32

Болото Мартын

МО «Медведевский муниципальный район»

0,8

1987 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

33

Озеро Большой Мартын

МО «Медведевский муниципальный район»

0,07

1976

Водный ГПП

34

Роща листвен-ницы сибирс-кой

МО «Килемарский муниципальный район»

0,7

1987 г.

Ботанический ГПП

35

Мадар-ское болото

МО «Килемарский муниципальный район»

0,23

1976 г

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

36

Болото Купланг-ское

МО «Килемарский муниципальный район»

4,99

1987 г

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

37

Тыр Болото

МО «Килемарский муниципальный район»

1,05

1976 г

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

38

Озеро Шамьяры

МО «Килемарский муниципальный район»

0,09

1976 г.

Водный ГПП

39

Озеро Кумьяры

МО «Килемарский муниципальный район»

0,12

1976 г.

Водный ГПП

40

Озеро Лужьяр

МО «Килемарский муниципальный район»

0,1

1976 г

Водный ГПП

41

Нагорная дубрава

МО «Горномарийский муниципальный район»

0,01

1985 г.

Ботанический ГПП

42

Кедровая роща

МО «Горномарийский муниципальный район»

0,4

1976 г.

Ботанический ГПП

43

Болото Карасьяр

МО «Горномарийский муниципальный район»

1,6

1987 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

44

Большеозерское болото

МО «Горномарийский муниципальный район»

1,26

1976 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

45

Озеро Нужьяр

МО «Горномарийский муниципальный район»

0,03

1976 г

Водный ГПП

46

Озеро Карасьяр

МО «Горномарийский муниципальный район»

0,03

1976 г.

Водный ГПП

47

Болото Волчье

МО «Горномарийский муниципальный район»

1,4

1976 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

48

Шереметевский парк



0,01

1994 г.

Ландшафтный ГПП, историко-культурное значение

49

Болото Подвес-ное

МО «Юринский муниципальный район»

0,8

1976 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

50

Болото Шидыяр (Туриловское болото)

МО «Юринский муниципальный район»

1,01

1976 г.

Комплекный ГПП. Водоохранное значение, охрана кормовых угодий для боровой дичи

51

Озеро Гусинец

МО «Юринский муниципальный район»

0.01

1994 г.

Водный ГПП

52

Озеро Светлое

МО «Юринский муниципальный район»

0.01

1994 г.

Водный ГПП

53

Ботани-ческий сад-(памят-ник природы)

ГО

«Город Йошкар-Ола»


0.07

1939 г

Ботанический ГПП

Итого

17,05

Всего ООПТ регионального значения

55,102

Анализ существующей сети особо охраняемых природных территорий показал очень низкую степень обеспеченности округа особо охраняемыми природными территориями – 4,9 %. (7,3 % в 2002 году). Распределение особо охраняемых территорий по административным районам крайне неравномерно. Для большинства ООПТ не соблюдены оптимальные площади, обеспечивающие сохранение типичных состояний, режимов и межкомпонентных связей в экосистемах разных типов. Примером может служить Марьерский заказник, созданный с целью охраны водяного ореха, занесенного в красную книгу России. Существуют также определённые сложности, связанные с учётом и контролем режима охраны, вследствие большого количества памятников природы (более 50), рассредоточенных по территории и не имеющих зафиксированных границ.

Для сохранения устойчивости природных экологических систем необходимым условием является наличие оптимального экологического каркаса в виде особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Корректно сформированная сеть охраняемых природных территорий решает задачи сохранения в неизменном состоянии уникальных природных комплексов и объектов, типичных для различных географических зон и подзон природных комплексов ландшафтов, биологического разнообразия генофонда растительного и животного мира.

      1. Обоснование проектных предложения по резервированию земель под особо охраняемые природные территории

регионального значения

Осуществление градостроительной деятельности должно проводиться с учетом требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, в связи с чем, в схеме территориального планирования предусматривается максимальное соблюдение режима охраны существующих ООПТ, увеличение площади земель природоохранного назначения за счет создания новых ООПТ и расширения площади существующих объектов

Для расширения сети ООПТ в ряде районов Республики Марийским Государственным Университетом проводятся научные исследования и натурные обследования по выявлению особо ценных природных комплексов, редких видов растений и животных, занесенных в Красные книги России и Республики Марий Эл, результаты исследований использованы для обоснования необходимости сохранения существующих и организации новых охраняемых объектов. Планируемое увеличение площади особо охраняемых природных территорий направлено на обеспечение экологической стабильности территории республики.

Предлагаемые варианты организации ООПТ регионального значения на I -ю очередь.

1. Создание комплексного природного заказника «Васильсурские Дубравы» на териртории МО «Горномарийский район» с изъятием из состава земель сельскохозяйственного назначения площадью 12000 га (на территории ликвидированного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 04.03.2005 г. № 59 зоологического заказника «Васильсурские Дубравы»).

В западной части Горномарийского района на правом берегу Волги на территории бывшего зоологического заказника сохранились уникальные лесные массивы с нагорными дубравами и ясенем, отмечаются редкие виды растительного и животного мира, своеобразен рельеф и гидрографическая сеть. Объявление территории комплексным (ландшафтным) заказником необходимо для сохранения и восстановления природного комплекса в целом.

Цель создания комплексного природного заказника «Васильсурские Дубравы:

Охрана и восстановление уникальных нагорных дубрав;

Охрана среды обитания охотничьих видов животных;

Охрана редких и исчезающих видов растений;

Сохранение в целом природного комплекса правобережья реки Суры.

2. Создание комплексного природного заказника «Заволжский» на территории МО «Звениговский муниципальный район» без изъятия из состава земель Кокшайского лесхоза, площадью 2000 га.

В пределах природного заказника предусматривается организация природно-исторического комплекса регионального значения «Заволжская лесная дача». Основной функцией заказника является сохранение водоохранных лесов, имеющих ключевое средообразующее и ресурсоохранное значение. В проектируемой системе ООПТ республики объект необходим в качестве ключевого звена экологического каркаса – участка хвойно-лиственных лесов на междуречьи устьевых участков рек Большая Кокшага и Малая Кокшага.

3. Расширение границ комплексного государственного природного заказника «Горное Заделье», расположенного на территории МО «Куженерский муниципальный район» на землях Куженерского лесхоза.

Площадь комплексного государственного природного заказника «Горное Заделье», в современных границах составляет 560 га. Для эффективной охраны ландшафтов возвышенной части Вятского Увала представляется целесообразным расширение границ комплексного государственного природного заказника «Горное Заделье», созданного для сохранения уникального «горного» ландшафта со штольнями-каменоломнями и редких видов растений, включенных в Красные книги России и Республики Марий Эл. В предлагаемые границы заказника включены памятник природы «Урочище Нолькин Камень», расположенный на отрогах Вятско-Марийского вала, а также долина и террасы р. Нолька. Общая площадь заказника составит 1100 га.

Увеличение площади заказника и организация охранной зоны позволит обеспечить стабильное функционирование этой территории как природного резервата, имеющего научное, познавательное, экологическое и рекреационное значение.

4. Создание комплексного природного заказника «Устье-Кундышский» на териртории МО «Медведевский район» без изъятия из состава земель сельскохозяйственного назначения площадью 8000 га (на территории ликвидированного биологического заказника «Устье-Кундышский» постановление Правительства Республики Марий Эл от 18.05.2004 г. № 145).

Цель организации заказника – сохранение и восстановление природных комплексов правобережья р. Малая Кокшага, выполняющих ключевую роль в обеспечении экологического равновесия.

Предлагаемые варианты организации ООПТ регионального значения на расчетный срок.

1. Организация природного парка «Вятские Увалы» на территории МО «Моркинский муниципальный район» и МО «Куженерский муниципальный район» без изъятия из земель лесного фонда, площадью 20000 га.

Выделенная территория расположена в районе хвойно-широколиственных и елово-пихтовых лесов южной части Вятско-Марийского вала и имеет исключительно важное значение для поддержания баланса естественных процессов в биосфере. Леса Вятских Увалов выполняют важную средофомирующую функцию для всего региона, являются регулятором водного баланса территории, воздействуют на формирование климата, препятствуют развитию экзогенных геологических процессов. Значительное видовое разнообразие флоры и фауны, обилие рек и ручьев, имеющих уникальное значение по водному режиму, делают перспективными использование планируемого парка для целей рекреации.

Основные функции природного парка – сохранение природных комплексов Вятских Увалов, среды обитания охотничьих видов животных, охрана редких видов растений, сохранение и использование рекреационных ресурсов, экологический мониторинг, научно-исследовательская деятельность.

2. Создание комплексного природного заказника «Большой Марьерский».

Комплексный природный заказник «Большой Марьерский» организуется на территории МО «Звениговский муниципальный район» без изъятия из состава земель Гослесфонда Кокшайского лесхоза общей площадью 10000 га.

В проектируемой системе ООПТ округа участок необходим в качестве ключевого звена экологического каркаса – участка типичных болотных угодий и уникальных озер, сохранившихся в естественном состоянии.

Территория для создания комплексного заказника выделена в среднем течении р. Б. Кокшага и включает биологический заказник Марьерский, площадью 0,2 га и 7 памятников природы: озера Большой Марьер, Малый Марьер, Лисичкино, Шордоер; болота Сорочинское, Марьерское, Большое. Сохранение 8-ми самостоятельных объектов малых по площади весьма проблематично, в связи с чем, включение их в общие границы единой особо охраняемой территории обеспечит поддержание экологического баланса территории.

Основные задачи проектируемого заказника:

сохранение и восстановление природных комплексов: болотных и озерных;

сохранение и восстановление численности промысловых животных;

сохранение мест обитания исчезающих и редких видов животных;

систематическое проведение биотических мероприятий, режимных и учетных работ в целях создания благоприятных условий сохранения, восстановления и воспроизводства охраняемых объектов животного и растительного мира;

сохранение природного комплекса заказника в целом.

В результате предлагаемого расширения и перераспределения ООПТ площадь особо охраняемых природных территорий составит 160 тыс. га (6,8 % от площади республики).

Для расширения заповедного фонда республики необходимо увеличение территории особо охраняемых природных территорий федерального значения: государственного природного заказника «Большая Кокшага» с целью создания биосферного заповедника; национального парка «Марий Чодра» с целью увеличения рекреационной части парка вдоль р. Илеть. Расширение территории государственного природного заповедника и национального парка учреждается постановлением Правительства Российской Федерации.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти Республики Марий Эл должны принять решение о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий – комплексного природного заказника «Васильсурские дубравы». Земельный участок в составе земель сельскохозяйственного назначения подлежит переводу в земли особо охраняемых природных территорий.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал