Методика по выявлению личностных особенностей. Методы (методики) для исследования личности. Чувствительность к воздействиям сверстника

Для исследования личностных особенностей для всех изучаемых возрастных категорий использовался личностный опросник Р. Кеттелла в соответствующих возрасту вариантах. Использовался также ряд методик для изучения особенностей мотивационной, волевой, эмоциональной и когнитивной сфер личности. Использовались как тестовые методики, так и экспериментальные, а также экспертные оценки.

Опросник Р. Кеттелла для детей представляет собой адаптированньш детский вариант известного 16-факторного опросника Р. Кеттелла. Методика предназначена для обследования детей 8-12 лет. Методика включает в себя 12 шкал, которые отражают характеристики некоторых качеств личности: факторы А (сердечность, доброта — обособленность, отчуждённость), В (высокий интеллект - низкий интеллект), С (эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость), Е (настойчивость, напористость — покорность, зависимость), специфический детский фактор Б (возбудимость — уравновешенность), Б (беспечность — озабоченность), в (высокая совестливость — недобросовестность), Н (смелость — робость), I (мягкосердечность, нежность — суровость, жестокость), О (склонность к чувству вины — самоуверенность), С)3 (высокий самоконтроль поведения — низкий самоконтроль поведения), 4 (напряжённость — расслабленность). Каждый из 12 факторов предстаёт как континуум определённого качества. Факторы характеризуются биполярно. Опросник содержит в себе 120 вопросов, описывающих различные стороны жизни детей: отношения в семье, взаимоотношения с одноклассниками, самооценку поведение на уроке, на улице, социальные установки и др: Для каждого вопроса предлагается два варианта ответа (для вопросов по фактору В - три варианта). Опросник состоит из двух идентичных частей, в каждую из которых входит 60 вопросов. Сумма баллов по каждому фактору переводится в «стены». Проводилось групповое обследование. Для ответов использовались стандартные бланки.

Для подростков использовался вариант опросника Р. Кеттелла 14 РР, содержащий в себе помимо приведённых выше факторы I (фактор Гамлета, астения в результате культурного давления) и

Для юношей и девушек использовался взрослый вариант опросника Р. Кеттелла 16 РБ (форма С) . Помимо указанных выше факторов.

(кроме факторов Б и I), он включает в- себя факторы» Ь (доверчивость — подозрительность), М (практичность — мечтательность), N (прямолинейность — проницательность),

Для диагностики особенностей когнитивной сферы личности использовались методики, описанные далее.

Краткий тест творческого мышления (фигурная форма) П. Торренса (адаптация Е. И. Щеблановой. И. С. Аверина). Предназначен для исследования креативности (творческого мышления) различных возрастных категорий, начиная от 5-6 лет. Использовался сокращённый вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса (задание «Закончи рисунок») . В данном субтесте требуется создать как можно больше оригинальных изображений на основе заданных разнообразных незаконченных фигур. Ответы на задания теста испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. На выполнение теста отводится 10 минут без учёта времени на инструкцию.

Тестирование проводилось в групповой форме (от 15 до 35 человек).

По результатам выполнения задания оцениваются четыре показателя креативности: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.

Подростковый интеллектуальный тест ПИТ СПЧ предназначен для изучения интеллекта у детей 8-12 лет. Методика содержит в себе 11 субтестов по 14 заданий в каждом, предназначенных для диагностики различных интеллектуальных функций: «осведомлённость», «скрытые фигуры», «пропущенные слова», «арифметические задачи», «понятливость», «исключение изображений», «аналогии», «числовые ряды», «умозаключения», «геометрическое сложение», «заучивание слов». Выполнение заданий по каждому из субтестов ограничивалось по времени. Проводилось групповое обследование. Ответы заносились в стандартные бланки. «Сырые» баллы переводились в шкальные. Для дальнейшего анализа использовались показатели по каждому субтесту и общее количество набранных баллов по тесту.

Дополнительно для диагностики уровня интеллекта на всех возрастных этапах использовался фактор В опросника Кеттелла.

Ригидность у детей диагностировалась с помощью экспериментальной «Методики изучения ригидности мышления», материал которой составляют 10 простых арифметических задач, последовательно письменно решаемых учащимися. Методика может быть использована для школьников, начиная с первого класса.

Для изучения ригидности у подростков и юношей использовалась «Методика измерения ригидности» , включающая в себя 50 утверждений.

Для изучения дивергентной продуктивности использовались методики «Предложения» (дивергентная продуктивность на символическом материале) и «Классификация» (дивергентная продуктивность на семантическом материале) .

Для диагностики особенностей волевой сферы, помимо отдельных факторов опросника Кеттелла (факторы H (робость - смелость), G (безответственность - добросовестность), Q3 (импульсивность - высокий самоконтроль)), использовались следующие методики.

Для диагностики детей 8-12 лет и подростков использовалась методика «Метод наблюдения для оценки волевых качеств», разработанная А.И.Высоцким. Экспертами при оценке волевых качеств выступали три педагога. Вычислялись средние показатели на основании экспертных оценок для каждого испытуемого. Методика подразумевает оценку в деятельности по пятибалльной системе следующих качеств: дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, организованность, решительность, инициативность.

Для диагностики волевых качеств в юношеском возрасте использовалась «Методика исследования волевых качеств личности» , которая позволяет диагностировать выраженность и генерализованность таких волевых качеств, как целеустремлённость, смелость, настойчивость, самостоятельность, самообладание.

Для более достоверной оценки волевых качеств использовалась также экспериментальная процедура, состоящая из двух этапов. На первом этапе экспериментального исследования волевых качеств личности испытуемым предлагалось решить задачу, имеющую решение (исследование проводилось в индивидуальной форме): для детей 8-12 лет — собрать из составных частей картинку, для подростков — найти город на карте, для юношей — решить анаграмму. На втором этапе экспериментального исследования испытуемым предлагалось решить аналогичную задачу, но не имеющую решения, о чём испытуемые не знали: для составления картинки не хватало составляющих, город, который предлагалось найти, на самом деле был несуществующим, в предлагаемой анаграмме невозможно было сложить слово. На этом этапе засекалось время от начала выполнения задания до отказа от его выполнения.

Для диагностики особенностей эмоциональной сферы, помимо отдельных факторов опросника Кеттелла (факторы А (замкнутость — открытость), С (неуверенность — уверенность в себе), Е (сдержанность - экспрессивность), I (реалистичность - чувствительность), О (спокойствие - тревожность), СИ (расслабленность — напряжённость), а также для подростков I (фактор Гамлета, астения в результате культурного давления) и для юношей Ь (доверчивость - подозрительность)), использовались методики, перечисленные ниже.

Для диагностики астении у детей использовался «Детский опросник неврозов», описанный выше, у подростков и юношей использовалась «Шкала астенического состояния», разработанная Л. Д. Малковой и адаптированная Т. Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и опросника ММР1 и включающая в себя 30 утверждений, отражающих характеристики астении.

Для диагностики особенностей эмоциональной сферы детей использовались также методика цветовой диагностики социальных эмоций ребёнка О. А. Ореховой «Домики» для детей 6-11 лет (показатели «Доброта», «Дружба», «Обида», «Ссора») и стандартизированный «Сказочный проективный тест» К. Колакоглоу для детей 7-12 лет (оценивались показатели «Агрессия (тип А)», «Агрессия как защита», «Агрессия как зависть», «Агрессия как месть», «Страх агрессии») .

Для диагностики агрессии и враждебности в подростковом и юношеском возрасте использовался опросник А.

Басса — А. Дарки , состоящий из 75 утверждений, каждое из которых относится к одной из восьми форм агрессивных или враждебных реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

Для диагностики особенностей мотивационной сферы использовались методики, описанные далее.

Для диагностики уровня притязаний во всех возрастных группах использовался тест «Моторная проба Шварцландера».

Задание дается как тест на моторную координацию, об истинной цели исследования испытуемый не должен знать вплоть до окончания исследования. В каждой пробе дается задание проставить крестики в максимальное количество квадратов одной из прямоугольных секций за определенное время. Перед каждой пробой испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он может заполнить крестиками, расставляя их по одному в каждом квадрате за 10 секунд. Он записывает свой ответ в верхнюю большую ячейку первой прямоугольной секции. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по сигналу экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных крестиков и записывает это количество в нижней большой ячейке прямоугольной секции. Важно, чтобы количество предполагаемых и реально заполненных квадратов записывал сам испытуемый. На третьей пробе время выполнения1 задания уменьшается до 8 секунд. После ее проведения точно так же проводят четвертую пробу.

В предлагаемой методике уровень притязаний определяется по целевому отклонению, то есть по различию между тем, что человек наметил выполнить за определенное время, и тем, что он в действительности выполнил. Исследование позволяет выявить уровень и адекватность, иначе реалистичность, притязаний испытуемого. Уровень притязаний связан с процессом целеполагания и представляет собой степень локализации цели в диапазоне трудностей. Адекватность притязаний указывает на соответствие выдвигаемых целей и возможностей человека.

Для диагностики мотивации достижения успеха и избегание неудач у детей применялся тест мотивации достижения «МД-решетка», адаптированный Н. В. Афанасьевой. Полупроективный тест X. Д. Шмальта, получивший название МД-решетка (решетка мотивации достижения), сочетает в себе преимущества проективного теста и личностного опросника. Стимульный материал теста содержит 18 картинок- изображений и список из 18 утверждений соответствующей тематики. Введение рисунков повышает проективность метода и достоверность данных. Использование списка категорий-утверждений обеспечивает экономичность обработки. Тест МД-решетка предназначен для школьников 9-11 лет. Тест позволяет получить данные о выраженности мотивации достижения ребенка в различных сферах деятельности. Автор выделяет наиболее значимые - учение, спорт, музыка, помощь, самоутверждение, предметно-манипулятивная деятельность. МД-решетка использовалась в групповом варианте. По результатам теста в мотивации достижения можно получить три тенденции - «стремление к успеху» (или «надежда на успех»); «боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности» (ощущение собственной неспособности может проявиться в избегании ситуаций достижения); «боязнь социальных последствий неудачи» (ребенок мотивирован на негативную оценку взрослого).

Для подросткового > и? юношеского возраста использовалась методика А. А. Реана. Методика представляет собой тест-опросник, с помощью которого можно выявить, преобладающий вид мотивации: мотивация достижения успеха или мотивация избегания неудач. Опросник А. А. Реана содержит 20 утверждений, касающихся таких характеристик деятельности, как:

1. Активность в выполнении заданий;

2. Выбор сложности задания;

3. Склонность к преодолению препятствий на пути к достижению поставленной цели;

4. Надежда на успех;

5. Наличие целеустремленности;

6. Настойчивость в достижении цели;

7. Планирование будущего на отдаленную перспективу, либо на ближайшее время;

Методика предполагает разделение результатов на градации. Таким образом, А. А. Реан указывает четыре градации признака:

1. выраженная мотивация достижения;

2. тенденция к мотивации достижения;

3. тенденция к мотивации избегания неудач;

4. выраженная мотивация избегания неудач.

Для диагностики уровня субъективного контроля у детей использовалась методика решения воображаемых экспериментальных ситуаций, разработанная М. В. Матюхиной, С. Г. Яриковой. Детям предлагается представить 10 конкретных школьных ситуаций, связанных с невыполнением учащимися каких-либо заданий учителя, школьных правил поведения. Возможные причины невыполнения заданий учителя можно разделить на два вида: 1) причиной невыполнения является сам ученик, его особенности (субъективные причины); 2) причиной невыполнения является другой человек, внешние обстоятельства (объективные причины). Учащиеся должны проанализировать предложенные суждения и объяснить причину своего поведения в подобной ситуации. При обработке результатов учитывается количество ответов с указанием субъективной причины произошедшего. В результате обследования можно говорить об экстернальной или интернальной направленности ответственности.

Для диагностики уровня субъективного контроля в подростковом и юношеском возрасте использовался опросник УСК Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина. А. М. Эткинда.

Опросник диагностирует локализацию контроля над значимыми событиями. В основе его лежит различение двух локусов контроля — интернального и экстернального. Высокие показатели по шкале УСК соответствуют интернальному типу, низкие — экстернальному типу.

Для диагностики мотивации стремления к принятию и страха отвержения использовалась методика «мотивация аф филиации» в адаптации М. Ш. Магомед-Эминова. Опросник предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих в структуру мотивации аффилиации: стремление к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Методика применима для измерения интенсивности двух мотивов (СП) и (СО) у школьников, студентов и взрослых, как« мужчин, так и женщин.

Для диагностики учебной мотивации у детей и подростков применялся тест «Изучение учебной мотивации» М. Р. Гинзбурга [ИЗ]. Испытуемым предлагается выбрать из предложенных формулировок вариант окончания неоконченных предложений. По результатам теста выявляется итоговый уровень мотивации, а также ведущие мотивы деятельности (внешнего, игрового, получения отметки, позиционного, социального, учебного).

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНОСТЬЮ

Методика диагностики личности

Диагностическая функция - одна из основных в деятельности

социального педагога. Согласно Методическому письму ≪О социально-

педагогической работе с детьми≫ (1993), она предполагает

постановку ≪социального≫ диагноза, для чего проводится изучение

личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни

детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных

и негативных влияний, проблем.

Диагностика - общий способ получения исчерпывающей

информации об изучаемом процессе или объекте.

Диагностика - важнейший компонент социальной технологии

(цель-диагноз - прогноз - программа - внедрение - анализ).

Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались

собственно технологии диагностики, которые включают

принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных

методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:

Ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение предмета

диагностики, выбор основных показателей или критериев;

Измерение и анализ показателей;

Формулирование и оформление выводов, заключение, постановку

социального диагноза.

Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка,

взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности

необходимо:

Выявление специфических социальных качеств, особенностей

развития и поведения;

Уточнение социальной ситуации развития;

Определение степени развитости или деформации различных

свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека

в различные социальные связи (социальные установки,

позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные

способности, психологическая совместимость и т.п.);

Ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента,

построение ≪социального портрета≫ личности.

В числе обязательных документов, составляемых социальным

педагогом, - медико-психолого-педагогическая характеристика

подопечных, которая относится к числу документов внутреннего

пользования и не подлежит огласке.

Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется

в своей деятельности следующими требованиями:

соблюдать общие технологические требования: определить цель,

выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий,

непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать

и интерпретировать данные (статистическая обработка


и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз

развития ситуации и определить содержание социально-педагогической

деятельности (особенности социально-педагогической

деятельности) с конкретным подопечным;

соблюдать этические нормы;

защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности

при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения;

информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными

данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя

ему возможность некоторой корректировки этих результатов,

а также в собственно педагогических целях;

обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические

основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых

методов, квалификационных нормативов, соблюдать

профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать

непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.). \

Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические

операции, а также прибегать к услугам специалистов,

применяя их данные в своей работе. Разные лица могут использовать

диагностические данные с разными целями:

социальный педагог - для последующей работы с данным подопечным;

специалисты-смежники - для формулирования административного

решения, постановки профильного или комплексного

диагноза (в медицине, судебной практике, медико-психолого-педагогической

экспертизе и т.п.);

сам подопечный - в целях саморазвития, коррекции поведения

Результаты диагностической деятельности оформляются социальным

педагогом в единую ≪Карту-характеристику личности

≫, ≪Медико-психолого-педагогическую характеристику личности

≫ и т.п. Единого образца данного вида документов в настоящее

время нет. Существуют различные варианты, возможно

комбинирование или создание собственного варианта, ко-

торый бы отвечал практическим задачам деятельности (см. приложение).

Для составления этих и подобных карт-характеристик личности

социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических

методик: социально-психологических, психологических,

социологических, педагогических, медицинских. Охарактеризуем

отдельные из них.

Наблюдение - метод познания и исследования, который используется

при изучении внешних проявлений поведения человека

без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-

педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы

успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно

наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь,

мимика), а главное, научиться правильно истолковывать их социальное

значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не

сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями,

высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная

фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные

особенности личности и закономерности ее становления.

Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без

вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки

и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются.

Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий

то, на что надо обратить особое внимание.

Беседа - в социально-педагогической работе метод получения

и корректировки информации на основе вербальной (словесной)

коммуникации, являющийся важным способом проникновения

во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех

беседы зависит от предварительно установленного контакта; от

степени ее подготовленности; от умения социального педагога

выстраивать беседу. Началу беседы предшествует краткое вступление,

где излагаются тема, цели и задачи опроса. Затем предлагаются

вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более

сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации

памяти, размещаются в середине беседы. Вопросы объединяются

по тематическому и проблемному принципам. При этом

переход к новому направлению беседы должен сопровождаться

пояснениями, переключениями внимания.

Анкетирование - метод множественного сбора статистического

материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана

на получение материала, касающегося или непосредственно

испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает

преимущественно конечный результат, а не динамику процесса.

Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной

и волевой сферы человека, так как словесные высказывания

об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные пере-

живания и волевые действия. Для успешности анкетирования большое

значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный

интерес и отсутствие предвзятости к испытанию,

доверие к исследователю. При составлении анкеты важно учитывать

только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно

сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов

высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать

словами ≪почему именно так?≫. Это позволяет при обработке

полученных данных сделать не только количественный, но

и качественный анализ.

При составлении анкет используются вопросы:

О фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий,

планов на будущее и т.п.); любое высказанное при этом

мнение представляет собой оценочное суждение и носит субъективный

характер;

О фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);

Социально-демографического характера (вопросы, выявляющие

пол, возраст, национальность, образование, профессиональное,

семейное положение);

На выявление уровня информированности и знания (вопросы

экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные

или игровые ситуации, решение которых требует от испытуемого

определенных знаний, навыков, а также знакомства с

конкретными фактами, событиями, именами).

По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением

полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок

и не ≪навязывают≫ вариант ответа, поэтому при помощи

открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию

информацию); прямыми; косвенными.

Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы,

адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью организуется

и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить

вопросы к возможностям отвечающего. Требования к

организации интервью: проведение интервью в привычных для

испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом

опроса (домашняя или рабочая обстановка); определение достаточного

количества времени; устранение или уменьшение влияния

третьих лиц; формулировка вопросов, рассчитанная не на

чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).

Виды интервью:

свободное интервью (проводится без заранее подготовленного

опросника или разработанного плана, определяется только тема;

направление беседы, ее логическая структура, последовательность

вопросов, их формулировки зависят от индивидуальных особен-

ностей того, кто проводит интервью; полученная информация не

нуждается в статистической обработке; информация ценна и интересна

своей уникальностью);

фокусированное интервью (его целью является сбор мнений,

оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью

заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются

заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность

может меняться);

формализованное интервью (строго регламентировано детально

разработанными вопросником и инструкцией);

стандартизированное интервью (преобладают закрытые вопросы);

интервью с открытыми вопросами (по времени более затратная

форма исследования).

Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании,

с помощью которых выявляется информация,

отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки

испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.

На практике используется в ситуациях, когда та

или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц - экспертов,

имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты

опросов - экспертными оценками. Процедура опроса экспертов

может быть очной или заочной. Одна из наиболее простых

форм экспертного прогноза - обмен мнениями всех экспертов за

≪круглым столом≫, где происходит выявление доминирующей позиции

по дискутируемому вопросу. Оптимальное число экспертов

за ≪круглым столом≫ - не более 12 человек. Подобная форма выработки

общего мнения или оценки осуществляется по схеме,

когда каждый участник ≪круглого стола≫ берет на себя определенную

≪генератор идей≫ - активно выдвигает всевозможные предположения

о прогнозируемом явлении;

≪селекторы≫ - оценивают и отбирают наиболее значимые идеи,

выдвигаемые ≪генераторами идей≫;

≪стимуляторы≫ - стимулируют ≪генераторов идей≫ к выработке

различных оценок, формулируя все новые и новые предположения;

≪регуляторы≫ - следят за тем, чтобы полемика не приобретала

хаотичный характер, оставалась в рамках объективного обсуждения;

не переходила в русло взаимной оценки компетентности

друг друга;

≪президент "круглого стола"≫ - удерживает внимание экспертов

на центральной теме дискуссии.

Обсуждение проблемы может происходить в несколько туров,

пока не удастся выработать некоторую более или менее согласо-

ванную оценку. Обобщенная оценка может составляться на основе

анализа и обобщения письменных мнений экспертов по той

или иной проблеме.

Вариантом метода экспертных оценок выступает метод экспертного

прогноза - ≪дельфийская техника≫, который заключается

в выработке согласованных мнений путем многократного

повторения опроса одних и тех же экспертов. Приведем алгоритм

использования данного метода:

Первый опрос экспертов;

Обобщение результатов;

Сообщение итогов;

Повторный опрос экспертов. На этом этапе возможны варианты:

эксперты либо подтверждают свою точку зрения, высказанную

на первом этапе, либо изменяют свою оценку в соответствии

с мнением большинства.

Данная схема повторяется 3-4 раза, пока не вырабатывается

согласованная оценка. При этом не игнорируется мнение тех, кто

после неоднократных опросов остался на своей позиции.

Параметрический метод состоит в сопоставлении двух ключевых

параметров: прежнего состояния социальной единицы (≪на

входе≫) и нынешнего состояния социальной единицы (≪на выходе

≫). Разница между этими двумя параметрами представляет собой

≪социальный эффект≫ (реабилитационный, коррекционный и т.п.)

или результат, свидетельствующий об эффективности использования

средств, методик, уровне квалификации персонала и т.п.

Метод оценки эффективности (МОЭ) имеет разновидности:

а) прямой оценочный метод, когда периодически проводятся

устные и письменные (например, с помощью анкет) опросы клиентов;

б) параметрический метод, с помощью которого производится

сопоставление (сравнение) того, что положено клиенту по нормам,

нормативам или стандартам, и того, что фактически выполняется

в процессе социально-педагогической деятельности;

в) сочетание первого и второго вариантов.

МОЭ весьма прагматичен, так как позволяет систематизировать

факторы эффективности и факторы неэффективности, предоставлять

их в наглядном и обозримом виде, например в виде

соответствующих таблиц, а также разрабатывать и выполнять программы

(планы) по совершенствованию деятельности. При использовании

данного метода возможно деление факторов эффективности

на три группы:

1) факторы, реализация которых не зависит от анализируемой

системы, структурной единицы (верхние, внешние или ≪чужие

≫ факторы);

2) факторы, реализация которых зависит от данной системы,

структурной единицы (внутренние факторы);

3) факторы, находящиеся на границе внешних и внутренних

факторов.

Анализ документов - один из наиболее часто используемых

методов в социально-педагогической работе. Документы подразделяются:

По степени персонификации - на личные и безличные;

В зависимости от статуса документального исследования -

на официальные и неофициальные;

По источнику информации - на первичные (включающие

данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса)

и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы).

По надежности информации официальные документы более

надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем

безличные. При использовании вторичных источников важно установить

их первоначальный источник, так как надежность одних

документов зависит от надежности других. Проверка надежности

документа предполагает различение событийной и оценочной информации,

анализ целевых намерений и мотивов составителя документа,

уяснение общей обстановки, в которой составлен документ.

Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить

фактографические данные об объекте, которые в большинстве

случаев носят объективный характер. К числу основных ограничений

метода можно отнести следующие:

Учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной

и нуждается в контроле с помощью наблюдений и опросов;

Отдельные блоки информации очень быстро устаревают;

Цели создания документов чаще всего не совпадают с теми

задачами, которые решает исследователь, поэтому информация,

Подавляющее большинство данных в ведомственных документах

не содержит информации о сознании, мотивах, ценностных

установках, направленности человека.

Тестирование - исследовательский метод, в основе которого

лежат определенные стандартизированные задания. Могут использоваться

разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей результативности,

психометрические, графические, ассоциативные

тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого

по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ

к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации

результатов, методику обучения того, кто будет ≪читать

≫ тест, инструкцию по повторному заключению. Для исследователя

несомненную значимость имеют заключения, на основе

которых строятся выводы по изучаемой проблеме.

Биографический метод - один из наиболее часто используемых

методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается ≪социальным

биографиям≫, которые позволяют на основе анализа

личных документов исследовать субъективные стороны общественной

жизни. Фиксируются личные отношения человека к тем социальным

процессам, социально-психологическим ситуациям, в

которые он был включен опосредованно или непосредственно.

Существуют различные источники биографических данных: направленные

интервью, свидетельства родственников, различного

рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты,

сообщения о своей жизни в целом, об отдельных этапах или жизни

каких-либо родственников. Все эти источники дают возможность

с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику

жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности

с другими людьми, при включении его в какие-

либо социальные группы. При использовании метода ≪социальных

биографий≫ следует учитывать два момента: ≪эффект дистанции≫

(по прошествии времени человек может иначе оценивать те или

иные события своей и чужой жизни) и необходимость анализа

получаемой от индивида информации, так как извлеченный из

нее смысл, как правило, не совпадает с тем, который в нее первоначально

вложил субъект.

Вариант этого метода - семейная биография. Изучение истории

конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы,

влияющие на становление и социальное функционирование человека,

выделить механизмы трансляции процесса социализации

(стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации,

жизненных позиций и т.п.).

Существуют и другие методы социально-педагогической диагностики:

ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-

анализ и др.

Реалистическая оценка и сформулированный диагноз служат

основой для принятия решения, определения стратегии и тактики

деятельности.

Основные способы получения данных о личности в психодиагностике

В практической работе психолог-диагност использует в основном три пути выявления психических особенностей человека, необходимых для постановки надежного психологического диагноза. Во-первых, поведенческие реакции, психические проявления, диагностируемые с помощью наблюдения в реальных, жизненных или специально смоделированных ситуациях. В некоторых случаях, например, при диагностике проблем развития детей младшего дошкольного возраста данные наблюдения могут быть единственным источником психологической информации. Во-вторых, широкой популярностью в современной психологической диагностике пользуется информация об обследуемом, полученная от него самого, то есть субъективные представления человека о самом себе, самооценки, самоотношение. Большими возможностями в этом плане обладают методы самоописания, самоотчета. К ним относятся, прежде всего, опросники, различные шкалы самооценки и способы самонаблюдения. В-третьих, существенное место в психологической информации занимают объективные сведения, полученные на основании экспериментальных исследований и тестов. Тестовая техника позволяет выявить не только осознаваемые личностью переживания, взаимоотношения с окружающими людьми и представления о мире, но и неосознаваемое содержание сознания и ведущих установок.

Выделяют 3 типа данных для диагностики личности:

1) L – life record data – данные, описывающие жизнь. Данные, которые получаются в ходе наблюдения за реальной жизнью человека. Для их получения используются эксперты, самые дорогостоящие и самые достоверные диагностические данные.

2) Q – questionnaire data – данные опросников. Самые дешевые и наименее достоверные данные. Источники ошибок: 1 – отсутствие навыков интроспекции у испытуемых; 2 – разница в культурных стандартах (все тесты разрабатываются в основном для американских людей); 3 – использование неверных эталонов; 4 – мотивационное искажение (аггравация – подчеркивание собственных недостатков), 5 - диссимуляция – социальная желательность ответов; 6 – симуляция (изображение вымышленного персонажа).

3) T – objective test data – данные объективных тестов. Использование экспериментальной ситуации, когда не рассказывает, а показывает реальность; маскировка истинной цели тестирования; неожиданность постановки задачи; создание эмоционального напряжения (когда человек ведет себя наиболее искренно).

В диагностике личности выделяется несколько теоретических подходов в зависимости от того, что понимается под личностью.

1. Диагностика личностных черт.

Личностная черта – это особенность поведения, присущая всем людям без исключения. Люди между собой различаются выраженностью личностных черт. Набор личностных черт определяется концепцией, лежащей в основе диагностической методике/теста.



Выделяют 3 вида черт:

Конституциональные – те черты, которые даны от рождения.

Индивидные черты – формируются в процессе жизни на основе врожденных особенностей и проявляют себя во взрослом возрасте. Большинство тестов-опросников изменяют индивидные черты, они загадочным образом непонятно откуда появляются.

Личностные черты в узком смысле слова. При их описании в основу легла концепция Шарлоты Бюлер, говорила, что личность существует в моменты самоопределения, т.е. когда человек ставит индивидуальные отличные от других цели и сам их достигает. Собственноличностные черты – это те характеристики, которые человек формирует сознательно и целенаправленно. Эти характеристики диагностируются только в ходе беседы.

Опросник Айзенга.

R. Kettell (в основе лежит математическая модель личности)

Название опросника: 16 P.F. (16 личностных факторов). Консультировать по нему трудно, но для научных исследований очень хороший. (#результат одного из исследований: инфаркт – проблема любви к себе, инсульт – человек берет много ответственности на себя, мозг начинает отказывать).

Методика Big Five – современный аналог Кэттэла. Там 5 основных шкал. Базовые характеристики: интеллектуальность, экстраверсия (рассматривается как базовая хар-ка человека, а интроверсия является социально обусловленной), стабильность (качество, которое связанно со стрессоустойчивостью), сознательность (экзистенциальный подход к жизни, сознательность предполагает, что человек понимает, как его жизнь складывается вследствие его личных жизненных поступков), толерантность/дружелюбие (терпимость к другим, приятие других и т.д.).

2. Блочный подход диагностики личности.

Личность рассматривается как состоящая из отдельных независимых подструктур, которые можно диагностировать отдельными методиками. Этот подход методологически слабо обоснованный, во многом противоречит современным представлениям о человеке, но на практике используется очень хорошо.

В рамках этого подхода выделяют следующие блоки:

Блок психофизиологических характеристик, связанных с темпераментом. Методики, которые выявляют врожденные свойства, выделяют реагирование в стрессе.

Блок эмоциональных реакций и эмоциональных состояний. Методики, которые выявляют особенности агрессивного поведения, уровень активности человека, уровень стресса, уровень тревожности. Методики работают откровенно плохо. (опросник двоечника – опросник Спилберга Хаина).

Блок самоидентификации. Методики на самооценку, самая простая, известная, хорошо работающая - тест Будасси (советский) – классический квазиэксперимент. Диагностика уровня притязаний Хоппе. По содержанию является экспериментом со скрытой целью тестирования. В этой методике испытуемому говорят, что задача измерения интеллекта, даются карточки, с одной стороны номер карточки (от 1 до 10 по сложности), с другой – задание. Задача: набрать максимальное количество балов за определенное время, анализируется поведение человека в стрессовой ситуации. Смотря с какой карточки начнет человек – измеряется исходный уровень самооценки, реакция на успех, реакция на неудачу, реакция на несправедливость, реакция на доброжелательность (поощрение за не совсем правильный ответ). Так же есть современные опросники самоотношений, которые измеряют «Я» концепцию, шкалы субъективного благополучия.

Блок жизненных ценностей. Методики, в основе которых лежит концепция Рокича. Американский психолог. Ввел понятие терминальной ценности. Терминальная ценность – это убежденность человека в преимуществах одних жизненных целей по сравнению с другими. Разработал список терминальных ценностей и предложил методики для их оценки. Популярный опросник «смысла жизненных ориентаций» (СЖО) – в основе концепция Франкла.

3. Психодинамический подход диагностики личности.

Рассматривает личность в развитии динамики, при этом предполагается, что сегодняшняя ситуация обусловлена прошлыми событиями. Прошлые события определяют мотивацию человека и структуру имеющихся потребностей. Соответственно к динамическому подходу относятся проективные методы психодиагностики.

4. Интеракционический подход к психологии личности.

В рамках этого подхода признается коммуникативная картина мира, человек рассматривается в непрерывном взаимодействии с другими людьми, т.е. человека рассматривают через призму отношений с другими людьми.

В рамках этого подхода выделяют 2 группы методов:

Диагностика взаимоотношений внутри реально – существующей группы.

Экспериментальные методики по форме напоминающей психологический тренинг, они диагностируют реальные эмоциональные связи внутри группы. Методика социометрия – главное требование: одновременное присутствие всех членов группы при диагностике. Социометрия позволяет количественно измерить уровень авторитета каждого члена в группе. Выделяют лидеров, предпочитаемых, принебрегаемых и отвергаемых. Главный недостаток – методика количественная и не дает ответа на вопрос почему сложилась такая ситуация в группе. Если это лидер, то какой это лидер, если этот человек отвергается, то почему/за что его отвергают. Поэтому к ней в довесок есть методика для определения мотивационного ядра группы. Основывается на пирамиде Маслоу, к каждой мотивации подбирается 2-3 характеристики человека. Затем всех членов группы ранжируют по выраженности этих характеристик. Выделяются информационное ядро группы. Референтометрия позволяет определять скрытых лидеров или референтную группу, на мнение которой ориентируются все остальные. Методика внутригрупповой идентификации. Она показывает характер мотивации поступков у членов группы. Высокий уровень идентификации, когда к другим относятся так же, как к себе, и наоборот. Внутригрупповая идентификация – это тренинговые упражнения, в которой есть стрессовая ситуация либо угроза, членам группы грозят некоторые санкции и нужно принять общее решение и кем-то пожертвовать.

Диагностика коммуникативных особенностей конкретного человека.

Выделяют: методики на диагностику особенностей поведения в конфликте, диагностика используемых коммуникативных стратегий, диагностика коммуникативной компетентности. Нарративный подход диагностики личности. Нарративный (сюжет) подход выявляет общие принципы отношения к жизни, ко времени, предпочитаемые жизненные цели и стратегии их достижения.

Основными методами диагностики личности являются личностные опросники. Это целый класс психодиагностических методик, которые предназначены для определения выраженности у человека определенных личностных особенностей. Опросники могут быть в виде анкет или тестов, составленных согласно тематике. Это самые широко используемые методы измерения личностных качеств, обладающие всеми атрибутами эффективных тестов: дискриминативностью, надежностью и стандартизованностью.

Каждая из методик представляет собой стандартизованную анкету. Она состоит из набора предложений, со смыслом которых испытуемый может согласиться либо выразить свое несогласие. Вопросы построены так, чтобы в ходе ответа на них испытуемый сообщал о своих типичных формах поведения в разных ситуациях, о своем самочувствии, оценивал себя с различных позиций, раскрывал особенности своих взаимоотношений с окружающим миром.

Личностные опросники

Их всегда создают на базе одной или сразу нескольких шкал установок. Вопросы группируют так, чтобы ответы позволяли оценить отдельное свойство или состояние человека. Эти сгруппированные вопросы (шкалы) различаются по наименованию интересующего свойства личности (шкалы лидерства, тревожности, агрессивности и т.д.). Данные, полученные после опроса, переводятся при помощи специальных статистических процедур в баллы, изображаемые обычно в виде графика.

Сегодня существует огромное число опросников различных типов - в зависимости от конкретной теории личности. Одни комплексные - предназначенные для одновременной оценки нескольких сторон личности, другие же направлены на изучение лишь отдельных свойств характера. Во многих опросниках выявление черт личности основано на различных техниках факторного анализа. Основной недостаток таких опросников в том, что испытуемые иногда могут отвечать, учитывая требования ситуации опроса. Так человек вольно или невольно может искажать сообщаемые о себе сведения.

Проективные методики

Это особый тестовый материал, применяемый для исследования в целом личности или только ее отдельных сторон. В основе действия подобных методик лежит механизм самопроекции. Он был впервые обнаружен Зигмундом Фрейдом и описан как присваивание своих желаний и чувств объекту, находящемуся во вне. Такая проекция носит подсознательный характер и выполняет защитные функции, удаляя противоречия между истинными стремлениями человека и принятыми в обществе социальными нормами.

К основным особенностям проективных методик относятся:

  • неоднозначность стимульного материала или инструкции;
  • отсутствие видимой оценки со стороны экспериментатора, невозможность оценить свои ответы как «правильные» и «неправильные»;
  • направленность на цельное изучение личности.

Кроме указанных достоинств, проективные методики имеют и свои объективные минусы. В числе первых - недостаточная стандартизованность данных исследований. Качество интерпретации методики зависит лишь от профессионализма психодиагноста. Сомнение также вызывает и надежность информации, таким образом полученной. Проективные методики не ориентированы на количественную оценку, то есть они показывают отклонение от нормы, но не саму величину этого отклонения. Для повышения достоверности результатов лучше сочетать данный метод с обычным тестовым. Тогда будут получены более четкие и корректные данные.

Объективные методики

Личностные тесты - методы психодиагностики, при помощи которых измеряются стороны личности: отношения, установки, ценности, мотивационные, эмоциональные и межличностные особенности поведения. Основное назначение личностных тестов - определять выраженность мотивации, эмоций, интересов и отношений человека, а также особенностей его поведения в нестандартных ситуациях.

К личностным тестам относятся тесты на темперамент, характер, мотивацию, эмоции. Также сюда включены тесты способностей и ценностных ориентаций. С другой стороны выделяются комплексные личностные тесты. Они способны дать разностороннюю оценку личности или отдельных личностных свойств. Также есть еще частные личностные тесты, которые оценивают отдельные черты личности, эмоции, мотивы и ценности.

Диагностика личности должна строиться на ясных и точных представлениях о сущности этого явления. Психологи, единодушно признавая, что сам феномен личности существует и относится в психологической науке к числу базовых объектов исследования, столь же единодушно считают, что проблема объективного определения сущности личности, ее интерпретации является одной из труднейших. «Личность -- явление столь всеобъемлющее и неопределенное, что описать его крайне сложно» .

Категории личности посвящено множество теорий; собран огромный экспериментальный материал, относящийся к исследованию личности. Вместе с тем, как отмечают некоторые западные психологи, нет прогресса в этом направлении: теоретические посылки, интерпретация эмпирических фактов, представления о структуре и ведущих параметрах личности столь различны и не согласуются между собой, что установить истину, отказавшись от каких-то теорий из-за их несостоятельности, практически невозможно.

Помимо этого, многие психологические теории личности неполны, односторонни и весьма туманны, что не позволяет определить как понятие личности, так и ее составляющие.

Сказанное имеет непосредственное отношение к проблеме диагностики личности, так как, лишь решив теоретическую проблему определения понятия, можно искать измерительные инструменты. Обратная тенденция -- определение через результаты измерений -- несостоятельна и может быть опасной, когда касается личности. Эти замечания следует иметь в виду при обсуждении некоторых методик личностной диагностики и их психометрических характеристик.

В отечественной психологии реальным базисом личности человека признается совокупность его общественных отношений, реализуемых через многообразие деятельностей. Общество рассматривается не просто некоторой внешней средой личности. Она объективно включена

в систему общественных отношений, и этим определяется формирование структуры личности, образуемой комплексом свойств, -- мотивов, стремлений, установок, привычек и т. д. Но детерминированность личности общественными отношениями не означает, что она является их пассивным слепком. Как включение личности в систему отношений, так и ее участие в них могут осуществляться только как активный процесс. Формируясь, личность сама начинает определять развитие всех психических феноменов человека.

Итак,личность в отечественной психологии понимается как системное качество, характеризующее включенного в общественные отношения индивида. Это системное качество приобретается индивидом в предметной деятельности, при взаимодействии и общении с другими людьми.

Многочисленные и разнообразные проявления личности обусловлены, с одной стороны, ее структурой, а с другой -- определяются ситуациями и условиями ее реальной жизнедеятельности. С точки зрения выявления и анализа структуры личности в современной психологической диагностике наиболее распространенными являются две большие группы методов -- опросники и проективные методики. Для ориентации в этой области диагностики важно иметь представление об особенностях, возможностях и ограничениях каждой из этих двух групп методов.

Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) -- это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности.

К настоящему времени создано огромное число личностных опросников самых различных типов. При разработке личностных опросников различия в подходах проявляются в формулировке, компоновке, отборе и группировке вопросов.

Все многообразие личностных опросников может быть классифицировано в следующем виде:

  • 1) типологические опросники;
  • 2) опросники черт личности;
  • 3) опросники мотивов;
  • 4) опросники интересов;
  • 5) опросники ценностей;
  • 6) опросники установок (аттитюдов).

§1. Типологические опросники личности

В разных теориях личности постулируется различное количество конкретных ее характеристик, имеющих индивидуальную выраженность. Для их обозначения часто используется понятие «черта». Большим по объему и более гетерогенным по сравнению с чертой является понятие «тип». Тип личности рассматривается как целостное образование, не сводимое к набору черт. Понятие «тип» отличается более высоким уровнем обобщения и выполняет функцию категоризации свойств личности в более объемные единицы, имеющие непосредственное отношение к наблюдаемым моделям поведения человека. Типы -- это комбинации содержательных характеристик личности, между которыми существуют закономерные и необходимые связи, «комплексы» (Г. Мюррей), «согласованные паттерны» (С. Мад-ди) .

Типологический подход является основанием для разработки типологических опросников личности. Здесь тип личности не только определяет особенности опросника, но и выступает способом обобщения диагностических данных, а также предполагает группировку обследованных по степени сходства, близости в пространстве личностных признаков. При использовании этого вида опросников диагноз ставится на основе сопоставления индивидуальных результатов с соответствующими (усредненными) типами личности, представленными в опроснике, и определении степени их сходства.

При разработке этой группы опросников авторы могут опираться на имеющиеся и поддерживаемые ими теории личности, используя представленные там классификации типов. Возможен и иной подход, когда создатели опросников действуют эмпирически, не имея какой-либо теоретической основы. Именно так (последним способом) был разработан Миннесотский многопрофильный (многоаспектный) личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory -- MMPI). Его авторы С. Хетуэй иДж. Мак-Кинли, год создания -- 1941 .

Создатели этого опросника ставили перед собой задачу разработать удобную и простую для широкого практического применения клиническую методику, позволяющую различать норму и некоторые психические заболевания. Поэтому для составления его утверждений использовались жалобы больных, описания симптоматики психических заболеваний в клинических руководствах, а также ранее разработанные опросники.

Последующие проверки и исследования MMPI привели к тому, что трактовка его возможностей изменилась. Если первоначально он рассматривался как средство вспомогательного психиатрического диагноза, то в настоящее время считается инструментом, измеряющим степень сходства испытуемого с характерными личностными свойствами тех групп лиц, по которым валидизировалась каждая шкала. Оценивается основная тенденция, носителем которой является группа, ее определяющие личностные черты и устанавливается их выраженность у испытуемого.

К 60-м гг. этот опросник занял прочное положение главной методики и применялся более часто для диагностики нормальных людей в ходе их консультирования, приема на работу, поступления на военную службу, для медицинского обследования и судебно-медицинской экспертизы, чем для оценки психически больных, хотя первоначально он разрабатывался и использовался в клинике.

Это не только один из самых употребляемых личностных опросников, но и источник обширного потока исследований, значительная часть которых посвящена факторному анализу шкал MMPI и влиянию стиля ответов на диагностические показатели.

Содержание заданий (утверждений) опросника MMPI широко охватывает такие области, как здоровье, социальные, политические, религиозные, сексуальные отношения, вопросы образования, работы, семьи и брака, а также наиболее известные невротические и психотические типы поведения, такие, как маниакальные состояния, галлюцинации, фобии, а также садистские и мазохистские наклонности.

MMPI состоит из 550 утвердительных высказываний, на которые испытуемый дает ответ «верно», «неверно» или «не могу сказать». При индивидуальном проведении методики эти высказывания предъявляются на отдельных карточках, и испытуемый распределяет их соответственно трем типам ответов. Позднее была создана форма опросника для группового диагностирования, высказывания стали предъявляться в тестовой тетради, а испытуемые стали записывать ответы на специальном бланке.

К настоящему времени группами американских исследователей разработаны и широко применяются пособия для определения диагноза по профилям показателей MMPI. Профиль -- это графическое изображение количественных показателей на специальных бланках, существующих в двух вариантах (для мужчин и женщин).

В классическом виде MMPI используется 13 шкал: 3 контрольных и 10 клинических.

Контрольные шкалы предназначены для выявления установок испытуемых по отношению к обследованию. В MMPI имеются следующие шкалы:

¦ шкала лжи (L);

¦ шкала достоверности (F);

¦ шкала коррекции (К).

Шкала лжи (L). Предназначена для оценки искренности испытуемого. Высокие значения по этой шкале получают люди, стремящиеся произвести благоприятное впечатление и потому склоняющиеся в своих ответах в сторону социальной желательности.

Шкала достоверности (F). Составлена для выявления недостоверных результатов, связанных со стремлением подчеркнуть тяжесть своего состояния, многочисленность конфликтов, а также для выявления технических ошибок, совершаемых испытуемым или экспериментатором.

Шкала коррекции (К). Введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью при обследовании. Лица, имеющие высокие оценки по этой шкале, плохо понимают внутренние мотивы своего поведения, не осознают негативные и тревожные сигналы и поэтому отрицают, что они испытывают какие-либо трудности, что жизнь неустроена, что они озабочены своим состоянием и т. п.

Если шкала L измеряет сознательную или неосознанную установку испытуемого на сокрытие своих недостатков, то шкала К является показателем неосознанного контроля своего поведения, неосознанной идентификации себя с социально желательным образом вследствие высокой конформности. Шкала К используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.

К базисным шкалам MMPI относят следующие: ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, женственности--мужественности, паранойяль-ности, психастении, шизоидности, гипомании, социальной интровер-сии. Кроме названий, шкалам присвоены числовые номера и буквенные индексы.

  • 1. Шкала ипохондрии (Hs). Измеряет «близость» испытуемого к ас-тено-невротическому типу личности. Для лиц этого типа забота о здоровье приобретает сверхценный характер, доминирует в системе личностных ценностей, снижает уровень активности, обедняет интересы, отрывает от общественной жизни.
  • 2. Шкала депрессии (D). Предназначена для измерения степени «близости» к гипотимическому типу личности. Высокие оценки по этой шкале свойственны чувствительным, сензитивным лицам, склонным к тревогам, робким, застенчивым, неудовлетворенным собой и своими возможностями.
  • 3. Шкала истерии (Ну). Создана для выявления лиц, склонных к невротическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы физического заболевания как средство разрешения затруднительных ситуаций или как способ избежать личной ответственности. Главной особенностью лиц истероидного (или демонстративного) типа

является стремление казаться интереснее, значительнее, чем это есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало (жажда признания).

4. Шкала психопатии (Pd). Выявляет сходство испытуемого с социо-патическим вариантом развития личности. Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о социальной дезадаптации в широком смысле этого слова.

Стабильно высокие показатели по данной шкале -- признак хронической дезадаптации, которая стала свойством личности. Высокие оценки характерны для лиц несдержанных, агрессивных, конфликтных, пренебрегающих социальными нормами, этическими ценностями и обычаями окружающих людей. Во всем их поведении доминируют агрессивные реакции, направленные против кого-либо или чего-либо в окружении.

5. Шкала мужественности-женственности (Mf). Это единственная шкала, где оценка мужчин и женщин производится в противоположных направлениях. Связано это с тем, что данная шкала измеряет степень идентификации испытуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой культурой и обществом. Причем для мужчин оценивается «близость» к женскому типу личности, а для женщин -- к мужскому.

Мужчины с высокими оценками по шкале чувствительны, мягки, склонны к волнениям, уделяют много внимания самоанализу и внутренним переживаниям. Их интересы широки, разнообразны и утонченны, у них богатое воображение, тяга к фантазированию и эстетическим занятиям. Мужчины этой группы хорошо ладят с людьми, способны тонко чувствовать оттенки межличностных отношений, правильно учитывают их в своем поведении.

Женщины с высокими оценками по шкале решительны, смелы, склонны к риску и приключениям, обладают трезвым складом ума, несентиментальны, с некоторой резкостью, недостаточной женственностью в манерах и позах. В решении проблем прибегают к силе, а тонкостями и оттенками пренебрегают.

  • 6. Шкала паранойяльности (Ра). Измеряет степень «близости» испытуемого к паранойяльному типу личности. Самой характерной чертой лиц этого типа является склонность к формированию так называемых сверхценных идей. Эти идеи постепенно овладевают их сознанием и оказывают определяющее влияние на все их поведение. Основными чертами психики людей с паранойяльным характером является большой эгоизм, самодовольство и чрезмерное самомнение.
  • 7. Шкала психастении (Pt). Предназначена для диагностики лиц с тревожно-мнительным типом личности. Характерными чертами лиц тревожно-мнительного типа являются хроническое чувство тревоги, боязливость, крайняя нерешительность и склонность к сомнениям. Эти лица чрезвычайно чувствительны и ранимы, притом не только тем, что происходит сейчас и здесь, но еще больше тем, что только может случиться.
  • 8. Шкала шизоидности (Sc). Предназначена для диагностики шизоидного (или аутистического) типа личности. Наиболее характерными особенностями лиц этого типа являются отсутствие единства и согласованности психической деятельности, причудливость и парадоксальность мышления, эмоций и поведения. Они способны тонко чувствовать И эмоционально реагировать на воображаемые, абстрактные образы. Обычные повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Внимание их избирательно направлено только на интересующие их проблемы, по отношению же ко всем остальным проблемам они проявляют полнейшее безразличие и неосведомленность.
  • 9. Шкала гипомании (Ма). Предназначена для измерения степени «близости» испытуемого к гипертимному типу личности. Для лиц с высокими оценками по шкале гипомании характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, тяготятся однообразием и своими обязанностями, охотно контактируют с людьми, у них потребность в «слиянии с миром».
  • 10. Шкала социальной интроверсии (Si). Измеряет степень близости испытуемого к интровертированному типу личности. Высокие оценки по этой шкале бывают у лиц, которым не хватает равновесия и уверенности в человеческих отношениях. В обществе они легко смущаются, испытывают скованность, нервничают, быстро теряют душевное равновесие. Возможно, по этой причине они держатся холодно и отчужденно.

При обследовании MMPI первичные (сырые) баллы по каждой шкале, переведенные в стандартные Т-оценки, сопоставляются с нормами со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Диапазон разброса в границах нормы -- от 30 до 70.

Интерпретация результатов проводится с учетом следующих правил.

  • 1. Профиль должен оцениваться как единое целое, а не как совокупность отдельных шкал; высокий или низкий балл по любой шкале имеет разное толкование в зависимости от оценок по другим шкалам.
  • 2. Наибольшее значение имеет отношение уровня профиля на каждой шкале к среднему уровню профиля, а также к уровню соседних шкал.
  • 3. Поскольку профиль характеризует как особенности личности, так и актуальное психическое состояние испытуемого, результаты не могут рассматриваться как стабильные -- они динамичны.
  • 4. Чем выше отклонение от нормы, тем вероятнее проявление свойств личности, а не психических состояний.

Следует избегать буквальной интерпретации шкал, так как опросник измеряет не проявление психического заболевания, а степень сходства личностных особенностей испытуемого с типом личности, носителем которого является группа, по которой валидизировалась соответствующая шкала. Так, повышение по шкале 6 свидетельствует не о проявлениях паранойи, а о таких личностных чертах, как крайняя обидчивость и подозрительность.

MMPI, представляя собой классический образец типологического личностного опросника, хорошо зарекомендовал себя как инструмент

практического психолога. Однако он нуждался в модернизации, которую осуществляет специально созданный в США Комитет по рестан-дартизации MMPI. В ее процессе происходит пересмотр отдельных пунктов, полное обновление норм, создание новых контрольных шкал, использование новых подходов и интерпретации и компьютеризация процедур предъявления и анализа результатов.

В отечественной психологической практике чаще всего используются два варианта MMPI -- в адаптации Ф. Б. Березина и М. П. Ми-рошникова (1967, 1994) и Л. Н. Собчик (1971) .

Рассмотрим еще два опросника, которые относятся к группе типологических. Оба они, в отличие от MMPI, не имеющего теоретической основы, опираются на концепцию и типологию акцентуаций (К. Ле-онгард; А. Е. Личко). Предлагая их, каждый из авторов пытается описать наибольшее число возможных стилей поведения.

Близким к MMPI в содержательном отношении является Опросник X. Шмишека (Schmieschek Fragebogen), предназначенный для диагностики акцентуированных типов личности. В его основе лежит концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда . Согласно этой концепции, черты личности могут быть разделены на две группы: основную и дополнительную. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных социальных условиях могут разрушать ее структуру.

Личности, у которых основные черты имеют высокую степень выраженности, названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не являются патологическими. «При ином толковании, -- считает К. Леонгард, -- мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от такой середины (средней нормы) должно быть признано патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако при этом в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что «они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом» .

На основе своей концепции К. Леонгард выделил 10 основных типов акцентуированных личностей, в основном соответствующих систематике психопатий в пограничной психиатрии.

Демонстративный тип. Центральной особенностью демонстративной личности является потребность в самовыражении, постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе интерес, быть в центре всеобщего внимания. Элементами поведения личности этого типа являются самовосхваление, рассказы о себе или о событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов на самом деле является либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.

Педантичный тип. Ярко выраженными внешними проявлениями людей этого типа личности является повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, эти люди долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, а если это требуется, то они с трудом идут на предстоящие перемены. Они любят свое производство, привычную работу. В быту для них характерна добросовестность.

Застревающий тип. Этот тип личности характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоциональных переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда легко не прощается. В связи с этим окружающие часто характеризуют людей этого типа как злопамятных и мстительных. К этому есть основания: переживания аффекта часто сочетается у них с фантазированием, вынашиванием плана ответа обидчику, мести ему.

Возбудимый тип. Особенностью людей этого типа личности является чрезвычайно выраженная импульсивность поведения. Манера их общения и взаимодействия с людьми в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания других людей и своих поступков и действий, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для них характерна крайне низкая терпимость, что часто может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.

Гипертимический тип. Основной выраженной особенностью людей этого типа личности является постоянное пребывание в приподнятом эмоциональном настроении, даже несмотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается у них с высокой активностью, жаждой деятельности. Для них характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь такие люди смотрят всегда оптимистично, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей и жизненных препятствий. Трудности люди такого типа часто преодолевают без особого труда в силу органично им присущей активности и деятельностной направленности.

Дистимический тип. Дистимическая личность является противоположностью гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни и на негативных ее исходах. Это проявляется во всем: в поведении, в общении, в особенностях восприятия жизни, отдельных ее событий и других людей. Обычно эти люди по своей натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность, им совершенно не свойственна.

Тревожный тип. Главной особенностью этого типа личности является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, негативно проявляющееся переживание за свою судьбу и судьбу своих близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству может и не быть или они незначительны. Люди этого типа отличаются робостью, иногда с проявлением покорности обстоятельствам. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается у них с неуверенностью в своих силах.

Циклотимический тип. Выраженной особенностью людей этого типа личности является постоянная смена гипертимических и дистимиче-ских состояний. При этом такие перемены являются не только частыми, но и не случайными. В гипертимической фазе поведение этих людей типичное -- радостные события вызывают не только положительные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную активность, словоохотливость. Печальные события вызывают у этих людей не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии для них характерны замедленность реакций, переживаний и мышления, замедление и снижение эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию и сочувствию.

Экзальтированный тип. Главной особенностью личности этого типа является яркая экзальтированная реакция. Люди этого типа легко приходят в бурный восторг от радостных событий и в глубочайшее отчаяние от событий печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу как положительных, так и печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются у людей этого типа с ярким внешним выражением.

Эмотивный тип. Важнейшей особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубина переживаний в области тонких эмоций, порождаемых в сфере духовной жизни человека. Людям этого типа характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях и в различных ситуациях. Характерной особенностью этого типа личности является повышенная слезливость («глаза на мокром месте»). Если экзальтированный тип личности характеризуется как «бурный, порывистый, возбужденный», то этот - эмотивный тип -- как «чувствительный и впечатлительный».

Сам личностный опросник X. Шмишека включает перечень вопросов, обращенных к различным установкам и особенностям отношений человека к миру, другим людям, к самому себе . По инструкции испытуемый должен выразить свое мнение по каждому вопросу ответами либо «да», либо «нет». При обработке результатов опросника ответы испытуемого в соответствии с ключом разносятся по десяти типам личности. Эти результаты представляют собой «сырые» баллы. Для каждого из десяти типов личности кроме этого разработаны коэффициенты. В окончательном виде сырые баллы преобразуются в итоговые показатели с помощью их умножения на соответствующие коэффициенты. Критическое значение итогового показателя, позволяющее характеризовать испытуемого как акцентуированную личность определенного типа, лежит в пределах выше 14 баллов (максимальное значение, которое может быть получено по каждому из типов личности, равняется 24 баллам).

При использовании данного опросника следует учитывать, что он не имеет шкалы лжи. Поэтому требуются специальные дополнительные действия диагноста для получения достоверных результатов: проявление максимума внимания на стадии инструктирования для выявления возможных отрицательных установок испытуемого на обследование, создание атмосферы благожелательности и серьезного настроя на работу.

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко является еще одной методикой класса личностных типологических опросников . В этой методике использован типологический подход к описанию и диагностике личности здорового человека. ПДО предназначен для диагностики типа психопатии и акцентуации характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

В опросник включены фразы, разбитые на 25 тем. В число тем вошли: оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы и т. д.), отношение к близким и окружающим (родителям, друзьям, школе и т. п.) и к некоторым абстрактным категориям (к критике, наставлениям, правилам и законам и т. п.). В наборы были также включены фразы, отражающие отношение разных характерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения.

Гипертимный тип. Он соответствует гипертимическому типу в опроснике X. Шмишека и гиноманиакальному типу в MMPI. Главной особенностью этого типа в подростковом возрасте являются постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Такие подростки отказываются подчиняться чужой воле, плохо переносят дисциплинарные требования и строго регламентированный образ жизни, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань между дозволенным и запретным.

Циклоидный тип. Он соответствует циклотимическому типу личности в опроснике X. Шмишека. До пубертатного возраста дети такого типа производят впечатление гипертимиков или нормотимиков. Однако с наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем фазы подъема и спада настроения сменяют друг друга на протяжении всей жизни. Вначале смена фаз происходит довольно часто, но постепенно длительность периодов возрастает. В ги-поманиакалыюй фазе бросаются в глаза повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям. В субдепрессивной фазе фон

настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность и интровертированность.

Лабильный тип. Отличительной особенностью этого типа личности в подростковом возрасте является крайняя изменчивость настроения. Самые незначительные события окружающей жизни оказывают на подростка существенное влияние. Малейшая неприятность способна погрузить его в мрачное переживание, а приятные события или даже только их перспектива способны поднять настроение, вернуть веселость и веру в жизнь. От текущего состояния зависит все: настроение, самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям. В этом смысле лабильный тип близок к эмотивному в типологии акцентуаций К. Леонгарда.

Астено-невротический тип. При этом тине рано проявляются разнообразные признаки невропатии: капризность, болезненность, страхи, заикание, энурез и т. п. Главными чертами этого типа в подростковом возрасте являются астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии соматического здоровья. Содержательно астено-невротический тип близок к ипохондрическому типу в MMPI.

Сензитивный тип. Основными чертами данного типа являются повышенная впечатлительность и чувство неполноценности. В детстве это выражается в разнообразных страхах (темноты, животных, одиночества и т. п.), в избегании компаний бойких и активных детей, робости, скованности, боязни любых видов проверок и испытаний. Сензитивный тип в данной типологии близок к тревожному типу в опроснике X. Шмишека.

Психастенический тип. Данный тип личности описывается в рамках MMPI. Основными особенностями психастенического типа являются повышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям. Психастеник постоянно во всем сомневается, для него очень трудно принять какое-либо окончательное решение, поэтому он тщательно обдумывает свое поведение, взвешивает каждый шаг, многократно перепроверяет и переделывает уже законченную работу. Эти черты роднят психастеника с педантичным типом акцентуации по К. Леонгарду.

Шизоидный тип. Особенности шизоидного типа изложены при описании соответствующей шкалы MMPI. В подростковом возрасте все шизоидные черты личности обостряются. Особенно заметными становятся замкнутость, закрытость от влияния других, духовное одиночество, своеобразие и необычность в выборе занятий и увлечений.

Эпилептоидный тип. Главной особенностью этого типа является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения. С этим настроением тесно связаны напряженность аффекта, взрывчатость и безудержная агрессивность. Все влечения в подростковом возрасте у представителей этого тина характеризуются чрезмерной интенсивностью и силой, а их удовлетворение протекает тяжело и сопровождается многочисленными конфликтами.

Истероидный тип. Выраженными особенностями являются безграничный эгоизм и жажда признания. Подростки этого типа личности обычно очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, легко вживаются в любую роль, стремятся любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти, не переносят только безразличия и равнодушия к своей персоне. Истероидный тип личности включен как в MMPI, так и в опросник X. Шмишека.

Неустойчивый тип. Лица неустойчивого типа слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, особенно негативному. Внушаемые и безвольные, они не имеют никаких собственных положительных целей и стремлений, а все их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. Зависимые и бесхарактерные, они часто попадают в антисоциальные компании, бросают учебу и работу, сближаются с правонарушителями, уходят в алкоголизм, наркоманию и т. п. Но в условиях сурового и жесткого режима они могут приобрести положительные трудовые навыки и не отличаются по поведению от других подростков.

Конформный тип. Главная черта этого типа -- постоянная и устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения. Лица конформного типа полностью подчиняются давлению среды, не имеют собственного мнения и интересов, с трудом воспринимают новое, необычное, отрицательно относятся к любым переменам в жизни.

Применение опросника ПДО в реальном диагностическом обследовании дает балльные оценки по каждой из 11 шкал, соответствующих перечисленным выше типам акцентуации личности. Для вывода о наличии того или иного типа акцентуации у подростка его балльный показатель по соответствующей шкале опросника должен быть равен или выше минимального диагностического значения (от 5 до 7 для разных шкал).

Завершая обсуждение первой группы личностных опросников (типологических), отметим, что ряд психологов не признает или не считает необходимым понятие «тип личности» (Д. МакКлелланд, Г. Ол-порт, Г. Айзенк, Р. Кеттелл) . Некоторые из них считают, что это понятие бесполезно, так как не привносит ничего нового в объяснение поведения и предсказания эмпирических фактов; другие рассматривают это понятие в определенной степени противоречащим направленности психодиагностики и дифференциальной психологии на выявление уникальности человеческой индивидуальности. Есть и те, кто считает, что это понятие неправильно и бессмысленно, так как между отдельными чертами личности не существует необходимой и закономерной связи; если связь и наблюдается, то она является вероятностной и многоплановой.

Такие взгляды послужили основой для возникновения еще одного подхода к разработке личностных опросников. Он отражен в следующем параграфе этой главы.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал