Конспект конфликты в межличностных отношениях. Конспект урока на тему "конфликты в межличностном общении". План изучения нового материала

Как мы ссоримся? Почему? Может ли человек обойтись без конфликтов? Как возникают конфликты? На что обижаются люди и как научиться контролировать себя? На уроке мы постараемся найти способы избежания конфликтов.

Тема: Человек среди людей

Урок: Как возникает межличностный конфликт

Все люди хоть однажды попадали в конфликтные ситуации. Как они возникают? Какие фазы проходит конфликт, как из него выйти?

Все люди общаются друг с другом. Это называется коммуникацией. Они взаимодействуют друг с другом, выбирая себе круг общения. Этот круг предполагает определенные правила общения. В одном кругу человек может позволить себе говорить одно, а в другом совсем другое. Способы общения у них разные, например, то, как подростки общаются со своими сверстниками и со своими родителями, естественно отличается.

Нарушение правил взаимности в общении приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Межличностный конфликт – это всегда столкновение интересов двух и более людей, не могущих договориться по тому или иному вопросу.

Что же приводит к конфликту? Неприятное слово, поведение другого человека; ответная реакция другого, которому неприятны были эти факторы, и приводит, в конце концов, к конфликту. Противостояния сразу может и не быть, но конфликтная ситуация сама по себе уже начинает складываться.

Каковы поводы к конфликтным ситуациям?

Причин может быть много: эмоциональная составляющая, непонимание смысла сказанного другим человеком. Иногда конфликты происходят «на ровном месте», но даже в них причина обязательно есть. Самые тяжкие конфликты – морально-нравственные. Если кто-то не соблюдает морально-этических норм в той или иной ситуации – это и порождает морально-нравственные конфликты.

Иногда конфликты возникают между людьми вследствие разности их социального или материального положения. Это объективная причина. Человеческое общество устроено по принципу социального неравенства. Так было всегда, и не зря великий немецкий философ Ф. Ницше говорил: «Справедливость требует, чтобы люди были не равны».

Если человек понимает причину конфликта, но не пытается ее предотвратить – возникает вторая фаза конфликта, активная.

Попадая в конфликтные ситуации, люди понимают, что им надо как-то решить проблему, как-то выйти из нее.

Специалисты выделяют четыре основных варианта поведения человека в конфликтной ситуации: сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.

Сотрудничество – это вариант, когда в конфликтной ситуации одна или обе стороны ищут способ выйти из конфликта, не навредив друг другу. Это самый нормальный, объективный, «человеческий» способ решения конфликта, но в то же время и самый сложный. Если человек ищет варианты преодоления проблемы в сотрудничестве, то в любом случае должен будет поступиться какими-то своими интересами. Это сложно, потому что многие люди обладают большими амбициями, завышенным чувством гордости, и это не позволяет человеку адекватно и правильно воспринимать другого.

Компромисс близок к первому варианту, но имеет свои особенности. При компромиссном исходе люди обоюдно отказываются от всех или части тех претензий, которые предъявляли друг другу. Полного примирения в таком случае трудно достичь. Если человек отказывается от своих слов, значит, он был изначально не прав. И это не всегда приемлемо для людей, вступивших в спор.

Приспособление – когда кто-то из конфликтующих сторон пытается приспособиться к ситуации, умерить свои амбиции и каким-то образом разрешить проблему. Тот, кто пытается приспособиться, поступается своими интересами, и таких людей тоже не так уж много.

Если же человек вообще не хочет конфликтовать и пытается избежать острой фазы столкновения – то такой вариант поведения называется избегание. Это возможность избежать конфликта, но в то же время при таком варианте человек никак не может защитить свои интересы.

Любой из вариантов не является истинно правильным, они могут быть приемлемы в определенной ситуации и для определенного человека. Что делать, когда конфликт уже развивается, будет рассмотрено на следующем уроке.

1. Певцова Е. А., Кравченко А. И. Обществознание 7. – М.: ТИД «Русское слово».

2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7 – М.: Дрофа.

3. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание 7 – М.: Мнемозина.

1. Придумайте 3 тестовых вопроса на тему «Конфликты».

2. Найдите в интернете несколько примеров международных конфликтных ситуаций, подумайте, как бы вы их разрешили, если бы могли.

3. Напишите небольшое эссе на тему: «Как выходить из конфликтных ситуаций».

4. *Проведите социологический опрос в своем классе. Какие основные причины возникновения конфликтных ситуаций среди ваших сверстников? Составьте диаграмму, на ее основе сделайте выводы.

Обществознание 6 класс

Урок 20

Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»

Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Задачи: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: узнают понятие конфликта, причины межличностных конфликтов, пути их разрешения, стадии конфликта.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные : участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, научатся сохранять достоинство в конфликте.

Методы и формы обучения:

Методы: технология формирования ууд, икт технология, технология проблемного диалога, кейс-технология, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный,

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

План:

    Понятие «конфликт».

    Основные стадии (этапы) конфликта

    Виды конфликтов

    Способы поведения в конфликтной ситуации.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация, раздаточный материал для групповой работы, учебники.

Ход урока.

Дети демонстрирует сценку «Новенький» (выпуск №4 киножурнала «Ералаш»)

?Какая ситуация возникла между ребятами?

? Так какую тему мы сегодня изучим?

Правильно, Тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради

? Что будем изучать? Чего мы не знаем?

Подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана

Просматривают сценку

Драка, ссора, конфликт

Конфликты

Записывают тему урока в тетради

Формулируют план урока:

Понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте

Актуализация знаний

? при каком виде деятельности могут возникать конфликты?

? что мы называем «общением»?

? какие средства общения вам известны?

? могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?

При общении

Это взаимные деловые и дружеские отношения людей

Речь, невербальное общение

Конечно, могут

Изучение нового материала

Работа с одаренными детьми

(индивидуальное

домашнее задание поискового характера )

Работа с иллюстрацией

Работа с учебником

Физминутка

-?Так что же мы можем назвать конфликтом? Назовите не менее 5 синонимов

Сверьте свои ответы со словарем (с.108) и спишите определение понятия «конфликт» в тетради

А теперь ребята, я вам предлагаю послушать о том, что такое социальный конфликт

-?Ребята, как вы поняли, кого называют субъектами конфликта?

А теперь давайте, посмотрим внимательно на картину Федора Павловича Решетникова «Поймали нарушителя»1950 г.Федор Павлович Решетников вам знаком по картине «Опять двойка».

По каким признакам мы можем достоверно судить, что перед нами конфликт?

- Как ведут себя герои ?

Какие субъекты конфликта здесь изображены

(задание для одаренных детей)

Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.

?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?

Нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.

Пожалуйста, разделитесь на группы по количеству этапов конфликта. Сколько групп нужно образовать?

Каждая группа будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.

Результаты вашей работы мы оформим в таблицу:

(Проецирует таблицу на слайде на экран)

По мере выступления групп проецируется эталон ответа на экран

Разногласия между людьми

Выписывают определение

Ответ учащихся о том, что такое социальный конфликт, субъекты конфликта

Учащиеся слушают

Участники конфликта

Один из мальчиков готовиться к драке

Нарушителю -скорее всего стыдно; кто-то пытается понять причину такого поведения мальчика, некоторые ребята продолжают работать

Свидетели (люди, наблюдающие за конфликтом),посредники(люди, которые пытаются предотвратить конфликт)подстрекатели(те, кто подталкивают к конфликту)

Изучают схему

Ступени конфликта; - этапы конфликта

5 групп

Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.

Чертят таблицу в тетрадях, выполняют задание.

Один представитель от группы зачитывает название и характеристику этапа, заполняют таблицу в тетрадях.

Физминутку проводит один из учащихся:

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг к другу потянулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели

Первичное осмысление и закрепление

Настало время вспомнить нашу сценку в начале урока. Давайте попробуем разобрать ее на стадии.

Какова причина конфликта?

Каким было поведение участников?

Что послужило инцидентом?

Этот конфликт конструктивный или неконструктивный? Почему?

Каков исход конфликта?

Демонстрирует фрагмент м/ф «Возвращение блудного попугая»

Внимательно посмотрите на экран, выделите стадии конфликта и стратегии поведения в соотв. С таблицей с 76

Какова причина конфликта?

Каков характер поведения участников на стадии осознания конфликта?

Каков вид данного конфликта?

Охарактеризуйте поведение на стадии разрешения конфликта

Предлагаю конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)

Р.н.с. “По щучьему веленью”

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”(различные представления о правилах или нормах поведения).

Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)

Р.н.с. “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение– приспособление).

В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)

Басня Эзопа.

Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

(РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА)

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие

Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)

Эмоциональное состояние, смысловой барьер

Приспособление

Неконструктивный, закончился дракой

Противоположные желания и интересы

Избегание

Неконструктивный

Прерывание конфликта

(Различия, связанные с положением в обществе)

эмоциональное состояние

различные представления о правилах или нормах поведения

Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее

поведение– приспособление

компромисс

сотрудничество

Домашнее задание

Для одаренных детей:

приложение

Записывают д\з в дневники

Рефлексия

На слайде

Продолжи предложение:

Я так и не понял…

Мне стало понятно…

Больше всего понравилось…

Не понравилось…

активно работал

делал то, о чем просили

внимательно наблюдал за работой других

Таблица «Этапы конфликтной ситуации» (для презентации)

Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать:

Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер

    Осознание конфликта

противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам.

Поведение:

Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны

Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.

Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами

Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.

    Проявление конфликтного поведения

необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

    Углубление конфликта

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели.

    Разрешение конфликта

может быть полным или частичным.

Поведение:

Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.

Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта

прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих

интеграция наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение.

    Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.

Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.

Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и тоже слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей (специальный жаргон, выражения, имеющие разное значение в разных группах). Несколько лет назад фраза «Кинь мне на мыло» могла вызвать шок. Сейчас многие знают, что это означает «Отправь на мой электронный адрес».

Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.

Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит: «Сытый голодного не разумеет».

Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.

2. Осознание конфликта. Если противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам, наступает вторая стадия развития конфликта. Здесь уместно вспомнить китайскую пословицу: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Конфликтовать в одиночку так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами.

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта: Сотрудничество, Компромисс, Приспособление и Избегание.

Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.

Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении .

Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.

инцидент.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра.

3.Проявление конфликтного поведения. Для того, чтобы возникла третья стадия развития конфликта, необходим инцидент. Слово это в переводе означает «случай, происшествие, недоразумение». Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.

В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра

4.Углубление конфликта

4.Углубление конфликта . На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.

5.Разрешение конфликта. Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.

В первом случае одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.

Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния.

Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу).

Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию . Слово это обозначает «объединение каких-то элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Такой исход можно считать наилучшим.

Задания для подготовки к олимпиаде

1.Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «социальный конфликт»? Со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию о со­ци­аль­ном конфликте.

2. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Социальные кон­флик­ты и пути их разрешения». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

3. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три причины возникновения социальных конфликтов.

Задания для подготовки к олимпиаде

1.Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкладывают в по­ня­тие «социальный конфликт»? Со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щие информацию о со­ци­аль­ном конфликте.

2. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Социальные кон­флик­ты и пути их разрешения». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

3. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три причины возникновения социальных конфликтов.

Обществознание 6 класс

Урок по теме: « Конфликты в межличностных отношениях» (1-й урок из 2-х)

Цель урока: сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации.

Задачи урока:
предметные: сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения;

метапредметные: на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, фрагменты видеосюжетов из известных мультфильмов: «Маша и медведь», «Лунтик и его друзья», «Трое из Простоквашино», «Приключения кота Леопольда», «Федорино горе».

1. Организационный момент. Приветствие учащихся. (1 мин)
2. Целеполагание к изучению новой темы . (8 мин)

- Ребята, посмотрите внимательно видеосюжет, в основе которого лежит тема нашего сегодняшнего урока. (просмотр 3 мин ).

Обсуждение сюжета, беседа по вопросам:
- О чём данный видеосюжет?
- Исходя из просмотренного сюжета, подумайте, о чём пойдёт речь на уроке?

Попробуйте сформулировать тему и поставить цель урока.

Итак, тема урока «Конфликты в межличностных отношениях». Сегодня на уроке мы сформулируем понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объясним причины возникновения конфликтов, рассмотрим варианты поведения в конфликтной ситуации.

План изучения нового материала

Что такое «конфликт», «межличностный конфликт».

Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.

Варианты поведения в конфликтной ситуации.

Что такое «конфликт», «межличностный конфликт». (8 мин)

Обсудим вместе : Андрей пришёл домой после ссоры с приятелем и хлопнул дверью своей комнаты. Мама тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ.

Это конфликт? Почему вы так решили?

Если в процессе общения нарушаются правила взаимности, нередко возникают конфликты.

В словаре Ожегова конфликт - это разногласие, спор за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
А в переводе с латинского это слово означает «столкновение».

Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми.

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.

Конфликт в межличностных отношениях – это конфронтация между соперниками или группами людей, когда происходящее событие воспринимается ими как проблема и требует решения в чью-либо пользу или становится выгодным для всех участников. Появление межличностного конфликта показывает, что существуют разногласия между людьми, которые выражаются в общении, коммуникациях, затрагиваются личные амбиции и интересы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Конфликты в межличностных отношениях

План изучения нового материала Что такое «конфликт», «межличностный конфликт». Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях. Варианты поведения в конфликтной ситуации.

Андрей пришёл домой после ссоры с приятелями и хлопнул дверью своей комнаты. Мать тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ и … Что произошло дальше? Почему события развивались именно так? Что следовало сделать, чтобы изменить ход событий?

СТАДИИ КОНФЛИКТА Возникновение конфликтной ситуации Осознание конфликта Проявление конфликтного поведения Углубление конфликта Разрешение конфликта Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Осознание конфликта

Инцидент – случай, происшествие, недоразумение. конфликты конструктивные неконструктивные

интеграция Варианты разрешения конфликта Прочитать стр.80-81 и объяснить каждый вариант

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке” … Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо… «Я сегодня поймал, было рыбку, Золотую рыбку, непростую… Не посмел я взять с неё выкуп, Так пустил ее в синее море». Старика старуха забранила: “Дурачина, ты, простофиля, Не сумел ты взять выкупа с рыбки…” эмоциональное состояние Причина конфликта? 1

различные представления о правилах или нормах поведения “Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…” Русская народная сказка Причина конфликта? 2

Различия, связанные с положением в обществе … Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избёнки и выгнала…” Русская народная сказка Причина конфликта? 3

Уклонение от конфликта. “… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака. – Что, зайчик, плачешь? – Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала! – Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! Подошли они к избенке, и собака залаяла. – Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им отвечает с печи. – Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Стратегия поведения 4

поведение– приспособление А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке” “…Вот пошел старик к синему морю… Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, старче?” “…Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня старуха, Надобно ей новое корыто…” Стратегия поведения 5

В.Г.Сутеев “Яблоко” Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему: «Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть». И рассказали Медведю всё, как было. «Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...». «Но тут только одно яблоко!» – сказали Ёж, Заяц и Ворона. «Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку». Стратегия поведения компромисс 6

Басня Эзопа. Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. Сотрудничество Стратегия поведения 7

Разрешение конфликта «Худой мир лучше доброй ссоры» «С глаз долой, из сердца вон» «Сядем рядком, да поговорим ладком» компромисс интеграция прерывание конфликта 8

Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий: 1) сотрудничество 3) приспособление 2) избегание 4) компромисс Случай, происшествие, недоразумение: 1) инцидент 3) аргумент 2) конфликт 4) поведение

Что из перечисленного соответствует понятию «конфликт»? 1) столкновение противоположных интересов 2) дружеский розыгрыш 3) обсуждение фильма 4) спортивное состязание 1) причина 3) инцидент 2) осознание 4) посредничество Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:

Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации? А. Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём, - это компромисс. Б. Непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с ещё большей силой.

Верно ли, что: А. Наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров? Б. Несправедливость высказывания может привести к конфликту.

Верны ли суждения о ступенях конфликта? А. Углублению конфликта будут способствовать оскорбление и грубость. Б. Прерывание конфликта может способствовать его разрешению.

Верны ли суждения о способах разрешения конфликта? А. Разрешая конфликт, надо быть готовым пойти на уступки. Б. Лучшим способом разрешения конфликта является подчинение.

Какие советы помогут разрешить конфликт? 1) Проявляйте упорство в разрешении конфликта. 2) Уступка – признак слабости, избегайте уступок. 3) Обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку. 4) Попытайтесь посмотреть на конфликт с точки зрения другой стороны. 5) Умейте прощать слабости других людей.

Найти термин, который не относится к понятию «самообладание». 1) Выдержка 2) Спокойствие 3) Невозмутимость 4) Сдержанность 5) Хладнокровие 6) Раздражение

Продолжить предложения: Я так и не понял … Мне стало понятно… Больше всего понравилось … Мне не понравилось …

МОЛОДЦЫ! Спасибо за урок!

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока учителя Николаевой И.В.

Обществознание 6 д класс

Урок по теме: «Конфликты в межличностных отношениях»

Цель урока: сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации.

Задачи урока:

1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные : участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения:

Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

План:

  1. Понятие «конфликт»
  2. Основные стадии (этапы) конфликта
  3. Виды конфликтов
  4. Способы поведения в конфликтной ситуации.

Оборудование: компьютер, проектор , фрагмент видеосюжета «Конфликт между отцом и сыном»

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся. (1мин)
  2. Целеполагание к изучению новой темы. (8 мин)

Ребята, посмотрите внимательно выступление моих помощников, в основе которого лежит тема нашего сегодняшнего урока. Ребята выступают по ролям. (просмотр 3 мин ).

Как-то нога, устав однажды,
Почувствовала себя важной:
"Какое делаю я дело -
весь день ношу я это тело!..."

Рука ноге тут возразила:
"Что о себе ты возомнила?!
и что ты можешь, недотепа?
только стоять или же топать?!.."

А нос сказал руке: "Постой!
Я - выше! В дружбе - с головой!
Тебе ли щас тут задираться?..
Ты - примитив!... Пора признаться!"

Тут глаз решил не промолчать -
давай троих всех оскорблять!
Слепцами глупыми назвал!
"Важнее всех здесь Я!" - сказал...


Решило ухо не смолчать:
"Вы все друг другу здесь под стать!
Я ближе к мозгу - я основа
для зарожденья в мозге - слова!"


Тут, громче всех, как заорёт,
Во гневе негодуя, рот:
Вы МНЕ должны воздать все честь -
Я всех важней для тела есть!..

От перебранки - долго ль дело? -
В конфликте разделилось тело!
Каждый стал делать, что хотел!..
И.. человек вдруг - заболел!...
И чуть не умер...

Тут голова, им всем в укор,
сказала: "Бросьте этот спор!
Вы все равны, нужны друг другу,
Не ссорьтесь, делая услугу!

Все мы - едины, все мы - ТЕЛО!
И делаем одно мы дело!
Здесь важно мир иметь, любовь,
В единстве и без лишних слов!

Обсуждение выступления, беседа по вопросам:
- О чём данный сюжет?
- Исходя из просмотренного, подумайте, о чём пойдёт речь на уроке?

Попробуйте сформулировать тему и поставить цель урока.

Итак, тема урока «Конфликты в межличностных отношениях». Сегодня на уроке мы сформулируем понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объясним причины возникновения конфликтов, рассмотрим варианты поведения в конфликтной ситуации.

План изучения нового материала

  1. Что такое «конфликт», «межличностный конфликт».
  2. Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.
  3. Варианты поведения в конфликтной ситуации.

Что такое «конфликт», «межличностный конфликт». (8 мин)

Обсудим вместе : Андрей пришёл домой после ссоры с приятелем и хлопнул дверью своей комнаты. Мама тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ.

Это конфликт? Почему вы так решили?

Если в процессе общения нарушаются правила взаимности, нередко возникают конфликты.

В словаре Ожегова конфликт - это разногласие, спор за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
А в переводе с латинского это слово означает «столкновение».

Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми.

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.

Для закрепления знания рассмотренных терминов и пополнения вашего обществоведческого словаря выполним в рабочих тетрадях задание №1.

Проверяем У1+У2. Спасибо.

Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях. (10 мин)

В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней:

Возникновение конфликтной ситуации ----- осознание конфликта------ проявление конфликтного поведения------ углубление конфликта-------- разрешение конфликта.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Вот об этом и поговорим.

Как вы думаете, что может стать причиной конфликта? (ответы ребят).

Абсолютно верно, причиной конфликта может стать какое – либо высказывание и оно тебе кажется несправедливым, противоположные желания и интересы, а ещё психологи причины конфликтов связывают с различными барьерами:

  • Смысловой (когда одно и то же слово, фраза, событие имеет разный смысл для разных людей). Пример притчи «Мудрецы и слон»: Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». – «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он - слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба неправы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. (Почему они не узнали, как выглядит слон? У них разное восприятие.)
  • Эмоциональный (заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний);

Пример из школьной жизни: открытие кубка здоровья, перетягивание каната между командами, рано или поздно одна из команд побеждает, испытывая радость и ликование, а другая?

  • Моральный (это различные представления о правилах или нормах морали);

Пример : полночь, а за стеной у соседей всё ещё слышна громкая музыка, заливыстый смех. Наши действия?

Всем понятны причины конфликтов? Тогда обратимся к рабочей тетради и выполним задание №5 (читаем басню с классом по ролям, а на 1 вопрос отвечаем самостоятельно).

Возвращаемся к ступеням развития конфликта (осознание конфликта ). Как вы ребята думаете, что может происходить на данной позиции? ….. Абсолютно верно, мы осознаём, что конфликт неизбежен и начинаем выбирать тактику как поступить. И в этот момент мы поднимаемся на следующую ступень – проявление конфликтного поведения.

Становясь участником конфликта, возможно сами того не осознавая мы выбираем определённый вариант поведения.

Варианты поведения в конфликтной ситуации. (8 мин)

Специалисты выделяют несколько таких вариантов, рассмотрим их:

  • Сотрудничество (подобное поведение направлено на поиск такого решения, которое приведёт к примирению сторон без ущерба)
  • Компромисс (он очень близок к первому варианту поведения, но разница в том, что для урегулирования разногласия необходимы уступки обеих сторон, т.е. чем-то приходиться пожертвовать)
  • Приспособление (если в конфликтной ситуации только одна из сторон идёт на уступки)
  • Избегание (стремление выйти из конфликта не уступая, но и не настаивая на своём, т.е. совсем его не решая, а значит, через некоторое время конфликт может возникнуть вновь).

Попробуем рассмотреть на конкретных примерах:

Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации конфликта.

  • Р.н.с. “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала . (Уклонение от конфликта, т.е.избегание. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

  • А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…” (поведение –приспособление) .

  • В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегиякомпромиссапозволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки . )

  • Басня Эзопа.

Львы боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

Мне хочется отметить, что не один из представленных стилей не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход всегда определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из неё приходится комбинировать различные варианты.

  1. Рефлексия (5 мин)

Чему научил вас урок?

Что такое конфликт?

Почему возникают конфликты?

Как ведут себя люди во время конфликта?

Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

  1. Заключительное слово учителя. (1 мин)

Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут толерантны друг к другу. Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» А если уж и попадёте в конфликтную ситуацию, нужно достойно выйти из неё. А как это сделать узнаем на следующем уроке.

  1. Домашнее задание: п.9 стр. 76-80, р.т. №6

Тест по обществознанию Конфликты в межличностных отношениях для учащихся 6 класса с ответами. Тест содержит 2 варианта по 8 заданий и предназначен для проверки знаний по теме Человек среди людей.

1 вариант

1. Столкновение и противоборство противоположных взгля­дов, интересов, стремлений -это

1) деятельность
2) общение
3) война
4) конфликт

2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: сотрудничество, избегание, приспособление, __________.

1) компромисс
2) конфликт
3) конфликтное поведение
4) конфликтная ситуация

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведенный перечень: подчинение, прерывание, ин­теграция.

1) виды деятельности
2) поиск компромисса
3) разрешение конфликта
4) межличностные отношения

4. Объединение элементов в единое целое — это

1) целостность
2) интеграция
3) инцидент
4) приспособление

5. В каком из приведённых примеров речь идёт о разрешении конфликта?

1) Иван Иванович назвал Ивана Никифоровича обидным словом «гусак».
2) Свои претензии на спорную территорию высказали не­сколько воюющих государств.
3) Братья договорились, что компьютером будут пользо­ваться по очереди.
4) Ученики 6-го класса победили семиклассников в фут­больном матче.

6.

1) У частники конфликта бросились в драку.
2) Ольга не дала Ирине списать домашнее задание, и Ирина подговорила подружек не общаться с девочкой.
3) Иван поссорился с Денисом и тайно разрисовал его учеб­ник.
4) Всеволода обидело поведение друга. Он открыто выска­зал ему своё недовольство и выслушал ответные доводы.

7.

1) В межличностных конфликтах всегда участвуют две сто­роны.
2) Конфликтное поведение может быть не связано с грубо­стью и оскорблениями.
3) Приспособление -это односторонние уступки в ходе конфликта.
4) К конфликтам относят избегание и приспособление.
5) Сотрудничество -это урегулирование разногласий пу­тём взаимных уступок.

8. Заполните пропуск в схеме.

2 вариант

1. Противостояние, которое ведёт к изменению межличност­ных отношений, — это

1) борьба
2) общение
3) конфликт
4) взаимодействие

2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: подчинение, прерывание, компромисс, __________.

1) избегание
2) конфликтное поведение
3) интеграция
4) конфликтная ситуация

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обоб­щает приведенный перечень: сотрудничество, избегание, приспособление.

1) поведение в конфликтной ситуации
2) поиск компромисса
3) разрешение конфликта
4) совместная деятельность

4. Случай, происшествие, недоразумение можно назвать
1) компромиссом
2) инцидентом
3) столкновением
4) соперничеством

5. В каком из примеров речь идёт об интеграции?

1) Конфликтующие стороны провели переговоры и пошли на взаимные уступки.
2) Представители участников конфликта сумели вырабо­тать единое мнение.
3) Участники конфликтной ситуации не уступают друг другу ни в чём.
4) Каждая из сторон ищет союзников для продолжения конфликта.

6. В какой ситуации говорится о конструктивном конфликте?

1) Участники конфликта неоднократно оскорбляли друг друга в социальных сетях.
2) Поссорившись из-за мобильного телефона, сестры Алина и Вера громко кричали и размахивали руками.
3) Николай решил отомстить Петру и от его имени разослал одноклассникам обидные карикатуры.
4) В день рождения Наталья раздала приглашения всем од­ноклассницам, кроме лучшей подруги: она считала, что Галя свой человек в их доме и придёт на праздник и без приглашения. Галина обиделась и объяснила причины своей обиды. Именинница поняла свою ошибку и испра­вила её.

7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Конфликт — это всегда нежелательное и вредное разви­тие событий.
2) Прерывание конфликтных действий — один из способов разрешения конфликтной ситуации.
3) В конфликтной ситуации важно взять верх любой ценой.
4) Конфликтные ситуации невозможно предвидеть и пре­дотвратить.
5) Избегание позволяет отдалить конфликт, но не разреша­ет противоречий между участниками конфликта.

8. Заполните пропуск в схеме.

Ответы на тест по обществознанию Конфликты в межличностных отношениях
1 вариант
1-1
2-3
3-4
4-2
5-4
6-3
7-1
8-антипатия
2 вариант
1-3
2-4
3-1
4-3
5-2
6-1
7-2
8-товарищество

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал