Урок литературы рылеев смерть ермака. Каковы тема и идея думы Рылеева – победа или смерть. совершенствовать навык осознанного чтения

Урок 11. Историческая тема думы «смерть Ермака» К.Ф.Рылеева.

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. Ф. Рылеева; дать понятие думы; работать над выразительным чтением думы о Ермаке; учить восьмиклассников рецензировать работы товарищей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

Карточка 1.

1. Что такое басня? Каких баснописцев вы знаете?

2. Какое чувство вызывает у читателя персонаж данного отрывка? Какими средствами баснописец добивается подобного эффекта?

Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала,

Наевшись, выспалась под ним,

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у дуба корни стала.

(Свинья у Крылова прожорливая, противная, глупая. никаких добрых чувств она не вызывает. Баснописец рисует ее образ с помощью грубых, просторечивых слов и выражений: наелась до отвала, глаза продравши, рылом. Свинья показана в действиях, последнее из которых не только нелепо, лишено смысла, но и вредно – «подрывать у дуба корни стала».)

Карточка 2.

1. Перечислите характерные черты басни.

(Герои басен – чаще всего животные, растения или предметы, а под ними подразумеваются люди с их недостатками. Такое свойство басен называется аллегорией. Нравоучительный смысл басен заключается в начале или конце произведения, в нескольких строчках, называемых моралью.)

2. Какими средствами баснописец создает образ тупого, самовлюбленного осла? Докажите это с помощью данного отрывка.

Осел увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

(Выбор в судьи осла, а не другого животного, сам по себе абсурден, так как осел – символ тупоумия, упрямства, невежества. Кроме того, крик этого животного – один из самых антимузыкальных в природе, поэтому сразу можно догадаться, что ослу оценить пение соловья по достоинству непосильно. Это аллегория неправедного, ничего не знающего и не понимающего, но берущегося судить.

Спесь, самолюбование этого персонажа показаны в манере разговаривать, панибратское обращение «дружище», соединение несоединимых слов «великий мастерище» придают всему сочетанию пренебрежительную окраску. Построение фразы «хотел бы очень я сам посудить, твое услышав пенье, велико ль подлинно твое уменье» возвеличивают судью; изменение порядка слов, выделение слова «сам» в начале строки, вопросительная частица «ль» служат этой цели.)

2. Инсценированное чтение басни «Лягушки, просящие царя» с последующим обсуждением чтения.

– Чье чтение понравилось? Почему?

– Удалось ли ребятам при чтении передать характерные черты персонажей басни?

3. Чтение придуманных по предложенным пословицам басен; рецензирование.

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Слово учителя о Рылееве.

Война 1812 года, тяжелое положение народа, политика самодержавия, знакомство с передовой политической и философской мыслью Западной Европы – все это привело к появлению тайных обществ, ставивших своей целью свержение самодержавия. Будущие декабристы не считали народ активной политической силой и делали ставку на заговор. Для идеологии декабризма, отразившейся в произведениях поэтов-декабристов К. Ф. Ры-леева, А. А. Бестужева, А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера, характерны мысли о высоком гражданском назначении поэзии, мотивы тираноборчества, высокие нравственные идеалы, патриотизм. Одно из самых значительных вольнолюбивых произведений декабристов – стихотворение К. Ф. Рылеева «Гражданин». «Я не поэт, а гражданин» – вот творческая позиция, провозглашенная Рылеевым в этом стихотворении. Поэзия, как и вся жизнь, должна быть подчинена «борьбе за угнетенную свободу человека», считал он. Создавая свои «Думы», Рылеев ставил перед собой задачу «напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти». Прославление мужества и героизма, проявленных в борьбе за национальную независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества – вот главная тема дум «Иван Сусанин», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака» (последняя из них стала народной песней). (Звучит запись песни «Смерть Ермака».)

Рылеев, посвящая свои думы выдающимся людям нации, порой пренебрегает исторической достоверностью. Он сознательно преображает персонажей, наделяя их чертами своего времени. Герои действуют в исключительных психологических обстоятельствах, подчеркивающих неординарность их личности. Драматизм развития событий роднит думу с балладой.

– Что же такое дума?

Запись определения думы в тетради: дума – эпико-лирический жанр украинского словесно-музыкального творчества. Тематика дум по преимуществу историческая.

– Как же начиналась литературная деятельность К. Ф. Рылеева?

– Почему думы Рылеева получили почти единодушную благожелательную оценку литературной общественности?

3. Чтение материала учебника (с. 88–89).

4. Чтение исторической справки «Смерть Ермака» (с. 89–90).

– Как вы считаете, с какой целью перед думой автор дает историческую справку?

– Все ли вам было понятно, когда вы слушали песню «Смерть Ермака»?

– Какие события, о которых рассказывается в справке, отражены в произведении?

5. Чтение думы «Смерть Ермака» учителем с последующей беседой по содержанию.

– Какова тема и идея думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор читателю?

– О чем думает Ермак в ночь перед битвой? Как вы понимаете слова героя: «И мы – не праздно в мире жили!»?

– Как погибла дружина Ермака? В чем видит автор причину ее гибели и кого осуждает за это? Какие взгляды Рылеева проявились в думе?

6. Работа по картине художника Б. Дехтерева.

– Какой эпизод из думы «Смерть Ермака» изобразил художник?

– Зачитайте строчки из думы, описывающие этот эпизод

(с. 92 от слов «Ермак воспрянул ото сна...» до «... стал гибели его виною», с. 93).

– Какого былинного богатыря напоминает вам Ермак?

IV. Подведение итогов урока.

Дума – название заимствовано у поляков и украинцев. Так называли рыцарскую песню или народную лироэпическую песню. Думы делятся на две основные группы – исторические и социальные.

– К какой группе можно отнести думу Рылеева?

(Повторное слушание песни на слова рылеевской думы.)

– Сравните тексты думы Рылеева и народной песни. Что народу показалось наиболее важным в произведении поэта? Какое настроение она у вас вызвала?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака», подчеркнув ее драматический характер; перечитать «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина.

Кондратий Фёдорович Рылеев (1795-1826) был поэтом, общественным деятелем и одним из руководителей декабристского восстания.

Не поэт, а гражданин

Вольнодумец, романтик и революционер. С 1823 года входил в Северное общество декабристов. Позже возглавил его самое радикальное направление, выдвигая идеи республиканского общественного строя. Был одним из пяти декабристов - руководителей движения, которых казнили после восстания.

Рылеев принял свою участь без гнева и злобы, не отказался от своих взглядов и убеждений, больше старался спасти своих товарищей, нежели себя. Шёл на казнь спокойно, с уверенностью, что гибнет за правое дело.

Творчество поэта

Творчество Рылеева, насыщенное идеями свободы и всеобщего равенства, получило неод-но-знач-ную оценку у его современников. Великий А. С. Пушкин скептически отзывался о его "Думах". Но Рылеев сам всегда позиционировал себя прежде всего гражданином, а уж после поэтом. В творчестве он выражал свою гражданскую позицию смело и по-юношески горячо. Для потомков его стихи служат не только литературным, но и историческим памятником. Творчество Рылеева имело большое значение для революционеров XIX и XX веков. В нём они получали пример того, как надо жить ради идеи и быть готовыми умереть за неё.

Вместе с Александром Бестужевым Рылеев издавал альманах «Полярная звезда». В нём декабристы печатали свои произведения. Там также было напечатано несколько стихотворений Пушкина. Через 30 лет после восстания декабристов А. Герцен начал издавать альманах, который назвал так же, отдав тем самым дань уважения декабристам и выражая приверженность их идеям.

Как и другие декабристы, Кондратий Фёдорович своё твор-че-ство ори-ен-ти-рова-л на Г. Р. Дер-жа-ви-на. Это по-э-зия классического стиля, ей свойственны воз-вы-шен-ные и се-рьез-ные темы. Легкомысленная поэзия, которая услаждает слух, но не несёт в себе никаких моральных принципов или идей, была чужда ему. В центре по-э-зии Ры-ле-е-ва - гражданские идеи. Её особенностью также является то, что он при-ё-мами, свойственными ро-ман-ти-че-ской поэзии, изоб-ра-жал ге-ро-ев, которые были далеки от романтических идеалов. Подобный ге-рой - Ермак из думы "Смерть Ермака" Рылеева. Анализ этого произведения показывает, что автор изложил в нём свои идеалы и убеждения.

Кто такой Ермак

Одним из самых из-вест-ных ка-за-ков в российской ис-то-рии является ата-ман Ермак Тимофеевич. Он, в отличие от бунтовщиков Разина и Пугачёва, воевавших против представителей власти, послужил Отечеству. Конечно, покоряя Сибирское ханство, Ермак преследовал свои корыстные интересы. Грабёж во время войны не является злодейством, к тому же подобные действия поддерживались нападающим государством. Своим походом Ермак положил начало завоевания и присоединения Сибири к России.

Таким образом, Ермак - довольно разносторонний персонаж. Он и вольный казак, и воин, действующий во славу своего государства. Поэтому его образ привлёк Рылеева.

Казак на берегу реки

В анализе "Смерти Ермака" Рылеева необходимо отметить, что автор демонстрирует романтический уклон в думе. Увлечённое описание природы и философские раздумья главного героя являются подтверждением этому. В начале думы поэт описывает сильную бурю, разыгравшуюся ночью. На берегу реки Иртыш одиноко сидит Ермак. Казака мучает вопрос: правильно ли живут он и его друзья? Многие казаки в недалёком прошлом были отчаянными разбойниками, но после перешли на царскую службу.

В анализе думы Рылеева "Смерть Ермака" следует показать, что Ермак не осуждает друзей, а восхищается их мужеством и удалью. Он уверен, что казаки искупили свои прошлые преступления, исполняя царскую волю, не щадя собственной жизни. Казак обращается к спящим товарищам, надеясь, что они услышат его, но их сон крепок. Анализ "Смерти Ермака" Рылеева наталкивает на мысль, что Ермак Тимофеевич предчувствует скорую гибель.

Гибель дружины

В процессе анализа "Смерти Ермака" Рылеева становится очевидным, что мужественному и бесстрашному атаману Ермаку автор противопоставляет подлого и коварного хана Кучума. Хан не рассматривается как достойный противник Ермака и его дружины. Он трусливо нападает на спящих казаков, остерегаясь вступить с ними в честный бой. Кучум и его люди убивают почти всю дружину. В анализе произведения Рылеева "Смерть Ермака" необходимо сказать о том, что отважные воины погибли, даже не взяв в руки оружия.

Единственный путь спасения - воды Иртыша. Но те-перь бур-ная при-ро-да - не без-молв-ный сви-де-те-ль происходящих событий. Она ста-новится во-пло-ще-ни-ем злого рока. Ужасный шторм, сильнейший ветер и проливной дождь делают реку смертельно опасной. В анализе стихотворения Рылеева "Смерть Ермака" необходимо указать, что силы природы ополчились на героя.

Смерть Ермака

Ермак вступает в неравную борь-бу с при-ро-дой, подобно героям ан-тич-ных тра-ге-дий. Здесь он сражается с неспра-вед-ли-во-стью. Но как человек может бороться со стихией? К тому же на нём слишком тяжкие до-спе-хи, подаренные Иваном Грозным. У Ермака не остаётся сил на сопротивление. Он тонет, увлекаемый вниз царским подарком.

Анализ "Смерти Ермака" Рылеева даёт представление о том, что именно считает автор причиной гибели своего героя. Несомненно, тяжёлые латы погубили Ермака. Принявший от царя дорогой подарок, казак погиб. Он променял свою свободу и убеждения на верную службу самодержавной власти. Как декабрист, Рылеев ставил проблему личной свободы особенно высоко. Он не считал службу царю и службу России тождественными понятиями. В анализе произведения Рылеева "Смерть Ермака" следует показать, как, восторгаясь героизмом Ермака Тимофеевича и его службой на благо родного государства, поэт негодует, видя, что казак не ценит свободу. Нет, не река погубила Ермака, а дары царские.

Поэт заканчивает думу описанием бушующей стихии. Знакомые читателю стро-ки те-перь приобретают иной от-те-нок. Анализ "Смерти Ермака" Рылеева помогает понять, что фи-нал думы на-по-ми-на-ет по-хо-ро-ны павшего воина. Но в траурной процессии участвует только природа.

Данное произведение, написанное в 1822 году, быстро приобрело невероятную популярность. Критиками был многократно выполнен анализ думы Рылеева. "Смерть Ермака" была фрагментарно положена на музыку, став песней, широко распространённой в народе.


Рылеев Кондратий Федорович () - поэт-декабрист, член Северного Общества Один из наиболее активных участников декабрьского восстания. Как поэт, он был известен своими «Думами» и историческими поэмами "Войнаровский", "Наливайко" и др. Его лирические стихотворения представляют собой в русской литературе первые образцы так называемой "гражданской поэзии". Рылеев был казнен вместе с Пестелем, Каховским, Бестужевым-Рюминым и С. Муравьевым-Апостолом 13 июля 1826 г.


РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович (), поэт. Родился 18 сентября (29 н.с.) в с. Батово Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика. Получил образование в кадетском корпусе () в Петербурге, выпущен прапорщиком в артиллерию и направлен в армию, находившуюся в заграничном походе. Пребывание в Германии, в Швейцарии и особенно во Франции не прошло бесследно для молодого офицера.


Победа над Наполеоном побуждает его взяться за перо, появляются оды: "Любовь к Отчизне" (), "Князю Смоленскому»). С 18 17, переведенный в Россию, Рылеев служит в Воронежской губернии. Как и другие передовые офицеры, он тяготился аракчеевскими порядками в армии, поэтому в уходит в отставку и переезжает в; Петербург ().


В – 2 4 Рылеев служил заседателем уголовной палаты, в 1824 поступил в Российско-американскую компанию правителем канцелярии. В Петербурге сближается со столичными литераторами, становится членом "Вольного общества любителей российской словесности". Особое место в творчестве поэта занимает поэтический цикл "Думы" (), целью которых было "напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории...".


В 1825 пишет поэму "Войнаровский", содержащую пропаганду политических идей декабристов; в ней выражено кредо Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". В этом же году им написана историческая поэма "Наливайко", политическая элегия "Гражданин". В 1823 был принят в члены Северного тайного общества, вскоре став одним из его руководителей. В дни перед восстанием проявил исключительную энергию, став душой предстоящего переворота, настаивал на необходимости решительных действий.








Прочитайте историческую справку «Смерть Ермака» Стр











20

К.Ф.РЫЛЕЕВ.

ДУМА «СМЕРТЬ ЕРМАКА».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


«… образ смерти благородный

Не смоет грозная вода,

И будет подвиг твой свободный

Святыней в памяти народной

На все грядущие года»

(Н.П.Огарёв)

Кондратий Фёдорович Рылеев 1795-1826


Задачи:

образовательные :

познакомить с личностью поэта; вспомнить события исторической эпохи начала 19 века;

дать понятие жанра «думы», признаки жанра; своеобразие жанра думы в творчестве К.Ф.Рылеева;

уметь анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей;

формирование навыка работы с текстом, иллюстрациями;

совершенствовать навык осознанного чтения;


Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

А слушаем внимательно .


Цифровой диктант

2.Рылеев окончил кадетский корпус

3.Поэт не служил в действующей армии.

4.Рылеев был членом Северного тайного общества.

5.Он мечтал о неограниченной монархии в России.

6.Поэт стал одним из организаторов восстания на Сенатской площади.


Цифровой диктант

7.Ранние поэтические опыты Рылеева относятся к 1813-1814 годам.

8.Рылеев никогда не писал оды.

9.Популярность поэту снискала сатира «К временщику».

10.Думы – любимый жанр поэта.

11.В 1822 году в печати появляется 15 дум.

12.Публикации дум в журналах привлекли к себе внимание литературной общественности.


  • С 1817, переведенный в Россию, Рылеев служил в Воронежской губернии. Как и другие передовые офицеры, он тяготился аракчеевскими порядками в армии, поэтому в 1818 ушел в отставку и переехал в Петербург (1820).
  • В 1821 - 1824 Рылеев служил заседателем уголовной палаты, в 1824 поступил в Российско-американскую компанию правителем канцелярии.

В 1825 написал поэму "Войнаровский", содержащую пропаганду политических идей декабристов; в ней выражено кредо Рылеева: "Я не поэт, а гражданин".


  • Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина.
  • В крепости продолжал писать стихи, накалывая их иголкой на кленовые листы, – они были переданы на волю Е.П.Оболенскому через сторожа.

Казнён 13 (25) июля 1826 в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с П. И. Пестелем , С. И. Муравьёвым-Апостолом , М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским


  • Жанр думы самим Рылеевым объяснялся как “элегии о героях”. Центральное место в думах занимают образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина.
  • Думы совмещает лиричность, романтические пейзажи (вечер или ночь, тёмные тучи, блеск луны, вой ветра, молнии и т.п.) и бурные страсти героев трагедий.
  • Думы схожи по композиции и языку, так как

Рылеев не заботится о раскрытии индивидуальных черт своих героев, он унифицирует их, создавая обобщённый образ русского человека.

Цель цикла - "напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории...".



АНАЛИЗ ДУМЫ.

- Понравилась вам дума «Смерть Ермака»?

- Какова тема этого произведения?

-Какому событию она посвящена?


Словарная работа:

А) «тать презренный» - (вор, заслуживающий презрения);

Б) «И ветры в дебрях бушевали»

(Дебри – места, заросшие непроходимыми лесами);

В) «С вождём покой в объятьях сна

Дружина храбрая вкушала»

(Вкушать – ощутить, испытать).


Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.


Из предложенного списка выберите словосочетания, которые автор использует для создания картины природы в думе. В чём своеобразие этой картины?

Сияло солнце

Дождь шумел

Во мраке молнии летали

Ревела буря

От ветра листья трепетали

Звенели капли дождевые

Гром гремел

Чуть колыхалася волна

Ветры в дебрях бушевали


- О чём думает Ермак в ночь перед боем? Как вы понимаете слова героя: «И мы- не праздно в мире жили»?

  • Как погибла дружина Ермака Тимофеевича?
  • В чём видит автор причину гибели и кого осуждает за это?

Творческая работа

Составление цитатного плана

  • 1 – буйство стихии

( Буря; мрак; страна суровая, угрюмая; берег дикий; «ко славе страстию дыша»…)

  • 2 – мысли героя

( «товарищи его трудов»; «нам смерть не может быть страшна»; «и мы – не праздно в этом мире жили»…)


Творческая работа

Составление цитатного плана

  • 3 – подлость врага

( «роковой удел»; жертва; Кучум=буря; «как вор презренный»; «пала грозная дружина»…)

  • 4 – гибель Ермака

( «душа отвагою полна»; «сила року уступила»; «тяжёлый панцирь – дар царя стал гибели его виною»…)

  • 5 – затишье

( Луна; «носились тучи»; «молнии ЕЩЁ сверкали»; «гром… ЕЩЁ гремел»…).


Работа с иллюстрациями к думе «Смерть Ермака».

- Какой эпизод из думы изобразил художник Дехтерёв? Чтение эпизода.

- Кто нарисовал картину «Покорение Сибири Ермаком»? Подтвердите цитатами из думы.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака».

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

Конспект урока литературы по теме: «К.Ф.Рылеев.

Тип урока

Задачи:

образовательные :

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме: «К.Ф.Рылеев. Историческая тема думы «Смерть Ермака».»

Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока литературы по теме: « К.Ф.Рылеев. Историческая тема думы «Смерть Ермака».

Тип урока : урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.

Задачи:

образовательные :

    познакомить с личностью поэта; вспомнить события исторической эпохи начала 19 века;

    дать понятие жанра «думы», признаки жанра; своеобразие жанра думы в творчестве К.Ф.Рылеева;

    уметь анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей;

    формирование навыка работы с текстом, иллюстрациями;

    совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие :

    развивать речь учащихся, навыки монологической речи;

    закреплять и ввести термины: дума ;

    активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

    формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;

    раскрывать творческий потенциал учащихся.

    развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные :

    воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

    формирование и воспитание духовно развитой личности;

    воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;

    воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны.

Наглядность и оборудование: иллюстрации, портрет К.Ф. Рылеева, высказывания современников о Рылееве, презентация, компьютер, мультимедиапроектор, экран,

карточки со словами, толковые словари, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009г

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Психологический настрой (включение в учебную деятельность)

Добрый день!

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Опрос домашнего задания.

Что было задано на дом?

Жизнь К.Ф.Рылеева была короткой, но насыщенной. Дома вы познакомились с фактами биографии и творчества поэта. Сейчас вам предстоит ответить на ряд вопросов по содержанию статьи учебника. И выполнить цифровой диктант. Если представленное мной утверждение верно, вы ставите цифру «1», если утверждение ошибочно, то ставите «0».

А сейчас несколько вопросов к тем, кто готовился дома по дополнительным источникам.

Кем служил Рылеев? Связана ли его профессиональная деятельность с литературой?

Каково жизненное кредо К.Ф.Рылеева? В каком произведении оно сформулировано? Как вы его понимаете?

Чем обернулось для поэта участие в восстании на Сенатской площади?

Нам уже известно, что Кондратий Фёдорович интенсивно работал над думами и публиковал их. Каковы же особенности этого жанра? В чём своеобразие дум Рылеева?

(индивидуальное сообщение)

Мы прочитали статью учебника о жизни и литературной деятельности Кондратия Фёдоровича Рылеева (стр.88-89)

1.Цифровой диктант

2.Рылеев окончил кадетский корпус.

3.Поэт не служил в действующей армии.

4.Рылеев был членом Северного тайного общества.

5.Он мечтал о неограниченной монархии в России.

6.Поэт стал одним из организаторов восстания на Сенатской площади.

7.Ранние поэтические опыты Рылеева относятся к 1813-1814 годам.

8.Рылеев никогда не писал оды.

9.Популярность поэту снискала сатира «К временщику».

10.Думы – любимый жанр поэта.

11.В 1822 году в печати появляется 15 дум.

12.Публикации дум в журналах привлекли к себе внимание литературной общественности.

(Взаимопроверка работ).

В 1821 - 1824 Рылеев служил заседателем уголовной палаты, в 1824 поступил в Российско-американскую компанию правителем канцелярии.

"Я не поэт, а гражданин", поэма «Войнаровский».

Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина.

Казнён 13 (25) июля 1826 в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с П. И. Пестелем , С. И. Муравьёвым-Апостолом , М. П. Бестужевым-Рюминым , П. Г. Каховским .

Своеобразие рылеевских дум:

1. При написании используется исторический материал;

2. Дума как жанр сочетает в себе признаки оды, элегии, поэмы, баллады и, может быть, исторической повести в стихах.

3.В творческой установке Рылеева при создании дум преобладало воспитательное, поучительное стремление.

4.Задача дум пробудить интерес и сочувствие к мужественным людям, совершавшим подвиги во имя Родины и народа.

Сообщение темы урока

Определение темы и цели урока.

1.Вступительное слово учителя.

- Общенародной известностью пользовалась дума "Смерть Ермака".

Что такое дума?

Прочитайте тему урока.

Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока.

- Перед тем как перейти к теме урока, давайте познакомимся со статьёй учебника «Из истории присоединения Сибири в XVI веке».

(или сообщения учащихся)

(Термин записываем в тетрадь.)

& Словарная работа:

Дума - это украинская народная песня об историческом событии и народных героях . Тематика дум по преимуществу историческая.

Определение цели урока самими обучающимися.

Мы познакомимся с …

Мы узнаем, о чём говорится в..

Работа над темой урока: Дума « Смерть Ермака ».

1. Выразительное чтение учителемдумы«Смерть Ермака» стр.90-93

    Понравилась вам дума «Смерть Ермака»?

Какова тема этого произведения?

Какому событию она посвящена?

Историческая справка о Ермаке (сообщения учащихся).

2.Чтение думы учащимися

Как вы понимаете слова и строки из произведения?

2.Анализ текста думы «Смерть Ермака» 1)Выразительное чтение по частям фрагмента думы «Смерть Ермака».

2) Беседа по вопросам.

1.Из предложенного списка выберите словосочетания, которые автор использует для создания картины природы в думе.
В чём своеобразие этой картины?

Что общего между заглавием и первым предложением?

Не читая текста в полном его объёме, сможете ли вы сформировать о нём дальнейшее представление?

О чём думает Ермак в ночь перед боем? Как вы понимаете слова героя: «И мы- не праздно в мире жили»?

Как погибла дружина Ермака Тимофеевича? В чём видит автор причину гибели и кого осуждает за это?

3) Составление цитатного плана думы.

Выделите в тексте думы микротемы и озаглавьте их словами из думы (работа в группах).

4) Работа с иллюстрациями к думе «Смерть Ермака»

Какой эпизод из думы изобразил художник Дехтерёв? Чтение эпизода.

Кто нарисовал картину «Покорение Сибири Ермаком»? Подтвердите цитатами из думы.

5) Работа над выразительным чтением думы

Высказывания учащихся.

Тема расширения русских земель.

Тёмной ночью Кучум нападает на войско казаков. Не имея средства к спасению, кроме бегства, Ермак бросился в Иртыш, в намерении переплыть на другую сторону, и погиб в волнах.

Работа с толковыми словарями.

& Словарная работа:

А) «тать презренный» - (вор, заслуживающий презрения);

Б) «И ветры в дебрях бушевали»

(Дебри – места, заросшие непроходимыми лесами);

В) «С вождём покой в объятьях сна

Дружина храбрая вкушала»

(Вкушать – ощутить, испытать).

(Термины записываем в тетрадь.)

Сияло солнце, во мраке молнии летали , от ветра листья трепетали, гром гремел , чуть колыхалася волна, дождь шумел, ревела буря , звенели капли дождевые, ветры в дебрях бушевали .

О чём-то трагичном, мрачном.

 Работа в группах Самостоятельная исследовательская работа .

Учащиеся заполняют таблицу, затем зачитывают.

В ходе обсуждения возникла в тетрадях и на доске запись:

5 микротем:

1 – буйство стихии

(Буря; мрак; страна суровая, угрюмая; берег дикий; «ко славе страстию дыша»…)

2 – мысли героя

(«товарищи его трудов»; «нам смерть не может быть страшна»; «и мы – не праздно в этом мире жили»…)

3 – подлость врага

(«роковой удел»; жертва; Кучум=буря; «как вор презренный»; «пала грозная дружина»…)

4 – гибель Ермака

(«душа отвагою полна»; «сила року уступила»; «тяжёлый панцирь – дар царя стал гибели его виною»…)

5 – затишье

(Луна; «носились тучи»; «молнии ЕЩЁ сверкали»; «гром… ЕЩЁ гремел»…).

Работа в группах

Учащиеся готовят выразительное чтение думы

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака».

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Так в чём же заключается жизненный подвиг К.Ф.Рылеева?

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы.

    Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны?

1. Мне было трудно понять…».

2.Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

Поставьте смайлики напротив утверждений:

Формулировка выводов, запись их в тетради.

В дни перед восстанием декабристов К.Ф.Рылеев проявил исключительную энергию, став душой предстоящего переворота , настаивал на необходимости решительных действий . К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна!

 Заполняют бланк самооценки.

Хорошо усвоил

Отлично усвоил и могу применить на практике

Усвоил хорошо, но есть вопросы

Многое непонятно.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал