Спецификация проверочной работы по географии за год. Спецификация проверочной работы по географии за год Источники географической информации

«Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

«Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Календарно-тематическое планирование

Введение.

Зачем мы изучаем географию России

Пространства России (7 ч)

Россия на карте мира. Географическое положение России

Границы России

Сравнительная характеристика ГП России и Канады

Часовые зоны России

Формирование территории России.

Обобщающий урок по теме «Пространства России»

Итоговый урок по теме «Пространства России»

Рельеф и недра (6 ч)

Строение земной коры (литосферы) на территории России

Важнейшие особенности рельефа России

Влияние внешних сил на развитие рельефа.

Влияние внутренних сил на развитие рельефа.

Использование недр

Итоговый урок по теме «Рельеф и недра»

Климат (7ч)

Общая характеристика климата России

Закономерности циркуляции воздушных масс.

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Распределение температур и осадков

Типы климата нашей страны

Климат и человек

Итоговый урок по теме «Климат»

Богатство внутренних вод России

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

Подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

Человек и вода

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

Итоговый урок по теме «Богатство внутренних вод России»

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

Почвы России (5 ч)

Почвы – «особое природное тело»

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

География почв России

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

Почвы и урожай

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

Рациональное использование и охрана почв

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

Итоговый урок по теме «Почвы – национальное достояние России»

1.1, 2.3, 2.8, 2.9

В природе все взаимосвязано (4 ч)

Понятие о природно-территориальных комплексах

Свойства природных территориальных комплексов

Человек и ландшафты

Итоговый урок по теме «В природе все взаимосвязано»

Живая природа (2ч)

География лесов России

Безлесные просторы России. Луга.

Природно-хозяйственные зоны

(11 ч)

Учение о природных зонах

«Безмолвная Арктика»

Чуткая субарктика

Таежная зона

Зона смешанных широколиственных лесов

Лесостепи и степи

Полупустыни, пустыни, субтропики

«Многоэтажность» природы гор

Человек и горы

Итоговый урок по теме «Природно-хозяйственные зоны»

Природопользование и охрана природы

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

Рациональное использование природных ресурсов

Охрана природы и охраняемые территории

Итоговый урок по разделу «Природа и человек»

Численность России (2 ч)

Численность населения

1.1, 2.7, 2.8, 2.9, 3.2, 3.3

Воспроизводство населения

1.1, 2.7, 2.8, 2.9, 3.2, 3.3

Возрастной и половой состав населения (2 ч)

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

1.1, 2.7, 2.8, 2.9, 3.2, 3.3

Возрастной состав населения России

1.1, 2.7, 2.8, 2.9, 3.2, 3.3

Миграции населения (4 ч)

Миграции населения России

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Внешние миграции – в Россию и из нее

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Территориальная подвижность населения

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

География рынка труда

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Народы и религии России (3 ч)

Этнический состав населения

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Этническая мозаика России

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Религии народов России

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Городское и сельское население (5 ч)

Плотность населения

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Расселение и урбанизация

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Города России

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Сельская Россия

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

Итоговый урок по курсу «география России. Природа и население. 8 класс»

1.1, 2.7, 2.8, 2.9,

* Расшифровка значений КЭС и КПУ даны в Приложении 1 и 2

Приложение 1

Элементы содержания, проверяемые на государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений по географии (КЭС)

1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

    Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

    Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

2 ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

      Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.

      Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

      Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

      Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

      Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование.

Условия образования почв разных типов.

      Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

    МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ

    1. Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.

      Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.

      Материки и страны. Основные черты природы Африки.

Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды. Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы.

    ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

    1. Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.

      Основные типы природопользования.

      Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

    ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

5.1 Особенности географического положения осей

    Территория и акватория, морские и сухопутные границы.

    Часовые пояса.

    Административно-территориальное устройство России.

5.2 Природа России

    Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

    Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.

    Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

    Природно-хозяйственные различия морей России

    Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.

    Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.

5.3 Население России

    Численность, естественное движение населения.

    Половой и возрастной состав населения.

    Размещение населения. Основная полоса расселения.

    Направления и типы миграции.

    Народы и основные религии России.

    Городское и сельское население. Крупнейшие города.

5.4 Хозяйство России

    Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.

    Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов

    География отраслей промышленности

    География сельского хозяйства

    География важнейших видов транспорта

    1. Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов:

Север и Северо-Запад. Центральная Россия. Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал. Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

      Россия в современном мире

Приложение 2

Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников классов общеобразовательных учреждений по географии

1. Знать / понимать:

    основные географические понятия и термины:

    различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

    результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

    географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека:

    географическую зональность и поясность;

    географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий: связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран:

    специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации: особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов:

    природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите

2. Уметь:

    определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

    выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

    описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

    объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

    приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания: крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз. районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

    находить в ратных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических! Проблем:

    анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

    представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    определения поясного времени;

    чтения карт различного содержания;

    решения практических задач по определению

Рабочая программа

Г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного ) общего образования по географии . Базовый уровень . Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются : Федеральный...

  • Приказ № от 2011 г. Рабочая программа по учебному курсу «География. Наш дом Земля: Материки, океаны, народы и страны» 7 класс. Базовый уровень педагога Кульковой Вероники Александровны

    Рабочая программа

    2012 учебный год. Пояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного ) общего образования по географии . Базовый уровень . Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются ...

  • В последние годы мониторинг предметных достижений обучаемых вновь выдвигается на передний план. Как известно, предметные результаты содержат в себе систем у предметных знаний и систему предметных действий , которые направлены на применение знаний. Уже достаточно давно возник вопрос: а какие именно предметные знания и действия должны проверяться? Ясный ответ на него дают Стандарты образования и Примерные образовательные программы. Как вы знаете, в них содержание представлено в двух форматах. Прямым текстом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках аттестации учеников (блок «Выпускник научится»). Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля (блок «Выпускник получит возможность научиться»).


    Другими словами, при оценке качества образования важно в первую очередь проверить, насколько ребенок усвоил опорные знания и умения по каждому из предметов. Эти знания и умения накапливаются из класса в класс.

    Как же правильно определить эти самые опорные элементы, подлежащие проверке? Как построить деятельность учителя, чтобы он осознанно при планировании своей работы и при оценке предметных результатов основное внимание уделял усвоению обучаемыми именно опорных знаний и навыков?

    Есть ли связь между планированием уроков и контрольно-оценочной деятельностью учителя начальных классов? Безусловно! Поэтому при составлении тематического (календарно-тематического) планирования по предмету главным ориентиром для педагогов начальной школы должен стать «Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся». Для начальной школы он разработан Московским центром качества образования (МЦКО). В кодификаторе по каждому предмету содержатся коды опорных (контролируемых) элементов содержания (КЭС) и коды требований к проверяемым умениям (действиям) (КПУ) , достижение которых проверяется как итоговой контрольной работой в 4 классе, так и диагностическими работами всех уровней (внутришкольная оценка, муниципальный и региональный мониторинг) на протяжении обучения ребенка в начальной школе.

    Сегодня учитель в ходе формирования своего календарно-тематического планирования должен уметь выделить из общей системы предметных знаний опорные знания и действия, отметить их наличие в планировании определенным кодом (цифровым символом) и осуществить оценку планируемых результатов освоения образовательной программы на основании успешности или неуспешности освоения учащимися этих опорных знаний и действий .

    Чтобы правильно сформировать такое планирование, необходимо ответить на два основополагающих вопроса: соответствует ли содержание урока опорным элементам содержания стандарта образования и какие опорные умения и способы деятельности будут отрабатываться на уроке.

    Составленное подобным образом календарно-тематическое планирование ориентирует учителя как на целенаправленную подготовку к каждому уроку, так и на оценку освоенных в теме элементов содержания. Только тогда учитель получает четкий ориентир своей деятельности, понимает, насколько ученик освоил опорные знания, какие необходимые умения приобрел и над какими элементами надо еще поработать.

    В разделе «ПРАКТИКА РАБОТЫ» размещено КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ , разработанное в соответствии с основными положениями ФГОС НОО, Примерной основной образовательной программой начального общего образования и УМК «Школа России»


    Публикуем интервью с автором выпускаемой ИД «Федоров» серии пособий Н.Б. Фоминой.
    Н.Б. Фомина - к.п.н., доцент кафедры профессионального развития педагогических работников ИДО МГПУ (г. Москва), автор многочисленных научно-практических публикаций и методических пособий. Практическая работа в школе, накопленные опыт и знания позволили Надежде Борисовне разработать и апробировать новую систему оценки качества образования, которая уже получила признание во многих регионах России.
    В ходе интервью Надежда Борисовна рассказала об авторской методике , обратила внимание на новую для многих учителей аббревиатуру - КЭС , пояснила, что это такое и почему стало востребованным, выразила экспертное мнение о том, каким должно быть современное контрольно-тематическое планирование , дала рекомендации по использованию серии тетрадей «Контролируемые элементы содержания (КЭС)» в рамках внутришкольного мониторинга.

    На своих семинарах и вебинарах вы много внимания уделяете согласованности внешней и внутренней оценки. Как в практической ежедневной деятельности учителя можно добиться согласованности этих двух оценок?

    В Примерных образовательных программах понятие «согласованность внешней и внутренней оценки» встречается несколько раз. Как учителю в практической деятельности применить этот тезис? Можно предложить следующее правило: «проверяй так, как тебя проверят другие».

    В Примерной программе прописано, что в школе надо содержательно и критериально оценивать так же, как это осуществляет внешняя оценка. Оценивать не так, как хочется учителю, не то, что кажется ему важным, а оценивать так, как это делает внешняя оценка. Для нас в данном случае ориентиром является Федеральный институт педагогических измерений, и мы в разработке рекомендаций по формированию внутренней системы оценки качества образования ориентируемся и на содержание, и на критерии, которые предлагает нам этот институт. Поэтому в наших программах заложены и содержательные, и критериальные подходы, основанные на внешней оценке. Именно их мы и рекомендуем применять при формировании внутренней системы оценки качества образования в школе.

    Новая для многих учителей аббревиатура - КЭС. О КЭС мало информации, но много говорят. Что это такое и почему стало востребованным?

    Сейчас в основе оценки качества образования лежит оценка планируемых результатов обучения . Планируемые результаты обучения четко прописаны в Примерных образовательных программах, но в них нет такого понятия, как «Контролируемый элемент содержания», или, сокращенно, «КЭС». Эти элементы присутствуют в Кодификаторе по предмету, по которому осуществляется итоговая аттестация учащегося.

    Кодификатор является основой стандарта образования, в нем содержатся те элементы содержания, которые контролируются процедурами внешней оценки. В кодификаторе эти элементы названы контролируемыми. Откуда это название? - Контролируемый элемент содержания (КЭС) - это тот элемент, который составляет основу стандарта, и, соответственно, именно он должен контролироваться в первую очередь. Этот тот опорный учебный материал, который позволяет ребенку продолжить образование на следующем уровне. Если ученик освоил в начальной школе контролируемые элементы содержания, он спокойно осваивает материал основной школы, и так далее.

    Контролируемый элемент содержания является сегодня основой каждого теста. Если мы говорим о контрольно-оценочной деятельности учителя - она является сейчас одним из основных видов деятельности педагога, - то только КЭС, код этого элемента говорит о том, что учитель проверяет именно то, что должен проверить, именно то, что рекомендовано к оценке в стандарте образования, а не то задание, которое учителю хочется (а не секрет, что чаще всего учитель проверяет то, что дети хорошо усвоили, или то, что самому учителю кажется важным). И только наличие контролируемых элементов содержания (КЭСов) говорит о том, что проверяется стандарт образования . Именно поэтому этот элемент содержания и называется контролируемый. Он обязателен и в тематическом, и в промежуточном, и в итоговом контроле для того, чтобы определить и ход освоения стандарта образования, и его результат, и уровень освоения.

    - Что такое кодификатор?

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал